Научная статья на тему 'Принципы формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению«Реклама и связи с общественностью»'

Принципы формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению«Реклама и связи с общественностью» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ / PROFESSIONAL PROJECT CULTURE / PRINCIPLES OF FORMING PROFESSIONAL PROJECT CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Ольга Александровна

Обосновывается актуальность формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью», дается определение профессионально-проектной культуры бакалавра, раскрывается содержание принципов формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению«Реклама и связи с общественностью»»

УДК 378.14 ББК 74.480.26

О.А. Плотникова

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Обосновывается актуальность формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью», дается определение профессионально-проектной культуры бакалавра, раскрывается содержание принципов формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью».

Ключевые слова: профессионально-проектная культура, принципы формирования профессионально-проектной культуры.

го ш о

о с;

IZ

<

О

Переход к новой образовательной парадигме, доминирующим фактором которой выступает культура, воспитание «человека культуры», определяет ориентиры высшего образования. Социально-экономические отношения, существующие в стране, кардинально повлияли на характер производственных отношений. В настоящее время новые, все более высокие требования выдвигаются не только к содержанию труда, к квалификации, но и к профессиональному мастерству, гибкости, мобильности, активности и ответ-

ственности специалистов. Социальный заказ общества направлен на подготовку специалистов с высоким уровнем профессионально-проектной культуры, владеющих новейшими технологиями, способных эффективно применять их в своей профессиональной деятельности.

Для обеспечения высокого уровня профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при до-

статочно высоком уровне проектной культуры, так как проектная деятельность является одной из главных направлений работы такого специалиста. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что владение логикой и технологией проектирования в сфере рекламы и связей с общественностью позволяет специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции. Во-вторых, успешные рекламные и PR-проекты обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке.

Как известно, в основу новой концепции российского образования, связанной с формированием личности, положен принцип получения знаний, приобретения умений и навыков в контексте единой общечеловеческой культуры. Следовательно, возникает необходимость поиска новых, дополнительных возможностей, связанных с выявлением педагогических условий, которые обеспечили бы решение поставленной проблемы. Таким образом, подготовка бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» и формирование их профессионально-проектной культуры становятся важной задачей педагогической науки.

Под профессионально-проектной культурой будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» мы понимаем интегра-тивно-личностную характеристику, включающую ценностный, познавательный, прагматический и поведенческий компоненты, обеспечивающую эффективное выполнение проектной деятельности с ориентацией на профессиональные и общечеловеческие ценности. При этом ориентация на профессиональные и общечеловеческие ценности нами рассматривается, во-первых, как учет этих ценностей в процессе работы над проектами, и, во-вторых, - как необходимость создания в рамках проектной де-

ятельности продукта, представляющего собой профессиональные и общечеловеческие ценности.

Изучив состояние проблемы в теории и практике высшей школы, мы сделали вывод, что профессионально-проектная культура будущих бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» не образуется самостоятельно и требует целенаправленных действий по ее формированию. При этом под формированием профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» мы понимаем процесс постепенного пополнения ее содержательных компонентов количественными и качественными изменениями, приводящими к эффективному осуществлению проектной деятельности в сфере рекламы и связей с общественностью.

Опираясь на результаты реализации системного и деятельностно-культуроло-гического подходов и учитывая влияние факторов внешней среды (специфика социально-профессиональных отношений, статус и престиж профессии в обществе, профессионально-образовательная культура вуза, требования работодателей и т. п.) и внутренней среды (социокультурное пространство профессии, специфика профессии, специфика отношений со смежными узконаправленными направлениями подготовки, индивидуальный профессиональный опыт и т. п.), мы разработали модель формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью», которая включает мотивационно-целе-вой, содержательно-организационный, процессуально-методический и оценочно-результативный блоки.

Данная модель формирования профессионально-проектной культуры бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» позволила приблизить условия в образовательном процессе к условиям будущей профессиональной деятельности. Педагогическая

ш >.

ч: >.

ю

С

о 2

5 Э-

о О

ш 2

О. ^

О I

■©■ а

!о ш

с га

^ а.

^ с

го со о

о с;

с

<

О

модель сконструирована на основе ряда принципов.

1. Принцип системности.

Данный принцип означает подход к проектированию, реализации и мониторинга формирования профессионально-проектной культуры в процессе обучения как к системному процессу; требует освоения студентами знаний, умений, навыков, смыслов, преимущественно в форме системной деятельности, организованной на основе принципов педагогической технологии. Обогащение этого принципа элементами инновационных технологий сводится к интеграции содержания, методов и форм обучения с интересами и возможностями студентов. С действием принципа связывается открытость дидактической системы преподавателя и всей образовательной системы вуза. При этом открытость понимается нами как постоянное совершенствование дидактической системы путем привлечения новых разумных идей, направленных на повышение эффективности процесса формирования профессионально-проектной культуры бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью».

2. Принцип вариативности.

Характеризуется использованием в

процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных, зависящих от индивидуальных особенностей студентов, их опыта, сформировавшихся в ходе приобретения опыта моделей обучения. Этот принцип, с одной стороны, позволяет использовать многообразие, раз-ноуровневость, дифференцированность упражнений и заданий, возможность опережающего обучения, преемственность форм обучения; с другой,- право личности на обучение в соответствии со своими особенностями, способностями, интересами, жизненными планами, т. е. вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории [2]. Принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях по-

зволяет осуществить выбор варианта практических заданий с учетом интересов и возможностей студента; выбор студентами базы практики и тем проектов; выбор профессиональных функций, выполняемых студентом в период практики; выбор формы отчетности по результатам практики.

3. Принцип деонтологии.

Данный принцип основывается на

требованиях профессионального долга, проявляется в поведении и профессиональной деятельности, определяется содержанием норм профессиональной этики, моральным императивом, нравственными идеалами, профессиональными ценностями. «Деонтология возникает там, где применение общих этических, моральных и правовых норм наталкивается на специфические трудности» [5]. В нашем случае мы рассматриваем принцип деонтологии как «дополнительное этическое регулирование», т. к. реклама и связи с общественностью относятся к таким видам деятельности, в которых реализация нравственных принципов отличается повышенной напряженностью и сложностью. Специалист постоянно имеет дело с целевыми группами общественности, и сегодня наблюдается несоблюдение им этических норм.

4. Принцип аудиторной активности.

Предполагает использование активных форм, методов и приемов обучения на занятиях в вузе, таких как: лекция-диалог, дискуссии, ролевые игры, метод проектов, имидж-мастерская, тренинги и др.

5. Принцип внеаудиторной активности.

Данный принцип осуществляется за счет продолжения учебной работы в любой деятельности, осуществляемой во внеучебное время, не связанной с учебными планами аудиторных занятий и направлен на формирование и развитие профессиональных и личностных качеств будущих бакалавров, способствующей их личностному развитию, расширению и углублению профессиональных знаний, формированию профессиональ-

но-проектной культуры. Особенностями этого вида деятельности студентов является то, что она организуется и проводится во внеучебное время; содержание и виды определяются научно-методическими интересами и пожеланиями студентов и преподавателей; степень руководства со стороны преподавателя варьируется от непосредственного руководства до полной самостоятельности и творчества студентов.

Организация внеаудиторной активности в рамках ценностной образовательной среды профессионально-личностной подготовки предполагает участие в конкурсах, олимпиадах, научных конференциях, работу над рекламными и PR-проектами, проектирование и реализацию PR-мероприятий, ведение дневника профессионального роста и др.

6. Принцип поэтапности.

Предполагает организацию процесса

формирования профессионально-проектной культуры бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью» в течение четырех лет обучения в вузе поэтапно от пропедевтического этапа, когда студент адаптируется к профессиональной деятельности, знакомится с элементами профессионально-проектной культуры до интегративно-коррек-тирующего этапа, когда сформированы все компоненты профессионально-проектной культуры, он самостоятельно их использует и достигает креативного уровня (высокого уровня профессионально-проектной культуры).

7. Принцип культуросообразности.

Требует включать в содержание образования не только научные знания, но и культурный социальный опыт, культурные достижения. Принцип культу-росообразности определяет общие требования к тому, какими должны быть отношения процесса формирования профессионально-проектной культуры со средой. Данный принцип помогает понять, что профессионально-проектная культура - составной элемент культуры общества, культурно-историческая цен-

ность, заключающая в себе прошлый опыт и закладывающая будущее студентов. Процесс формирования профессионально-проектной культуры бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью», осуществляемый на основе принципа культуросообраз-ности, обеспечивается максимальным использованием профессиональной, материальной и духовной культуры, формированием творческого отношения к профессиональной деятельности.

8. Принцип практико-ориентиро-ванной направленности.

Позволяет не только формировать у студентов компоненты профессионально-проектной культуры, но и развивает самостоятельные умения и навыки. Под практико-ориентированными знаниями, умениями и навыками мы понимаем объем теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых бакалавру по направлению «Реклама и связи с общественностью» для осознанного и целенаправленного формирования профессионально-проектной культуры в коммуникативной сфере.

9. Принцип межпредметной интеграции.

Предполагает усвоение содержания образования во взаимосвязи с блоком культурологических и гуманитарных дисциплин. Межпредметные связи осуществляются как в процессе введения дополнительного материала при изучении новых тем, закреплении и обобщении, так и как постоянный элемент в учебных курсах корпоративной культуры, имид-желогии, интегрированных коммуникаций, конфликтологии, делового общения, спецкурса «Профессиональная культура бакалавра по направлению «Реклама и связи с общественностью»» и др. Связь этих учебных дисциплин способствует постепенному и непрерывному формированию и закреплению теоретических и практических знаний об элементах профессионально-проектной культуры у будущих бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в

ш

-

:

>.

ю

С

о 2

5 Э-

о О

ш 2

О. ^

О I

■©■ а

!о ш

с га

^ а.

^ с

го со о

о с;

с

<

О

сознании будущих бакалавров по рекламе и связям с общественностью. На данных дисциплинах реализуются адекватные профессионально значимым действиям студента формы работы, учитываются основные и сопутствующие задачи занятий с позиции межпредметности, закладываются основные профессиональные термины и понятия, способствующие акцентуализации профессиональных и культурологических знаний, навыков и умений будущего бакалавра по рекламе и связям с общественностью.

10. Принцип профессиональной направленности.

Данный принцип предполагает адаптацию студентов в процессе профессиональной подготовки к условиям профессиональной среды и формирование компонентов профессионально-проектной культуры в современных социально-экономических и производственных условиях.

11. Принцип фасилитации (^асП^е - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия).

Принцип фасилитации ориентирует на будущее - учит работать не по шаблону, а осуществлять самостоятельный поиск знаний в его лучшем научно достоверном виде, и обеспечивает реализацию этого будущего с учетом объективных возможностей (условий). Это эффективный принцип управления формированием профессионально-проектной культуры.

Выделим некоторые основополагающие идеи, составляющие сущность принципа фасилитации: о свободе личности и неотъемлемых его правах; о потребности человека в самоактуализации; об индивидуальности человека; об обучении и воспитании как помощи человеку в развитии индивидуальности и личностном росте; о педагогической поддержке; о развитии субъектного опыта человека в процессе жизнедеятельности; о доверии и вере в человека; о равенстве участников педагогического процесса и др.

Руководствуясь принципом фасили-тации в процессе формирования профессионально-проектной культуры, мы создали условия для осознания студентами индивидуальной сущности, самостоятельности для активного включения их в деятельность. Стержневая идея принципа заключается в опоре на творческий потенциал обучающегося, в искренней вере и поддержке его стремления к самоактуализации и самореализации. Обучающиеся, принимающие фасилитацию и работающие с педагогом-фасилитатором, обнаруживают высокий уровень «когнитивного функционирования» [3].

12. Принцип рефлексии.

Заключается в проявлении способности осознавать самого себя, свои формы и способы самопроявления, это способность сознания к творческой работе мысли, это принцип человеческого мышления. Принцип рефлексии дает возможность будущему бакалавру по направлению «Реклама и связи с общественностью» действовать, формируя компоненты профессионально-проектной культуры, сообразуясь не столько с ситуацией, но, останавливаясь на сопоставлении различных ситуаций, находить приемлемое решение. Данный принцип помогает студенту работать в режиме саморегуляции, самоорганизации.

Рассматриваемые принципы обуславливают требования ко всем компонентам образовательного процесса - целям, задачам, содержанию, формам и методам обучения, ожидаемым результатам, контролю и диагностике [4], получая в процессе исследования данной прикладной педагогической задачи конкретизацию с точки зрения специфики объекта и предмета исследования. В работе принципы рассматриваются как способ взаимодействия целей и средств их достижения, как руководящие идеи, нормы или правила деятельности, определяющие характер взаимосвязи преподавания и учения, специфику деятельности преподавателя и студента [1].

Библиографический список:

1. Беляева И.А. Развитие у будущих спе-циалистов по связям с общественностью профессионально-познавательной самостоятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2009. - 195 с.

2. Бережная С.К. Вариативный подход к повышению квалификации педагогических работников профессиональной школы: дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2000. - 211 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зеер Э.Ф. Методологические подходы и принципы исследования профессионально-образовательного пространства // Инновации в системе высшего образования: Материалы

I Всероссийской научно-методической конференции. / НОУ ВПО «Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина». -Челябинск, 2010. - С. 70-73.

4. Комадорова И.В. Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью: монография / под ред. Е.В. Соколовой, И.В. Комадоровой, Л.М. Семеновой. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. -218 с.

5. Тульсанова О.Л. Этическое и правовое регулирование связей с общественностью и рекламы. - СПб.: Роза мира. 2006. - 143 с.

ш

-

:

>.

ю

С

о 2

5 Э-

о О

ш 2

О. ^

О I

■©■ а

!о ш

с га

^ а.

^ с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.