(1921—1927 гг.)» (81% работ, выполненных на «4» и «5», в сравнении с 62% в классе, где изучение данной темы проходило в традиционной форме). Таким образом, был достигнут высокий уровень успеваемости по теме, что наглядно демонстрирует эффективность дискуссии как формы организации уроков истории в старших классах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. — М., 2001.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. — Воронеж, 1997.
3. Левин К. Теория личности. — М., 1981.
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. — 1971. — № 4.
5. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. — М., 1977.
6. Пидкасистый ПИ, Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. — М., 1996.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. — М., 1997
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
П.А. Афиногенов, начальник кафедры уголовно-правовых дисциплин Ивановского филиала Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, аспирант Шуйского государственного педагогического университета, (49351) 31122
В статье говорится о роли правовой культуры, являющейся фундаментом деятельности выпускника вузов Федеральной службы исполнения наказаний, рассматриваются основные элементы структуры правовой культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: правовая культура, выпускник вуза Федеральной службы исполнения наказаний России, специальные курсы.
LEGAL CULTURE AS THE GRADUATES' PREPARATION BASIS IN THE HIGH SCHOOLS OF FEDERAL SERVICE OF PERFORMANCE OF PUNISHMENTS OF RUSSIA
Afinogenov P.A.
In this article it is spoken about a role of legal culture of an activity of the graduate of high schools of Federal service of performance of punishments being by the base. Basic elements of structure of legal culture of the employee of criminally-executive system are considered.
Key words: legal culture, graduate of high school of Federal service of performance of punishment of Russia, special courses.
В настоящее время российское общество пережи- стемой образования, к которой меняется отношение со
вает очередной этап своего становления и раз- стороны государства и общества. Меняются требования
вития. Российская Федерация движется по пути к выпускникам образовательных учреждений — в том
демократических преобразований, уверенно входит в число числе и Федеральной службы исполнения наказаний (да-
ведущих государств мирового сообщества. В России идут лее — ФСИН) России.
процессы подлинной демократизации, построения правово- В учебных заведениях ФСИН обучаются в основном го государства и гражданского общества, граждане России сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее — имеют возможность строить свою жизнь в соответствии с УИС), занимающие различные должности, такие как: ин-собственными убеждениями, взглядами и принципами, в спектора по режиму и надзору, начальники отрядов, ин-стране созданы условия для развития творческого и науч- спектора охранно-конвойной службы, оперативные работного потенциала, успешно реализуется ряд национальных ники. По окончании вуза выпускники получают диплом о проектов. высшем юридическом образовании.
Состояние современной социально-экономической Особую значимость при подготовке специали-
ситуации в стране ставит новые цели и задачи перед си- стов в вузах ФСИН приобретает правовая культура,
Таблица 1
Основные формы дополнительной деятельности слушателей вузов ФСИН, направленные на развитие их правовой культуры
Коллективные Групповые Индивидуальные
1. Конференции по юриспруденции 1. Спецкурсы 1. Консультации слушателей младших курсов
2. Турниры молодых юристов 2. Научное общество слушателей 2. Психологический практикум «Телефон доверия»
3. Конкурсы, направленные на формирование правовой культуры слушателей 3. Работа командиром и заместителем командира группы слушателей 3. Защита творческих проектов, задач правового характера
4. Олимпиады по предметам правоохранительной направленности 4. Ролевые игры (имитация правоохранительных ситуаций) 4. Защита мини-диссертаций по юриспруденции
5. Выставки технического творчества, направленные на правоохранительную деятельность 5. Дискуссии правоохранительной направленности за круглым столом 5. Виртуальный практикум по правоохранительной деятельности
6. КВН 6. «Мозговой штурм» во время экстремальных ситуаций 6. Работа воспитателем (с трудными подростками)
так как специфика выполнения задач, поставленных перед будущими сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы (далее УИС), значительно отличается от деятельности, выполняемой вне учреждений УИС [1].
Перед высшими учебными заведениями ФСИН стоит задача привить будущим выпускникам высокую нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных и др.
Каждый сотрудник УИС является субъектом правоприменительной практики. Данное положение обусловливает наличие в его профессиональной культуре такого компонента, как правовая культура. Применительно к личности каждого сотрудника правовая культура — это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в практической деятельности, высокий уровень специальной подготовки.
Структура правовой культуры сотрудника УИС включает следующие наиболее крупные элементы, имеющие определенное содержание и качественный уровень:
— право как система норм, выдерживающих возведенную в закон государственную волю;
— правовые отношения;
— правовое сознание как система духовного отражения всей правовой действительности;
— правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;
— правовое поведение, деятельность.
Особо значимой проблемой является взаимодействие (взаимообслуживание) элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным личностным механизмом определения правовой жизни.
Разумеется, необходимо воспитать каждого сотрудника уголовно-исполнительной системы грамотным юристом, преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм, поскольку это важнейшее условие качественного выполнения будущим сотрудником УИС своих функциональных обязанностей.
Из вышеизложенного видно, что под правовой культурой в УИС необходимо понимать качественное состояние правовой жизни в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности сотрудников УИС, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования пенитенциарной системы [2].
Поэтому формирование правовой культуры выпускников высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний является одним из приоритетных направлений деятельности профессорско-преподавательского состава.
С учетом специфики данного вида правоохранительной деятельности введены специальные курсы по следующим учебным дисциплинам: «Оперативно-разыскная деятельность», «Организация охраны и конвоирования», «Расследование преступлений против личности и собственности», «Уголовно-правовая квалификация преступлений, совершенных в местах лишения свободы», «Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков», «Криминологиче-
ская характеристика преступлений в местах лишения свободы» и др.
В вузе реализуются следующие формы дополнительной деятельности слушателей, направленные на развитие их правовой культуры (см. таблицу 1).
Приведенные в таблице формы и методы дополнительной деятельности слушателей активизировали процесс становления будущего сотрудника ФСИН и способствовали формированию и развитию правовой культуры слушателей. Слушатели отмечают, что наиболее значительными для их будущей профессиональной деятельности являются «Мозговой штурм» во время экстремальных ситуаций, ролевые игры (имитация правоохранительных
ситуаций), виртуальный практикум по правоохранительной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гонтарь В.Н. Операционно-деятельност-ный компонент личностно-ориентированного обучения курсантов в вузе: автор. дисс. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2004.
2. Афиногенов ПА. Роль и место правовой культуры в деятельности выпускников вузов ФСИН // «Шуйская сессия студентов, аспирантов и молодых ученых». — М. — Шуя, 2009.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ И ПОЛЕВЫЕ ПРАКТИКИ КАК СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
О.В. Петунин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, petunnin@yandex.ru
В статье автор описывает свой опыт организации и проведения учебно-исследовательских экспедиций и полевых практик со студентами естественно-географических факультетов и специальностей. Автор считает эти формы внеучебной деятельности важным средством активизации познавательной самостоятельности студентов.
Ключевые слова: активизация познавательной самостоятельности студентов, учебно-исследовательские экспедиции; учебные полевые практики.
ЕХРEDITIONS OF TRAINING RESEARCH AND FIELD PRACTICAL wORKS AS METHODS OF ACTIVIZATION STUDENTS' COGNITIVE INDEPENDENCE
Petunin O.V.
The author describes his experience in organizing and conducting training and research expeditions and field practices with students of natural-geographical departments and specialties. The author considers these forms of extracurricular activities important means of enhancing students' cognitive independence.
Key words: expeditions of training research; field practical works; аctivization Students' Cognitive Independence.
Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых.
Активизацию познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе мы рассматриваем как систематическое и целенаправленное субъектно-
согласованное взаимодействие педагога и обучающегося, направленное на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения и самообучения с целью стимулирования познавательного интереса, повышения активности, самостоятельности обучаемых в познавательной деятельности, усвоении знаний, формировании умений, навыков и применении их на практике.
Активизация познавательной самостоятельности складывается из целенаправленного взаимодействия педагогов и обучающихся, осуществляемого в урочной и