УДК 378.6:343.83 Юрий Арсенович Реент,
ББК 67.409р31-1 доктор исторических наук, профессор,
Р33 профессор кафедры философии и истории
(Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
АКАДЕМИЯ ФСИН РОССИИ: СТРАНИЦЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
Реферат: объектом исследования в статье представлена Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Субъектом исследования выступают основные направления деятельности и этапы ее развития с момента создания учебного заведения в 1934 г. по настоящий момент. Первоначально учебное заведение было создано для подготовки среднего начальствующего состава рабоче-крестьянской милиции. Выпускники распределялись по управлениям НКВД центрального региона России. С 1954 г. профиль учебного заведения существенно изменился: основную часть выпускников стали направлять для работы в исправительно-трудовые учреждения всей страны. В 1970 г. решением советского Правительства Рязанская средняя специальная школа преобразована в высшую школу МВД СССР. В 1999 г. уже Рязанский институт права и экономики был передан в состав Министерства юстиции России. Статус академии присвоен в 2001 г. В настоящее время она входит в число лучших вузов страны, занятых подготовкой управленческих кадров. Материалы статьи могут быть использованы в музейных экспозициях, в учебном курсе «История УИС и органов юстиции».
Ключевые слова: Академия ФСИН России, Федеральная служба исполнения наказаний, история России, государственное и муниципальное управление, уголовно-исполнительная система, милиция.
Место и значение Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний трудно переоценить как для региона, так и для целой отрасли правоохранительной деятельности. Это не только первый в стране вуз, специализирующийся на подготовке специалистов для мест лишения свободы, но и крупнейший научный, методологический центр. Первым его называют и по времени возникновения, и по значению, влиянию на пенитенциарную систему. Впрочем, до того как указанное учреждение стало высшим учебным заведением, оно уже имело давнюю историю существования в ином качестве. В ноябре 2014 г. отмечается 80-летний юбилей Академии ФСИН России. Здесь мы обозначим лишь основные этапы ее непростого пути.
Вот уже около 45 лет это учебное заведение функционирует в качестве вуза, но возник он не на пустом месте. Неоднократно менялись названия и ведомственная принадлежность, неизменным же оставалось высокое качество подготавливаемых здесь кадров для правоохранительных органов государства. Пройден немалый путь. Истоки возникновения учреждения следует отнести к периоду становления Советской России. В ту пору достаточно быстро выяснилось, что представителям новой власти для обеспечения хотя бы элементарного общественного порядка требовались специалисты правоохранительной сферы, которых взять было негде. Лиц, служивших до революции в полиции, тюремных учреждениях и
судах, на работу не принимали, а новых профессионалов не готовили.
Имевшиеся кадры сотрудников правоохранительной системы характеризовались чрезвычайно низким уровнем подготовки. Для повышения их квалификации с начала 20-х годов в Рязанской губернии широкое распространение получило взаимодействие силовых и правоохранительных структур. Использовались в этих целях различные вечерние школы и краткосрочные курсы, созданные при местных частях Красной Армии, судах, прокуратуре. Неоднократные попытки создания системы первоначального профессионального обучения предпринимались и собственными силами. Так, в ноябре 1921 г. при Рязанском губернском управлении милиции были учреждены трехмесячные курсы подготовки командного звена. Однако сначала сократили количество учебных часов, а затем произвели досрочный выпуск и расформирование школы [1, л. 8, 192].
Принципиальное решение о создании аналогичного центра было принято в феврале 1922 г., но он все же распался [2, л. 2-7]. Документы свидетельствуют о том, что 6 марта 1924 г. Главное управление советской рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР дает согласие на открытие в Рязани резервной школы подготовки командного состава (четырехмесячный курс). И вновь из-за недостатка средств первый выпуск оказался последним. Были подобные попытки и позже.
В этих обстоятельствах совершенно неожиданно представилась возможность создания в Рязани шко-
лы третьей, на то время высшей ступени. Согласно приказу по управлению НКВД Московской области от 10 сентября 1934 г. № 345 с 1 ноября начали действовать Рязанские курсы по переподготовке среднего начсостава милиции. Указанное событие и стало начальной точкой отсчета в истории существования первого специализированного правоохранительного учебного заведения в этом регионе. Менялись названия, но его место расположения осталось неизменным до сегодняшнего дня.
Итак, предполагалось силами 31 преподавателя и административно-технического работника в течение 3,5 месяцев готовить по 150 курсантов (3 выпуска в год) [3, с. 7]. Постоянный состав был набран из местных специалистов, а возглавил курсы старший инспектор командно-строевого отдела Управления РКМ Московской области Николай Васильевич Верейн. Направлен он был только на период становления курсов, но позже ему было суждено возвратиться вновь.
15 апреля 1935 г. Рязанские курсы осуществили свой первый выпуск участковых инспекторов. В августе начальником учреждения назначается Михаил Григорьевич Семенов, а еще через полгода в главке был поставлен вопрос о повышении статуса учебного заведения. Осенью 1936 г. курсы были преобразованы в Рязанскую школу среднего начсостава управления рабоче-крестьянской милиции [4, л. 1, 24, 28]. (В приказе начальника управления НКВД СССР по Московской области от 15 декабря 1936 г. № 2328 она именуется Рязанской школой сержантов милиции. Сержант милиции в ту пору был младшим офицерским званием.) Срок обучения возрастал до 2 лет. Командно-преподавательский корпус был передислоцирован из Тульской школы подготовки среднего начсостава милиции. Первый набор произвели уже в октябре. Курсантов отбирали из практических работников и среди отслужившей в армии молодежи на предприятиях губерний Центральной России.
Не успев сделать выпуск, учебное заведение поменяло «вывеску». В тревожном 1937 г. ее назвали 18-й Рязанской школой Рабоче-крестьянской милиции. В 1939 г. наименование вновь меняется. Теперь это Рязанская школа усовершенствования начсостава Рабоче-крестьянской милиции (РШУНС РКМ). Акция связана с некоторым функциональным видоизменением учреждения. На учебу стали брать исключительно сотрудников милиции, рекомендуемых к выдвижению на вышестоящие должности. Сменился и начальник школы. На эту должность был назначен уже упоминавшийся нами Н. В. Верейн. Он возглавлял учреждение в наиболее тяжелую пору - с 1939 по 1944 год, пройдя там путь от старшего лейтенанта до подполковника.
Характеризуя школу, следует дать оценку и переменному составу, то есть обучавшимся курсантам. Первый набор составлял 85 человек на одном потоке. Численность двух курсов колебалась в районе 130-150 человек. Средний уровень образования - 4 класса. Было несколько человек более грамотных - 6 классов плюс фабрично-заводское училище, но встречались представители и с 2-летним образованием.
С момента образования первых постоянных курсов в 1934 г. учреждение располагалось по известному и поныне адресу: г. Рязань, Первомайская улица, дом 8 (сегодня - корпус Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России). Надо заметить, что под школу было выделено не все здание. В разные периоды там одновременно находились уездный Совет рабочих и крестьянских депутатов, районный народный суд и другие учреждения. Особое неудобство доставляла располагавшаяся в подвале пекарня.
Утро 22 июня 1941 г. резко изменило весь установившийся уклад жизни и разделило ее на два резко отличавшихся периода - мирный и военный. Вновь была произведена реорганизация учебного заведения. Теперь оно называлось Рязанской межобластной школой милиции. В полтора раза увеличился штат обучаемых курсантов, их число превысило 180 человек. В 1942 г. объемы подготовки специалистов снизились, но к 1944 г. - превысили довоенный уровень. С сентября 1943 до конца 1945 г. основным контингентом обучаемых стали женщины - сотрудники органов внутренних дел. В годы Великой Отечественной войны школа готовила не только милицейские кадры, но и оперативный состав для действующих на фронте частей. В 1947 г. межобластная школа милиции становится Рязанской школой начсостава милиции. Теперь она вышла на всесоюзный уровень. Сержанты и младшие офицеры запаса составляли основу нового контингента курсантов.
В апреле 1948 г. из Министерства внутренних дел в Министерство государственной безопасности СССР переданы части по охране особо важных промышленных предприятий, а с октября 1949 г. -и вся милиция. Учебное заведение также меняет подведомственность и переименовывается в Рязанскую школу милиции Министерства государственной безопасности СССР. В это время начальником школы становится подполковник милиции Филипп Михайлович Столяр. При нем закрепляется цикловая схема обучения курсантов. Все изучаемые дисциплины распределяются между циклами - своеобразными прообразами кафедр. Всего их сформировали четыре: цикл специальных дис-
циплин, цикл общеобразовательных дисциплин, социально-экономический и юридический циклы. Школа давала только профессиональное образование, но не заменяла общего.
Социальный портрет «среднего» слушателя можно было представить в следующем виде: младший лейтенант милиции (без звания поступали редко); образование - 7-8 классов; стаж работы в органах внутренних
дел или госбезопасности - 5-10 лет; семейное положение - женат (до 80 %); возраст 23-27 лет (лишь отдельные лица - до 35 лет). Таким образом, к руководству низовым звеном правоохранительных органов постепенно приходило новое поколение, видевшее войну, но, как правило, в силу возраста не принимавшее в ней непосредственного активного участия.
Первый выпуск Рязанской специальной средней школы подготовки начсостава Министерства охраны общественного порядка РСФСР
Всего за рассмотренный период сменилось 16 названий учреждения. Как наиболее значимую дату последующего развития следует расценивать 29 мая 1970 г. Именно тогда Постановлением Правительства было принято решение о создании Рязанской высшей школы МВД СССР [5]. Возглавил ее кандидат юридических наук, доцент комиссар милиции 3-го ранга Николай Григорьевич Емелин. Часть преподавателей, все курсанты и слушатели располагавшегося там ранее заведения были передислоцированы для продолжения учебы в Уфимскую специальную среднюю школу подготовки начсостава МВД СССР.
1 октября 1971 г. начался первый в истории нового вуза учебный год. Слушателями единственного тогда юридического факультета стал 331 человек. Спустя год был открыт заочный экономический факультет. Однако учебно-воспитательный процесс осуществлялся в крайне тяжелых условиях. В старом учебном корпусе, рассчитанном на 400 слушателей, обучалось 1200 слушателей очного юридического и 750 слушателей заочного экономического факультетов. Требовалось не менее 47 учебных аудиторий, тогда как их имелось только 19. Было необходимо 7 лекционных залов вместо имевших-
ся 3. В таких условиях принимается решение об организации учебы в 3 смены.
Под руководством нового начальника школы генерал-лейтенанта внутренней службы Виктора Акимовича Сморыго (август 1974 г. - май 1981 г.) вводятся в эксплуатацию учебный и административный корпуса, актовый зал, столовая. При генерал-майоре внутренней службы Владимире Григорьевиче Рубцове эта работа продолжилась. Были построены 12-этажный административный корпус, 8-этажное общежитие, ряд жилых домов для сотрудников и персонала.
При новом начальнике РВШ МВД СССР докторе юридических наук, профессоре генерал-майоре внутренней службы Александре Ильиче Зубкове с 1988 г. в Рязанской высшей школе МВД СССР начала работу очная адъюнктура, создан специализированный ученый совет по защите профильных кандидатских диссертаций. В августе 1989 г. произведен первый набор слушателей на специальность «психолог-практик». В 1990 г. образован психологический факультет, а в январе 1993 г. состоялась защита первых кандидатских диссертаций по юридическим специальностям. Именно на этом этапе в стенах вуза началась разработка модели про-
фессиональной компетентности сотрудников УИС, которая была представлена в виде взаимосвязи трех основных компонентов: специальной (операционно-технологической) компетентности, этико-поведенческой компетентности и профессиональной психолого-педагогической компетентности [6, с. 23].
Серьезные испытания выпали на долю личного состава вуза в период руководства им кандидата юридических наук, профессора генерал-майора внутренней службы Сергея Николаевича Пономарева. Курсанты, преподаватели школы и ранее неоднократно привлекались для выполнения государственных заданий по поддержанию общественного порядка в горячих точках. Особенно запомнилась работа по разведению противоборствующих сторон в Нагорном Карабахе в 1988-1990 гг., в бывшей Югославии (1992-1997 гг.), в Чечено-Ингушетии. Но даже эти командировки трудно сравнить по значению с событиями августа 1991 г., когда сводный отряд сотрудников школы был направлен в пос. Форос (Крым) для освобождения Президента СССР М. С. Горбачева. Бойцы отряда тогда и не предполагали, что именно им с очевидной угрозой для жизни предстоит участвовать в аресте членов ГКЧП и переправке их в Москву [7, с. 170-175].
Политическое противостояние в обществе, к счастью, ослабло. На повестку дня встали прямые повседневные задачи. Летом 1995 г. принимается решение о преобразовании вуза в Рязанский институт права и экономики МВД России. В соответствии с новой концепцией реорганизации уголовно-исполнительной системы России и на основании Постановления Правительства РФ от 29 марта
1999 г. № 343 институт был передан из состава МВД в распоряжение Минюста России.
На протяжении первых 20 лет вуз проводил наборы на учебу только лиц, прошедших воинскую службу. Чтобы нейтрализовать отрицательные черты этой системы набора, проявившиеся уже на первых вступительных экзаменах, в школе постоянно велась работа по улучшению отбора кандидатов на учебу. Для этого коллектив школы всячески старался усилить связь с комплектующими органами. Современная схема комплектации переменного состава, базирующаяся на выпускниках школ (в том числе девушках), также имеет свои недостатки. Особенно остро они ощущаются в условиях «демографической ямы», в которую попала наша страна к началу ХХ1 века. Но и в этих непростых условиях опытный профессорско-преподавательский состав разрабатывает и применяет такие методические приемы, которые позволяют доводить до необходимых кондиций даже малоподготовленных абитуриентов, курсантов и слушателей.
В начале 2001 г. вуз повысил свой статус и стал отраслевой академией Минюста России. В 2005 г. он переименован в Академию права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Этот период интересен реализацией планов по подготовке специалистов для системы судебных приставов, регистрационных палат, нотариальных контор, сотрудников подразделений спецназа Минюста России. В стенах вуза трудилось 46 докторов наук и 44 профессора, 196 кандидатов наук и 118 доцентов, 9 заслуженных работников высшей школы РФ, заслуженный деятель науки РФ, 4 члена и члена-корреспондента государственных академий.
Один из уголков зоны отдыха. К концу реорганизации в академии действовали диссертационные советы по защите кандидатских и адъюнктура, аспирантура и докторантура. Открыты докторских диссертаций по научным специальностям:
12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;
12.00.11 - судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельности; адвокатура;
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования;
19.00.05 - социальная психология ;
19.00.06 - юридическая психология;
19.00.07 - педагогическая психология ;
19.00.13 - психология развития; акмеоло-гия Первое десятилетие нового века для нашего вуза характеризовалось выработкой и внедрением в процесс обучения и воспитания курсантов и слушателей основополагающей парадигмы, согласно которой «единство законности и справедливости в правоприменительной деятельности обеспечивается правосознанием, высокой общей и профессиональной культурой лиц, применяющих и исполняющих правовые предписания...» [8, с. 58]. Достигнутые успехи во многом стали возможны благодаря проявленному вниманию, заботе и активной организаторской деятельности начальника академии заслуженного работника юстиции, доктора юридических наук, профессора генерал-майора внутренней службы Александра Яковлевича Гришко.
Летом 2011 г. на этом посту его сменил новый руководитель - кандидат юридических наук, доцент Александр Александрович Крымов. Первоочередными направлениями предпринятых им преобразований стали укрепление служебной дисциплины личного состава и масштабная работа по совершенствованию материально-технической базы подразделений. Речь идет не только о благоустройстве территории, ремонте аудиторного фонда и помещений общежития, но и о возведении ряда крупных объектов в загородном учебном центре, его газификации. Более того, получены разрешительные документы, выделен земельный участок, разработан проект и одобрены планы по финансированию строительства двух новых учебных корпусов.
В настоящее время в академии действуют 23 кафедры на 6 факультетах (юридическом, экономическом, психологическом, управления, повышения квалификации, подготовки научно-педагогических кадров) и Институт подготовки государственных и муниципальных служащих. Работают Высшие академические курсы для переподготовки специалистов старшего и высшего начальствующего состава ФСИН России. Количество обучаю-
* Объединенный совет ДМ 212.261.09 при Тамбовском госуниверситете им. Г.Р. Державина (в настоящий момент его деятельность приостановлена).
щихся курсантов, слушателей и студентов приближается к 5,5 тысячам.
Немало здесь и замечательных спортсменов, в том числе чемпионов России, Европы и Мира, участников Олимпиад. В стенах вуза работают и учатся 2 заслуженных мастера спорта, 18 мастеров спорта международного класса, ежегодно 5-6 человек становятся мастерами спорта и до 50 человек - кандидатами в мастера и перворазрядниками. Ведется активная культурно-массовая работа. Участники художественной самодеятельности неоднократно становились лауреатами и дипломантами областных и всероссийских конкурсов. Гордостью вуза является замечательный оркестр. На базе академии проводятся крупнейшие соревнования по стрелковому спорту, борьбе, финалы всероссийских конкурсов ФСИН России «Виват офицеры!», «Мисс УИС» и т. д.
Результаты исследований профессорско-преподавательского состава академии отражены в многочисленных публикациях, материалах конференций, учебно-методических рекомендациях, пособиях, учебниках и монографиях. В стенах вуза издаются рецензируемые научно-практические журналы «Человек: преступление и наказание», «Уголовно-исполнительное право», «Прикладная юридическая психология», рекомендованные ВАК Минобрнауки России. Первый из них недавно отметил свой 20-летний юбилей. Как подчеркнул директор ФСИН России Г. А. Корниенко, «журнал служит трибуной, с которой профессионалы убедительно доказывают, что УИС действительно становится реабилитационной средой для лиц, отбывающих наказание, в духовно-нравственном, социально-правовом и медицинском плане» [9, с. 9]. Активное участие сотрудники академии принимают в нормотворческой деятельности. В частности, значительный вклад был внесен ими в подготовку Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, комментариев к ним.
В советское время Рязанская высшая школа готовила специалистов для 12 зарубежных стран. Сегодня это направление работы постепенно восстанавливается. В Академии ФСИН России обучаются граждане Азербайджана, Таджикистана и Беларуси; обсуждается вопрос о направлении на обучение сотрудников правоохранительных органов Монголии, Киргизии и Армении. Осуществляется ряд совместных международных научных проектов с Беларусью, Великобританией, Германией, Казахстаном, Норвегией, Швейцарией, Швецией, Финляндией и др. В декабре 2013 г. на базе вуза работал первый Международный пенитенциарный форум, объединивший специалистов 18 государств.
Академия является кузницей не только кадров, но и ведомственных вузов. Бывшие филиалы во
Владимире, Вологде, Барнауле, благодаря необходимой методологической помощи, стали самостоятельными институтами. А филиалы, расположенные в Кирове и Томске, преобразованы в институты повышения квалификации сотрудников ФСИН России. «Отпочковавшийся» от Рязанского института права и экономики специальный факультет
является крупнейшим филиалом Московского университета МВД России. В 2013 г. Псковский юридический институт ФСИН России преобразован в филиал академии. В настоящее время ведется работа по преобразованию академии в Университет ФСИН России.
Участники Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (5-6 декабря 2013 г.)
Посещение академии директором ФСИН России генерал-полковником Г. А. Корниенко
Как неоднократно подчеркивалось в научной и нормативной литературе, «основной задачей образовательных учреждений ФСИН России является обеспечение УИС квалифицированными кадрами, способными выполнять возложенные на них обязанности в практической деятельности» [10, с. 88]. Отмечается, что при ежегодном выпуске ведомственными образовательными учреждениями 3,7 тыс. специалистов возрастающие потребности УИС в кадрах удовлетворяются лишь на 15 %. Более половины поступающих на службу в учрежде-
ния ФСИН России специалистов подготовлены вне ведомственной системы образования, что ставит перед ней широкий спектр новых задач.
Академия ФСИН России сегодня не только является ведущим учебным, методическим и научным центром Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства юстиции, но и входит в число лучших вузов страны, занятых подготовкой управленческих кадров. Выпускники нашего учебного заведения успешно трудятся в уголовно-исполнительной системе, ор-
ганах юстиции, полиции, прекрасно зарекомендовали себя в судах, прокуратуре, адвокатуре, таможне и других административно-правовых службах. Десятки бывших питомцев выросли до генералов, государственных служащих высшего звена. Ряд зарубежных выпускников стали министрами, руководителями центральных ве-
домств. Но неважно, кем служит бывший слушатель или курсант, а может быть, он уже давно на заслуженном отдыхе. Главное, что каждый из них сохранил в душе самые теплые воспоминания о годах, проведенных в стенах своей alma mater, и с гордостью называет себя ее выпускником.
Список литературы
1. Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. Р-2114. Оп. 1. Д. 145.
2. ГАРО. Ф. Р-2114. Оп. 1. Д. 293.
3. Реент Ю. А. Ничто не должно быть забыто // Гуманитарно-пенитенциарный вестник. 2008. Вып. 3. С. 7.
4. Архив Академии ФСИН России. Кор. 1 (1936-43 гг.). Оп. 1. Д. 1.
5. Решение продублировано приказом МВД СССР от 7 июля 1970 г. № 0381 «Об организации Рязанской высшей школы МВД СССР».
6. Купцов И. И., Карпова Г. С. Модель профессиональной компетентности сотрудников ФСИН // Прикладная юрид. психология. 2013. № 4. С. 20-30.
7. Кошелев М. И. Забытая история о событиях августа 1991 г. // Гуманитарно-пенитенциарный вестник. 2014. Вып. 7. С. 170-175.
8. Юнусов А. А., Юнусов С. А. Законность и справедливость как основное условие осуществления правоприменительной практики правоохранительными органами России // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 1. С. 5.
9. Корниенко Г. А. Творческому коллективу научного журнала «Человек: преступление и наказание» // Человек: преступление и наказание. 2013. № 3 (82). С. 9.
10. Огородников В. И., Кошкина О. В. Некоторые проблемные вопросы комплектования кадров в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юрид. психология. 2014. № 2. С. 86-91.
Yuri Arsenovich Reent, doctor of historical Sciences, Professor, Colonel of internal service, Professor of the Department of philosophy and the history,
the Academy of the FPS of Russia.
E-mail: [email protected].
АCADEMY OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA: PAGES OF THE PAST AND PRESENT
The abstract: the Object of the study presented in the article Academy of law and administration of Federal service of execution of punishments of Russia. Subject of research are the main directions and stages of its development since the establishment of the institution in 1934 at the moment. The original school was established for the training of middle management staff worker-peasant militia. Graduates were distributed according to the departments of the NKVD Central region of Russia. 1954-profile educational institutions has changed significantly: the main part of the graduates were sent to work in penitentiaries across the country. In 1970 the decision of the Soviet Government of the Ryazan secondary special school was transformed into the higher school of the Ministry of internal Affairs of the USSR. In 1999 already Ryazan Institute of law and Economics was transferred to the Ministry of justice of Russia. The status of the Academy was awarded in 2001, it currently ranks among the best universities in the country, engaged in management training. The article can be used for the preparation of Museum exhibits, educational course «History of the prison and justice», authorities in the preparation of the scientific and journalistic articles and investigations.
Key words: Academy of law and management, Federal service of execution of punishments of Russia history of Russia, state and municipal management, Ryazan, criminal-Executive system, the police.
References
1. Gosudarstvennyy arkhiv Ryazanskoy oblasti [State archive of the Ryazan region] (GARO). F. R-2114. Op. 1. D. 145.
2. GARO. F. R-2114. Op. 1. D. 293.
3. Reyent (Reent) Y. A. Nichego ne doljno byt' zabyto [Nothing should be forgotten]. Gumanitarno-penitentsiarnyy vestnik - Humanitarian-prison Herald, 2008, vol. 3, рр. 5-13.
4. Arkhiv Akademii FSIN Rossii [The archives of the Academy of the Federal penitentiary service of Russia]. Cor. 1 (1936-43,). Op. 1. D. 1.
5. Reshenie produblirovano prikazom MVD SSSR ot 07.07.1970 № 0381 «Ob organizatsii Pyazanskoy vys-shey shkoly MVD SSSR» [The decision duplicated by order of the Ministry of internal Affairs of the USSR from 07.07.1970, No. 0381 «About the organization of the Ryazan higher school of internal Affairs of the USSR»].
6. Kuptsov I. I., Karpova G. S. Model' professional'noy kompetentnosni sotrudnikov FSIN [Model of professional competence of the employees of the FSIN]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologia - Applied legal psychology, 2013, no. 4, рр. 20-30.
7. Koshelev M. I. Zabytaya istoria o sobytiakh avgusta 1991 goda [The forgotten story of the events of August 1991]. Gumanitarno-penitentsiarnyy vestnik - Humanitarian-prison Herald, 2014, vol. 7, рр. 170-175.
8. Yunusov A. A., Yunusov S. A. Zakonnost' i spravedlivost' kak osnovnoe uslovie pravoprimenitel'noy praktiki pravookhranitel'nykh organov Rossii [Legality and justice as a basic condition for the implementation of the law enforcement practice of the law enforcement bodies of Russia]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2013, no. 1, рp. 55-58.
9. Kornienko G. A. Tvorcheskomu kollektivu nauchnogo jurnala «Chelovek: prestuplenie i nakazanie» [Creative team of the scientific journal «Man: crime and punishment»]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2013, no. 3 (82), р. 9.
10. Ogorodnikov V. I., Kochkina O. V. Nekotorye problemnye voprosy komplektovania kadrov v ugolovno-ispolnitel'noy sisteme [Some problematic issues of staffing in the penitentiary system]. Prikladnaya yuridicheskaya psikhologia - Applied legal psychology, 2014, no. 2, рр. 86-91.