Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
290
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухамедзянов М.М.

В статье рассматриваются основные принципы делового этикета в организациях. Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов, поэтому современный деловой человек должен знать и соблюдать эти правила, в какой бы сфере профессиональной деятельности он не был занят,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Мухамедзянов М.М.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы делового этикета в организациях. Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов, поэтому современный деловой человек должен знать и соблюдать эти правила, в какой бы сфере профессиональной деятельности он не был занят,

Ключевые слова: деловой этикет, принципы делового этикета, деловое общение, деловая этика культура.

Как и в любом обществе, взаимоотношения на работе регулируются правилами внутреннего распорядка, бизнес-этикета, служебных инструкций. От того, насколько хорошо служащие знают деловой этикет, правильно понимают этику корпоративного поведения и соизмеряют свои действия со служебными инструкциями, зависят не только личные достижения каждого, но и атмосфера внутри организации, способствующая успеху общего дела. В противном случае благополучие компании и профессиональный рост каждого ее работника становится невозможным, так как возникает противоречие между целями и условиями труда.

Опыт показывает, что 88% конфликтов на работе вызваны несоблюдением или нарушением этикета служебного поведения. Между тем в этих правилах нет ничего сложного. Работа в любом коллективе подразумевает наличие у сотрудников таких качеств, как уважительное отношение к коллегам, терпимость, уравновешенность, стрессоустойчивость, дружелюбие, умение правильно вести себя в конфликтной ситуации, способность к диалогу, компромиссам [1, с.146].

Безусловно, этикет - это высокие стандарты поведения, позволяющие приблизиться к классическому стилю делового общения. Для современного общества характерно появление новых требований к деловой личности, при которых уже недостаточно быть только отличным профессионалом. В условиях конкурентного рынка необходимо соответствовать внешним стандартам поведения, обладать хорошим вкусом и манерами, уметь работать в коллективе.

Разумеется, в любой профессии специалист может остаться на самой низкой ступеньке социальной иерархии, а может достичь высоты, власти, став высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Сегодня молодым людям, стремящимся к карьере, мечтающим стать ведущим специалистом, руководителем, предпринимателем, необходимо разбираться не только во всех нюансах своего дела, но и знать правила поведения в обществе, в сфере бизнеса. Успех дела во многом будет зависеть от умения

создать собственный имидж, умения соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, правильно излагать свои мысли. Это умение составляет основу жизнедеятельности и вашего профессионального успеха [2, с.6].

К общепринятым принципам культуры поведения относят: приоритет старшего и женщины, принцип гигиены и эстетический принцип.

Выделяют основные требования делового этикета:

• Вежливость и корректность;

• Тактичность и деликатность;

• Скромность;

• Пунктуальность и обязательность.

Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.

Выделяют пять основных принципов бизнес-этикета:

> Принцип разумного эгоизма - выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои;

> Принцип позитивности - если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать. А вот другие проявления этого принципа:

- не сплетничайте и не передавайте слухи. Вы думаете, что Вы запускаете копье, на самом же деле Вы запускаете бумеранг;

- не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности. Помните: то, что Петр говорит о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле;

- если Ваше остроумие унижает других - воздержитесь от такого остроумия.

> Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях;

> На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия;

> Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

• создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

• прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

• приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского социолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

> Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании;

> Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению;

> Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель;

> Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества;

> Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь;

> Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат;

> Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе;

> Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию [3, с. 188].

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов.

Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому - конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении - закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мира [ 4, с.35-36].

Использованные источники:

1. Кузнецов И.Н. Деловой этикет: учебное пособие/И.Н. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 347 с. - (Высшее образование).

2. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

3. Аверченко Л.К. Управление общением. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 216 с.

4. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе //Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 34 - 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.