НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 37(4/9). (14.15.25)
Н. Е. Жорняк
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ КАНАДСКОЙ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Рассматривается опыт формирования содержания программ канадской допрофессиональной туристической подготовки. Характеризуются условия, которые влияют на содержание программ туристической подготовки. Проанализировано, каким образом они практически осуществляются в канадских школах, на что особенно обращено внимание, и обоснованы направления их использования в системе отечественного образования.
Ключевые слова: допрофессиональная туристическая подготовка, коренные жители, содержание программы, непрерывное образование, туристическая отрасль, коммуникативные навыки, карьерный рост.
Социальные и экономические изменения, произошедшие в последнее время по всему миру, обусловили глубокие структурные преобразования в туристической индустрии. Получили распространение частные туристические фирмы, углубилась специализация, расширилось использование информационных технологий и маркетинговых исследований. Эти изменения привели к целому комплексу проблем в организации, планировании и управлении туризмом в стране: стихийному развитию туристической индустрии; развитию элитного и зарубежного туризма и свертыванию массового, социального, внутреннего; несовершенству систем кадровой подготовки и научного прогнозирования устойчивого развития туризма. Противоречия, возникающие между растущими потребностями населения в туристических услугах и возможностями их удовлетворения туристической индустрией, между изменениями в конкурентной ситуации и недостаточной компетентностью кадров в различных сферах туристической деятельности - управленческой, экономической, экологической, правовой, профессиональной, обусловливают необходимость совершенствования кадровой подготовки будущих специалистов сферы туризма.
Современная модель профессиональной деятельности, в частности туристической, развивается как результат научно-практического поиска, в процессе которого изучается и анализируется отечественный и зарубежный опыт. Осуществление модернизации образовательной деятельности в контексте мировых требований, невозможно без учета международного опыта, в том числе канадского опыта профессионального обучения работников.
Особенности подготовки специалистов для сферы туризма в Канаде изучались такими канадскими исследователями, как Энн Поллак, Рейнер Рос-синг, Лери Ортон, Питер Миллер, Питер Дракер,
Яна Росса, Джеймс Тейлор.
Цель статьи - выявить основные принципы формирования содержания программ канадской допрофессиональной туристической подготовки для дальнейшего их использования в отечественной системе образования.
Во время проведения Олимпийских и Паролим-пийских игр в 2010 г. Канада сделала ставку именно на свои внутренние ресурсы. В подготовке к проведению особое внимание акцентировалось именно на том, что делает Канаду особой, неповторимой, колоритной и, как результат, интересной для исследования. Олимпийские игры стали трамплином для канадской туристической отрасли, привлекли новые инвестиции и потенциальных потребителей туристических услуг. Они также обнаружили пробелы в профессиональной подготовке специалистов. Соответственно были пересмотрены содержание, структура, принципы и методы их обучения. Особое внимание обратили на образование коренного населения, что, в свою очередь, оказало положительное влияние на развитие отдаленных регионов.
С переходом на интеллектуальную глобальную экономику человеческий капитал становится все более ценным ресурсом. Образование играет решающую роль в развитии личности и общества, разработке учебной и научно-исследовательской среды международного масштаба, междисциплинарной ориентации и информационно связанного между собой сообщества.
Чтобы подготовка отвечала именно национальным потребностям, канадский исследователь туристического образования Россинг выделил три основные ее задачи: отвечать потребностям общества в специалистах, увеличивать возможности выбора и доступности для каждого потенциального студента и выступать в качестве движущей силы,
чтобы улучшить качество всех видов профессиональной подготовки [1, с. 24] .
Непрерывное обучение стало рассматриваться в Канаде в качестве стратегии для обеспечения канадцев навыками, необходимыми для конкурирен-ции в глобальной экономике. Большое количество образовательных, правительственных и частных организаций в Канаде поддерживают такое обучение как стратегическую основу для своей работы. В этом контексте очень важны договоренности между образовательными учреждениями о взаимном согласовании учебных программ и кредитов, позволяющих людям передвигаться эффективно между образовательными программами, минимизируя количество времени и денег, которые человек должен инвестировать. Это соответствует принципу единства содержательной и процессуальной стороны обучения, при котором учитывается педагогическая реальность осуществления конкретного учебного процесса.
Основными задачами такой подготовки должны быть: направленность на обеспечение высокого качества, конкурентоспособности, производительности и устойчивости; повышение успешности выпускников, которые задействованы в программах туристической профессиональной подготовки; согласование направления подготовки с отраслью; обеспечение возможностей постоянного повышения квалификации для тех, кто уже в этой отрасли; обеспечение работодателей доступом к информации о достоверности уровня профессиональной подготовки [2, с. 3].
Среди целого ряда условий, которые влияют на содержание туристической подготовки, канадский исследователь Рейнер Россинг выделяет: демографические изменения населения; появление новых навыков, необходимых в промышленности; растущую нехватку квалифицированных кадров определенных направлений и в определенных регионах; подбор, удержание и внеплановая текучесть кадров; недостаточно положительный имидж отрасли туризма как работодателя; культурное и традиционное восприятие отрасли; отказ многих компаний признать долгосрочные преимущества занятости кадров перед приоритетом краткосрочных; фрагментация ответственности за подготовку кадров [1].
В канадской профессиональной подготовке особое внимание уделяется допрофессиональному этапу. Это обусловлено тем, что отрасли туризма значительно не хватает квалифицированных работников во всех пяти секторах (размещение и проживание, питание и напитки, туризм, путешествия и транспорт, управления событиями). Именно средние школы предлагают одно из возможных решений этой проблемы - они расположены во всех
провинциях и на всех территориях Канады в достаточном количестве, а их хорошо организованные учебные программы обеспечивают учащихся надлежащим уровнем знаний, умений и навыков для дальнейшего получения профессионального образования.
Хорошим примером для иллюстрации может служить образовательно-профессиональная программа «Туризм в старших классах», которая была разработана впервые еще в 1996 году (обновленная в 2006 г.) для школьных учебных заведений провинции Британская Колумбия. К разработке приобщились Министерство образования Британской Колумбии, Канадское министерство по вопросам развития человеческих ресурсов и Организация педагогов, специализирующихся на туристическом образовании. Допрофессиональная подготовка осуществляется в течение двух последних лет обучения в школе (в Канаде это 11—12-е классы). Продолжительность курса - 100-120 ч в каждом учебном году (по 4 кредита). Предусмотрена также 30-часовая практика (еще 4 кредита). Успешное усвоение знаний и прохождения практики предполагает получение сертификата, который часто является обязательным при поступлении на туристические специальности. Допрофессиональная подготовка осуществляется методом интеграции в программы старшей школы дисциплин профессионального направления [3]. Таким образом осуществляется принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Детальное рассмотрение этой программы показало, что при изучении предмета «Основы туризма», темы «География туризма Британской Колумбии» среди прочего ученики должны изучить историю и культуру коренных жителей, культурную диверситивность провинции, уметь проанализировать факторы, влияющие на развитие местного туризма с точки зрения культуры и традиций коренных жителей [4, с. 24], что, в свою очередь, соответствует принципу гуманитаризации образования.
Поскольку туризм, несмотря на свою популярность, на практике является сектором с высокой текучестью кадров и отношением «временной перспективы», важной темой является также «Положительное отношение к карьере». Здесь объясняют, как положительное отношение к туристической карьере влияет на развитие компании, сообщества и отрасли в целом, какое впечатления производит положительное отношение на клиентов. Особое внимание обращают на выработку ответственного отношения, разработку моделей поведения при возникновении непредвиденных ситуаций, умение адаптироваться на рабочем месте, учиты-
вая его диверситивность, понимание необходимости дальнейшего карьерного роста [4, с. 33-34].
Также отдельное внимание в допрофессиональ-ной подготовке уделяют коммуникативным навыкам. Как отмечает Джозеф Кравотта, специалистам туристической отрасли необходимо знание хотя бы двух иностранных языков. Для глубокого межкуль-турного понимания базовые знания не подходят. Важно иметь достаточный уровень грамматических, дискурсных, стратегических и социолингвистических навыков общения. Грамматические навыки предусматривают способность правильно использовать структуру предложения, семантику и синтаксис. Дискурсивные навыки предполагают умение выстраивать четкие сообщения, связно и логично высказываться. Стратегические навыки помогают заполнять паузы в общении и очень хорошо сочетать значение с пониманием. Социолингвистические навыки позволяют умело использовать язык в соответствии с культурой, социальным положением и ситуацией [5, с. 34-35].
При разработке таких программ обязательно задействуют сообщества коренных жителей. Преподаватели консультируются со старейшинами общин Первых Наций для интеграции местных знаний и опыта в курсы школьной профессиональной туристической подготовки, а это отвечает принципу соответствия содержания образования требованиям развития общества, культуры и личности.
Введение этих курсов в программу старших классов существенно помогает с профессиональной ориентацией, а также решает очень болезненную для канадского туристического сектора проблему нехватки квалифицированных работников, а также, как отмечает В. Г. Якимов, основной функцией системы допрофессионального образования становится формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, социальных установок и потребностей старшеклассников на вхождение в профессиональную сферу и осознание необходимости продолжения образования через всю жизнь [6].
Отечественная допрофессиональная туристическая подготовка фактически отсутствует в наших школах. Краеведческие экскурсии, которые принято проводить, скорее могут заинтересовать учеников готовым туристическим продуктом, а не спецификой отрасли. По нашему мнению, нужно разработать более профессионально ориентированные программы допрофессиональной подготовки в старших классах, беря за пример, скажем, канадскую программу «Туризм в старших классах». Обязательными компонентами такой программы должны быть региональный, карьероориентирующий и поликультурный. При разработке таких программ, ориентируясь на зарубежный опыт, важно учитывать особенности нашей туристической отрасли и профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Rossing Rainer C. Parameters for an Effective Entrepreneurial, Regional, Hotel/Restaurant Management Training Programe in Manitoba. Canada, 1997. 222 p.
2. Marshall Dave. Differentiation by Degrees: System Design and the Changing Undergraduate Environment in Canada // Canadian Journal of Higher Education. 2008. Vol. 38. No. 3. P. 1-20.
3. Tourism 11 and 12 Program Guide. British Columbia: Ministry of Education, 2006. 50 p.
4. Stepping Stones: Tourism 11 and 12 Instructor Guide / ed by Lori Fogarty. Tourism British Columbia, 2004. 166 p.
5. Cravotta J. Communicative Competence: Intercultural Understanding and International Tourism // The Asian EFL Journal Quarterly. 2007.Vol. 7. Р. 33-39.
6. Якимов В. Г. Модель формирования компетенции полипрофессионального ориентирования у школьников на базе ресурсного центра //
Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 157-162.
Жорняк Н. Е., соискатель.
Тернопольский национальный педагогический университет им. В. Гнатюка.
Ул. М. Кривоноса, 2, Тернополь, Украина, 46027.
E-mail: nataliazhomiak@gmail.com
Материал поступил в редакцию 14.06.2013.
N. E. Zhorniak
THE PRINCIPLES OF FORMING THE CONTENT OF PRE-PROFESSIONAL PROGRAMS IN THE CANADIAN TOURISM
TRAINING
The article considers the experience of forming the content of pre-professional programs in the Canadian tourism training. The characteristics of the conditions that affect the content of the tourism training programs are given. The way, in which they are carried out in practice in Canadian schools, is analysed, and the peculiarities, which are given special attention to, are dealt with. The reasonable directions of their use in the national education are dwelt upon.
Key words: pre-professional tourism training, the indigenous people, the content of programs, continuing education, tourism industry, communication skills, career growth.
Ternopil Volodymyr Hnatyuk National Pedagogical University.
Ul. M. Krivonosa, 2, Ternopil, Ukraine, 46027.
E-mail: nataliazhorniak@gmail.com