ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
16 Определение Конституционного Суда РФ от 7 октября 2014 г. № 2323-О «По запросу мирового судьи судебного участка №56 Нерчинского района Забайкальского края о проверке конститу-
ционности положений ч.1 ст. 4.5 и ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Правовая система КонсультантПлюс (Дата обращения 26 ноября 2014 г.).
УДК 34 ББК 67
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ
АБДУЛЖАБАР АГАБАЛАЕВИЧ ЮНУСОВ,
профессор кафедры теории государства и права, международного и европейского права Академии ФСИН России, доктор юридических наук, профессор; РОМАН ДМИТРИЕВИЧ БЕЛЯНИН, курсант 215 учебной группы юридического факультета Академии ФСИН России
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы совершенствования правовой культуры и воспитания сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также предлагаются некоторые варианты совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы России в свете новых требований.
Ключевые слова: модернизация, обязанность, уголовно-исполнительная система, правовое воспитание, профессиональные ценности, правоохранительные органы.
Annotation. Examined the issues of improving the legal culture and education of law enforcement officials, including employees of the correctional system, and suggests some options for improving the activities of the penal system of Russia in the light of new requirements.
Keywords: modernization, duty correctional system, legal education, professional values, law-enforcement agencies.
Понятие модернизации получило ход и признание в XIX в. Объем этого понятия может быть более узким и более широким. Когда мы говорим о развитии человека или организма, то применяем понятие эволюция к наиболее узкой сфере. Когда мы говорим о прогрессе, то применяем это понятие к более широкой области, а именно к народу или даже ко всему человечеству. Содержание понятия не изменится от того, будем ли мы суживать или расширять его объем, т.е. будем ли говорить о развитии индивида, об историческом прогрессе или о мировой эволюции во всех указанных трех случаях. По необходимости внесем в указанные понятия одно и то же содержание, т.е. найдем в них одни и те же признаки.
Первое условие, без которого немыслима эволюция, это изменение. Не всякое изменение есть эво-
люция, но всякая эволюция предполагает изменение. Если мы представим себе мир, в котором не происходило бы никаких процессов, то мы не имели бы возможности применить к нему идею эволюции. И так, согласно словарю, эволюция есть вид изменения. Ее отличительная особенность заключается в том, что в эволюционном процессе каждое новое состояние по отношению к предшествующему мыслится как более совершенное в количественном или качественном отношении, т. е. оно сложнее, ценнее, значительнее предшествующего1. Также, термин эволюция употребляется вместо термина «развитие», но чаще всего применяется для обозначения постепенности качественных и количественных изменений предмета, явлений, предшествующих их скачкообразному изменению. Как эволюционное, так и скачкообразное
развитие может осуществляться по восходящей линии, от низшего к высшему, и по нисходящей линии, от высшего к низшему2. По мнению М. Розенталя и П. Юдина, «эволюция - медленное, постепенное нарастание количественных изменений»3. Возникает вопрос, а чем же понятие «реформа» отличается от«эволюции»? Реформа - преобразование, изменение, переустройство4. Реформа (лат. преобразовываю) - преобразование, изменение, переустройство каких-либо сторон общественной жизни, не затрагивающее основ существующей социальной структуры. Как правило, реформы приводят к изменениям (более или менее прогрессивным) тех порядков, институтов или учреждений, которые уже не соответствуют реальностям данного исторического отрезка времени5. Таким образом, можно сделать вывод, что:
• эволюция имеет более широкий смысл, чем реформа и затрагивает не только количественные, но и качественные изменения;
• эволюция напрямую связана с понятием «реформа»;
• любая реформа должна иметь эволюционные признаки, т.е. способствовать, прежде всего, качественным изменениям тех или иных явлений.
Выясняя причины эволюции и модернизации правового воспитания и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов, считаем необходимым обратить внимание на ряд факторов и проблем, существующих в профессиональной деятельности сотрудников различных силовых структур.
Эффективность деятельности правоохранительных органов определяется качеством кадрового потенциала. Статистические данные свидетельствуют о высоком уровне текучести кадров, несоответствии уровня их профессиональной и специальной подготовки, о значительном сокращении доли опытных специалистов. Установлено, что сотрудник правоохранительных органов (МВД, ФСИН) адаптируется к специфике деятельности лишь через 1-2 года после ее начала, для достижения должного уровня специалисту необходимо 5-7 лет, и лишь через 8-10 лет происходит полная профессиональная адаптация к деятельности. Таким образом, большая часть личного состава не обладает достаточным уровнем професси-онализма6.
Основная задача деятельности правоохранительных органов составляет борьба с преступностью, но, несмотря на это, сами сотрудники порой нарушают служебную дисциплину и законность. В качестве примера, можно рассмотреть данные, приведенные в докладе начальника инспекции по личному составу вГУФСИН России по Красноярскому краю за 2012 г. «О состоянии служебной дисциплины, законности и чрезвычайных происшествиях среди личного состава». Так, «за 12 месяцев 2012 г. количество нарушений служебной дисциплины, допущенных сотрудниками учреждений ГУФСИН составило 1 967 случаев, что на 546 случаев (или 28%) больше, чем за аналогичный
период прошлого года (АППГ-1421). В том числе недобросовестное исполнение должностных обязанностей - 1 783 случая. Увеличение нарушений служебной дисциплины свидетельствует не только о личной недисциплинированности сотрудников, но и о неудовлетворительной профилактической работе, проводимой руководством с личным составом. Допущено 124 случая невыхода на службу без уважительных причин, что на 19 случаев больше аналогичного периода прошлого года (2011 - 105)»7.
Данная проблема требует особого внимания и глубокого социально-психологического изучения, поскольку подобные факты снижают степень доверия граждан к правоохранительным органам, органам власти и негативно влияют на имидж сотрудников правоохранительных органов. Основной задачей является повышение уровня дисциплины и законности, формирование комплекса нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств сотрудника, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности. В том числе антикоррупционная устойчивость и иммунитет к профессиональным деформациям личности.
Профессиональные ценности сотрудников органов внутренних дел должны базироваться на фундаменте общенациональных российских ценностей, таких как: духовность, верховенство нравственных интересов над материальными, вера и потребность в добре и справедливости при осуществлении профессиональной деятельности; соборность, воплощающая идею единения людей ради процветания своего рода и Отечества; державность и государственность как основа социальной справедливости и нравственного авторитета власти; толерантность к другим обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям; патриотизм - жертвенность в служении Родине и своему народу.
Правовое воспитание сотрудников, органов внутренних дел - это целенаправленная деятельность всего государства, общественных организаций, отдельных граждан по усвоению профессиональных правовых ценностей и передаче юридического опыта, организованная в виде систематического воздействия на сознание и поведение сотрудника органов внутренних дел в целях формирования определенных позитивных ценностных установок, обеспечивающих применение права на благо общества8.
Профессиональная юридическая деятельность (отправление правосудия, раскрытие и расследование преступлений, административная юрисдикция и т.п.) носит публичный, общественный характер, поэтому содержание аксиологии правоохранительной деятельности определяют господствующие в обществе моральные ценности и идеологические представления. Правоохранительные органы в любом обществе всегда будут отражением идеологии власти и инструментом власти. Обращает на себя внимание еще одна форма правового воспитания, - правовое
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
обучение. Поскольку от сотрудников правоохранительных органов требуются как повышенный объем правовых знаний, так и соответствующие образцы поведения в определенных правоприменительных ситуациях. Для этого профессиональную юридическую деятельность необходимо организовать таким образом, чтобы для тех, кто ею занимается, жизненной необходимостью стало непрерывное восприятие новых правовых ценностей, гуманных образцов правового поведения.
В юридической практике сотрудников нормы морали, нравственности далеко не всегда являются достаточно сильными регуляторами. Это обусловлено спецификой профессии.
Учитывая вышеизложенное, под правовой культурой сотрудников следует понимать органическое единство правосознания, этики, интеллектуального развития и правового воспитания, воплощающее меру и способ освоения ими знаний, оценок, убеждений, ценностей, относящихся к сфере действия права, отражение этих элементов в поведении, определяемом правовым статусом сотрудника, а также возможность на высоком уровне выполнять в публичных интересах конституционнозначимые функции по защите прав и свобод человека и гражданина. Тем самым, правовая культура сотрудников включает в себя следующие аспекты:
• информационный или познавательный, т.е. широкий круг знаний в области права;
• оценочный, т.е. отношение к праву и его элементам как ценности;
• диалектико-логический; т.е. процесс отражения и познания права и правовых отношений;
• профессионально-этический:
• когнитивный; т.е. осознание необходимости своего правомерного поведения; регулятивный, т.е. установка на правомерное поведение.
• поведенческий - реализация знаний, оценок, убеждений в процессе профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в оценочный аспект правовой культуры сотрудников входят три вида оценочных категорий:
• отношение к праву в целом;
• отношение к правовому или противоправному поведению окружающих;
• отношение к правоохранительной деятельности в целом и самооценка.
Таким образом, правовая культура предстает перед нами как желание, умение, способность, а, главное, потребность в постоянном укреплении и защите правовых ценностей и ориентация поведения в соответствии с этой потребностью. Правовую культуру сотрудников можно представить и как массовое понятие, так как это - большая социальная группа, и как специализированное, и как локальное, если учитывать, что это закрытая социальная структура и в ней существует обусловленность развития правосо-
знания «местными» особенностями. Правовая культура сотрудника представляет собой некий симбиоз: правовой культуры человеческой цивилизации в мировом масштабе, правовой культуры общества в целом, правовой субкультуры и правовой культуры отдельной личности.
Сегодняшний уровень правовой культуры сотрудников правоохранительных органов, на наш взгляд, желает оставлять лучшего. Это обусловлено рядом факторов. Правовая культура сотрудников различных структур правоохранительных органов во многом отражает достаточно невысокую правовую культуру граждан России, а не, например, субкультуру. Это связано с тем, что сотрудники в процессе несения службы подвержены частым контактам с гражданами, обладающими нигилистическим правосознанием. Специфика правовой культуры сотрудников органов внутренних дел также определяется их функциональным статусом, так как сотрудники в своей деятельности руководствуются государственными интересами и действуют от имени государства, одновременно с этим признавая права и свободы каждого человека и гражданина в качестве наивысшей ценности. Таким образом, правовая культура сотрудников характеризуется своей противоречивостью: ценностные установки и ориентации, обусловленные социально-правовой активностью, переплетаются с правовым нигилизмом и правовым идеализмом общества.
Низкая правовая культура некоторых сотрудников отрицательно влияет на состояние служебной деятельности, дисциплины, соблюдение правопорядка и законности, влечет за собой рост коррупции и снижение авторитета органов внутренних дел в обществе. А ведь сотрудники наделены властными полномочиями по ограничению субъективных возможностей, а также по изъятию у людей определенной части их прав, которые должны осуществляться в целях достижения мира и взаимного согласия в обществе, а не в личных корыстных целях. Американский исследователь И. Ан-денес отмечал, что «неверие в честность руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие - путь к богатству, а нравственность - капкан для простаков, - вот основа отсутствия, уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям»9.
Правовая - культура сотрудников ОВД динамична и статична одновременно. Она находится в постоянной динамике, изменяясь в зависимости от времени и среды, в которой правовая деятельность юристов находит свое отражение. К примеру, правовая культура работников правоохранительных органов начала XX в. будет коренным образом отличаться от правовой культуры сотрудников правоохранительных органов конца XX в. т.е., правовая культура постоянно изменяется, от поколения к поколению приобретая новые и утрачивая старые ценности, стереотипы, ориентации, смысловые аксиомы. Однако, именно в правовой сфере, как ни в какой другой, существует
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
необходимость в постоянстве, стабильности в ходе осуществления правовой практики и правосудия и т.д., что характеризует правовую культуру как консервативное или статическое явление.
Таким образом, причинами необходимости эволюции и модернизации правового воспитания и правовой культуры сотрудников правоохранительных органов являются следующие.
В результате социально-экономических преобразований произошли существенные изменения социальной структуры общества, выражающиеся в том, что значительная часть населения, причислявшая себя при социализме, в основном к относительно благополучным слоям общества, оказалась внизу социальной лестницы; изменения формы государственного устройства России, переход от тоталитарного режима к демократическому; низкий уровень правовой грамотности сотрудников; провозглашение России как правового государства; в результате проведения различных реформ в государстве произошло смещение ценностной иерархии в юридическом мировоззрении россиян; изменения в системе и подходе к сознательному получению профессионального образования; изменение иерархии ценностей выстраивается в каждой конкретной ситуации переживанием этой ситуации каждым субъектом правоотношений; зачастую игнорирование юридических обязанностей в качестве правовой ценности, что неизбежно приводит к нарушению правопорядка и законности среди сотрудников правоохранительных органов; недостаточный уровень исторического воспитания сотрудников правоохранительных органов; недостаточный уровень интенсивного развития организационно-управленческого труда в общественной жизни, который необходим для овладения искусством организации и управления социальными процессами и взаимоотношениями, что особенно важно в правоохранительной деятельности; утрата значимости института самообразования и самовоспитания личности.
С учетом всего изложенного, можно сделать вывод о том, что время, в котором мы живем, заставляет нас трансформировать и модернизировать правовую культуру и правовую активность сотрудников право-
охранительных органов. К этому подвигает нас состояние динамики и статики социально-экономических преобразований, формы государственного устройства, уровень развития и грамотности среднего человека, уровень интенсивного развития организации управленческого труда в общественной жизни и, в целом, естественное состояние общества и требование времени.
1 Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В современной орфографии. Петербург: Издательское общество «Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон», 1907-1909 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Брокгауз%20 и%20Ефрон/.
2 Словарь-справочник по обществоведению и основам Советского государства и права: пособие для учащихся / Сост. Н.С. Чернавин. М.: Просвещение, 1985. С. 194
3 Краткий философский словарь / Под ред. М. Розенталя, П. Юдина. Изд 4-е. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 547.
4 См.: ОжеговС.И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / Под общ. ред. проф. Л.И. Сквор-цова. 25-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. С. 668.
5 См.: Зотова М.В. Отечественная история в терминах и понятиях: Учеб. пособие / Под ред. М. В. Зотовой. М.: МГУП, 2002. С.151.
6 См.: Караваев А.Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов - сотрудников ОВД: монография. Омск: Изд-во Омск. акад. МВД России, 2003. С. 118.
7 Доклад начальника инспекции по личному составу ГУФ-СИН России по Красноярскому краю «О состоянии служебной дисциплины, законности и чрезвычайных происшествиях среди личного состава за 2012 год» [электронный ресурс]. Режим доступа: ари^ш.га./.../102012^Ддата обращения 28 октября 2012 г.).
8 См.: Хорольский В.В. Проблемы воспитания в образовательных учреждениях вузов МВД России / В.В. Хорольский, Т.Е. Хорольская // Юридическое образование и наука. № 1, 2006. С. 37.
9 См.: АнденесИ. Наказание и предупреждение преступлений. М.:Прогресс, 1979. С. 19.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ