Научная статья на тему 'Эволюция административно-правового обеспечения агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасности дорожного движения'

Эволюция административно-правового обеспечения агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRAFFIC / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ИСТОРИЯ / HISTORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харыбин Игорь Юрьевич

Рассматривается исторический аспект агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасного дорожного движения; производится сравнение с нынешним этапом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of administrative legal support of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs in the field of traffic safety

In article are considered historical aspect of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs in the field of safe traffic, and also comparison with a present stage is made.

Текст научной работы на тему «Эволюция административно-правового обеспечения агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасности дорожного движения»

УДК 342.951 ББК 67.401.133.1

ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ХАРЫБИН,

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: mosu-apiadovd@mail.ru Рецензент: кандидат юридических наук, профессор Бочаров С.Н.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается исторический аспект агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасного дорожного движения; производится сравнение с нынешним этапом.

Ключевые слова: информационное общество, органы внутренних дел, дорожное движение, безопасность, история.

Annotation. In article are considered historical aspect of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs in the field of safe traffic, and also comparison with a present stage is made. Keywords: information society, law-enforcement bodies, traffic, safety, history.

Для достижения цели стабилизации обстановки с аварийностью в нашей стране необходимы совместные усилия государства и общества; участие широких слоев населения в реализации государственных программ и проектов; научное изучение и пропаганда собственного исторического опыта по обеспечению безопасности дорожного движения.

Ретроспективный анализ правового обеспечения агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасности дорожного движения свидетельствует, что один из первых нормативных правовых актов, посвященных рассматриваемой сфере, датирован 1931 г., когда Правительство СССР приняло решение о создании на правах народного комиссариата Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС) при СНК СССР. В структуре данного органа и в его территориальных подразделениях создавались формирования, ответственные за организацию и регулирование дорожного движения в городах и иных населенных пунктах. Дополнительные задачи в указанной сфере ставились и перед органами внутренних дел, где были созданы специализированные подразделения, наделенные надзорными функциями. Например, постановлением Президиума Мосгорсовета от 24 ноября 1931 г. «Об улучшении дела регулирования уличного движе-

ния по г. Москве» были расширены функции ОВД в части организации регулирования уличного движения. Кроме того, данный нормативный правовой акт непосредственно обязал службу регулирования уличного движения (далее — РУД) в структуре органов внутренних дел осуществлять пропаганду в сфере безопасности дорожного движения и проводить иные профилактические мероприятия на автопредприятиях города.

Задачи, поставленные перед данной службой, выглядели следующим образом:

♦ организация движения, установление скоростных режимов на конкретных маршрутах;

♦ выдача разрешений (прав) на управление экипажем авто- и гужевого транспорта по городу;

♦ выдача государственных номерных знаков на транспортные средства;

♦ осуществление профилактической работы по обеспечению безопасности дорожного движения, пропаганда Правил дорожного движения;

♦ учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий.

Новые нормативные установления способствовали активизации работы ОВД в области организации и безопасности дорожного движения. Так, в1931 г. начали выпускать ежемесячный бюллетень ОРУД, тираж которого в 1933 г. вырос до 1000 экземпляров; до

-дЛ^^ИЙ-

1 января 1932 г. на улицах города было установлено 50 светофоров.

Отдавая должное внимание вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, Главным управлением рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) при СНК РСФСР 25 мая 1932 г.1 был издан циркуляр № 36 «О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения».

Актуальность данного направления деятельности милиции в то время обусловливалась тем, что начался мощный приток сельских жителейв города, которые, в большинстве своем, состояли из малограмотных крестьян. Незнание населением (пешеходами, пассажирами, водителями и извозчиками) правил движения пешеходов и транспорта, а нередко и их умышленное нарушение, создавали напряженную обстановку на улицах и дорогах крупных городов. О широте развернувшейся агитационно-пропагандистской работы в масштабах Московской области можно судить по информации, содержащейся в милицейской газете «На боевом посту» от 1 мая 1933 г. № 14: «...Сотни тысяч плакатов, лозунгов, брошюр, открыток с текстами правил уличного движения, радиопередачи, доклады на рабочих собраниях, в школах, пионеротрядах постоянно призывают население к уличной дисциплине, организованности и порядку».

Большую помощь в пропаганде Правил дорожного движения оказывали молодежные политические организации — комсомол и пионерия. Пионерские отряды несли в массы малограмотного населения не только всеобуч, но и правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Именно тогда по инициативе подростков зарождалось движение, которое впоследствии получит название — ЮИД (юный инспектор движения).

«Период Великой Отечественной войны внес свои коррективы в условия организации транспортных перевозок. Воинские машины двигались практически круглосуточно, рейсы, как правило, совершались в колоннах. Поэтому основным видом аварий в то время стали наезды на впереди идущий автомобиль, а причиной — сон водителя за рулем. Исходя из этого, на первый план была выдвинута профилактическая работа с водителями, к которой привлекались практически все сотрудники ГАИ, и она скоро дала свои результаты. Число аварий по вине водителей стало резко сокращаться».

С послевоенным развитием автомобильного транспорта проблема обеспечения безопасности дорожного

движения, охраны жизни и здоровья его участников становилась все актуальнее, приобретая всеобщий и повсеместный характер, а значит — и государственное значение.

Очередным документом, регламентирующим для своего времени комплекс мер по предупреждению аварийности на автотранспорте, явилось постановление Совета Министров СССР от 26 ноября 1967 г. «О повышении безопасности движения в городах и других населенных пунктах и на автомобильных дорогах».

Первая половина 70-х гг. ХХ в. прошла под знаком широкомасштабного усиления мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Постановление Совета Министров СССР в данный период предписало Советам Министров союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам в случае совершения ДТП, повлекших гибель людей, образовывать комиссии для установления причин таких происшествий и принятия соответствующих мер по их недопущению. В это же время по инициативе граждан и при поддержке партийных и советских органов создается Всесоюзное добровольное общество автомотолюбите-лей, в дальнейшем преобразованное во Всероссийское (ВДОАМ), основное назначение которого, как следует из его уставных и программных документов — профилактика аварийности среди индивидуальных владельцев автомобилей и мотоциклов.

Данный период интересен еще одним нормативным требованием. Для обеспечения безопасной езды водителей и пассажиров было принято решение об оснащении легковых автомобилей ремнями безопасности, а позднее — решение об их обязательном использовании.

Прогрессивное развитие автотранспорта в СССР вызвало к жизни и новые риски. Впервые перед Госавтоинспекцией остро встала проблема масштабной профилактики детской смертности и травматизма в результате дорожных происшествий.

Во второй половине 70-х гг. ХХ в. на новый уровень выходит организация подготовки специалистов по дорожному движению высшей и средней квалификации для органов внутренних дел, органов управления автомобильными дорогами, дорожных предприятий и организаций. В частности, специализированная подготовка работников дорожно-патрульной службы ГАИ стала осуществляться в Орловской Средней спе-

1 В данной связи 25 мая 1932 г. считается Днем работников пропаганды безопасности дорожного движения.

№ 6 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

177

циальной школе милиции (ныне — Орловский юридический институт) и в Школе усовершенствования работников ДПС в г. Краснодаре (ныне — Краснодарский университет МВД России). В составе ДПС появились вертолетные взводы. Несколько позже специалистов для Госавтоинспекции стал готовить и Санкт-Петербургский университет МВД России. Учитывая необходимость усвоения большого объема профессиональных знаний, умений и навыков в указанное время только в ДПС ГАИ на должности рядового состава принимали лиц, имеющих полное среднее образование.

В тот же период более активно стал обеспечиваться научный подход в деле предупреждения дорожного травматизма. В 1977 г. в Риге по инициативе МВД СССР впервые проведена I Всесоюзная научно-практическая конференция по данной тематике.

В 80-е гг. наиболее стабильно работала система пропаганды безопасности дорожного движения среди школьников и детей. Именно этой тематике тогда посвящались регулярно проводимые всесоюзные и республиканские совещания-семинары, где обсуждались различные вопросы обеспечения дорожной безопасности, в том числе и вопросы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, разрабатывались и претворялись в жизнь комплексные профилактические мероприятия в данной области. В результате активной агитационно-пропагандистской работы в конкретных трудовых коллективах, по месту учебы и жительства граждан в указанное время в обществе возрос интерес к службе милиции вообще и инспекторов ГАИ — в частности. Образы милиционеров, созданные в кинофильмах, книгах и т.п. становятся примерами поведения для многих советских людей.

Периоды 90-х гг. ХХ в. и начала века нынешнего ознаменованы Концепцией развития и совершенствования деятельности Государственной автомобильной инспекции МВД России на период 1998—2005 гг., прошедшей широкое общественное обсуждение. Кроме того, руководство Госавтоинспекции, осознавая неотложность принятия кардинальных мер по преодолению катастрофической ситуации с происшествиями на дорогах страны, представило в Правительство РФ Государственный доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации», многие положения которого стали отправной точкой для дальнейшего совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.

Правовую основу обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе составляют: Кон-

ституция РФ2; ФЗ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»3; ФЗ от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»4; Указы и распоряжения Президента РФ5, постановления и распоряжения Правительства РФ6, нормативные правовые акты МВД России и иных федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции. Анализ содержания указанной нормативной базы и практики ее реализации свидетельствует, что в сфере противодействия различным угрозам безопасности дорожного движения по-прежнему уделяется значительное внимание вопросам агитации и пропаганды посредством совершенствования форм и методов ее осуществления, расширения числа субъектов и объектов, вовлеченных в данную работу; возрастает степень ее остроты и насту-пательности. Подобный подход относительно агитационно-пропагандистской деятельности в рассматриваемой сфере представляется оправданным, ибо, как свидетельствует опыт истории, такая деятельность:

♦ является мало затратной и весьма экономичной;

♦ воспринимается населением более позитивно, чем некоторые иные способы обеспечения безопасности дорожного движения;

♦ нацелена на выработку у граждан позитивных личностных установок в части правомерного поведения, обеспечивает более глубокое и надежное восприятие и усвоение нормативных требований, постепенно трансформируемых в устойчивые навыки, а в конечном итоге — в привычку;

♦ в основном осуществляется в неправовых формах, являясь при этом более вариативной и не менее эффективной, чем при использовании правовых форм;

♦ предоставляет возможность задействовать потенциал широких слоев населения, что само по себе дает двойной положительный профилактический эффект, позволяя также усилить социальный контроль за поведением людей в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

2 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

4 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.

5 Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 (ред. от 4 апреля 2014 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

6 Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2014 г. № 1167 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 гг.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.