Ищенко Станислав Андреевич
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России
Евенко Станислав Алексеевич
адъюнкт кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России
(тел.: +78612583770)_
К вопросу о деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения
Статья посвящена рассмотрению вопросов деятельности полиции по пропаганде безопасности дорожного движения. В частности, авторами анализируются формы и методы данной деятельности, определены проблемные аспекты и пути их решения.
Ключевые слова: пропаганда, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
S.A. Ishchenko, Doctor of Law, Professor, Professor of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
S.A. Evenko, Adjunct of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583770.
To the question of activity of traffic police on traffic safety promotion
The article is devoted to the issues of the police to promote traffic safety. In particular, the authors analyzed the forms and methods of this activity, identified problematic issues and their solutions. Key words: promotion, traffic safety, road accident, traffic police.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Несмотря на принимаемые государством меры, данная сфера правоотношений на протяжении многих лет остается одной из наиболее неблагополучных и требует консолидации усилий со стороны государственных органов и общественных институтов.
В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. было обращено внимание на возрастающую актуальность
проблемы безопасности дорожного движения, «за которой - жизни и здоровье десятков тысяч людей». Президентом России также были обозначены стратегические приоритеты в решении проблемы безопасности на дорогах, ориентированные на эффективное «использование возможностей и государства, и институтов гражданского общества» [1].
Следует согласиться с Е.А. Войтенковым в том, что современный механизм обеспечения безопасности дорожного движения в России -это сложный механизм, который состоит из широкого круга субъектов, регламентирован значительным объемом правовых норм, и в его функционирование вовлечен значительный объем человеческих ресурсов. Именно повышение эффективности работы такой системы обеспечения безопасности дорожного движения названо руководством страны одной из приоритетных задач на ближайшие годы, а высокие
258
показатели аварийности на дорогах России признаны на сегодняшний день одним из существенных препятствий динамичному развитию страны в XXI в. [2].
Пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой один из действенных инструментов воздействия, позволяющий позитивно влиять на процесс формирования правового сознания граждан. В ходе социологических опросов более 60% респондентов признают, что просмотр пропагандистских видеороликов по безопасности движения заставляет их пересмотреть отношение к данной проблеме.
К определению содержания понятия «пропаганда безопасности дорожного движения» существует достаточно много подходов. Легальное определение данного понятия содержится в приказе МВД России от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения» [3]. В соответствии с данным нормативным правовым актом пропаганда безопасности дорожного движения представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды, по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения. С учетом современных реалий данное определение следовало бы расширить, видоизменить, поскольку основные усилия должны быть сосредоточены не столько на распространении информации, сколько на изменении с ее помощью сознания участников дорожного движения. То есть в основу должен быть положен принцип целеполагания, с помощью которого обозначаются более конкретные результаты деятельности.
Пропагандистская деятельность - понятие достаточно широкое. Во-первых, это управленческая деятельность, направленная на создание:
благоприятных условий для двустороннего общения сотрудников ГИБДД с населением, участниками дорожного движения, гражданами, организациями, государственными органами (общественностью);
позитивного отношения к деятельности ГИБДД общественности, согласованности их интересов;
партнерских отношений между участниками дорожного движения.
Управленческое воздействие осуществляется посредством:
передачи информации о деятельности ГИБДД, решаемых задачах, проблемах, отражающихся на эффективности деятельности, о руководителях, истории, традициях службы;
опровержения ложной информации о деятельности ГИБДД;
реакции на негативную информацию, сообщения причин этого негативного факта или явления и указания на принятые меры по их устранению.
Передаваемая информация при этом должна быть нацелена на формирование положительного отношения к деятельности ГИБДД и носить достоверный характер.
Во-вторых, пропагандистская деятельность - это и специально организованное психологическое воздействие, направленное на формирование общих интересов, взаимопонимания, общественного мнения как в отношении к правоохранительным органам, так и в отношении законопослушного поведения. Психологическое воздействие осуществляется с учетом особенностей различных категорий участников дорожного движения, возрастных особенностей и т.д., основано на предварительном изучении этих особенностей, предусматривает подбор соответствующих средств коммуникации, т.е. средств общения.
Достижение целей пропаганды безопасности дорожного движения возможно с помощью решения следующих задач:
повышения культуры участников дорожного движения;
формирования положительного образа сотрудника ГИБДД при использовании различных механизмов воздействия на сознание участников дорожного движения;
снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма, развития программ обучения детей различного возраста безопасному поведению на дорогах;
распространения положительного опыта организации работы по профилактике травматизма, взаимодействия с общественными организациями;
использования возможностей СМИ; разработки новых методов и приемов работы, их внедрения в практику.
Основные направления деятельности Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения:
1. Разъяснение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения с целью предупреждения ДТП и право-
259
нарушений, воспитание дисциплинированности граждан, ответственности за свое поведение в процессе дорожного движения.
2. Информирование участников дорожного движения о проблемах обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе о ДТП и причинах их возникновения, дорожных заторах, а также иных актуальных вопросах обеспечения безопасности дорожного движения.
3. Проведение мероприятий, направленных на профилактику ДТП и снижение тяжести их последствий. При проведении массовых мероприятий, направленных на профилактику безопасности дорожного движения (смотров, конкурсов, рейдов, операций), основное внимание уделяется: разработке планов по их проведению; оповещению населения о целях и задачах мероприятий, ходе и результатах их проведения; разработке и изданию печатных материалов, информирующих о проводимых мероприятиях; проведению целевых профилактических пробегов; привлечению к активному участию в проведении массовых мероприятий заинтересованных государственных и общественных организаций и объединений.
При осуществлении деятельности по пропаганде подразделения Госавтоинспекции используют следующие формы и методы:
организация проведения в субъектах Российской Федерации автомотовелопробегов, конкурсов, выставок, викторин и других массовых профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения;
организация издания и распространения брошюр, плакатов, листовок, памяток, рисунков и обращений к населению по безопасности дорожного движения, деятельности Госавтоинспекции;
организация проведения конкурсов-смотров на лучшие издания, пропагандирующие безопасность дорожного движения;
участие в качестве консультантов и рецензентов изданий, кино- и видеопродукции, социальной рекламы, сценических постановок по безопасности дорожного движения, а также содействие в организации дальнейшего их использования;
использование возможностей СМИ, социальной рекламы, печатной и сувенирной продукции;
организация трансляций обращений к участникам дорожного движения посредством радиоустановок (громкоговорящих установок) на вокзалах, предприятиях, в общественном транспорте, крупных торговых центрах, а также в иных общественных местах;
проведение лекций и бесед с различными категориями участников дорожного движения в организациях и общественных формированиях;
принятие участия в организации и проведении конференций и методических семинаров по безопасности дорожного движения;
обобщение передового опыта работы и внедрение новых форм пропаганды безопасности дорожного движения.
Выполнение функций пропаганды, а также воспитательное воздействие на участников дорожного движения в подразделениях ГИБДД возложено на инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения.
Это действительно важная и необходимая деятельность. В первую очередь, важность этой деятельности должен понимать каждый руководитель. Пропаганда безопасности дорожного движения является серьезной и трудной работой, а ее результаты сказываются на достижении цели снижения аварийности. Связь между деятельностью подразделений пропаганды и снижением аварийности очень тонкая, ее достаточно сложно проследить. Это работа на перспективу, и она, безусловно, приносит результат.
К сотрудникам, осуществляющим эту деятельность, необходимо относиться серьезно. По статусу такой сотрудник должен являться правой рукой руководителя. В свою очередь, руководитель в обязательном порядке должен лично участвовать в мероприятиях по связям с общественностью. Общеизвестно, что первое лицо организации должно быть на виду. Доверие населения распространяется в первую очередь на личность, а потом уже на саму организацию. Имидж службы ГИБДД и репутация ее руководителя - понятия взаимосвязанные.
Исходя из сложности задач, возложенных на инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, к нему предъявляется ряд особых требований.
Пропагандистская деятельность предполагает не только общие, но и специальные знания правового положения, структуры и основных направлений деятельности ГИБДД, их функций, системы обеспечения безопасности дорожного движения и т.д., поскольку в процессе общения с аудиторией, журналистами может быть затронут достаточно широкий круг вопросов. Кроме этого, он должен обладать коммуникативными навыками, уметь устанавливать контакты с людьми, т.к. положительное отношение к службе ГИБДД, ее руководителю формируется на основе положительного опыта общения, поэтому важны личностные особенности самого инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения, к нему должны возникнуть симпатия, уважение. Необходимо владеть современными компьютерными технологиями, выполнять отдельные виды
260
журналистской работы, осуществлять деловое общение, анализировать данные социологических опросов и многое другое.
Безусловно, пропаганда и агитация являются необходимыми направлениями деятельности МВД России. Они призваны оптимизировать взаимодействие с населением в целях предупреждения и раскрытия противоправных деяний, совершенствовать имидж полиции и в конечном счете способствовать стабилизации криминальной обстановки и улучшению качества жизни россиян. Однако в данной области существуют некоторые проблемные аспекты, требующие регулирования. Так, вопросы пропаганды пока не нашли своего отражения в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с внесенными изменени-
1. URL: http://Www.kremlin.ru/transcripts/17118
2. Войтенков Е.А. Историко-правовые особенности и этапы становления отечественный системы обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. 2010. № 3. С. 17-28.
3. Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения: приказ МВД России от 2 дек. 2003 г. № 930 (в ред. от 29 дек. 2012 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
ями и дополнениями. Кроме того, результаты анализа федерального законодательства свидетельствуют о том, что пропаганда безопасности дорожного движения отнесена лишь к компетенции ГИБДД МВД России. Но практика показывает, что в деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения принимают участие иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, СМИ, общественные объединения. В связи с этим необходимо четко определить и разграничить полномочия между органами публичной власти (включая расходные полномочия), определить порядок их взаимодействия, создать механизм стимулирования общественных объединений (иных юридических лиц) в осуществлении данного вида деятельности.
1. URL: http://Www.kremlin.ru/transcripts/17118
2. Voytenkov E.A. Historical and legal features and stages of formation domestic systems of safety of traffic // Society and law. 2010. № 3. P. 17-28.
3. About the organization of work of State Inspection for Road Traffic Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for traffic safety promotion: order of the Ministry of the Interior of Russia of Dec. 2, 2003 № 930 (in ed. of Dec. 29, 2012). Access from legal-reference system «ConsultantPlus».
261