Евенко Станислав Алексеевич
адъюнкт кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Отдельные аспекты деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных организациях
В статье рассмотрены особенности деятельности ГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных организациях. Представлены формы и методы пропаганды, проанализирован положительный опыт данной деятельности на территории Краснодарского края.
Ключевые слова: пропаганда безопасности дорожного движения, несовершеннолетние, образовательные организации.
S.A. Evenko, Adjunct of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Some aspects of the traffic police to promote road safety in educational organizations
This article examines the activities of the traffic police to promote road safety in educational organizations. The author describes the forms and methods of propaganda, analyzed the positive experience of the activity in the Krasnodar region.
Key words: road safety promoting, minors, educational organizations.
Проблема проведения эффективной работы по снижению аварийности, является актуальной во всем мире, т.к. в результате происходящих дорожных происшествий, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно погибает 1,2 млн человек и около 50 млн человек получают травмы. Большинство стран мира несут серьезные социально-экономические потери от неудовлетворительного состояния безопасности дорожного движения. В среднем эти потери достигают 2-4% ВВП страны. По данным отечественных научных работников, в Российской Федерации социально-экономический ущерб от ДТП также достигает 2-3% ВВП.
Пропаганда безопасности дорожного движения относится к наиболее перспективным и, при прочих равных условиях, сложнейшим направлениям деятельности Госавтоинспекции, требует от ее организаторов и исполнителей многосторонней подготовки по широкому спектру вопросов и проблем, связанных с осуществлением транспортного процесса.
Укрепление авторитета и доверия среди населения к деятельности Госавтоинспекции, а также привлечение внимания широких слоев населения к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения является одной из основных целей деятельности подразделений ГИБДД [1, с. 55].
Пропагандистско-разъяснительная работа должна проводиться постоянно, начиная с детского (дошкольного) возраста, должна быть направлена, прежде всего, на привитие чувства потенциальной опасности, связанной с возможными негативными последствиями событий в
дорожном движении, на формирование отрицательного отношения в обществе к нарушителям норм, правил и стандартов в сфере безопасности дорожного движения (БДД) и нести в себе целевую установку воспитательного воздействия на формирование нравственно-правовых убеждений и потребностей в правосознании, необходимости выполнять правила дорожного движения и иных правовых норм.
Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.
В любом образовательном учреждении профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. Огромное внимание следует уделять вопросу выбора форм и методов работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, заинтересованными в обеспечении безопасности дорожного движения; с сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами [2, с. 4].
Основными направлениями деятельности учреждений образования должны быть:
обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям на-
229
выки безопасного поведения на улице и дорогах;
обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасного дорожного движения и продолжение этого процесса в различного рода учреждениях дополнительного образования;
совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению правил дорожного движения;
воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В практике работы образовательных учреждений по пропаганде безопасности дорожного движения могут быть использованы различные формы работы как на занятиях (уроках), так и во внеклассное время. Это занятия по безопасности движения, утренники, экскурсии по улицам города, просмотр кино-, видео- и диафильмов, беседы, соревнования и конкурсы на лучшего знатока правил дорожного движения.
Одним из действенных способов предупреждения ДТП с участием детей является проведение уроков безопасности дорожного движения. Так, в одной из школ Краснодарского края сотрудниками ГИБДД был проведен урок безопасности дорожного движения с учениками 2-6 классов на площадке с разметкой для изучения правил дорожного движения в школьном дворе. Ученикам был продемонстрирован служебный автомобиль, приведены данные о количестве дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Ребятам рассказали о необходимости использования ремней безопасности в автомобиле, напомнили правила перехода дорог и езды на велосипедах. В завершение праздника инспектора провели викторину на знание правил дорожного движения.
Всего в 2014 г. сотрудниками ГИБДД Краснодарского края совместно с Министерством образования и науки региона во всех образовательных организациях Краснодарского края организовано 6 тыс. открытых тематических уроков, родительских собраний, викторин, конкурсов на тему безопасности дорожного движения. В образовательных учреждениях края проведено более 9 тыс. бесед и лекций, направленных на пропаганду применения детских удерживающих устройств и ремней безопасности. Следует признать, на наш взгляд, успешным
1. Капустина Е.Г. Основы взаимодействия сотрудников ГИБДД со средствами массовой информации // Наука и практика. 2015. № 2.
2. Баршев В. Проблема детского травматизма в результате ДТП //Рос. газ. 2006. 20 авг.
3. Кузнецова И. И. Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся вузов МВД России в процессе проведения ими мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения // Вестн. Тюмен. ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 1.
опыт участия курсантов и слушателей ведомственных вузов в деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях. Так, в городе Орле курсанты и слушатели юридического института имеют возможность в естественных условиях, общаясь, в частности, с учениками общеобразовательных школ города, осуществлять пропаганду безопасности дорожного движения. Проведение таких занятий имеет свою специфику. С одной стороны, оно требует высокого уровня теоретической подготовки: знания нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность сотрудников полиции в целом и Госавтоинспекции в частности; знания правил дорожного движения и умения продемонстрировать это, не только приводя собственные, заготовленные заранее примеры, но и отвечая в процессе непосредственного общения на неожиданные, иногда сложные или провокационные вопросы аудитории. С другой стороны, занятия по пропаганде безопасности дорожного движения являются формой общения будущих сотрудников ГИБДД с гражданами, формирующей определенный образ сотрудника полиции в глазах общественности [3, с.128]
Таким образом, в целях профилактики и пропаганды в сфере безопасности дорожного движения, сотрудники ГИБДД должны участвовать в реализации следующих направлений, касающихся несовершеннолетних:
создание условий для духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи, реализации ее научно-технического и творческого потенциала;
формирование у молодежи активной жизненной позиции, реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации;
совершенствование информационной системы, обеспечивающей население современными знаниями в вопросах охраны репродуктивного здоровья, отрицательного влияния алкоголя и наркотиков на организм;
внедрение современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к соблюдению правил дорожного движения, культивирование общей и правовой культуры.
1. Kapustina E.G. Fundamentals of the interaction of traffic police officers with the media // Science and practice. 2015. №2.
2. Barshev V. The problem of child injuries in an accident//Rus. newsp. 2006. Aug. 20.
3. Kuznetsova I.I. Formation of communicative competence ofstudents at universities ofthe Russian Interior Ministry in the course of their activities to promote road safety // Bull. of the Tyumen Institute of Advanced Police Academy in Russia. 2014. № 1.
230
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2015 • № 4 (30)