Научная статья на тему 'Принципы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в сфере безопасности дорожного движения'

Принципы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в сфере безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
222
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRAFFIC / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / AGITATION AND PROPAGANDA ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Харыбин Игорь Юрьевич

В статье рассматриваются основные принципы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в сфере безопасности дорожного движения, а также приводятся конкретные примеры их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs in the sphere traffic safety

In article the basic principles of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs of traffic safety are considered, and also concrete examples of their realization are given.

Текст научной работы на тему «Принципы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в сфере безопасности дорожного движения»

УДК 342.951: 351.82 ББК 67.401.01

ПРИНЦИПЫ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ХАРЫБИН,

адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД

Орловского юридического института МВД России

имени В.В. Лукьянова

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

E-mail: besser-57rus@yandex.ru Рецензент: кандидат юридических наук С.П. Стащенко

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в сфере безопасности дорожного движения, а также приводятся конкретные примеры их реализации.

Ключевые слова: принципы, агитационно-пропагандистская деятельность, дорожное движение, безопасность, средства массовой информации.

Annotation. In article the basic principles of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs of traffic safety are considered, and also concrete examples of their realization are given.

Keywords: principles, agitation and propaganda activity, traffic, safety, mass media.

Рассматривая роль средств массовой информации1 в формировании правосознания и безопасного поведения участников дорожного движения, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемые с их помощью фактические данные (сведения, призывы и т.п.) рассчитывается довести до широких масс людей, все же воспринимаются они в виде одобрения, отвержения либо безразличного отношения конкретной личностью. Личностные установки, лежащие в основе поведения индивидов, в соотнесенности с целостностью и направленностью функционирующей в обществе культуры, в том числе и ее правового сегмента, во многом определяют результаты достижения целевых установок по формированию правомерного поведения конкретных адресатов, на которые должна быть ориентирована деятельность СМИ в современном обществе.

Специфика деятельности СМИ в сфере безопасности дорожного движения состоит в том, что в сообщениях, транслируемых с их помощью, по сути раскрывается идеальный символический мир, представленный в виде совокупности словесных (устных, письменных), конклюдентных и иных форм, посредством которых культивируются определенные образцы, эталоны поведения по соблюдению одобряемых обществом обязательных правил, приветствуются акты правомерных деяний и внимательного, благожелательного отношения к окружающим, воспитывается нетерпимость к

дорожному хамству, готовность и желание посильного противодействия нарушениям правил дорожного движения, способствующие ориентации личности относительно того, что важно и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно и низменно, что с чем и каким образом взаимосвязано, и какие влечет за собой последствия. Воздействуя через многообразие способов на каждого человека и акцентируя внимание респондентов на конкретных аспектах безопасности, средства массовой информации кроме того ориентируют развитие общества в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных условий, формирования идейно зрелой, нравственно развитой, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека представляют собой сложно структурированную, многогранную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной организации деятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизнь общих принципов, лежащих в основе использования СМИ в процессе агитационно-пропагандистской деятельности, и учитываемых при анализе эффективности этой деятельности, меры ее влияния на формирование условий для обеспечения максимально безопасного поведения всех участников дорожного движения.

Первый принцип основан на последовательном применении методологии системности как необходимого исходного пункта восприятия участниками дорожного движения наличных средств массовой информации в процессе соединения их в единую, четко скоординированную и действующую во имя достижения общих целей организованную совокупность, основанную на взаимодополнении и взаимозависимости всех ее элементов. Ежедневно люди воспринимают транслируемые по радио и телевидению передачи, читают газеты и журналы, пользуются Интернетом. Поэтому каждое средство массовой информации как компонент общей коммуникационной инфраструктуры должно вместе с тем и в содержании, и в формах подачи информационных потоков выражать свою специфику. А это означает, что последовательное применение принципа системности как важного фактора повышения эффективности воздействия средств массовой информации на духовный мир личности связано с выяснением особенностей действия каждого из них. Например, для печатного издания <^ТОР-газета» важен акцент на общую панораму мировых событий с выделением из нее группы локальных событий, особенно значимых для данной страны, данного региона или данной группы читателей. Так, материалы <^ТОР-газеты» направлены на:

• формирование культуры безопасного поведения и уважительного отношения друг к другу всех участников дорожного движения;

• ознакомление с новейшими достижениями в сфере безопасности дорожного движения;

• информирование читателей об изменениях законодательства, касающегося вопросов безопасности дорожного движения; разъяснение специалистами вопросов, интересующих читателей;

• широкое освещение международных и всероссийских мероприятий по безопасности дорожного движения;

• пропаганду конкретных вариантов безопасного поведения во время движения на дороге (использования ремней безопасности, защитных шлемов, детских удерживающих устройств и т.п.);

• обучение начинающих водителей безопасным техническим приемам вождения и сохранению психологической устойчивости при нахождении за рулем транспортного средства, а также приемам оказания первой помощи;

• повышение общего уровня культуры читателей.

Если же речь идет о радиостанциях («Авто-радио», «Дорожное радио» и пр.), передающих участникам дорожного движения различную дорожную информацию (о помехах на пути следования, дорожно-транспортных происшествиях, изменениях в организации дорожного движения и т.п.), влияющую на снижение уровня аварийности на дорогах, то они, выдавая информацию о мировых и локальных событиях, выполняют своеобразную «сопровождающую» роль, предлагая определенный ориентир для избиратель-

ной интериоризации индивидом интересующих его видов сообщений из общего потока информации, проходящего через различные компоненты коммуникационной системы. Этот принцип предполагает наряду с пониманием единства информационно-идеологического процесса, осуществляемого сложной системой средств, четкое представление о реальной соотнесенности в общем потоке информации, ее организованного (институализированного) и неорганизованного (неофициального) блоков. Где организованный блок информации подразумевает все сообщения, поступающие по различным каналам из институциональных источников - прессы, радио, телевидения, интернет. В то же время неорганизованный блок - это сообщения, поступающие к индивиду стихийно, вне контроля общественных институтов (слухи, анекдоты, сведения из зарубежных источников информации и пропаганды). Точный учет этого аспекта позволяет определить зависимость содержания, объема, интенсивности и значение организованной информации для формирования правомерного поведения участников дорожного движения от ее направленности, научной обоснованности, связи с жизнью, объективности, наступательно-сти, оперативности, а также в какой мере возрастает роль неорганизованной информации в тех случаях, когда институализированная информация не дает ответа на волнующие человека вопросы или же дает их с опозданием и без достаточной аргументированности.

Второй принцип, способный на наш взгляд повысить эффективность агитационно-пропагандистской деятельности средств массовой информации в области дорожной безопасности, реализуется в комплексном подходе, позволяющем учитывать место, роль и специфику печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств и т.д. в процессе их скоординированной деятельности по пропаганде правомерного поведения различных субъектов на дорогах, а также активного их участия в привитии дорожной грамотности детям, являющимся наиболее уязвимой частью населения. Кроме того, он предполагает дифференциацию интересов при формировании и подаче соответствующей агитационно-пропагандистской информации, адресованной различным социально-демографическим группам населения.

Последовательное применение принципа комплексности позволяет повышать информационную насыщенность публикуемых в газетах и журналах материалов, телевизионных и радиопередач, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферу личности, и в итоге - обеспечить целенаправленное и эффективное влияние на ее поведение.

Наряду с рассмотренными принципами, лежащими в основе повышения результативности агитационно-пропагандистского влияния средств массовой информации на дорожную безопасность, существенную роль в решении данного вопроса играет также принцип спецификации, ориентирующий субъектов агитации и

№ 4 / 2014

— Вестник Академии экономической безопасности МВД России

35

пропаганды на выбор оптимальных вариантов и форм воздействия посредством учета особенностей, присущих каждой группе участников дорожного движения, включая сленг, музыкальные притязания и иные проявления конкретной субкультуры.

Так, пресса использует графические знаки кодировки содержания информации, телевидение - звук и образ. Если в печатных материалах особое значение имеет аргументированность, точность, нестандартность словесной подачи и выражения авторской мысли, то в телевизионных передачах при сохранении значимости указанных компонентов возрастает роль красочности языка, эмоциональности выступления, богатства оттенков голоса коммуникатора, его внешность, поза, жесты и пр.

Рациональное применение именно специфических для каждого средства массовой информации приемов и способов воздействия на определенные группы участников дорожного движения и их своевременное чередование способно повысить эффективность влияния всей совокупности средств агитационно-пропагандистского воздействия, нацеленных на решение задачи обеспечения дорожной безопасности.

Следующий принцип, играющий важную роль в усилении агитационно-пропагандистского влияния средств массовой информации в рассматриваемой области выражается в необходимости понимания того, что значение информационно-идеологического потока не сводится лишь к одностороннему соответствующему информированию участников дорожного движения, а в возрастающей степени определяется активным взаимодействием средств массовой информации, участников дорожного движения, а также субъектов обеспечения дорожной безопасности. Поэтому при разработке различных аспектов указанного влияния следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не являются единственным источником пропагандистской информации, составляющей своего рода «вторичное» образование, базирующееся на нормативно-правовых правилах, действующих в сфере безопасности дорожного движения, одобренной и признанной обществом социально-полезной практики их реализации, а также конструктивной критики противоправного поведения в рассматриваемой сфере.

Влияние в отношении индивида сразу нескольких взаимодействующих друг с другом источников социального информирования порождает его избиратель-

ность, определенную автономию по отношению к каждому из таких источников, дающую возможность различать, сопоставлять, отсеивать, выбирать, практически оценивать, воспринимать или отвергать соответствующую информацию, помогает выстраивать в итоге окончательный вектор желательного для общества поведения. Следовательно, определение путей повышения эффективности агитационно-пропагандистского воздействия средств массовой информации способно быть продуктивным только при понимании действительных процессов, происходящих в результате использования различных источников информации, включающих средства массовой коммуникации, материализованный социальный опыт различных субъектов (личность, социальная группа и т. д.), и итоги неформального межличностного общения, служащего не только простым транслятором, но и интерпретатором находящихся в информационном обороте сведений (первичных и обработанных фактических данных), а также их «заменителем», когда средства массовой информации запаздывают с доведением до потребителей, интересующей их информации.

Пятый принцип, который надлежит использовать в качестве основы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в рассматриваемой области, заключается в ее наступательности, предполагающей последовательную реализацию взаимосвязанных целей, выстроенных в виде соответствующего «древа», при органичном единстве активной поддержки всего нового, прогрессивного, рождающегося в современной действительности и столь же активной борьбы против того, что мешает решению задачи обеспечения дорожной безопасности.

Шестой принцип указанной деятельности состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми участниками дорожного движения и субъектами, обеспечивающими его безопасность, опосредованных функционирующими в современном обществе различными информационными системами.

Рассмотренные принципы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД, полагаем, заслуживают отражения в нормативных правовых актах, регулирующих ее организацию и осуществление в указанной области, что на наш взгляд, не замедлит положительно сказаться на ее состоянии и результатах.

1 Далее - СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.