Научная статья на тему 'Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1108
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / INSTITUTE OF DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / GOVERNMENT SERVICE / GOVERNMENT LAW-ENFORCEMENT SERVICE / ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / STATUE OF PENAL SYSTEM ESTABLISHMENTS / PASSING OF SERVICE IN ESTABLISHMENTS AND ORGANS OF THE CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM / OFFICIAL DISCIPLINE IN PENAL SYSTEM / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF STAFF WORKING LAW-ENFORCEMENT ORGANIZATIONS / DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF PENAL SYSTEM STAFF / PERFECTION OF THE LEGAL ADJUSTING OF BRINGING IN OF PENAL SYSTEM STAFF TO DISCIPLINARY RESPONSIBILITY / FEDERAL LAW "LAW-ENFORCEMENT SERVICE IN PENAL SYSTEM" / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ / СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров Александр Геннадьевич

востребованность института дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы в государственно-служебных отношениях, с одной стороны, не отвечающая потребностям практики степень правовой регламентации рассматриваемого института, с другой обусловливают актуальность объекта научного поиска. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие условия и порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности, а также правоприменительная деятельность по осуществлению дисциплинарной практики в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Целью работы является разработка предложений, направленных на оптимизацию норм, регламентирующих условия и определяющих порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Приходится констатировать, что институту дисциплинарной ответственности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в его существующем виде присущи серьезные недостатки. Подтверждением тому служит устойчивая тенденция роста количества служебных проступков среди личного состава уголовно-исполнительной системы. Так, по данным управления кадров ФСИН России, нарушение служебной дисциплины сотрудниками различных служб в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выглядит следующим образом: безопасность (режим) 15 835 (+ 38 %), охрана 7339 (+ 52 %), воспитательная работа с осужденными 4274 (+ 15 %), оперативная 3354 (+ 14 %) человека. Действующие нормы о дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы в ряде случаев устарели и не охватывают многих развивающихся общественных отношений в данной сфере. Это вызывает необходимость совершенствования данного института, а также принятия Федерального закона «О правоохранительной службе в уголовно-исполнительной системе» и Дисциплинарного устава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, что позволит избежать бессистемности правового регулирования и порядка привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет отразить современное видение проблем дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и в силу этого может способствовать дальнейшему научному анализу вопросов предупреждения деликтного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы, улучшению правового регулирования, а также совершенствованию практики применения норм, регламентирующих привлечение сотрудников уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Упоров Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF CORRECTIONAL SYSTEM OFFICERS

a high necessity of institute of disciplinary responsibility of penal system staff, on the one hand, and not solving the necessities of practice degree of legal regulation of the examined institute, on the other hand, explains actuality an object of scientific research. The points of research are normative legal acts, regulating terms and order of bringing the penal staff to disciplinary responsibility, and also law activity on realization of disciplinary practice in establishments of the penal system. The aim of this work is to develop proposals aimed at improving the rules governing the conditions and procedures for disciplinary action of employees of the penitentiary system. It is necessary to establish that there are serious defects in the institute of disciplinary responsibility in institutions of penal system. This is confirmed by a steady growth in the number of official misconduct among the personnel of the penitentiary system. So, data of department of penal service's personnel show the following results of official discipline's violations in 2013 by comparison to 2012: safety (mode) 15 835 (+ 38 %), guard 7339 (+ 52 %), education work with convicts 4274 (+ 15 %), operative 3354 (+14 %) persons... a high necessity of institute of disciplinary responsibility of penal system staff, on the one hand, and not solving the necessities of practice degree of legal regulation of the examined institute, on the other hand, explains actuality an object of scientific research. The points of research are normative legal acts, regulating terms and order of bringing the penal staff to disciplinary responsibility, and also law activity on realization of disciplinary practice in establishments of the penal system. The aim of this work is to develop proposals aimed at improving the rules governing the conditions and procedures for disciplinary action of employees of the penitentiary system. It is necessary to establish that there are serious defects in the institute of disciplinary responsibility in institutions of penal system. This is confirmed by a steady growth in the number of official misconduct among the personnel of the penitentiary system. So, data of department of penal service's personnel show the following results of official discipline's violations in 2013 by comparison to 2012: safety (mode) 15 835 (+ 38 %), guard 7339 (+ 52 %), education work with convicts 4274 (+ 15 %), operative 3354 (+14 %) persons. Theoretical and practical significance of the research lies in the fact that it allows to reflect modern vision disciplinary responsibility of employees of the penitentiary system and may therefore contribute to further scientific analysis of prevention tortuous conduct of employees of the penitentiary system, improvement of legal regulation, as well as to improve the practice of application of the rules governing the employees of the penitentiary system to disciplinary action. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 343 .83 АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ УПОРОВ,

ББК 67.409.022 кандидат юридических наук,

У67 доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

(Кузбасский институт ФСИН России) Е-тай: [email protected].

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Реферат: востребованность института дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы в государственно-служебных отношениях, с одной стороны, не отвечающая потребностям практики степень правовой регламентации рассматриваемого института, с другой - обусловливают актуальность объекта научного поиска. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие условия и порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности, а также правоприменительная деятельность по осуществлению дисциплинарной практики в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Целью работы является разработка предложений, направленных на оптимизацию норм, регламентирующих условия и определяющих порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Приходится констатировать, что институту дисциплинарной ответственности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в его существующем виде присущи серьезные недостатки. Подтверждением тому служит устойчивая тенденция роста количества служебных проступков среди личного состава уголовно-исполнительной системы. Так, по данным управления кадров ФСИН России, нарушение служебной дисциплины сотрудниками различных служб в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выглядит следующим образом: безопасность (режим) - 15 835 (+ 38 %), охрана - 7339 (+ 52 %), воспитательная работа с осужденными - 4274 (+ 15 %), оперативная - 3354 (+ 14 %) человека. Действующие нормы о дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы в ряде случаев устарели и не охватывают многих развивающихся общественных отношений в данной сфере. Это вызывает необходимость совершенствования данного института, а также принятия Федерального закона «О правоохранительной службе в уголовно-исполнительной системе» и Дисциплинарного устава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, что позволит избежать бессистемности правового регулирования и порядка привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет отразить современное видение проблем дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы и в силу этого может способствовать дальнейшему научному анализу вопросов предупреждения деликтного поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы, улучшению правового регулирования, а также совершенствованию практики применения норм, регламентирующих привлечение сотрудников уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности.

Ключевые слова: институт дисциплинарной ответственности, государственная служба, государственная правоохранительная служба, прохождение службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, служебная дисциплина в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, дисциплинарная ответственность сотрудников, состоящих на государственной правоохранительной службе, дисциплинарная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы, совершенствование правового регулирования привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности, Федеральный закон «О правоохранительной службе в уголовно-исполнительной системе», Дисциплинарный устав учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В условиях продолжающегося построения демократического и правового государства, перехода к новым экономическим отношениям во всех сферах государственной и общественной жизни, реализации гражданами своих прав и исполнении ими своих обязанностей

большую роль играет ответственность государственных органов и должностных лиц. В статье речь пойдет о дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности в сфере труда. Ее основанием является совершение

одним из субъектов трудовых правоотношений противоправного деяния (дисциплинарного проступка).

Учитывая характер установленных государством санкций, а также субъектов дисциплинарной ответственности, в трудовом праве ее разделяют на общую и специальную. Нормативным правовым актом, регулирующим общую ответственность, является Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников организаций, кроме тех, кто в силу специальных нормативных правовых актов является специальным субъектом. К специальной дисциплинарной ответственности привлекаются работники и служащие на основании норм права, содержащихся в уставах и положениях о дисциплине, устанавливаемых федеральными законами.

Специальная дисциплинарная ответственность обусловлена рядом причин: во-первых, спецификой трудовых функций, выполняемых работниками; во-вторых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных трудовых обязанностей [1, с. 22-27].

Государственные служащие могут быть субъектами как общей, так и специальной дисциплинарной ответственности. Статусом государственного служащего обладают граждане, состоящие на государственной службе. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе) устанавливает: «Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».

Система государственной службы в соответствии с положениями ст. 2 Закона о госслужбе включает в себя следующие виды государственной

службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Рассмотрим особенности дисциплинарной ответственности граждан, состоящих на государственной правоохранительной службе. Для определения того, какие федеральные органы исполнительной власти относятся к правоохранительным, обращаемся к содержанию ст. 7 Закона о госслужбе. Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

До настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий порядок прохождения правоохранительной службы и перечень федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав правоохранительной службы. Необходимость введения в действие такого закона обусловлена п. 1 ст. 19 Закона о госслужбе.

В определении правоохранительной службы указывается на излишне общий их характер, дающий основание для дискуссий о составе государственных органов, служба в которых может осуществляться на общих основаниях государственной правоохранительной службы. Так, деятельность по обеспечению безопасности не может стать основанием для признания всех государственных органов, обеспечивающих различные виды социальной и государственной безопасности, к числу правоохранительных. Кроме предметных критериев правоохранительной государственной службы, отсутствует законодательное закрепление юридического характера средств и методов обеспечения определенного вида безопасности в качестве ее существенного признака.

Законодатель, определяя в ст. 7 Закона о госслужбе понятие правоохранительной деятельности, счел необходимым выделить ряд родовых объектов путем их перечисления и тем самым дал основание для определения круга государственных органов, осуществляющих правоохранительную функцию, что позволяет нам сделать вывод о том, что к правоохранительным органам необходимо отнести: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказаний, Государственную противопожарную службу Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю над

оборотом наркотиков, Федеральную таможенную службу Российской Федерации.

Косвенное подтверждение данного перечня мы можем наблюдать также в ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которой указывается, что лица, имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений. Перечень лиц, указанных в данной статье, соответствует выделенным нами видам правоохранительных органов.

При отсутствии единого закона о правоохранительной службе правовые нормы, определяющие особенности привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов исполнительной власти, входящих в состав правоохранительной службы, изложены в нескольких нормативных актах. Взыскания, которые налагаются на сотрудников различных органов правоохранительной службы, и порядок привлечения сотрудников этих органов к дисциплинарной ответственности различаются.

В целях укрепления правовых основ дисциплинарной ответственности сотрудников государственной правоохранительной службы требуется закрепить нормы, регулирующие дисциплинарную ответственность сотрудников, в системе нормативных правовых актов, которая по своей структуре должна соответствовать формирующейся в настоящее время системе государственной службы.

Исходя из изложенного предлагаем следующее:

1) закрепить правовые основы дисциплинарной ответственности сотрудников правоохранительной службы в Федеральном законе «О государственной правоохранительной службе Российской Федерации». В его содержание должны быть включены положения, определяющие содержание служебной дисциплины в правоохранительных органах, а также меры по ее обеспечению, в том числе дисциплинарную ответственность сотрудников;

2) принять дисциплинарные уставы для каждого из видов правоохранительных органов, где закрепить особенности поддержания служебной дисциплины в конкретном правоохранительном органе.

Поощрение и привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудников УИС являются важными средствами, обеспечивающими служебную дисциплину, законность и эффективность в сфере исполнения уголовных наказаний. Стабильно высокий уровень нарушений служебной дисциплины персоналом уголовно-исполнительной системы оказывает негативное воздействие на дисциплину осужденных, режим их содержания, нормальное функционирование системы исполнения уголовных наказаний. Проблема распространенности случаев нарушения служебной дисциплины в УИС

возникает и в результате несовершенства и противоречий законодательства, регулирующего общественные отношения в рассматриваемой сфере.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы, связанные с привлечением сотрудников ФСИН России к дисциплинарной ответственности, является Положение о службе в органах внутренних дел в объеме, установленном Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Организация проведения служебных проверок осуществляется в соответствии Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Существующая нормативная основа института служебной дисциплины сотрудников уголовно-исполнительной системы во многом устарела и не во всем отражает специфику службы в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания. Кроме того, нормы, регулирующие служебную дисциплину в уголовно-исполнительной системе, разрозненны.

На наш взгляд, необходимо принятие Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», который регламентировал бы прохождение службы в учреждениях и органах, исполняющих наказания, учитывая все ее особенности, и Дисциплинарного устава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, о котором говорилось выше.

Мы предлагаем включить в закон главу «Служебная дисциплина в уголовно-исполнительной системе», состоящую из следующих статей: служебная дисциплина; меры поощрения; нарушения служебной дисциплины; дисциплинарные взыскания; порядок применения к сотрудникам уголовно-исполнительной системы мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий; служебная проверка.

Таким образом, принятие предлагаемого нами Федерального закона «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» позволит избежать бессистемности правового регулирования порядка привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы к дисциплинарной ответственности, а именно дублирования и противоречия одних норм права, касающихся служебной дисциплины, другим в силу их разбросанности по множеству нормативных правовых актов различного уровня. Совершенствование правовой базы в этом направлении представляется крайне необходимым условием для повышения эффективности службы в уголовно-исполнительной системе.

Список литературы

1. Савин И. Г. Дисциплинарная ответственность государственных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 8. С. 22-27.

ALEXANDER GENNADYEVICH UPOROV,

candidate of law sciences, associate professor of the Chair of State and Law Disciplines (Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia)

E-mail: [email protected].

DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF CORRECTIONAL SYSTEM OFFICERS

Annotation: a high necessity of institute of disciplinary responsibility of penal system staff, on the one hand, and not solving the necessities of practice degree of legal regulation of the examined institute, on the other hand, explains actuality an object of scientific research. The points of research are normative legal acts, regulating terms and order of bringing the penal staff to disciplinary responsibility, and also law activity on realization of disciplinary practice in establishments of the penal system. The aim of this work is to develop proposals aimed at improving the rules governing the conditions and procedures for disciplinary action of employees of the penitentiary system.

It is necessary to establish that there are serious defects in the institute of disciplinary responsibility in institutions of penal system. This is confirmed by a steady growth in the number of official misconduct among the personnel of the penitentiary system. So, data of department of penal service's personnel show the following results of official discipline's violations - in 2013 by comparison to 2012: safety (mode) - 15 835 (+ 38 %), guard - 7339 (+ 52 %), education work with convicts - 4274 (+ 15 %), operative - 3354 (+14 %) persons.

Theoretical and practical significance of the research lies in the fact that it allows to reflect modern vision disciplinary responsibility of employees of the penitentiary system and may therefore contribute to further scientific analysis of prevention tortuous conduct of employees of the penitentiary system, improvement of legal regulation, as well as to improve the practice of application of the rules governing the employees of the penitentiary system to disciplinary action.

Key words: institute of disciplinary responsibility, government service, government law-enforcement service, passing of service in establishments and organs of the criminally-executive system, official discipline in penal system, disciplinary responsibility of staff working law-enforcement organizations, disciplinary responsibility of penal system staff, perfection of the legal adjusting of bringing in of penal system staff to disciplinary responsibility, Federal law «Law-enforcement service in penal system», statue of penal system establishments.

References

1. Savin I. G. Disciplinarnaja otvetstvennost' gosudarstvennyh sluzhashhih [Disciplinary responsibility of civil servants]. Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie - Government and local self-management, 2010, no 8, рp. 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.