Научная статья на тему 'Современный аспект агитационнопропагандистской деятельности органов внутренних дел'

Современный аспект агитационнопропагандистской деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИЯ / АГИТАЦИЯ / ПРОПАГАНДА / УБЕЖДЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ADMINISTRATIVE LAW / INFORMATION / PROPAGANDA / PROMOTION / BELIEF / LAW-ENFORCEMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стащенко Станислав Петрович, Ковшевацкий Владислав Игоревич

Анализ мнений ученых об информационных аспектах управления, а также реализации агитационно-пропагандистской деятельности в правоохранительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стащенко Станислав Петрович, Ковшевацкий Владислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspect of agitation and propaganda activity of law-enforcement bodies

In this article the analysis of opinions of scientists on information aspects of management, and also realization of agitation and propaganda activity in the law-enforcement sphere is carried out.

Текст научной работы на тему «Современный аспект агитационнопропагандистской деятельности органов внутренних дел»

УДК 342.6 ББК: 67.401.1

СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

СТАНИСЛАВ ПЕТРОВИЧ СТАЩЕНКО,

преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: arlik13@inbox.ru; ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ КОВШЕВАЦКИЙ, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: kovshevatsky@yandex.ru Рецензент: кандидат юридических наук Жалсанов Б.Ц. Научная специальность 12.00.14 — административное право;

административный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализ мнений ученых об информационных аспектах управления, а также реализации агитационно-пропагандистской деятельности в правоохранительной сфере.

Ключевые слова: административное право, информация, агитация, пропаганда, убеждение, органы внутренних дел.

Annotation. In this article the analysis of opinions of scientists on information aspects of management, and also realization of agitation and propaganda activity in the law-enforcement sphere is carried out.

Keywords: administrative law, information, propaganda, promotion, belief, law-enforcement bodies.

В контексте современного информационного общества вопросы агитации и пропаганды не утратили своей актуальности, а наоборот являются весьма часто используемым «инструментом» воздействия во всём Мире. В классическом представлении рассматриваемые термины все больше ассоциируются с одним из важнейших аспектов деятельности коммунистической партии в прошлом веке. Однако суть современного информационного воздействия на общество не изменилось.

В целом пропаганду можно соотносить как одну из форм убеждения. рассмотрим детальнее метод убеждения. Роль убеждения в государственном управлении имеет достаточно высокое значение. В механизме управленческого воздействия убеждение стоит на первом месте как наиболее демократичный и гуманный метод. Убеждение как метод деятельности органов внутренних дел заключается в воздействии на сознание и волю людей в целях добровольного соблюдения ими норм право, регулирующих общественные отношения в сфере внутренних дел и правопорядка. Данный метод состоит в активном моральном, психологическом, материальном воздействии на сознание и

поведение людей в целях воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.

В качестве одного их основных методов своей деятельности органы внутренних дел используют убеждение в отношении граждан для достижения сознательного выполнения требований правовых норм. При должном воздействии на психологию индивидов у человека создается внутренняя «шкала ценностей», а впоследствии некая потребность правомерного поведения. Убеждение так же влияет на предупреждение противоправных поступков.

В начале 70-х годов исследованию данного метода, его конкретных форм, а также соотношения убеждения и принуждения в государственном управлении было уделено обширная часть в исследованиях М.И. Еропкина.1 Согласно основной классификации методов государственного управления, используются два типа метода в административном праве: убеждение, основывающееся, как правило, воздействием на подсознание граждан, и принуждение, которое опирается на силу государства. В.А. Мельников, исследуя эти два

вышеуказанных метода, утверждает, что метод убеждения — это воздействие на сознание людей, которое проявляется в широком комплексе используемых государством воспитательных, организационных, поощрительных действий, для обеспечения правомерности их поведения. Также он приводит в пример отличные между собой формы убеждения: обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное стимулирование и т. д. Как утверждает М.И. Еропкин, содержание метода убеждения довольно разнообразно и проявляется в публичной деятельности государства, способствующей приобретению обществом собственного политического опыта, в воспитательной, организаторской и агитационно-пропагандистской работе и др.2

Социальная значимость работы органов внутренних дел является базисом для практического восприятия роли социальных мер их профилактики и для теории в целом.

Остановимся подробнее на теоретических нюансах пропаганды связанной с деятельностью органов внутренних дел России.

Организованная работа с обществом по обеспечению его безопасности является видом идеологической деятельности.

Идеология (греч. iSeoXoyía, от греч. i5ea — прообраз, идея; и Xoyoç — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных социальных классов и других социальных групп, на основе которой осознаются и оцениваются отношения людей и их общностей к социальной действительности в целом и друг к другу и либо признаются установленные формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновывается необходимость их преобразования и преодоления (радикальные и революционные идеологии).3

Пропаганда (лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago — «распространяю») — в современном политическом дискурсе понимается как распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.4

Информация — это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т. д. ) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.

Агитация (от лат. agitation — приведение в движение, побуждение к чему- либо) — воздействие на сознание, настроение, общественную активность масс.5 Агитация устная, печатная и наглядная деятельность государства, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к каким-либо действиям.

Как указывают В.Ф. Казаченко и Х.Х. Лойт, «пропаганда — это стратегическое оружие, агитация —

тактическое».6

Отличительная особенность агитации — малый интервал между информационным взбросом и его результатом, что является одним из базовых показателей использования агитации. Иным критерием является количество граждан откликнувшихся на призыв. В качестве примеров агитационной деятельности можно указать такие как: общественные мероприятия, шествия, демонстрации, использование средств массовой информации, плакаты и т. п.

В теоретических источниках, а также в законодательных актах прошлого не редко смешивались понятия информации, пропаганды и агитационно-массовой работы. Показанные выше определения демонстрируют, что агитация, информация и пропаганда имеют несколько разную юридическую природу. При достижении своих результатов пропаганда и агитация используют различные способы. Так, например, пропаганда в сфере безопасности дорожного движения направлена на создание общественного мнения, в свою очередь, агитация использует на основании теоретических положений самостоятельно оценивать реальное положение в рассматриваемой сфере и выбора оптимального поведения в сложившейся ситуации. Не полное уяснение данных отличий может не только уменьшить эффективность влияния, но и вызвать противоположный эффект. Вместе с тем между понятиями информация, агитация и пропаганда много общего, все они входят в единое целое, которое можно охарактеризовать как идеологическая деятельность. Информация обладает таким свойством, что достаточно просто измеряется количественно (например, в мегабайтах), тогда как агитация и пропаганда имеют всего лишь качественную характеристику эффективности действия. Также отличительной особенностью агитации и пропаганды, будет то, что они всегда несут в себе сильный идеологический потенциал.

Для современной реальности характерно существенное возрастание роли и значения информационной сферы жизни общества. В этих условиях одним из важнейших направлений противодействия правонарушениям становится информационно-разъяснительная и агитационно-пропагандистская деятельность, которую можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как средство обеспечения эффективности правоуста-новительных и правоохранительных мероприятий; и, во-вторых, как самостоятельный метод профилактики правонарушений.

Агитационно-пропагандистская деятельность в сфере национальной безопасности, осуществляемая, в том числе органами внутренних дел имеет целью оказание постоянного, наступательного, целенаправленного, конкретно содержательного воздействия как на элементы мотивации отдельного человека, определенных групп людей, так и на общественное сознание в целом.

Принимая во внимание наличие различных по своим характеристикам социальные слои населения, различную степень и способы их влияния на состояние

общественной безопасности, а также различный уровень потенциальной угрозы охраняемым общественным отношениям, носителями которой они являются, вполне уместно предположить о необходимости учета подобных различий при организации и осуществлении агитационно-пропагандистской деятельности.

При этом надлежит исходить из того, что агитационно-пропагандистская деятельность — это особая форма относительно превентивного управленческого воздействия на волю и сознание объекта управления для формирования у него стремления к социально желаемому поведению, которое реализуется на всех стадиях функционирования механизма административно-правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Кроме того, следует принять во внимание, что арсенал задействованных при этом средств и методов, используемые формы, организационно-тактические и оперативно-тактические приемы влияния находятся в прямой и непосредственной зависимости от сопровождаемых и обеспечиваемых ими стадий функционирования механизма административно-правового регулирования сферы безопасности общества.

Данное обстоятельство с необходимостью вызывает потребность фактического определения количественных и качественных параметров, а также административно-правовой характеристики стадий упомянутого механизма (нормотворчество, контроль и надзор, правоприменение) и его элементов (нормы административного права, административные правоотношения, акты применения административно-правовых норм).

Объектами пропаганды при обеспечении общественной безопасности являются как весь социум, так и отдельные социальные группы, индивиды, их объединения. В этом отношении важно соблюдать всеобщность и повсеместность воздействия, максимально используя возможности широкого круга участников. Пропагандистская работа не должна ограничиваться каким-либо одним направлением, сводясь к показательному авралу, довольствуясь промежуточными результатами, поскольку только комплексный, системный, наступательный подход, учитывая стратегические планы государства на определённую временную

перспективу, при наличии устойчивой и объективной обратной связи с объектом управленческого воздействия способен обеспечить ее действительную эффективность.

Литература

1. Баженова И.В. Актуальные проблемы лингвистической безопасности: монография. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

2. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Ле-низдат, 1973.

3. Как управлять массовым сознанием. Современные модели: монография/ В.А. Минаев [и др.].— М.: Российский новый университет, 2013.

4. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. — СПб.: Питер, 2004.

5. Казаченко В.Ф, Лойт Х.Х., Луцкин В.В, Савельев A.B. Агитационно-пропагандистская работа в органах внутренних дел. Учебно-методическое пособие. Л.,1987.

6. Семигин Г. Ю.// Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. Совета. С. Сте-пин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010.

7. Советский энциклопедический словарь. М., 1983.

1См. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Лениздат, 1973.

2 Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Лениздат, 1973.С.131.

3 Г. Ю. Семигин // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. Совета. С. Степин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.

4 Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии. — СПб.: Питер, 2004. — С. 163.

5 Советский энциклопедический словарь. М., 1983.С. 19.

6 Казаченко В.Ф, Лойт Х.Х., Луцкин В.В, Савельев A.B. Агитационно-пропагандистская работа в органах внутренних дел. Учебно-методическое пособие. Л.,1987.С.8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.