УДК 343.8 АБДУЛЖАБАРАГАБАЛАЕВИЧ ЮНУСОВ,
ББК 67.409.01 доктор юридических наук, профессор,
Ю56 профессор кафедры теории государства и права, международного
и европейского права, e-mail: [email protected]; САМУР АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ, преподаватель-методист юридического факультета
(Академия ФСИН России) © Юнусов А. А., Юнусов С. А., 2015
ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ
Реферат: в статье изложена авторская концепции принципа справедливости и его реализации в современном уголовно-исполнительном праве России, основанная на историко-теоретическом, социальном анализе понятия справедливости. Принцип справедливости необходимо рассматривать как важный принцип права, выполняющий координирующие функции и распространяющий свое действие на уголовно-исполнительное право, смежные отрасли права и право в целом. В сфере правотворческой деятельности целесообразно создание совокупности условий для повышения уровня справедливости в российском уголовно-исполнительном законодательстве, включающих в себя восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания. Основной целью обеспечения отбывания наказания может выступать восстановление правовой справедливости, воплощение которой предполагается в конкретных общественных отношениях.
Возникает объективная необходимость полного отказа от стереотипных подходов к обращению с осужденными и перехода к реальному гуманному отношению к ним со стороны персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. История показывает, что жестокое обращение с любым человеком неоправданно, отношение к осужденным должно быть гуманным. Следует создавать оптимальные условия для духовно-нравственного оздоровления осужденных. Это станет толчком к реализации принципа справедливости, модернизации пенитенциарной системы России, началом применения новых подходов к развитию отечественного уголовно-исполнительного права.
Ключевые слова: принцип справедливости, право, законодательство, уголовно-исполнительное право, гуманизм, реформа, уголовное наказание, преступление, теория, практика.
Категория справедливости права является ношений, то есть задает главные ориентиры обще-
одной из вечных тем. Значимость ее за- ственного развития.
ключается в том, что проведение реформ Не случайно вопросы справедливости находят-
Федеральной службы исполнения наказаний тре- ся в центре острейшей идеологической, политиче-
бует всестороннего, тщательного, объективного ской и правовой борьбы. Реформирование следует
справедливого подхода. Необходимо преобразо- организовывать таким образом, чтобы все отноше-
вать уголовно-исполнительную систему исключи- ния пронизывало больше справедливости, закон-
тельно на основе справедливости, чтобы не было ности, гуманизма, толерантности и свободы (ми-
«перегибов влево и вправо». нимум принуждения, кары и зла). Справедливость
Генезис справедливости норм права связан с и гуманизм, законность и этичность, понимаемые
возникновением природы, человека, общества, а как человечность в общественной деятельности,
также институтов права и государства, которая беспристрастность и объективность по отношению
влияет на динамику их развития. Справедливость к общественности предполагают уважение к чело-
является не только основным общеправовым веку независимо от его социального статуса. Член
принципом, но и принципом всей человеческой Верховного суда США У. Дуглас отметил, что мы
жизнедеятельности. Все те ценности, которых мы много болтаем о законе и порядке, особенно когда
придерживаемся, должны иметь правовую форму. говорим о мошенничестве, уличных преступлени-
Придание этим ценностям практической силы за- ях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души
кона направляет развитие всех общественных от- у нас заложено презрение к закону, поскольку за-
кон, ограничивая одних, попустительствует другим [3, с. 1].
Каждая личность обладает основанной на справедливости неприкосновенностью, которая не может быть нарушена даже процветающим обществом. По этой причине справедливость не допускает, чтобы потеря свободы одними была оправдана большими благами других. Непозволительно, чтобы лишения, вынужденно испытываемые меньшинством, перевешивались большей суммой преимуществ, которыми наслаждается большинство. Следовательно, в справедливом обществе должны быть установлены свободы граждан, а права, гарантируемые справедливостью, не должны быть предметом политического торга или калькуляции политических интересов.
Совершенно справедливо отмечает И. А. Исаев, что юриспруденция - это знание вещей божественных и человеческих, знание того, что справедливо и несправедливо... естественное право совпадает со справедливостью. гражданское - с общей пользой [4, с. 5].
Изложенное имеет прямое отношение к проблеме реализации принципа справедливости в сфере уголовно-исполнительного права и деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Словом, всякое дело, движение и вся деятельность названных учреждений и органов, вплоть до мелочей, должна строиться сквозь призму воплощения принципа справедливости, без этого мы будем топтаться на одном месте, без динамики, успехов, развития процесса и совершенствования деятельности пенитенциарной системы.
Надо раз и на всегда отказаться от жестокости, проявляемой некоторыми сотрудниками пенитенциарной службы по отношению к осужденным. Если искать разные подходы к толкованию понятия справедливости, то с точки зрения этимологии и генеалогии справедливость больше всего соотносится с понятием меры как определенного количества. Понятие «мера» тождественно понятию «правило» и соответственно имеет отношение к любым проявлениям «правильного» и «правильности» в бытии. Мера относится к тому периоду, когда юридическая деятельность стала уже профессиональным занятием, связанным с правозащитой [2, с. 5-6].
Обособившееся от политики право не только начинает ассоциироваться с истиной, но и превращается в ее гарантию и воплощение. Основой этой трансформации оказывается справедливость, которая сводится к духу закона, подкрепляющего собой его букву. Если основой материи является бытие, то духовного - справедливость.
Историческая справедливость в данном случае не просто абстрактное, отвлеченное понятие. Речь идет о справедливости как практике анахронического существования [2, с. 5-6]. Развитие имеет закономерности, служащие ответом и воплощающие ответственность, представляет собой способ исторического действия, основанный на систематическом обнаружении морально-этического подтекста истории.
В философском контексте справедливость в течение длительного времени рассматривалась только как явление морального порядка. Впоследствии она стала трактоваться и как качественная особенность определенной категории общественных отношений. На этой основе возникло понятие социальной справедливости как объективного явления общественной жизни [5, с. 298-299].
Справедливость, зафиксированная в праве и утвердившаяся в политике и нравственном сознании, выступает в качестве духовной гарантии защиты личности как от произвола других личностей, так и от превышения полномочий со стороны государства, его органов и организаций.
Сложившееся понятие справедливости, отраженное в российском праве, несет на себе отпечаток взглядов тех мыслителей, идеи которых проанализированы выше. Вместе с тем проведенное исследование показало, что справедливость не может быть сведена только к удовлетворению интересов отдельных личностей, она неразрывно связана с удовлетворением интересов общества в целом и в этом смысле дает представление о социальной и юридической справедливости. Как раз здесь речь идет о целостной значимости для государства системы, а не отдельных личностей.
Федеральная служба исполнения наказаний и аналогичные службы в других государствах находятся в постоянном поле зрения и критики общественности. Она направлена на выявление случаев несоблюдения стандартов содержания лиц, отбывающих наказание, что приводит к нарушению их прав и к жалобам в различные российские и международные организации. Причины таких жалоб -как объективные (например, нехватка соответствующих помещений), так и субъективные (недостаточный уровень обучения и подготовки сотрудников ФСИН России, правовой нигилизм, профессиональная деформация, иногда отмечаются проявления агрессии к отношению осужденным).
Нередко нарушаются и права сотрудников ФСИН России и их семей, при этом практически отсутствуют упрощенные социально-правовые механизмы их защиты, психологического благополучия сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Основным рычагом реального обеспечения принципа справедливости в уголовно-исполнительной системе является обеспечение трудовой занятости осужденных, предоставление им возможности получить общее и профессиональное образование, профессию, которая будет востребована на рынке труда после их освобождения, заниматься физической культурой и спортом и т. д.
Необходимо создать условия для реадаптации лиц, освобожденных из учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленные на их общественное, экономическое, нравственно-психологическое и правовое благополучие.
Уголовно-исполнительная система нуждается в оперативном внедрении востребованных реформой инноваций в различных регионах при участии в оценке результатов эксперимента членов общественных наблюдательных комиссий, ученых и правозащитных организаций, органов власти, а также использовании передового отечественного (в том числе дореволюционного и советского) и зарубежного опыта исполнения уголовного наказания и реабилитации освобожденных.
Используя зарубежный опыт, надо несколько критически воспринимать необдуманное, слепое заимствование юридических конструкций западных либеральных ценностей [6, с. 100], институтов под видом обеспечения прав человека, в том числе подвергать широкому общественному обсуждению концепцию планируемой реформы с привлечением научных организаций и правозащитной общественности, сотрудников УИС, внедрением наработок общественных объединений, религиозных организаций, органов самодеятельности осужденных как лиц, заинтересованных в собственном благополучии и развитии.
Устранение нравственной, правовой, культурной, психологической деформации осужденных, возникшей у них до совершения преступления, а также в ходе привлечения к уголовной ответственности и исполнения наказания, - одна из важных задач.
Следует уделить внимание совершенствованию работы секции внутреннего порядка, имеющей контрольные полномочия за поведением осужденных, запретить передачу одной части осужденных (особенно имеющих взыскания) право контролировать других осужденных.
Целесообразно в каждом учреждении уголовно-исполнительной системы регулярно вести книги жалоб и предложений для осужденных и книги жалоб и предложений для родственников. Ежедневно такие записи передаются для принятия решения начальнику учреждения и помощнику начальника территориального органа ФСИН России по правам человека для ознакомления.
Для сохранения социально полезных связей при наличии у осужденного детей надо предоставить им право на краткосрочные свидания без ограничения их количества и независимо от условий содержания.
Нужно предоставить потерпевшему право получать информацию о месте отбывания осужденным наказания, характеристику на него с места отбытия им наказания, сведения о его представлении к досрочному освобождению, отношении к совершенному им преступлению, иным имеющим значение для потерпевшего существенным обстоятельствам.
Важно рассмотреть вопрос возможности заключения договора с Федеральной службой по труду и занятости о предоставлении ей права контроля за условиями труда осужденных, а также проведения профилактической работы по недопущению травм на производстве.
Справедливо будет воссоздать систему государственной поддержки в местах лишения свободы, индивидуальной трудовой деятельности, реанимировать деятельность кооперативов.
На фоне возникших проблем в ряде подразделений между специальным контингентом и персоналом учреждений и органов в целях нормализации и стабилизации сложной обстановки возлагаются большие надежды на деятельность Уполномоченного по правам человека как в регионах, так и в центральном аппарате. Для этого необходимо: юридически уполномочить эти органы вести контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания, наделив его правом рассматривать жалобы осужденных на незаконные действия государственных органов, должностных лиц, государственных служащих. При этом закрепить в законе права доступа Уполномоченного ко всем (кроме составляющих государственную тайну) документам, имеющим прямое либо косвенное отношение к жалобе. Принятые решения по жалобам должны быть удовлетворены и реализованы. Нужно определить системность и алгоритм контроля Уполномоченного за местами лишения свободы.
Реформа уголовно-исполнительной системы во многих странах стала составной частью государственной социальной политики. Она направлена на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, сокращение числа граждан, содержащихся в местах лишения свободы, улучшение условий их содержания. Без внесения серьезных изменений в российское законодательство, без учета требований международных стандартов и правил, а также общеправового принципа справедливости, принятия реальных мер государст-
венной поддержки для решения проблемы укрепления материальной базы, улучшения финансирования, укрепления социальных гарантий персонала ситуацию в УИС России не изменить.
Реформирование уголовно-исполнительной системы должно идти с максимальной ориентацией нормативно-правового и организационных механизмов на решение таких социальных проблем, как жизнеобеспечение пенитенциарной системы, включая организацию трудовой реабилитации и профессиональной подготовки спецконтингента, создание нормальных условий существования и охраны жизни и здоровья осужденных и персонала. Следует объединить усилия государства и неправительственных организаций, бизнеса и предпринимательства для решения проблемы социальной реабилитации и ре-социализации осужденных, оздоровления общества и сокращения рецидива преступлений.
Целесообразно воссоздать на новом качественном уровне служб пробации и социальной адаптации лиц, отбывающих наказания, и в порядке эксперимента создать при крупных предприятиях спецкомендатуры для осужденных к исправительным работам.
Следует изучать причины преступности и иных криминогенных обстоятельств, которые связаны с социальным, экономическим и правовым неравенством, с социальной, экономической и правовой несправедливостью.
Уголовная политика, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законотворчество должны осуществляться независимыми высококвалифицированными научными центрами на основе системного, глубокого научного мониторинга, изучения и прогнозирования криминологических реалий, которые складываются на основе несовершенного действующего законодательства. Должно совершенствоваться законодательство в целях ускорения применения альтернативных лишению свободы санкций.
Международное сотрудничество по проблемам исполнения наказаний и обеспечения прав осужденных должно расширяться, а для этого создаваться необходимые правительственные и неправительственные структуры.
Следует обосновать авторскую концепцию правового принципа справедливости и его реализации в современном уголовно-исполнительном праве России, основанную на длительной практике и ис-торико-теоретическом, социальном обзоре понятия справедливости.
Принцип правовой справедливости необходимо рассматривать как основополагающий принцип права, выполняющий координирующие функции и распространяющий свое действие на уголовно-исполнительное право, смежные отрасли права и все право.
В сфере правотворческой деятельности целесообразно создание совокупности условий для повышения уровня справедливости в российском уголовно-исполнительном законодательстве, включающих в себя восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания.
Основной целью обеспечения отбывания наказания, которая могла бы обеспечить эффективную реализацию функций наказания в обществе, может выступать идея восстановления правовой справедливости, воплощение которой предполагается в конкретных общественных отношениях.
Возникает объективная необходимость полного отказа от стереотипных подходов к обращению с осужденными и перехода к реальному гуманному отношению к ним персонала учреждений и органов УИС. История показывает, что жестокое обращение с любым человеком неоправданно [1, с. 61], отношение к осужденным должно быть гуманным, помочь людям, совершившим преступление, встать на путь исправления, а значит, отказаться от применения так называемых карательных мер и совершить переход к попечительству и очеловечиванию права в уголовно-исполнительных правоотношениях. Это доказано историей, опытом, наблюдением, практикой. Следует относиться к каждому осужденному как к человеку с психическими отклонениями, без учета его криминального прошлого, создать оптимальные условия для его духовно-нравственного оздоровления. Все это станет толчком к реализации принципа справедливости, модернизации пенитенциарной системы России, началом применения новых подходов к развитию отечественного уголовно-исполнительного права.
Список литературы
1. Абрамовский А. А. Феномен Магницких в Российской пенитенциарной системе // История государства и права. 2014. № 10. С. 61.
2. Ашкеров А. По справедливости: эссе о партийности бытия. М., 2008. 248 с.
3. Боботов С. В. Буржуазная социология права. М., 1978. 224 с.
4. Исаев И. А. «О противоречиях у стоиков»: естественное право и справедливость // История государства и права. 2013. № 17. С. 5.
5. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. М., 1972. 496 с.
6. Хайруллин В. И. Справедливость как комплексная ценность // Государство и право. 2010. № 3. С. 100.
ABDULZHABAR AGABALAEVICH YUNUSOV,
dsc in law, professor,
professor of the theory of state and law, international and european law department,
e-mail: [email protected]; SAMUR ABDULZHABAROVICH YUNUSOV,
lecturer methodist of the faculty of law (Academy of the FPS of Russia) © Yunusov A. A., Yunusov S. A., 2015
THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN PENAL LAW OF RUSSIA AS A MAJOR FACTOR OF HUMAN RIGHTS IN THE PROCESS OF EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES
Annotation: the authors' concept of equity and its implementation in the modern criminal law enforcement in Russia, based on historical and theoretical analysis of the concept of social justice. The principle of justice must be seen as a fundamental principle of law, a coordinating function and extends to the penal law, related industries and all rights law in general. In the sphere of legislative activity is advisable to establish the set of conditions to increase the level of equity in the Russian penal legislation, including the restoration of social justice as an objective of criminal punishment. The main purpose of ensuring punishment, which could ensure the effective implementation of the functions of punishment in society, can serve the idea of restoring legal justice, whose implementation is expected in specific social relations.
There is an objective need for a complete renunciation of stereotype-based approaches to the treatment of prisoners and the transition to the real humane attitude towards them by the staff of the institutions and bodies of the correctional system. History shows that the ill-treatment of any person is not justified, the attitude towards prisoners must be treated humanely. It is necessary to create optimal conditions for the spiritual and moral rehabilitation of convicts. This will give an impetus to the implementation of the principle of justice, the modernization of the penitentiary system in Russia, the beginning of the new approaches in the development of the national penitentiary law.
Key words: the principle of justice, law, legislation, penal law, humanism, reform, criminal punishment, crime, theory and practice.
References
1. Abramovskij A. A. Fenomen Magnickih v Rossijskoj penitenciarnoj sisteme [The phenomenon of Magnitsky in the Russian penitentiary system]. Istorij a gosudarstva i prava - History of State and Law, 2014, no. 10, p. 61.
2. Ashkerov A. Po spravedlivosti: jesse o partijnosti bytija [Justice: Essays on partisanship being]. Moscow, 2008.248 p.
3. Bobotov S. V. Burzhuaznaja sociologija prava [The bourgeois sociology of law]. Moscow, 1978. 224 p.
4. Isaev I. A. «O protivorechijah u stoikov»: estestvennoe pravo i spravedlivos' [«On the contradictions in the Stoics: natural law and justice»]. Istorija gosudarstva i prava - History of State and Law, 2013, no, 17, p. 5.
5. Filosofskij slovar' [Philosophical Dictionary]. Under the editorship of M. M. Rozental'. Moscow, 1972. 496 p.
6. Hajrullin V. I. Spravedlivost' kak kompleksnaja cennost' [Justice as a complex value]. Gosudarstvo i pravo - State and Law, 2010, no. 3, p. 100.