Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА'

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
513
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА / ПРАВИЛА ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арсланова А.М.

В данной статье рассмотрены принципы делового этикета. В современном деловом мире, с новым образом мыслей и действий, каждый, кто имеет отношение к офисной работе и бизнесу в целом, должны знать и соблюдать правила делового этикета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА»

3. Минязева Г.И., Арасланбаев И.В.

Арсланова А. М. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА

Аннотация: В данной статье рассмотрены принципы делового этикета. В современном деловом мире, с новым образом мыслей и действий, каждый, кто имеет отношение к офисной работе и бизнесу в целом, должны знать и соблюдать правила делового этикета.

Ключевые слова: деловой этикет, деловая этика, принципы делового этикета, правила этикетного поведения.

Деловой этикет является внешней формой отражающей внутренние нормы и принципы деловой этики. Иными словами, основные принципы делового этикета - это некий регулятор любых форм делового общения, включающего даже самые незначительные детали.

Принципы делового этикета в значительной степени сложились под влиянием социального статуса всех участников делового общения. Чем выше занимаемое положение делового человека в иерархии фирмы или компании, тем более жесткие требования предъявляются к его поведению [1, с.77-78].

Вертикальный принцип регулирует систему отношений по вертикали, учитывая внутреннюю иерархию положений, которую занимает тот или иной сотрудник компании. Нижестоящий проявляет свое уважение, скажем, тем, что откроет двери перед вышестоящим сотрудником или пропустит его вперед в дверях лифта. Как и все в этике, и здесь мы имеем дело с очень тонкими, незаметными (порой расплывчатыми) переходами. Человек в своем поведении опирается на такую расплывчатую субстанцию, как чувство такта. Именно она позволяет проявлять уважение к вышестоящему без утраты собственного достоинства, а вышестоящему проявлять уважение к подчиненным без фамильярности.

В основе принципа позитивности лежит ровное, хорошее настроение, как рабочий режим. Но не только позитивное отношение к коллегам, выше-и нижестоящим создает тот особый настрой, атмосферу, когда даже самые сложные проблемы или конфликтные ситуации разрешаются как бы сами собой. Позитивный принцип не признает жалоб и нытья, мрачного настроения, желания дать почувствовать свое плохое настроение окружающим. Особенно губительным для дела бывает, когда так проявляют себя руководящие менеджеры. Положительный настрой на работу, при общении с коллегами оставляет в памяти только приятные впечатления. Для поддержания позитива в разговоре лучше избегать жестов, которые бы свидетельствовали о неприязни, раздраженности или неискренности. Так, не стоит держать руки в карманах, смотреть по сторонам, теребить одежду. Для

поддержания хорошего настроя важно соответствие случаю одежды, прически, интонации.

в случае несогласия аргументировано высказать свою точку зрения.

В принципе уважения чужого мнения нужно уметь выслушать оппонента, вдуматься в его аргументацию и возразить по существу дела, с фактами и цифрами в руках - это не просто принцип делового этикета, это единственно возможный способ отстоять свою точку зрения. И совершенно не лишним будет, даже если ваше мнение не возобладает, поблагодарить своих визави за содержательный разговор.

Принцип универсальности - это значит, что следует стараться, чтобы каждая рекомендация или норма делового этикета была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.

Следующий принцип построен на предсказуемости поведения, что предотвращает появление неприятных конфузов. Направленность любых действий в бизнес - среде должна согласовываться с разработанными правилами и последовательностью их применения. Например, знакомство с новым человеком на деловой встрече. В этом случае правила хорошего тона требуют следующей последовательности. Сначала нужно поприветствовать партнера. Затем будет произведено представление собеседников друг другу, за которым обязательно последует обмен визитными карточками. При этом на визитку следует сначала взглянуть, а потом уже спрятать ее.

Принцип о статусных различиях предполагает разделение офисных сотрудников на классы. Руководящее звено оказывается в более привилегированном положении. Поэтому подчиненные в обязательном порядке должны первыми приветствовать своего начальника, пропускать его вперед. Эта же норма действует и по отношению к посетителям начальника.

Принцип эффективности, под которым подразумевается использование норм делового этикета для достижения экономических выгод. Принцип может касаться оптимизации рабочего процесса, сокращения сроков выполнения взятых обязательств, увеличение количества заключенных контрактов [2,с.655].

Формируя себя как делового человека, мы должны ясно осознавать, что такие черты как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями, иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой, но непременно благородный образ. Тот самый имидж делового человека, который гарантирует нам не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности [3, с.36].

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.

2. Якимова Н.А. Деловая этика в работе менеджера по персоналу // Якимова Н.А., Мисинева И.А. Управление человеческими ресурсами - основа

развития инновационной экономики. - 2011. - № 3. - С. 650 - 653. 3. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе // Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 34 - 36.

Асадуллина Д. Р. студент 3 курса Азимов И.М. студент 4 курса Шапошникова Р.Р. ассистент, научный руководитель ФГБОУВО Башкирский ГАУ Республика Башкортостан, г. Уфа К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический, общественно-идеологический аспект, анатомо-функциональный аспект.

Инвалид — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов.

Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Тем самым особо уязвимой части нашего общества даны гарантии социальной защиты. Безусловно, основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства. Инвалидам предоставляются права на определенные условия для получения образования; обеспечение средствами передвижения; на специализированные жилищные условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, и другие. Например, жилые помещения будут теперь предоставляться инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным правительством РФ. При этом она не считается излишней и подлежит оплате в одинарном размере. Или другой пример. Вводятся особые условия для обеспечения занятости инвалидов. Теперь для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, имеющих численность работников более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов - в процентах к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.