Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/64PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кондрашова Е.Н., Майорова А. А., Колесова Е.М. Формирование у младших школьников навыков социального взаимодействия в условиях инклюзивного образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/64PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kondrashova E.N., Majorova A.A., Kolesova E.M. (2019). The formation of skills of social interaction in primary school students in conditions of inclusive education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/64PDMN619.pdf (in Russian)
УДК 373.3 ГРНТИ 14.25.07
Кондрашова Елена Николаевна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=349383 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?hl=ru&user=lc8bOwYAAAAJ
Майорова Анна Анатольевна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Магистрант E-mail: [email protected]
Колесова Евгения Максимовна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Магистрант E-mail: [email protected]
Формирование у младших школьников навыков социального взаимодействия в условиях инклюзивного образования
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования у младших школьников готовности к социальному взаимодействию как одной из актуальных проблем в современной педагогической науке и общества в целом. Младший школьник, переступив порог школы, становится общественным субъектом и начинает новую социальную жизнь. Но есть множество причин, одной из которых является социальная изоляция, возникшая на фоне проблем со здоровьем. Именно поэтому главной идеей инклюзивного образования является масштабное изменение понимания прав человека, его достоинства и индивидуальности. Именно готовность к социальному взаимодействию - необходимый фактор для нормального развития личности особенно в системе инклюзивного образования. Анализируя современный педагогический опыт, мы разработали собственную методику формирования у детей навыков социального взаимодействия в условиях инклюзивного образования. На подготовительном этапе изучался исходный уровень сформированности у учащихся навыков социального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Следующий этап состоял в разработке, описании и реализации комплекса мероприятий с детьми младшего школьного возраста по формированию у них
https:// mir-nauki. com
готовности к социальному взаимодействию с обучающимися с ОВЗ и включение родителей младших школьников в данный процесс. В связи с этим, данная статья направлена на описание педагогических условий формирования навыков социального взаимодействия в условиях инклюзивного образования. Изложенный подход определяет один из методических аспектов формирования у детей навыков социального взаимодействия, который может служить в качестве руководства в реализации современных ориентиров образования в начальной школе.
Ключевые слова: взаимодействие; социальное взаимодействие; младшие школьники; инклюзивное образование
Формирование у младших школьников готовности к социальному взаимодействию является для современной педагогической науки и для общества в целом актуальной проблемой. Это объясняется тем, что младший школьник, переступив порог школы, становится общественным субъектом. Ребенок начинает новую социальную жизнь [1]. Он попадает в незнакомую ему обстановку, где помимо бесспорного авторитета в лице учителя появляются сверстники. Не каждый ребенок способен открыться новому обществу и быть принятым в это общество. На это есть множество причин, одной из которых является социальная изоляция, возникшая на фоне проблем со здоровьем. Именно поэтому главной идеей инклюзивного образования является масштабное изменение понимания прав человека, его достоинства и индивидуальности. Стоит отметить, что внедрение инклюзии будет реализовано только на основе таких принципов как демократизация и гуманизм, а также при отсутствии дискриминации по любому признаку. Необходимо понять, что важной задачей педагогической науки является не только приобщение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к жизни в социуме, но и формирование самого общества, готового открыто взаимодействовать с такими детьми, осознавая ценность человеческого многообразия. Именно готовность к социальному взаимодействию - необходимый фактор для нормального развития личности особенно в системе инклюзивного образования.
Проблема формирования у младших школьников готовности к социальному взаимодействию - далеко не новая научная проблема, однако, с точки зрения инклюзивного образования, процесс развития которого находится на начальных этапах формирования, это явление недавнее.
Данную проблему рассматривали такие ученые как Л.С. Выготский [2], Н.П. Гуткина [3], Е.Е. Кравцова [4], Е.В. Самсонова и А.Ю. Шеманов [5] и др.
О необходимости включения детей с ОВЗ в общее образование говорит в своих трудах Л.С. Выготский [2]. Н.И. Гуткина [3] и Е.Е. Кравцова [4] разрабатывают проблему готовности младшего школьника к школе: одна анализирует данную проблему как психологическую в общем плане, а другая - психологические проблемы готовности младших школьников к обучению в школе. Важную для решения проблему организации учебного процесса в инклюзивном классе изучает Е.В. Самсонова и А.Ю. Шеманов [5].
Из представленного анализа видно, что проблема готовности социального взаимодействия в образовательной системе рассматривалась достаточно активно, но за пределами инклюзии.
Актуальность нашего подхода заключается в том, чтобы сформировать у младших школьников готовность к социальному взаимодействию в рамках системы инклюзивного образования.
Наша задача рассмотреть данную проблему с точки зрения школьника с ОВЗ, вливающегося в новое общество и с точки зрения общества, принимающего его. Необходимо
искоренить проблемы социального характера у особенных детей, изучить уровень взаимоотношений между младшими школьниками, увидеть трудности и барьеры, возникающие в работе учителя, выяснить, какая помощь необходима участникам образовательного процесса в условиях инклюзии, наметить план работы и проведение разъяснительных бесед не только с педагогическим коллективом, но и с родителями младших школьников. Достижение поставленной цели требует колоссальной работы, это связано главным образом с тем, что наше общество не готово к интегрированному обучению.
Многие исследователи, в том числе Н.Н. Малофеев, делали вывод о нецелесообразности его внедрения на государственном уровне в нашей стране, причинами тому выступают: невозможность прямого копирования западной модели интеграции (различия в типах общественного устройства); сложности в подготовке законодательной базы; сложности финансирования; и самое важное это неготовность общества - педагогов, родителей, детей [6].
На сегодняшний день в России существует три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: дифференцированное обучение, осуществляющееся в специальных учреждениях; интегрированное обучение, проходящее в специальных классах в общеобразовательных учреждениях и инклюзивное обучение, предполагающее совместное обучение обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья [7]. Последнее, на наш взгляд, является наиболее успешным, так как дети с ОВЗ имеют высокий уровень социального взаимодействия в сравнении с детьми, обучающимися в коррекционных классах и учреждениях. Достоинство инклюзивного образования для детей с ОВЗ заключается не только в приобретении навыков коммуникации, но и в расширении возможности творческого потенциала. Преимущество обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях бесспорно, однако, существует проблема, связанная с неготовностью обычных детей к взаимодействию с детьми с ОВЗ. Данная проблема актуальна и её решением занимаются многие современные педагоги.
К.С. Шалагинова в своём исследовании по подготовке здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ, проводимом на базе образовательных учреждений г. Тулы, в качестве главной формы работы выбрала тренинг, так как он, во-первых, представляет возможность работать с большой группой учеников, а, во-вторых, в процессе тренинга, учащиеся получают коммуникативные навыки, необходимые при взаимодействии друг с другом.
Задачей тренинга являлось развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ, формирование умения проявлять эмпатию, понимать и принимать интересы других людей, подавление беспочвенной агрессии, разрушение психологического барьера, а также ознакомление здоровых детей с принципами инклюзивного обучения. Стоит отметить, что тренинг К.С. Шалагиновой состоял из двух основных разделов: целью первого раздела являлось освещение понятия «инклюзивное образование», его задач, принципов, трудностей, а также знакомство детей с жизнью людей с ограниченными возможностями здоровья. Второй раздел был посвящён психологической стороне проблемы, а именно разрушению стереотипов о детях с ОВЗ, развитие толерантности, эмпатии и т. д.
Занятия проводились два раза в неделю на протяжении двух месяцев. Тренинг включал в себя различные игры на знакомство, доверие, проявление различных эмоций, взаимодействие друг с другом, а также упражнения на формирование навыков принятия других людей, умения ставить себя на место другого, развитие коммуникативных навыков. В ходе сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента автор исследования выявила положительную динамику, которая заключалась в повышении уровня интереса здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья, в проявлении уважения, сочувствия, понимания. Важно заметить, что школьники перестали демонстрировать негативные эмоции по отношению к другим детям, непохожим на них, уровень толерантности учащихся в ходе
https:// mir-nauki. com
эксперимента вырос в 1,5 раза. Нельзя не отметить и то, что уровень агрессии, а именно проявление негативизма, раздражительности в отношении других детей, снизился в два раза, а желание проявить физическую агрессию было искоренено полностью [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что тренинг, организованный К.С. Шалагиновой, носит эффективный характер и его внедрение в образовательную среду необходимо в условиях инклюзивного обучения.
Кандидаты психологических наук Е.С. Глухова и С.А. Литвина проводили исследование, целью которого было выявление психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования. Основным методом исследования выступал письменный опрос, в котором приняли участие три общеобразовательных учреждения города Томска, в одном из которых есть практика инклюзивного образования. Среди респондентов были педагоги, родители и учащиеся. Абсолютно все педагоги, работающие в школе с инклюзией, считают, что детям с ОВЗ необходимо посещать школу. Только половина опрашиваемых учителей из обычных школ поддерживает данную точку зрения. Другая половина респондентов уверенна, что детям с ОВЗ будет трудно учиться в общеобразовательной школе в силу таких обстоятельств, как неподходящие условия, физические ограничения, неадаптированные программы и расписание, негативный психологический климат, жестокость других детей. Стоит отметить, что больше всего переживания у педагогов вызывает личностные особенности таких детей, их медлительность, вспыльчивость, утомляемость и т. д.
Особые опасения педагогов связаны с отношением сверстников, с отсутствием толерантности, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Однако в ходе опроса родителей, чьи дети обучаются совместно с детьми с ограниченными возможностями, выяснилось, что все опрашиваемые позитивно относятся к инклюзивному образованию и убеждены, что дети должны учиться вместе, в то время как 15 % родителей, не знакомых с инклюзией, выступают против такого рода обучения. Львиная доля родителей здоровых детей видят плюсы в совместном обучении: дети становятся добрее, учатся состраданию и милосердию, проявляют толерантность.
Опрос учащихся показал, что школьники в подавляющем большинстве одобряют идею инклюзивного образования. Дети, обучающиеся в школе с инклюзией, говорят о том, что общаться с особенными детьми «нормально», «весело», «интересно», но небольшой процент учащихся всё-таки испытывает трудности в общении с детьми с ОВЗ, 9 % опрашиваемых категорически против какого-либо взаимодействия [9].
На основании проведенного исследования Е.С. Глухова и С.А. Литвина замечают, что результаты опроса детей связаны с результатами опроса взрослых. Этот факт говорит о том, что дети копируют поведение взрослых, не имея собственного опыта коммуникативного взаимодействия. Таким образом, проблема психологической готовности к взаимодействию обычных детей и детей с ОВЗ существует и напрямую зависит от поведения родителей и педагогов.
О.А. Бажукова - кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета в своей статье описывает опыт формирования нравственных установок у младших школьников в инклюзивной образовательной среде. Автор исследования берёт за основу социально - психологический тренинг, целью которого является, во-первых, решение существующих проблем, связанных с отношением обычных детей к детям с ОВЗ, во-вторых, профилактическое воздействие, представленное в возможности решать проблемы самостоятельно.
Данный тренинг был проведен в дагестанской школе с инклюзивным образованием в форме занятий по 40 минут 1 раз в неделю, в течение двух месяцев. О.А. Бажукова обозначила такие задачи тренинга как: воспитание сотрудничества и уважения к интересам других людей, формирование навыков грамотного выхода из конфликтных ситуаций, развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ, формирование умения осмыслять свои и чужие поступки. Автор исследования использовала следующие методологические приёмы достижения поставленных целей: беседа, задачей которой является знакомство со всеми возможными средствами понимания, подвижные упражнения на релаксацию, психогимнастические упражнения на рисование, разнообразные психологические игры, позволяющие участникам привыкнуть друг к другу, творческие упражнения на проявления открытых эмоций.
По мнению О.А. Бажуковой экспериментальная работа была успешна, так как школьники стали проявлять интерес к эмоциональному состоянию друг друга, научились сопереживать, стали более терпимыми, отзывчивыми. Учащиеся с ОВЗ стали чувствовать себя комфортнее, благодаря тому, что другие дети тянулись к ним, хотели поддержать, оказать помощь в какой-либо ситуации [10]. Всё это даёт повод утверждать, что создание наилучших взаимоотношений между обычными детьми и детьми с ОВЗ возможно только при личностно-ориентированном подходе.
Мы, в свою очередь, анализируя современный педагогический опыт, разработали собственную методику формирования у младших школьников навыков социального взаимодействия в условиях инклюзивного образования.
Исследование по формированию навыков социального взаимодействия мы провели на базе одной из школ города Магнитогорска. В соответствии с гипотезой, целями и задачами исследования на формирующем этапе эксперимента предполагалось создание в образовательном процессе специально организованных педагогических условий для эффективного формирования у младших школьников навыков социального взаимодействия с обучающимися с ОВЗ на протяжении всего обучения. Так, на подготовительном этапе изучался исходный уровень сформированности у учащихся навыков социального взаимодействия с детьми с ОВЗ. Следующий этап состоял в разработке и реализации комплекса мероприятий с детьми младшего школьного возраста по формированию у них готовности к социальному взаимодействию с обучающимися с ОВЗ. Стоит отметить, что важным составляющим нашей работы являлось включение родителей младших школьников в процесс формирования готовности к социальному взаимодействию.
Результаты диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента и существующая практика работы в школе показали, что повышение уровня сформированности у младших школьников готовности к социальному взаимодействию с обучающимися с ОВЗ возможно при реализации следующих педагогических условий:
1. овладение школьниками знаниями об особенностях жизнедеятельности детей с ОВЗ;
2. участие в совместных мероприятиях (учебных, спортивных, досуговых и пр.) с детьми с ОВЗ;
3. включение учащихся в совместную с детьми с ОВЗ рефлексивно-оценочную деятельность, направленную на осознание индивидуальных особенностей людей.
Рассмотрим каждое педагогическое условие более подробно.
Первым педагогическим условием является овладение школьниками знаниями об особенностях жизнедеятельности детей с ОВЗ. В организации работы ведущими стали принципы непрерывности, целостности и системности. В рамках родительского собрания была
проведена беседа о людях с ОВЗ, об инклюзивном образовании, они могли задавать наиболее популярные вопросы относительно совместного обучения детей с ОВЗ. Родители были проинформированы об организации учебного процесса, об особенностях жизни детей с ОВЗ. Важным моментом для родителей стало понимание того, что обучение детей с ОВЗ в классе даст возможность здоровым детям проявлять такие качества, как сопереживание, толерантность, эмпатию и т. д. Таким образом, беседа позволила родителям высказать свои опасения относительно инклюзии, получить ответы на интересующие их вопросы.
Следующим шагом стала организация классных часов, посвященных детям с ОВЗ. Мы знакомили школьников с особенностями детей с различными видами отклонений, согласно классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым:
• дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
• дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
• дети с нарушением речи (логопаты);
• дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• дети с умственной отсталостью;
• дети с задержкой психического развития;
• дети с нарушением поведения и общения;
• дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [11].
Младшие школьники получили элементарные знания о детях с ограниченными возможностями здоровья. Мы рассказали им об особенностях поведения, внешнего вида, об отличиях от здоровых детей. Также школьникам были продемонстрированы необходимые приспособления, которыми вынуждены пользоваться эти дети (очки, специальные книги (со шрифтом Брайля), слуховые аппараты, инвалидные коляски, костыли, пандусы и т. д.).
Школьники просматривали документальные ролики о жизни детей с ОВЗ, вели дискуссии о том, есть ли у них близкие или знакомые с ОВЗ, встречали ли они в обыденной жизни таких людей. Им также предлагались различные фотографии, на которых изображены дети с какими-либо нарушениями, задачей школьников было определить, что не так с этим ребенком, как общаться с ним и как ему можно помочь. Помимо этого, учащиеся узнали о детских паралимпийских играх, на которых дети с ограниченными возможностями здоровья могут продемонстрировать свои навыки и умения в различных спортивных областях.
Вторым педагогическим условием является участие младших школьников в совместных мероприятиях (учебных, спортивных, досуговых и пр.) с детьми с ОВЗ. Нами был организован спортивный праздник, посвященный здоровью, в котором принимали участие школьники с ограниченными возможностями здоровья, и коллективно-творческое дело: «Будущее природы в твоих руках».
На спортивном празднике ребята соревновались в эстафете, гонках на самокате, командных играх (баскетбол, футбол, волейбол), в преодолении полосы препятствий. Школьники знакомились друг с другом, объединялись в команды. В ходе праздника школьники взаимодействовали с ровесниками с ОВЗ, вступали в беседу, оказывали им моральную поддержку, болели за них.
https:// mir-nauki. com
Следующее, организованное нами мероприятие, было посвящено коллективно-творческому делу (далее КТД): «Будущее природы в твоих руках». В нём принимали участие учащиеся муниципальной общеобразовательной школы и учащиеся школы для детей с ОВЗ. Задачей данного проекта являлось создание газеты, посвященной важности сохранения природы. Все участники КТД делились на группы. Каждая группа выполняла определенное задание: дети делали различные фотографии, рисовали комиксы, приводили статистику, сочиняли стихотворения и т.п. Совместная работа дала возможность школьникам подружиться, найти общие интересы, рассказать друг другу о себе, о своих увлечениях.
Третьим педагогическим условием формирования у школьников готовности к социальному взаимодействию с обучающимися с ОВЗ является включение учащихся в совместную с детьми с ОВЗ рефлексивно-оценочную деятельность, направленную на осознание индивидуальных особенностей людей. В школе нами было организовано мероприятие «Алло, мы ищем таланты!». Целью данного мероприятия являлось воспитание у младших школьников сопереживания, сочувствия, дружелюбия, милосердия. На мероприятие были приглашены учащиеся четвертого класса общеобразовательной школы и учащиеся коррекционной школы для детей с ОВЗ. На концерте было заявлено несколько номинаций: «Звонкие голоса», «Поэзия», «Зажигательный танец», «Цирковое искусство», «Играй гармонь».
Дети рассказывали стихотворения известных поэтов, а также читали стихотворения собственного сочинения, пели песни, играли на различных инструментах, показывали фокусы, танцевали. Также по окончании концерта было награждение. Младшие школьники могли наглядно увидеть, что дети с ОВЗ обладают талантами в разных областях. Данный концерт поможет детям осознать, что дети с ОВЗ нуждаются в понимании, принятии, в помощи, в раскрытии их потенциала.
В заключении хотелось бы отметить, что формирование у младших школьников навыков социального взаимодействия в условиях инклюзивного образования это трудоёмкий процесс, требующий системности, стабильного и совместного участия детей, педагогов и родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кондрашова Е.Н. Формирование социального взаимодействия обучающихся / Е.Н. Кондрашова, В.В. Алонцев, А.А. Майорова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. -С. 117-120.
2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 199 с.
3. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: учебное пособие / Н.И. Гуткина. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.
4. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
5. Шеманов, А.Ю. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса / А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова // Психологическая наука и образование. - 2019. -Т. 24. - № 6. - C. 38-46.
6. Малофеев, H.H. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа / H.H. Малофеев. - М.: Печатный двор, 1996. - 182 с.
7. Леонгард, Э.И. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции / Э.И. Леонгард // Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С. 139-148.
8. Шалагинова, К.С. Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как одно из условий предупреждения школьного насилия / К.С. Шалагинова // Мир педагогики и психологии. - 2016. - №2(2). - С. 35-44.
9. Глухова, Е.С. Проблемы психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования / Е.С. Глухова, С.А. Литвина // Психология обучения. - 2013. - №1. - С. 28-39.
10. Бажукова, О.А. Формирование нравственных установок у школьников в инклюзивной образовательной среде / О.А. Бажукова, Д.П. Азизова // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/.
11. Лапшин, В.А. Основы дефектологии: учебное пособие для педагогических институтов / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов - М.: Просвещение, - 1991. - 143 с.
Kondrashova Elena Nikolaevna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia
E-mail: [email protected]
Majorova Anna Anatolyevna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia
E-mail: [email protected]
Kolesova Evgenia Maksimovna
Nosov Magnitogorsk state technical university, Magnitogorsk, Russia
E-mail: [email protected]
The formation of skills of social interaction in primary school students in conditions of inclusive education
Abstract. The article substantiates the need for the formation of readiness for social interaction among elementary school students as one of the urgent problems in modern pedagogical science and society as a whole. The younger student, having crossed the threshold of the school, becomes a public subject and begins a new social life. But there are many reasons, one of which is social exclusion that has arisen amid health problems. That is why the main idea of inclusive education is a large-scale change in understanding of human rights, its dignity and individuality. It is readiness for social interaction that is a necessary factor for the normal development of an individual, especially in the system of inclusive education. Analyzing modern pedagogical experience, we have developed our own methodology for the formation of children's social interaction skills in an inclusive education. At the preparatory stage, the initial level of formation of students' social interaction skills with children with disabilities was studied. The next stage was the development, description and implementation of a set of activities with children of primary school age to form their readiness for social interaction with students with disabilities and the inclusion of parents of primary school children in this process. In this regard, this article is aimed at describing the pedagogical conditions for the formation of social interaction skills in an inclusive education. The described approach defines one of the methodological aspects of the formation of social interaction skills in children, which can serve as a guide in the implementation of modern education guidelines in primary school.
Keywords: interaction; social interaction; young learners; inclusive education