УДК 376.1
Е. А. Чернова, Н. В. Курилович
Организационно-педагогические условия формирования успешности у детей с ОВЗ в процессе занятий прикладными видами деятельности
Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина, Тамбов, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, обеспечивающие необходимость функционирования модели успешности детей с ОВЗ, обеспечивающей функционирование и развитие педагогической системы и целостности педагогического процесса. В качестве условий выделены: создание творческой образовательно-воспитательной среды, которая максимально учитывает запросы социума, представляя вариативность выбора программ и курсов, разнообразие педагогических технологий и содержания дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному творчеству с включением проектной деятельности, обеспечивающие устойчивую мотивацию на непрерывность образования, обеспечивая саморегуляцию и самоорганизацию поведения, формируя самооценку, задавая ориентиры на дальнейшую самореализацию, побуждая к мобилизации творческих способностей, активизации скрытых потенциалов личности через познание своих способностей. Второе, немаловажное условие - педагогическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Организация творческой образовательно-воспитательной среды детей с ОВЗ предполагает педагогическую поддержку и сопровождение со стороны специалистов и родителей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие личности, сохраняя свободу в выборе деятельности и понимание процесса поддержания и функционирования детей с ОВЗ с целью раскрытия личности и личностного потенциала, создавая возможности для взаимодействия и общения со сверстниками, родителями, педагогами дополнительного образования, как компонента успешности. Третье условие - включение родителей в образовательно-воспитательное сообщество. Ребенок с ОВЗ может успешно развиваться в психологическом, личностном и эмоциональном плане при условии оказания ему необходимой помощи и правильной организации воспитательного процесса, где главными участниками воспитательного процесса, кроме детей с ОВЗ, выступают его родители или лица, их замещающие. Положительное взаимодействие с семьей способствует формированию доверительных отношений между педагогом и родителями, что способствует интересу последних к процессу воспитания. Компетентный образ педагога является гарантом стабильности для родителей, вселяя уверенность в правильности его действий, действуя в интересах детей. Педагоги определяют поиск совместных решений и усилий для развития детей, подкрепляя интерес и мотивируя к процессу творчества. Таким образом, соблюдение организационно-педагогических условий в творческой деятельности способствует освоению ими практических навыков, раскрытию способностей, компенсируя дефекты и особенности развития, создавая особые условия для социализации и адаптации в сообществе, формируя их успешность.
Ключевые слова: успешность, дети с ОВЗ, организационно-педагогические условия, творческая образовательно-воспитательная среда, сообщество, педагогическое сопровождение и поддержка.
ЧЕРНОВА Елена Александровна - аспирант кафедры социальной работы, Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина, Тамбов, Россия.
E-mail: [email protected]
CHERNOVA Elena A. - postgraduate student, Department of Social Work, Derzhavin, G. R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia.
КУРИЛОВИЧ Надежда Васильевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной работы, Тамбовский государственный университет им Г.Р. Державина, Тамбов, Россия.
E-mail: [email protected]
KURILOVICH Nadezhda V. - Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Department of Social Work, Derzhavin G. R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia.
E. A. Chernova, N. V. Kurilovich
Organizational and pedagogical conditions for the formation of success in children with disabilities in the process of practicing applied activities
G. R. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia
Abstract. The article considers the organizational and pedagogical conditions that provide a functional model of success for children with disabilities, ensuring the functioning and development of the pedagogical system and the integrity of the pedagogical process. The following conditions are highlighted: the establishment of a creative educational environment that best meets the needs of a certain society, representing the variability range of programs and courses; a variety of pedagogical techniques and content marketing programs on decorative-applied creativity, with the inclusion of project activities; providing sustainable motivation for lifelong learning; providing self-regulation and self-organization of behavior; shaping self-esteem; setting the guidelines for further self-realization; encouraging creative abilities; and the activation of the individual's hidden potentials through the knowledge of their abilities. The second important condition is pedagogical support of children with disabilities. The organization of a creative educational environment for children with disabilities involves pedagogical support from specialists and parents, which in turn has an impact on personal development, preserving freedom in choosing activities and understanding the process of maintaining and functioning of children with disabilities in order to reveal their personality and personal potential, creating opportunities for interaction and communication with peers, parents, teachers of additional education, as a component of success. The third condition is the inclusion of parents in the educational community. A child with disabilities can successfully develop psychologically, personally and emotionally if they are provided with the necessary assistance and proper organization of the educational process, where the main participants in the educational process, in addition to children with disabilities, are their parents or their surrogates. Positive interaction with the family contributes to the formation of a trusting relationship between the teacher and parents, which contributes to the latter's interest in the upbringing process. A competent image of a teacher is a guarantee of stability for parents, instilling confidence in the correctness of their actions, acting in the interests of children. The exchange of views in a dialogical form in the joint activity of parents-children with disabilities-teachers determines the search for joint solutions and efforts for the development of children, reinforcing interest and motivating the creative process. Thus, compliance with organizational and pedagogical conditions in creative activities contributes to their development of practical skills, disclosure of abilities, compensating for defects and features of development, creating special conditions for socialization and adaptation in the community, forming their success.
Keywords: success, children with disabilities, organizational and pedagogical conditions, creative educational environment, community, pedagogical support.
Введение
Успешность человека в современном обществе определяется способностью предопределить перспективу, составлять план действий, организовать взаимодействие с окружающими, оценить результат своего труда и презентовать себя. Система дополнительного образования оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, его успешность. Н.А. Соколова в качестве потенциала дополнительного образования отмечает следующее: создание социальной среды для воспитания личности, формирование социальных норм, правил поведения, усвоение социальных ролей [1]. Н.В. Кленова выделяет отсутствие единого государственного стандарта и возможность выбора в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями [2]. «Дополнительное образование в эпоху перемен - это зона ближайшего развития школы и общего образования в целом», - считает А.Г. Асмолов, выделяя в качестве потенциала укрепление гражданской идентичности [3]. Л.Н. Буйлова выделяет сложившуюся структуру образования и образовательной системы в целом: равноправие всех участников, совместную деятельность, сочетающую педагогические возможности в самостоятельной деятельности, поведении, общении [4]. А.К. Бруднов видит возможность в выборе и освоении той или иной деятельности. Функционирование модели
формирования успешности детей с ОВЗ немыслимо без определения условий. Выявление условий является важным шагом для педагогического исследования, обеспечивающего функционирование и развитие педагогической системы, целостности педагогического процесса, составляющего научную новизну исследования и практическую ценность. В нашей статье мы будем вести речь о подростках с ОВЗ в возрасте от 11 до 16 лет, имеющих ограничения в физической, умственной, психологической сферах деятельности в результате заболевания, отклонений, недостатков развития или неадаптированности внешней среды к их нуждам и потребностям. В качестве классификации мы используем методические рекомендации для адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, выделяя следующие группы: слепые и слабовидящие, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающиеся с нарушением слуха, обучающиеся с расстройством аутистического спектра, обучающиеся с задержкой психического развития, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи.
Организационно-педагогические условия формирования творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
Организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса) считают Н. Ипполитова, Н. Стерхова [5]. Аналогичной точки зрения придерживаются А.Ю. Шаркова, Т.В. Сибгатуллина, выделяя главную функцию - управление педагогическим процессом [6].
Организационно-педагогические условия формирования успешности у детей с ОВЗ в процессе занятий прикладными видами деятельности включают такие условия, которые обеспечивают достижение результата и определяют результативность модели формирования успешности.
В качестве первого условия мы выделили создание творческой образовательно-воспитательной среды. Рассматриваемый нами в рамках исследования средовой подход создает возможности и условия, способствующие воспитанию и развитию детей с ОВЗ, который проявляется в активности трех субъектов: детей с ОВЗ, педагога дополнительного образования и заключенной между ними воспитательной среды. Воспитательная среда в единстве с образовательным пространством представлена в работах Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др. Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова к составляющим элементам воспитательной среды относят: организацию воспитательной работы педагогов с обучающимися, вовлечение в проектную деятельность; классные часы; беседы; воспитательные мероприятия; работу специалистов с детьми группы риска; работу педагогов дополнительного образования; деятельность родительских комитетов; деятельность самоуправления; микроклимат образовательной организации [7].
Осуществляя процесс обучения и воспитания в одновозрастных и разновозрастных объединениях, формируется коллектив, связанный социальным предназначением и общей деятельностью, который способствует межличностному взаимодействию. Отсутствие деятельности приводит к недостаточному развитию личности, отмечает В.М. Бехтерев [8]. Творчество является неотделимой частью общественной жизни человека, развивая его способности, способствуя накоплению положительного опыта и отношения к действительности [9]. Деятельность становится творческой, если ведет к появлению новых идей, продуктов и открывает новое в самом субъекте [10]. Творческое мышление и творческий труд являются катализаторами усвоения новой информации, ускоряя творческую переработку и генерацию идей.
Декоративно-прикладное творчество в своем разнообразии создает благоприятные условия для реализации личностного потенциала у детей с ОВЗ. Существует несколько направлений применения декоративно-прикладного творчества в педагогическом процессе: психофи-зологическое (коррекция нарушений), психотератерапевтическое (воздействие на когнитив-
ную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (регуляторная и коммуникативная), социально-педагогическое (развитие кругозора, активизация возможностей) [11]. Предлагаемая нами дополнительная общеразвивающая программа «Ступени творчества» реализуется в рамках социально-гуманитарной направленности. Содержание программы предусматривает модульность, что обеспечивает постепенное усложнение деятельности по приобретению социальной успешности. Первый модуль программы ориентирован на получение новых знаний в области успешности. Второй модуль направлен на овладение практическими умениями и навыками творческой деятельности (нетрадиционные виды рисования и декоративно-прикладное творчество), познание и профессиональное самоопределение личности. Третий модуль предполагает систематизацию полученных знаний, умений и формирование проектных умений и компетенций.
Воспитательный потенциал декоративно-прикладного творчества заключается в передаче опыта социального взаимодействия, способствующего социализации подрастающей личности. Овладение художественно-творческой деятельностью направлено на единство и взаимодействие искусств, вызывающие духовно-нравственное, художественно-эстетическое удовлетворение, создавая радость творчества. Красота вносится в предметный мир изделиями декоративно-прикладного творчества, выполненными в техниках «Айрис-фолдинг», «Аппликация», «Коллаж», «Скрапбукинг», «Гофротрубочки», «Квилинг», «Декупаж», «Папье-маше», «Торсион-папье или плетение газетной лозой», «Пластилинография», «Керамическая флористика», «Лепка», «Ватная игрушка», «Мозаика», «Витраж», «Мраморирование», «Батик», «Печворк», «Артишок», «Кинусайга», «Арт-порте», «Казанши», «Шерстяная акварель», «Фильцевание», «Ковроткачество», «Художественная обработка кожи», «Мыловарение», «Пирография, пиротипия, резьба по дереву», «Бисероплетение» и другие. Все эти техники способствуют развитию художественного вкуса, формируя эстетическое отношение к окружающей действительности. Сами изделия несут большую чувственную, выразительную неповторимость, формируя личность и обогащая предметными знаниями. В рамках программы предусмотрено освоение таких техник нетрадиционного рисования, как кляксография, дудлинг и каракули, граттаж, гравюра, монотипия, штриховка, марания и набрызга, фроттаж, пуантилизм и диатипия, скетчинг и другие. Являясь средством формирования личности, декоративно-прикладное творчество имеет широкие возможности для развития индивидуальности, творческой активности и потенциальных возможностей детей с ОВЗ, приобщая к наследию, воспитывая художественный вкус, развивая фантазию, удовлетворяя интересы и потребности, готовя к практической жизни, формируя компетенции [12]. Вызванные положительные эмоции способствуют формированию активной жизненной позиции и успешности.
Использование декоративно-прикладного творчества как средства воспитания и формирования успешности обусловлено следующими причинами:
1) уникальное средство формирования важнейших творческих способностей, мотивации и ценностных ориентаций;
2) оздоравливающе-развивающий потенциал средств и методов обучения и воспитания способствует устойчивому формированию навыков;
3) посредством творчества происходят становление и развитие коммуникативных качеств и возникают межличностные отношения;
4) воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферу способствует развитию и саморазвитию, самосовершенствованию, творческому самовыражению, формируя эстетический вкус, мышление, творческое воображение, память;
5) занятия декоративно-прикладным творчеством создают ситуацию успеха, что является основой формирования успешности у детей с ОВЗ.
Выполнение творческих заданий с использованием метода проектов способствует развитию творческих качеств, считает И.М. Михайлова [13]. Используя творческие задания на этапе осмысления и обобщения учебного материала, дети с ОВЗ закрепляют свои знания, участвуют
в активном познании мира, формируя навыки, способности личности к саморазвитию, что является первым шагом к формированию успешности. Метод проектов может служить формой самообразовательной деятельности, поскольку является самостоятельно выполняемым комплексом действий, завершающимся созданием продукта из объекта труда и представляется в виде демонстрации конечного результата, является технологией, позволяющей формировать педагогические ситуации. Это путь познания, интеграция знаний и умений, направленных на результат при решении значимой проблемы. Это способ достижения цели, через решение и разработку проблемы. Проектное обучение способствует созданию условий по приобретению недостающих знаний и коммуникативных умений, осваивая опыт взаимодействия в различных группах, развивая системное мышление и исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). Идеи проектного обучения состоят в следующем:
- деятельность выбрана свободно и самостоятельно выполняется с большим увлечением;
- работа над проектом строится в русле изучаемого материала на уже имеющейся базе знаний, но выходит за его пределы;
- образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для каждого, повышая его учебную мотивацию;
- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Таким образом, творческая образовательно-воспитательная среда в учреждении дополнительного образования максимально учитывает запросы социума, представляя вариативность выбора программ и курсов, предлагая разнообразие педагогических технологий и содержания дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному творчеству с включением проектной деятельности, обеспечивает устойчивую мотивацию на непрерывность образования, учит извлекать пользу из опыта, находить новые решения, раскрывать взаимосвязь событий, обеспечивая саморегуляцию и самоорганизацию поведения, формируя самооценку, стимулируя инициативу, задавая ориентиры на дальнейшую самореализацию, побуждая к мобилизации творческих способностей, активизации скрытых потенциалов личности через познание своих способностей и исследуя собственное «Я». Изобилие видов деятельности, начиная от организационно-массовой, социально-педагогической, социально-реабилитационной и воспитательной работы до предпрофессиональной, создает возможности для взаимодействия и общения со сверстниками, родителями, педагогами дополнительного образования, обеспечивая их успешность.
Второе, немаловажное условие - педагогическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Организация творческой образовательно-воспитательной среды подростков с ОВЗ предполагает педагогическую поддержку и сопровождение со стороны специалистов и родителей, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие личности, сохраняя свободу в выборе деятельности. Педагогическая поддержка, по мнению Т.В. Макеевой, это инновационная сфера деятельности педагога, требующая немалых усилий, сформированности профессиональной компетентности и творческого подхода к собственной деятельности [14].
О.Н. Рябова считает, что педагогическая поддержка является необходимым условием применения метода проектов, развивающая индивидуальность [15]. Задача педагогической поддержки дать возможность подростку с ОВЗ преодолеть препятствие, получив социальный опыт, знания и компетенции, почувствовать себя успешным и самодостаточным. Педагогическая поддержка ведет к сотрудничеству и соучастию педагога дополнительного образования и подростков с ОВЗ.
Педагогическое сопровождение направлено на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление подростков с ОВЗ на основе интеграции деятельности специалистов и родителей, что способствует успешной адаптации в социуме и становлении
личностной успешности. Психолого-педагогическое сопровождение на разных возрастных этапах имеет свою специфику, обусловленную психофизическими и социальными особенностями ребенка [16].
Важными направлениями педагогического сопровождения детей с ОВЗ являются: профилактическое (предупреждающее возникновение вторичных отклонений в развитии - формирование установок на здоровый образ жизни и социально здоровье личности), диагностическое (прогноз возникновения трудностей и механизм решения проблем), консультативное (индивидуальное или групповое, направленное на установление взаимоотношений и самоопределения, обеспечивающее интеграцию и самореализацию), коррекционное и развивающее направление (оказание помощи в общении, обучении, конфликтной ситуации, раскрытие успешности), просветительское (формирование потребности в психологических знаниях у учащихся, педагогов, родителей, желания использовать их в интересах личностного развития воспитанников и собственного развития, своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии), профориентационное (изучение особенностей развития и образовательных потребностей обучающихся, динамическое наблюдение за их продвижением в образовательном процессе, формирование мотивированных профессиональных намерений, установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии) [17].
Сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей; системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом, считает М.В. Биксина.
Подростки с ОВЗ нуждаются в постоянной поддержке со стороны педагогов, направлении его на правильный путь социального развития. Педагог выступает одним из главных наряду с родителями, взрослыми, которые помогают осваивать им новую социальную роль ученика, объясняет правила и нормы поведения в обществе, расширяя социальный опыт. От того, насколько педагог имеет общий язык с подростком с ОВЗ, может наладить взаимоотношения со сверстниками, найти свое место в коллективе, во многом зависит формирование и ощущение успешности среди окружающих, своей значимости и своего места в коллективе.
Социальная поддержка помогает в преодолении проблемных ситуаций. Для того, чтобы у подростков с ОВЗ была сформирована социальная успешность, они должны обладать навыками разрешения трудных жизненных ситуаций, а это возможно лишь тогда, когда они обладают соответствующим опытом. Подростки с ОВЗ часто сталкиваются с трудными жизненными ситуациями, однако, в сравнении с детьми с нормой развития, у них значительно ниже стрес-соустойчивость, менее сформированы навыки решения проблемных ситуаций. Поэтому им необходима социальная поддержка в тех случаях, когда они столкнулись с трудностями, чтобы найти оптимальный вариант решения проблемы и понять, что все сложности решаемы.
В рамках нашего исследования педагогическое сопровождение базируется на проектировании образовательно-воспитательной среды в учреждении дополнительного образования и понимании процесса поддержания и функционирования детей с ОВЗ с целью раскрытия личности и личностного потенциала как компонента успешности.
Третье условие, обеспечивающее результативность модели, является включение родителей в образовательно-воспитательное сообщество. Семья - это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка [18].
Ребенок с ОВЗ может успешно развиваться в психологическом, личностном и эмоциональном плане при условии оказания ему необходимой помощи и правильной организации воспитательного процесса, считают М.Н. Егизарьянц, А.А. Мякиньких [19], а главными участниками воспитательного процесса, кроме детей с ОВЗ, выступают его родители или лица их замещающие.
Следует отметить, семьи, воспитывающие таких детей, являются одной из самых уязвимых категорий семей, в сложных жизненных ситуациях зачастую не знают, куда обратится за помощью, особенно с появлением и взрослением в семье ребенка с особенностями развития. Отношения внутри семьи и окружающим социумом искажаются, закономерные связи и образ жизни семьи кардинально видоизменяются. Личность родителей трансформируется, страдает саморазвитие и стремление к самоактуализации. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями проблемного ребенка, а также с большой эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. У взрослеющего ребенка определяется индивидуальная специфика функционирования и развития психологической системы, процесс суверенизации часто не наступает или наступает с некоторыми оговорками. Все это говорит о том, что семья нуждается в социально-педагогической помощи со стороны образовательных учреждений и педагогов в частности. Первым условием положительного взаимодействия с семьей, способствующим формированию успешности детей с ОВЗ, являются доверительные отношения между педагогом и родителями, что способствует интересу последних к процессу воспитания. Компетентный образ педагога дает стабильность и надежду родителей в правильности его действий, вселяет уверенность, что педагог действует в интересах детей. Обмен мнениями в диалогичной форме определяет поиск совместных решений и усилий для развития. Включение в совместную деятельность родителей детей с ОВЗ подкрепляется интересом и мотивацией детей и родителей к творчеству, достижению успеха. Включая родителей в образовательно-воспитательное сообщество при помощи разнообразных форм работы, педагог дополнительного образования воздействует через совместную деятельность и диалог, компетентный образ своего «Я» и доверительные отношения с родителями на успешность подростков с ОВЗ в настоящем и будущем.
Заключение
Таким образом, вовлечение подростков с ОВЗ в прикладную творческую деятельность способствует раскрытию способностей, освоению практических навыков и выбору профессии, компенсируя дефекты и особенности развития, создавая особые условия для дальнейшей социализации и адаптации в сообществе: педагог дополнительного образования - ребенок с ОВЗ - коллектив детей с ОВЗ - родители детей с ОВЗ, укрепляя равенство и формируя их успешность.
Литература
1. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 224 с.
2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в современной школе // М.: «Сентябрь», 2005. - 192 с.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная Политика. 2014. - № 2 (64). - С. 2-8.
4. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации / Л.Н. Буйлова // Мир науки, культуры, образования. 2011. - №6(31). - С. 130-134.
5. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // Общее и профессиональное образование. 2012. - №1. - С. 8-14.
6. Шаркова А.Ю., Сибгатуллина Т.В. Педагогические условия использования проектной деятельности для формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся педагогического колледжа / А.Ю. Шаркова, Т.В. Сибгатуллина / Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: материалы статей уч. Всер. науч.-практ. конф. с междунар. уч. -Казань, 27-28 марта 2018 г. - С. 277- 284.
7. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Воспитательная среда образовательной организации как фактор развития социальной активности обучающихся / Н.Ю. Лесконог, Л.Ф. Шаламова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. - №9(132). - С. 49-52.
S. Бехтерев В. М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников /В.М. Бехтерев. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 212 с.
9. Иманмурзаева А.У Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании личности младшего школьника // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №4(59). - С. 137-138.
10. Кондратьева H. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - С. 1-7.
11. Шзарова КМ. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. под ред. КМ. Шзаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
12. Криво Т. М. Технология развития художественно - творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности / Т.М. Криво // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. - №2(117). - С. 121- 125.
13. Михайлова И. М. Формирование у студентов-бакалавров профессиональных компетенций в ходе творческой деятельности / И.М. Михайлова // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. - № 7-10. - С. S1-S5.
14. Макеева Т.В. Педагогическая поддержка ребенка в учреждении дополнительного образования / Т.В. Макеева // Ярославский педагогический вестник. 2008. - №3. - С. 24-31.
15. Рябова ОК. Организационно-педагогические условия использования метода проектов в учреждении дополнительного образования: дисс. ...канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Рябова Ольга Биколаевна. -Шуя, 2004. - 247 с.
16. Чернова EA., Курилович КВ., Курин А.Ю. Социальная успешность младших школьников с ОВЗ: подходы к определению, принципы формирования / EA. Чернова, КВ. Курилович, А.Ю. Курин // Вестник КГПУ им В.П. Астафьева. Педагогические науки. Теория и методика обучения и воспитания. - 2020. - №2(52). - С. 17-23.
17. Гамаюнова АК, Пискайкина АЛ. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. H. Гамаюнова, А. E. Пискайкина // Специальное образование. 2013. - №4 (32). - С. 20-27.
18. Зайцева А.В. Профилактика жестокого обращения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: Психолого-педагогическое сопровождение семьи детей с ограниченными возможностями здоровья / Составитель: А. В. Зайцева. - Ставрополь, ООО ИД ТЭСЭРА, 2016. - 120 с.
19. Eгизарьянц МК, Мякиньких А.А. Роль семь в воспитании ребенка с ОВЗ / МК Eгизарьянц, А.А. Мякиньких // Проблемы педагогики, 2019. - №4 (43).
References
1. Sokolova N.A. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov / N.A. Sokolova. - CHelyabinsk: Izd-vo CHe-lyab. gos. ped. un-ta, 2010 - 224 s.
2. Bujlova, L.N., Klenova, N.V. Dopolnitel'noe obrazovanie v sovremen-noj shkole // M.: «Sentyabr'», 2005. - 192 s.
3. Asmolov A.G. Dopolnitel'noe personal'noe obrazovanie v epohu pe-remen: sotrudnichestvo, sotvorchestvo, samotvorenie // Obrazovatel'naya Politika.- 2014. - № 2 (64) s. 2-8.
4. Bujlova, L.N. Sushchnost' i specifika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v sovremennoj sisteme obrazovaniya Rossijskoj Federacii / L.N. Bujlova // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011. - №6(31). -s. 130-134.
5. Ippolitova N, Sterhova N. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: sushchnost', klassifikaciya / N. Ippolitova, N. Sterhova // Obshchee i professional'noe obrazovanie. 2012. - №1.- s. 8-14.
6. SHarkova A.YU., Sibgatullina T.V. Pedagogicheskie usloviya ispol'zo-vaniya proektnoj deyatel'nosti dlya formirovaniya proektno-issledovatel'skih kompetencij obuchayushchihsya pedagogicheskogo kolle-dzha / A.YU. SHarkova, T.V. Sibgatullina / Andreevskie chteniya: Sovre-mennye koncepcii i tekhnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti: materialy statej uch. Vser. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uch., Kazan', 27-28 marta 2018 g. s. 277- 284.
7. Leskonog N.YU., SHalamova L.F. Vospitatel'naya sreda obrazovatel'noj organizacii kak faktor razvitiya social'noj aktivnosti obuchayushchihsya / N.YU. Leskonog, L.F. SHalamova // Izvestiya Volgogradskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018.- №9(132).- s.49-52.
8. Bekhterev, V. M. Ob eksperimental'nom psihologicheskom issledovanii prestupnikov /V.M. Bekhterev.-M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2019.- 212 s.
9. Imanmurzaeva, A.U. Pedagogicheskij potencial dekorativno-prikladnogo iskusstva v formirovanii lichnosti mladshego shkol'nika // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2016. - №4(59). - s. 137-138.
10. Kondrat'eva N. V. Sushchnost' ponyatiya «tvorcheskie sposobnosti» // Koncept. - 2015. - № 09 (sentyabr'). - s. 1-7.
11. Nazarova, N.M. Special'naya pedagogika: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / L.I. Aksenova, B.A. Arhipov, L.I. Belyakova i dr. pod red. N.M. Nazarovoj. - 10-e izd .,cter. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010. - 400 s.
12. Krivo, T. M. Tekhnologiya razvitiya hudozhestvenno - tvorcheskogo poten-ciala studentov pedvuza posredstvom proektnoj deyatel'nosti / T.M. Krivo // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta. 2012. - №2(117). - s. 121- 125.
13. Mihajlova I. M. Formirovanie u studentov-bakalavrov professio-nal'nyh kompetencij v hode tvorcheskoj deyatel'nosti / I.M. Mihaj-lova // Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij. 2015. -№ 7-10.- s. 81-85.
14. Makeeva T.V. Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v uchrezhdenii dopol-nitel'nogo obrazovaniya / T.V. Makeeva // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2008.- №3.- s. 24-31.
15. Ryabova, O.N. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya metoda proektov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya : diss. . ..kand. ped. nauk : 13. 00. 01 / Ryabova Ol'ga Nikolaevna. - SHuya, 2004.-247 s.
16. CHernova E.A., Kurilovich N.V., Kurin A.YU. Social'naya uspeshnost' mladshih shkol'nikov s OVZ: podhody k opredeleniyu, principy formirovaniya /E.A. CHernova, N.V. Kurilovich, A.YU. Kurin // Vestnik KGPU im V.P. Astaf'eva. Pedagogicheskie nauki. Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya.- 2020g. -№2(52). - s. 17-23.
17. Gamayunova A. N., Piskajkina A. E. Osnovnye napravleniya psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya podrostkov s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya / A. N. Gama-yunova, A. E. Piskajkina // Special'noe obrazovanie. 2013. - №4 (32).- s. 20-27.
18. Zajceva A. V. Profilaktika zhestokogo obrashcheniya v sem'yah, vospity-vayushchih detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i detej s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya / Sostavitel': A. V. Zajceva. - Stavropol', OOO ID TESERA, 2016 - 120 s.
19. Egizar'yanc M.N., Myakin'kih A.A. Rol' sem' v vospitanii rebenka s OVZ / M.N. Egizar'yanc, A.A. Myakin'kih // Problemy pedagogiki 2019.- №4 (43).