Научная статья на тему 'Проблемы правовой активности и правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы России в контексте обязанностей субъектов гражданского права'

Проблемы правовой активности и правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы России в контексте обязанностей субъектов гражданского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / LEGAL ACTIVITY / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM / ОБЯЗАННОСТИ / DUTIES / СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PROFESSIONAL DEFORMATION / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL EDUCATION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Муслим Абдулжабарович

в статье обосновывается необходимость функционирования уголовно-исполнительной системы в новых условиях реформирования всех структур государства. Отмечается, что еще не изжиты случаи нарушения законности и правил обращения с осужденными, что свидетельствует о наличии деформации в правовом сознании и правовой культуре сотрудников уголовно-исполнительной системы. В связи с этим предъявляются новые требования к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Правовая культура личности должна быть важнейшей формой социальной активности становления Российского государства как правового. Профессиональная подготовка персонала уголовно-исполнительной системы является общепризнанной задачей руководства ведомства. При формировании правовой культуры учитываются субъективные, объективные отношения, которые присутствуют в процессе выполнения служебных задач. Проводится анализ правовых средств и методов структур гражданского общества в деле формирования ценностно-правовых восприятий и мировоззренческих идеалов личности. Особое внимание уделяется духовно-нравственной составляющей субъектов права с целью успешного выполнения поставленных государством задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Юнусов Муслим Абдулжабарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL ACTIVITY AND LEGAL CULTURE OF THE PENAL OFFICERS IN RUSSIA IN TERMS OF LAW SUBJECTS DUTIES

in article need of functioning of criminally executive system for new conditions of reforming of all structures of the state is considered. It is noted that cases of violation of legality and rules of the address with condemned have not yet overcome that testifies to existence of deformation in legal consciousness and legal culture of staff of criminally executive system. In this regard new requirements are imposed to the staff of the institutions and bodies executing criminal penalties. The characteristic of legal culture of the personality is given. It has to be the most important form of social activity of formation of the Russian state as legal. The emphasis on specifics of vocational training of the personnel of criminally executive system is placed. The problem of preparation of qualified personnel is the conventional problem of the management of department. When forming legal culture it is considered the subjective, objective relations which are present at process of performance of office tasks. Legal means and methods of structures of civil society in formation of valuable and legal perceptions and world outlook ideals of the personality are analyzed. The special attention is paid to a spiritual and moral component of legal entities for the purpose of successful performance of the tasks set by the state.

Текст научной работы на тему «Проблемы правовой активности и правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы России в контексте обязанностей субъектов гражданского права»

УДК 343.8 АБДУЛЖАБАР АГАБАЛАЕВИЧ ЮНУСОВ

ББК 67.409-0 доктор юридических наук, профессор,

Ю56 профессор кафедры теории государства и права, международного

и европейского права; МУСЛИМ АБДУЛЖАБАРОВИЧ ЮНУСОВ

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса (Академия ФСИН России), е-mail: abdulzhabar@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Реферат: в статье обосновывается необходимость функционирования уголовно-исполнительной системы в новых условиях реформирования всех структур государства. Отмечается, что еще не изжиты случаи нарушения законности и правил обращения с осужденными, что свидетельствует о наличии деформации в правовом сознании и правовой культуре сотрудников уголовно-исполнительной системы. В связи с этим предъявляются новые требования к сотрудникам учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Правовая культура личности должна быть важнейшей формой социальной активности становления Российского государства как правового. Профессиональная подготовка персонала уголовно-исполнительной системы является общепризнанной задачей руководства ведомства. При формировании правовой культуры учитываются субъективные, объективные отношения, которые присутствуют в процессе выполнения служебных задач. Проводится анализ правовых средств и методов структур гражданского общества в деле формирования ценностно-правовых восприятий и мировоззренческих идеалов личности. Особое внимание уделяется духовно-нравственной составляющей субъектов права с целью успешного выполнения поставленных государством задач.

Ключевые слова: правовая активность, правовая культура, уголовно-исполнительная система, обязанности, субъекты гражданского права, профессиональная деформация, юридическое образование, ценностные ориентации.

Широкий диапазон социального назначения уголовно-исполнительной системы в правовом государстве обусловил необходимость ее реформирования, в результате которого произошел переход от системы репрессивно-карательного типа к системе пенитенциарного типа, деятельность которой базируется на принципах уважения прав человека и законности. Важным условием ее функционирования в новом качестве является наличие сформированного, развитого правового воспитания, правовой культуры и правовой активности ее сотрудников.

Не до конца изжиты факты бездушного отношения к осужденным, упоения властью, пренебрежения нормами служебной этики, бескультурья в речи и поведении. Имеют место случаи унижения человеческого достоинства осужденных, лишения их законных прав, необоснованного применения спецсредств, вступления в запрещенные связи со спецконтингентом, взяточничество, предательство сотрудниками интересов службы и др. На этой почве поступает многочисленное количе-

ство жалоб на нарушение законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы [1, с. 7].

Реально существуют проблемы деформации правового воспитания и правовой культуры сотрудников пенитенциарной системы, существование которой связано со многими обстоятельствами.

Масштабные преобразования в современной России предъявляют новые требования к становлению личности: в ситуации, когда государство ограничило свое участие в обеспечении базового уровня жизни населения, когда ответственность за свою судьбу находится в руках самого человека, становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее своей страны. Главной задачей внутренней политики государства было и остается формирование гармонично развитой, активной социально-правовой личности, воспитание у нее высокой гражданственности, уважения к законам, готовности участвовать в обеспечении правопорядка [2, с. 169].

Впервые термин «правовая активность личности» был введен в научный оборот в середине XX столетия. Возникновение такой социально-правовой категории объясняется осознанностью государства в значимости и ценности гражданина, который активно участвует в управлении государством, реализует предоставленные права и исполняет возложенные на него обязанности.

Заслуживает внимания высказывание В. И. Ленина о том, что советская власть есть аппарат, аппарат для того, чтобы масса начала немедленно учиться управлению государством и организации производства в общенациональном масштабе, эта власть, открытая для всех, делающая все на виду у массы, доступная массе, исходящая непосредственно от массы, прямой и непосредственный орган народной массы и ее воли, делающая все для формирования гражданина как активного социально-правового субъекта гражданского права.

Как отмечает Т. А. Турбина, в актах КПСС подчеркивалось, что «заинтересованность в общем деле, в развитии производства, сопоставление мнений, откровенная и принципиальная критика и самокритика, повышение общественно-политической активности каждого гражданина - в этом суть советской демократии, демократии работающей, действующей». В выступлениях XXVI съезда КПСС прямо звучали призывы к советским ученым «глубже и смелее... анализировать явление политической жизни общества» [3].

Такими характерными чертами правовой культуры личности являются:

1) знание действующих законов страны;

2) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

3) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

4) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

5) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

6) правовая активность, то есть целенаправленная инициативная деятельность субъекта гражданского права по пресечению правонарушений;

7) противодействие беззаконию;

8) поддержание правопорядка и законопослу-шания в обществе;

9) преодоление правового нигилизма.

Содержание правовой культуры субъектов гражданского права можно выразить следующей

формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования всех законов государства.

Все формы социальной активности имеют свою специфику, связанную с конкретным видом общественных отношений, что служит основанием для обособления социально-правовой активности в сфере правового регулирования. Последней свойственны как все перечисленные признаки, так и особенности, обусловленные специфическим характером правовых отношений. Социальная активность, реализуемая в правовой сфере, выступает в форме правовой активности.

Правовая активность личности - одна из важнейших форм социальной активности, играющая большую роль в процессе становления Российского государства как правового, где осуществляются взаимные права и обязанности субъектов гражданского права, ответственность общества, государства, коллектива и личности [4, с. 17-25]. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия - это демократическое федеративное правовое государство. Основой данного государства выступает активная правовая личность.

В правовую культуру входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое знание, которые концентрируются в правосознании. Наивысшим среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Говоря о проблемах правовой активности сотрудников УИС, следует учитывать специфику профессиональной подготовки и деятельности. Деятельность персонала УИС призвана обеспечить достижение основных целей, направленных на реализацию функций по принудительной изоляции осужденных от общества, их исправление и профилактику совершения ими новых преступлений. Они могут быть обеспечены лишь соблюдением режима содержания, которым устанавливаются определенные запреты и правила поведения, являющиеся обязательными для исполнения осужденными.

Девиантное поведение со стороны осужденных порождает законную реакцию со стороны персонала исправительных учреждений - применение физической силы или специальных средств, а при нападении на сотрудников, побегах из исправительных учреждений - применение огнестрельного оружия. Как показывает практика, их неквалифицированное применение в целях личной безопасности или в случаях преодоления противодействия влечет за собой травматизм, летальные исходы со стороны осужденных и, как следствие, привлечение к уголовной ответственности сотрудников исправитель-

ных учреждений, что в случае доказанности вины приводит к увольнению из органов УИС.

По мнению А. В. Огородникова, труд призван сыграть большую роль в процессе функционирования сотрудника УИС в проблемах подготовки квалифицированных кадров, способных профессионально решать служебные задачи, претворять в жизнь принцип гуманности в функционировании исправительных учреждений, применять законные и эффективные формы работы с осужденным, что является одной из основных задач в деятельности УИС. Предполагается воспитание у курсантов ФСИН России уважительного отношения к правам и свободам человека, его достоинству. Результативность профессиональной подготовки выражается в готовности выпускника вуза к продуктивному решению профессиональных задач [5, с. 219].

В функционировании исправительных учреждений УИС выделяются три категории сотрудников, обеспечивающих процесс исполнения наказания: непосредственно обеспечивающие исполнение наказания (оперативный отдел, служба безопасности, охрана); осуществляющие воспитательную работу с осужденными (начальники отрядов), психологическую помощь (психологи); сотрудники отделов материально-технического снабжения и технических служб.

Деятельность сотрудников ФСИН России характеризуется рядом особенностей, среди которых можно выделить ее правовой характер [6]; включенность в субъектно-объектные отношения, в которых каждый акт правоприменения влечет за собой последствия; неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (бездействие, злоупотребление, превышение власти и т. д., что является нарушением того или иного нормативного акта и обусловливает повышенную ответственность за свои поступки. Служба сотрудника УИС связана с экстремальным характером, с различным уровнем стрессогенности [5, с. 222]. Таким образом, учитывая описанные А. В. Огородниковым особенности деятельности сотрудников УИС, можно назвать еще одну причину проблемы правовой активности сотрудников - это профессиональная адаптация.

Проблема правовой активности сотрудников УИС связана с профессиональной деформацией. Как справедливо отмечает М. А. Шерменев, профессиональное правосознание - важнейший компонент профессиональной пригодности сотрудников любых юридических специальностей, оно рассматривается как элемент идеальной модели профессионала. Но реальное, жизненное правосознание далеко от идеала и всегда характеризуется присутствием некоторой дезорганизованности тех или иных его элементов, дисфункцией этих элементов,

нарушением их работы, то есть ему свойственны те или иные отклонения или деформации [6].

Большую роль играют юридические средства, оказывающие позитивное и непосредственное воздействие на развитие активности человека в сфере правового регулирования. Гражданская активность неотделима от меры поведения, обозначенной правовыми нормами. Норма права сама по себе как регулятор отношений не может предопределить необходимую волевую активность (правомерную). Она должна проникнуть в сознание человека, опосредоваться в нем, то есть привести к определенному положительному результату, выразившемуся в правомерном поведении. Только таким образом может реализовываться регулятивная функция права. Именно через осознанность нормы права определяются мотивы поведения, побуждающие к действию и в итоге определяющие вариант поведения.

Процесс формирования социально полезного поведения и его мотивационная обусловленность представляют собой сложнейший комплекс вырабатывания ценностно-правовых восприятий и мировоззренческих идеалов личности, под воздействием которых она осуществляет правовую активность и становится правовой.

По мнению С. Н. Кожевникова, профессионально-правовая активность сотрудников правоохранительных органов в основном находит свое выражение в рамках правоприменительного процесса, причем на всех его стадиях - установление фактических обстоятельств дела, выбор нормы права и ее анализ, принятие решения и его документальное оформление и т. д. В частности, она находит свое проявление при производстве ряда процессуальных действий и выражается в самостоятельности направления и поиска доказательств, очередности процессуальных действий, использовании тех или иных тактических приемов. Другим аспектом правовой активности сотрудников правоохранительных органов, выражающим такой ее признак, как интенсивность, является вынесение решения по юридическому делу, разрешение заявлений и жалоб граждан, рассмотрение их предложений раньше срока, установленного законодательством, с соблюдением принципов законности, обоснованности, целесообразности, справедливости [7, с. 20-21].

Проводя анализ всех рассмотренных мнений, при определении правовой активности сотрудников уголовно-исполнительной системы следует учитывать специальные условия, в которых необходимо нести службу:

- общественное мнение об уголовно-исполнительной системе;

- научная организация труда сотрудников, основной деятельностью которых является правоприменение;

- качество законодательства, содержание которого обусловливает деятельность сотрудника в процессе правоприменения и определяет его правовой статус;

- научно обоснованные критерии эффективности правоприменения в уголовно-исполнительной системе;

- материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса;

- микроклимат коллектива учреждения и органа УИС, в рамках которого осуществляется правоприменение;

- профессиональная культура сотрудников УИС, иные качества данных лиц.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что проблемами правовой активности сотрудников УИС являются:

- проблемы в правовом сознании и правовом воспитании сотрудников уголовно-исполнительной системы;

- ненадлежащий уровень правовой культуры сотрудников;

- невысокий уровень профессионального образования сотрудников;

- проблемы в устранении причин девиантного поведения;

- профессиональная деформация сотрудников уголовно-исполнительной системы;

- обобщенные и разобщенные подходы к пониманию «должного поведения» сотрудника;

- отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего служебное поведение руководителей служб и подразделений, определяющего юридиче-

скую ответственность за неэтичное поведение и предвзятое отношение к подчиненным.

Таким образом, определяя проблемы правовой активности сотрудников и установив связь с правовой культурой общества в целом, необходимо предложить определение правовой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы и отметить, что правовая культура сотрудников как субъектов гражданского права - это комплекс объективных и субъективных факторов, включающих в себя духовное развитие, высокий уровень правового сознания и правового воспитания, наличие ценностных ориентиров и правовой активности, выраженное в умении пользоваться правом и подчинении своего поведения требованиям правовых норм.

Рассуждая о необходимости жестко противостоять преступности, К. А. Гельвеций полагает, что человек практически полностью является результатом воспитания, воздействия социальной среды, тем самым фактически целиком возлагая на общество ответственность за его поведение и уменьшая личную ответственность человека. Вместе с тем К. А. Гельвеций прослеживает роль государства во всеобъемлющем регулировании жизни человека под предлогом необходимости воспитательного воздействия.

Вся система образования должна иметь воспитательный характер для обучающихся в учебных заведениях, то есть все дело обучения следует направить на гармоничное развитие человека, ответственного гражданина России, формирование духовно-нравственной культуры и гражданской позиции будущих поколений сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Список литературы

1. Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве : монография. Рязань, 2014.265 с.

2. Юнусов С. А. Воплощение принципа справедливости в уголовно-исполнительном праве России // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 169-170.

3. Турбина Т. А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 25 с.

4. Кожевников С. Н. Социально-правовая активность: содержание и субъекты // Правоведение. 1981. № 3.С. 17-25.

5. Огородников А. В. Особенности деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Вестник СамГУ. 2010. № 5(79). С. 219-223.

6. Шерменев М. А. Деформация профессионального правосознания сотрудников УИС (общеправовой анализ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 25 с.

7. Кожевников С. Н. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. 28 с.

ABDULZHABAR AGABALAEVICH UNUSOV,

doctor of legal sciences, professor, professor of department of theory of state and law, international and European law; MUSLIMABDUZHABBAROVICH UNUSOV, phd in law, associate professor of civil law, associate professor of civil law and process, Е-mail: abdulzhabar@mail.ru

PROBLEMS OF LEGAL ACTIVITY AND LEGAL CULTURE OF THE PENAL OFFICERS IN RUSSIA IN TERMS OF LAW SUBJECTS' DUTIES

Annotation: in article need of functioning of criminally executive system for new conditions of reforming of all structures of the state is considered. It is noted that cases of violation of legality and rules of the address with condemned have not yet overcome that testifies to existence of deformation in legal consciousness and legal culture of staff of criminally executive system. In this regard new requirements are imposed to the staff of the institutions and bodies executing criminal penalties.

The characteristic of legal culture of the personality is given. It has to be the most important form of social activity of formation of the Russian state as legal. The emphasis on specifics of vocational training of the personnel of criminally executive system is placed. The problem of preparation of qualified personnel is the conventional problem of the management of department. When forming legal culture it is considered the subjective, objective relations which are present at process of performance of office tasks. Legal means and methods of structures of civil society in formation of valuable and legal perceptions and world outlook ideals of the personality are analyzed. The special attention is paid to a spiritual and moral component of legal entities for the purpose of successful performance of the tasks set by the state.

Key words: legal activity, legal culture, criminal and executive system, duties, professional deformation, legal education, valuable orientations.

References

1. Unusov S. A. Princip spravedlivosti v ugolovno-ispolnitel'nom prave [The principle of fairness in the penal law]. Ryazan, 2014, 265 p.

2. Unusov S. A. Voploshhenie principa spravedlivosti v ugolovno-ispolnitel'nom prave Rossii [The embodiment of the principle of fairness in the penal law of Russia]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no 3, pp. 169-170.

3. Turbina T. A. Kul'turno-dosugovaja dejatel'nost' kak sredstvo razvitija social'noj aktivnosti sovremennyh podrostkov. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Cultural and leisure activities as a means of development of social activity of modern teenagers. Cand. pedagogical sci. diss. abstract]. St. Peterburg, 2007, 25 p.

4. Kozhevnikov S. N. Social'no-pravovaja aktivnost': soderzhanie i sub'ekty [Socio-legal activity: contents and subjects]. Pravovedenie - Jurisprudence, 1981, no. 3, pp. 17-25.

5. Ogorodnikov A. V. Osobennosti dejatel'nosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossii [Features of activity of employees of penal system of Russia]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta -Bulletin of the Samara State University, 2010, no 5, pp. 219-223.

6. Shermenev M. A. Deformacija professional'nogo pravosoznanija sotrudnikov UIS (obshhepravovoj analiz). Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Deformation of the professional staff of justice penal system (common law analysis). Cand. legal sci. diss. abstract]. Vladimir, 2006. 25 р.

7. Kozhevnikov S. N. Social'no-pravovaja aktivnost' lichnosti i uslovija ee dejstvennosti. Avtoref. dis. kand. jurid. nauk [Socio-legal activity of the individual and the conditions of its validity. Cand. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 1992, 28 p.

УДК 159.9:343.8 ТАТЬЯНА ИВАНОВНА САВЕЛЬЕВА,

ББК 88.473 кандидат психологических наук,

С12 доцент кафедры психологии профессиональной деятельности

в уголовно-исполнительной системе (Академия ФСИН России), е-шай: tanyasav09@mail.ru

К ПОНЯТИЮ ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ ОСУЖДЕННЫХ

Реферат: в статье предпринята попытка систематизировать психологические подходы к изучению понятия «личностная автономия» в отечественной и зарубежной психологии, а также предложить его собственное определение. Личностная автономия осужденных является одним из значимых компонентов личности, который оказывает влияние на успешность ресоциализации осужденных после их освобождения. Высокий уровень проявления личностной автономии является одним из критериев психологической успешности и психического здоровья человека, а отсутствие или дефицит этого качества -сигналом о неблагополучии и потребности в психологической помощи.

Неоднозначность понятия автономии в психологии развития находит отражение в различных концепциях, описывающих феноменологию личностной автономии.

В зарубежной психологии под понятием личностной автономии понимаются: самоопределение своих жизненных позиций (Ж.-П. Сартр); независимое поведение (Г. Олпорт); свободный выбор и ответственность за него (Э. Фромм); свобода управления своим развитием (Р. Мей); выбор отношения к условиям, в которой оказалась личность (В. Франкл); самодетерминация и саморегуляция (Э. Л. Деси и Р. М. Райан); способ к самостоятельному, внутренне регулируемому поведению и субъектно-личностному способу присвоения социального опыта (Тхонг Ле Динь).

В отечественной психологии под личностной автономией понимается: право на самостоятельное принятие решения (Д. А. Леонтьев); качества личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, саморегуляции и самодетерминации, необходимые для самостоятельной деятельности, проявления независимости в принятии решений (Т. И. Ежовская); дистанцирование себя (Э. Ю. Майкова); способность субъекта к адекватному использованию собственных потенциальных возможностей при разрешении проблемных ситуаций в деятельности (Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова); проявление таких личностных особенностей, как самостоятельность, ответственность, гибкость и креативность мышления и деятельности (О. А. Трещева); сочетание механизмов свободы и ответственности, которые проявляются в суверенности различных личностных проявлений (М. Ю. Луков).

По нашему мнению, под личностной автономией осужденных понимается такое личностное образование, в структуру которого входят поведенческий, коммуникативный, волевой, правовой, рефлексивно-оценочный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, когнитивный и регулятивный компоненты, оказывающие влияние на процесс их ресоциализации и реадаптации.

Ключевые слова: личностная автономия, осужденный, зарубежная психология, отечественная психология, самодетерминация, саморегуляция, самоактуализация, свобода, ответственность, независимость, самостоятельность.

Общественная опасность рецидивной преступности обусловлена тем, что совершение лицом более одного преступления указывает на упорное стремление продолжать преступное поведение, укрепление в сознании преступника навыков, стойких антиобщественных взглядов и убеждений. Удельный вес рецидивной преступности высок и в зависимости от региона в течение последних лет колеблется в пределах от 25 до 50 % (в среднем 30 %) [1, с. 72-75].

Одной из основных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам.

Действенным способом сокращения рецидивной преступности является ее профилактика, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.