Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА'

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
545
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарифгалиева Г. Т.

В данной статье рассмотрены принципы этикета. В современном деловом мире, с новым образом мыслей и действий, каждый человек, в какой бы сфере профессиональной деятельности не был занят, должен знать и соблюдать правила делового этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА»

Уфа, 2011. С. 337-338.

Шарифгалиева Г. Т.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА Аннотация: В данной статье рассмотрены принципы этикета. В современном деловом мире, с новым образом мыслей и действий, каждый человек, в какой бы сфере профессиональной деятельности не был занят, должен знать и соблюдать правила делового этикета.

Ключевые слова: деловой этикет, принципы делового этикета, деловое общение, деловая этика.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Всем известно, что любой сотрудник фирмы -лицо компании, и важно, чтобы это лицо было одновременно симпатичным и профессиональным, доброжелательным и непреклонным, услужливым и самостоятельным.

Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому - конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении - закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мира [1, с.89].

Знание правил делового этикета помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека, можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения. Второй по значению функцией делового этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность. Начиная с мелочей и до самых общих правил, деловой этикет представляет собой приближённую к повседневной жизни систему. Ведь важнейший принцип этикета - поступать по этикету необходимо не потому, что так принято, а потому, что так целесообразнее, удобнее, уважительнее по отношению к другим и самому себе.

Выделяют несколько принципов, на которых основывается этикет: ^ здравый смысл, а именно здравый смысл подсказывает,

что деловой этикет направлен на организацию и поддержание порядка, экономию времени и другие разумные цели. Нормы делового этикета не должны противоречить здоровому смыслу;

^ свобода: несмотря на то, что правила и нормы делового

этикета существуют и исполняются, однако они не должны препятствовать свободе выбора партнеров по бизнесу, свободе подбора методов исполнения

договоренностей между сторонами. Свобода предполагает терпимое отношение к проявлению национальных особенностей и традиций, к выражению различных мнений и точек зрений;

> этичность: деловой этикет ориентирован на добро и по своей сути обязан быть моральным;

^ удобство: нормы и правила делового этикета

предполагают удобства для партнеров по бизнесу; они не должны сковывать деловых людей, мешать развитию деловых отношений. Удобным должно быть все: планировка служебного кабинета, деловая одежда, правила поведения переговоров, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников;

> целесообразность: каждое предписание делового этикета служит определенным целям, поскольку виды деловых отношений (презентация, переговоры, деловая беседа и т.д.) имеют конкретные цели;

> экономичность: протокольному отделу организации необходимо руководствоваться «разумной стоимостью», поскольку этика деловых отношений не должна обходить организации очень дорого;

> консерватизм: надежность, стабильность, прочность это черты, которые привлекательны в деловом мире. Консерватизм в одежде, манерах, приверженность традициям вызывает чувство основательности и долговечности;

^ непринужденность: нормы этикета естественны,

используются без напряжения, с легкостью. Их соблюдение не должно навязываться, приводить к психологическому отторжению, создавать дискомфорт этикета;

> универсальность: нормы делового этикета направлены на многие стороны деловых отношений;

^ эффективность: стандарты деловых отношений

способствуют сокращению сроков исполнения договоров, уменьшению конфликтов в организации [2, с.278-279].

Деловой этикет является результатом длительного отбора правил и норм поведения, которые обеспечивают успех в деловых отношениях.

Формируя себя как делового человека, мы должны ясно осознавать, что такие черты как вежливость, тактичность. Деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ. Тот самый имидж делового человека, который гарантирует нам не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности [3, с.36].

Использованные источники: 1. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой

деятельности // Образование и наука без границ (97015 декабря 2014г.Польша) Материалы I Международной научно-практической конференции «Wyksztalcenie i пайка bez graшc», - 2014. УОЬ.18. Psychologia i Бос|о^1а. Przemysl. - С.88 - 90.

2. Кузнецов И.Н. Деловой этикет: учебное пособие/И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 347 с. - (Высшее образование).

3. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе //Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 34 - 36.

Шафеева Э.М. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ОРГАНИЗАЦИЯ И ВВЕДЕНИЕ ДИСКУССИЙ

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации и ведению деловых дискуссий. В любой дискуссии велика роль ведущего. Для того чтобы дискуссия велась этично, культурно и не переходила на личности предлагаются определенные правила ведения обсуждения.

Ключевые слова: дискуссия, общение, культура, организация, оппонент.

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность. От эффективного делового общения во многом зависят успех, служебное продвижение и в целом карьера делового человека [1, с. 92]. Способность передавать информацию, а потом ясно и недвусмысленно дать указания, чтобы все было правильно истолковано, может стать условием того, насколько правильно ваши коллеги поймут суть дела.

Дискуссия - это обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, аргументирует свою позицию [2, с.83].

Под дискуссией может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять те же требования, что и к спорам, организующим началом которых является тезис.

Для того чтобы дискуссия не превратилась в спор на высоких нотах, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.