Научная статья на тему 'К вопросу об агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасности дорожного движения'

К вопросу об агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА / INFORMATION WORK / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRAFFIC / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харыбин Игорь Юрьевич

Рассматриваются вопросы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в целях повышения безопасности дорожного движения; выявляются возможные проблемы в информационно-разъяснительной практике, предлагаются пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs in the field of traffic safety

In article questions of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs for safe traffic are considered, and also arising problems in information and explanatory practice come to light and ways their solutions are proposed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в области безопасности дорожного движения»

^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

К ВОПРОСУ ОБ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ХАРЫБИН,

адъюнкт очной формы обучения кафедры административного права и административной деятельности ОВД Орловского юридического института МВД России Научная специальность 12.00.14 - административное право;

административный процесс Научный руководитель: кандидат юридических наук,

профессор Бочаров С.Н. Рецензент:кандидат юридических наук, доцент Низаметдинов А.М. E-mail: besser-57rus@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы агитационно-пропагандистской деятельности ОВД в целях повышения безопасности дорожного движения; выявляются возможные проблемы в информационно-разъяснительной практике, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: информационная работа, органы внутренних дел, дорожное движение, безопасность.

Annotation. In article questions of agitation and propaganda activity of Department of Internal Affairs for safe traffic are considered, and also arising problems in information and explanatory practice come to light and ways their solutions are proposed. Keywords: information work, law-enforcement bodies, traffic, safety.

Для современной реальности характерно существенное возрастание роли и значения информационной сферы жизни общества. В этих условиях одним из важнейших направлений противодействия правонарушениям становится информационно-разъяснительная и агитационно-пропагандистская деятельность, которую можно рассматривать в двух аспектах: как средство обеспечения эффективности правоустановительных и правоохранительных мероприятий; как самостоятельный метод профилактики правонарушений.

Агитационно-пропагандистская деятельность в сфере национальной безопасности, осуществляемая в том числе органами внутренних дел, имеет целью оказание постоянного, наступательного, целенаправленного, конкретно содержательного воздействия как на элементы мотивации отдельного человека, определенных групп людей, так и на общественное сознание в целом.

Принимая во внимание наличие различных по своим характеристикам участников дорожного движения, различную степень и способы их влияния на состояние общественной безопасности, а также различный уровень потенциальной угрозы охраняемым общественным отношениям, носителями которой они являются, вполне уместно задуматься о необходимости учета подобных различий при организации и осуществлении агитационно-пропагандистской деятельности.

При этом надлежит исходить из того, что агитационно-пропагандистская деятельность - это особая форма относительно превентивного управленческого воздействия на волю и сознание объекта управления для формирования у него стремления к социально желаемому поведению, которое реализуется на всех стадиях функционирования механизма административно-правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Для обеспечения надлежащей эффективности такой деятельности прежде всего требуется подвергнуть детальной дифференциации и последующей юридической оценке объекты агитационно-пропагандистского воздействия, сущностные и содержательные признаки которых обусловливают не только его организацию, но и все элементы механизма реализации.

Кроме того, следует принять во внимание, что арсенал задействованных при этом средств и методов, используемые формы, организационно-тактические и оперативно-тактические приемы влияния находятся в прямой и непосредственной зависимости от сопровождаемых и обеспечиваемых ими стадий функционирования механизма административно-правового регулирования сферы безопасности дорожного движения.

Данное обстоятельство с необходимостью вызывает потребность фактического определения количественных и качественных параметров, а также административно-правовой характеристики стадий

№ 9/2014

Вестник Московского университета МВД России

189

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

упомянутого механизма (нормотворчество, контроль и надзор, правоприменение) и его элементов (нормы административного права, административные правоотношения, акты применения административно-правовых норм) в контексте решаемой научной задачи.

Важно учитывать, что достижение обозначенной выше цели невозможно без учета и оценки современных угроз охраняемым законом отношениям в сфере безопасности дорожного движения, а также условий и факторов, влияющих на организацию и осуществление агитационно-пропагандистской деятельности.

Крайне необходимо также понимать, что формирование и реализация механизма агитационно-пропагандистского воздействия в рассматриваемой сфере должны строиться на определенных принципах, нуждающихся в систематизации на основе их научной классификации и характеристики.

К определению содержания понятий «пропаганда безопасности дорожного движения» и «агитация за безопасность дорожного движения» существует достаточно много подходов.

Так, легальное определение одного из них содержится в Приказе МВД от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения»1 (далее - Приказ). В соответствие с данным нормативным правовым актом, пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения. С учётом современных реалий данное определение следовало бы расширить и видоизменить, поскольку основные усилия субъектов пропаганды должны быть сосредоточены не столько на распространении информации (количественный, промежуточный показатель), сколько на изменении с её помощью сознания участников дорожного движения (качественный показатель, желаемый результат). В основу рассматриваемой деятельности должен быть положен принцип целеполагания, с помощью которого обозначаются конкретные ее результаты.

В самом общем виде цель деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения можно обозначить как снижение уровня дорожно-транспортного травматизма, смертности на дорогах, повышение состояния защищённости участников дорожного движения от наличных в данной сфере угроз.

Достижение указанной цели возможно с помощью решения следующих задач:

• повышение общей и специальной культуры поведения участников дорожного движения;

• формирование положительного образа сотрудника полиции и иных субъектов обеспечения безопасности дорожного движения при использовании ими различных механизмов воздействия на сознание участников дорожного движения;

• снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, развитие программ обучения детей различного возраста безопасному поведению на дорогах;

• распространение положительного опыта организации работы по профилактике травматизма, взаимодействие с негосударственными субъектами обеспечения общественной безопасности;

• повышение эффективности использования возможностей СМИ и Сети Интернет;

• разработка новых методов и приёмов работы и их реализация.

К перечню субъектов пропагандистской деятельности названным Приказом отнесены подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, автотранспортные предприятия, общественные объединения, деятельность которых связана с дорожным движением, а также дошкольные и иные образовательные учреждения. Хотелось бы отметить, что в современных условиях в связи с возрастанием значимости проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, этот перечень должен быть значительно расширен посредством включения в него иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителей широкой общественности и предпринимательства. Полагаем, что только такое, комплексное воздействие способно обеспечить достижение поставленной цели.

Объектами пропаганды безопасности дорожного движения являются как весь социум, так и отдельные социальные группы, индивиды, их объединения. В этом отношении важно соблюдать всеобщность и повсеместность воздействия, максимально используя возможности широкого круга участников. Пропагандистская работа не должна ограничиваться каким-либо одним направлением, сводится к показательному авралу, довольствуясь промежуточными результатами, поскольку только комплексный, системный, наступательный подход, при наличии устойчивой и объективной обратной связи с объектом управленческого воздействия, способен обеспечить ее действительную результативность.

1 СПС «Консультант плюс».

190

Вестник Московского университета МВД России

№ 9/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.