Научная статья на тему 'Воплощение принципа справедливости в уголовно-исполнительном праве России'

Воплощение принципа справедливости в уголовно-исполнительном праве России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / PRINCIPLE OF JUSTICE / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВО / LAW / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / PENAL LAW / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / РЕФОРМЫ / REFORM / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL PUNISHMENT / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / ТЕОРИЯ / ПРАКТИКА / THEORY AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Самур Абдулжабарович

в статье рассмотрено воплощение принципа справедливости как необходимое условие реформирования деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Справедливость в праве является духовной гарантией защиты личности от произвола других людей. Справедливость служит интересам не отдельных личностей, а общества в целом. Деятельность УИС находится в постоянном поле зрения общественности. Часто нарушаются и права самих сотрудников ФСИН России. Основным рычагом обеспечения справедливости является трудовая занятость осужденных, общее, профессиональное образование, получение профессии. Востребованы инновации и зарубежного опыта исполнения уголовного наказания без слепого заимствования либеральных ценностей. Предлагается ввести для уполномоченного по правам человека книги жалоб и предложений для осужденных и их родственников. Потерпевший имеет право получать полную информацию об осужденном. Нуждается в воссоздании индивидуальная трудовая деятельность. На уполномоченного по правам человека следует возложить контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания, наделив его правом рассматривать жалобы осужденных. Аргументирована необходимость расширения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, воссоздания служб пробации и социальной адаптации осужденных. Целью отбывания наказания является восстановление правовой справедливости. Отношение к осужденным должно быть гуманным, чтобы помочь людям, совершившим преступление, встать на путь исправления, а значит, отказаться от применения так называемых карательных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнусов Самур Абдулжабарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL AND APPLIED RESEARCH IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN THE CRIMINAL - LAW ENFORCEMENT RUSSIA

this article describes the implementation of the principle of justice as a prerequisite for reforming the institutions and bodies, executing criminal punishment is. Fairness in the law is spiritual safeguard individuals from arbitrariness of others. Justice does not meet the interests of individuals and society as a whole, that is the basis of social and legal justice. MIS activities are constantly under review and criticism of the public. Often violated and the rights of the employees themselves Federal Penal Service of Russia. The main lever for justice is employment is convicted, general and vocational education, obtaining a profession. Demand for innovation and international experience in the execution of criminal punishment without blind borrowing liberal values. It is proposed to introduce the Human Rights Commissioner of the book of complaints and suggestions for prisoners and their relatives. The victim has the right to receive full information about the convicts... this article describes the implementation of the principle of justice as a prerequisite for reforming the institutions and bodies, executing criminal punishment is. Fairness in the law is spiritual safeguard individuals from arbitrariness of others. Justice does not meet the interests of individuals and society as a whole, that is the basis of social and legal justice. MIS activities are constantly under review and criticism of the public. Often violated and the rights of the employees themselves Federal Penal Service of Russia. The main lever for justice is employment is convicted, general and vocational education, obtaining a profession. Demand for innovation and international experience in the execution of criminal punishment without blind borrowing liberal values. It is proposed to introduce the Human Rights Commissioner of the book of complaints and suggestions for prisoners and their relatives. The victim has the right to receive full information about the convicts. Needs a re-creation of self-employment. On the Ombudsman should be given control over the institutions and agencies executing punishment, granting it the right to consider complaints of prisoners. Argued the expansion of the sentencing alternative to imprisonment. Recreating the probation services and social integration of convicts. The purpose of serving the sentence is restoring legal justice. Attitude towards prisoners must be treated humanely, to help people who have committed a crime, get on the path to reform, and hence abandon the use of so-called punitive measures and make the transition to guardianship and humanization of law in the penal law relations. To convict should be treated as a mentally ill person, creating the conditions for its spiritual and moral improvement, the implementation of the principle of justice, which is a prerequisite for the development of the domestic criminal law enforcement. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Воплощение принципа справедливости в уголовно-исполнительном праве России»

Самур Абдулжабарович Юнусов, преподаватель-методист юридического факультета

(Академия ФСИН России) Е-mail: samur_@mail.ru.

ВОПЛОЩЕНИЕ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ РОССИИ

Реферат: в статье рассмотрено воплощение принципа справедливости как необходимое условие реформирования деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Справедливость в праве является духовной гарантией защиты личности от произвола других людей. Справедливость служит интересам не отдельных личностей, а общества в целом. Деятельность УИС находится в постоянном поле зрения общественности. Часто нарушаются и права самих сотрудников ФСИН России. Основным рычагом обеспечения справедливости является трудовая занятость осужденных, общее, профессиональное образование, получение профессии. Востребованы инновации и зарубежного опыта исполнения уголовного наказания без слепого заимствования либеральных ценностей. Предлагается ввести для уполномоченного по правам человека книги жалоб и предложений для осужденных и их родственников. Потерпевший имеет право получать полную информацию об осужденном. Нуждается в воссоздании индивидуальная трудовая деятельность. На уполномоченного по правам человека следует возложить контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания, наделив его правом рассматривать жалобы осужденных. Аргументирована необходимость расширения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, воссоздания служб пробации и социальной адаптации осужденных. Целью отбывания наказания является восстановление правовой справедливости. Отношение к осужденным должно быть гуманным, чтобы помочь людям, совершившим преступление, встать на путь исправления, а значит, отказаться от применения так называемых карательных мер.

Ключевые слова: принцип справедливости, право, законодательство, уголовно-исполнительное право, гуманизм, реформы, уголовное наказание, преступление, теория, практика.

УДК 343.1 ББК 67.409-2 Ю56

Реальное обеспечение прав человека и гражданина при реализации принципа справедливости - необходимое условие не только политической стабильности общества, но и успешного его развития по пути гуманизма, демократии и прогресса, а также реформирования государственных органов, особенно деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Справедливость сопровождает нас повсюду -начиная от природных явлений до общественных дел, поступков и других деяний. Требование справедливости возбуждает мысль, оправдывает месть, вовлекает в торг, обосновывает власть и даже иногда антиобщественные деяния вплоть до тяжких преступлений, выражает картину мира. Следует отметить, что феномен справедливости необходимо рассмотреть вне ее правовой ценности, которой справедливость обладает со времен возникновения человечества.

Ценность справедливости состоит в том, что она «руководит» юридическим порядком, берет его под свое прямое властное влияние, то есть «заставляет» государство сделать так, чтобы все явления соизмерялись с принципом правовой спра-

ведливости, ибо справедливость - качество воинствующее. Если в любом деле допускается нарушение принципа справедливости, то рано или поздно оно рухнет, даст знать о своем неправильном (несправедливом) существовании. Значит, существует только то, что имеет право на существование, и справедливость вынуждена отстаивать себя вопреки сложившемуся жизненному укладу.

Изложенное имеет прямое отношение к проблеме реализации принципа справедливости в сфере уголовно-исполнительного права и деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Словом, всякое дело, движение и деятельность названных учреждений и органов должны строиться, основываясь на принципе справедливости, без этого мы будем топтаться на одном месте, без динамики, успехов, развития процесса и совершенствования деятельности пенитенциарной системы. Это не новое открытие, которое мы должны знать как аксиому, а методологический естественный эталон. Надо раз и навсегда отказаться от жестокости, проявляемой некоторыми сотрудниками пенитенциарной службы по отношению к осужденным. Если искать разные подходы к толкованию понятия справедливо-

сти, то с точки зрения этимологии справедливость больше всего соотносится с понятием меры как определенного количества. Понятие «мера» тождественно понятию «правило» и соответственно имеет отношение к любым проявлениям «правильного» и «правильности» в бытии. Мера относится к тому периоду, когда юридическая деятельность стала уже профессиональным занятием, связанным с правозащитой [1, с. 5-6].

Обособившееся от политики право не только начинает ассоциироваться с истиной, но и превращается в ее гарантию и воплощение. Основой этой трансформации оказывается справедливость, которая сводится к духу закона, подкрепляющего собой его букву. Если основой материального является бытие, то духовного - справедливость.

«Историческая» справедливость в данном случае не просто абстрактное, отвлеченное понятие. Развитие имеет закономерности, служащие ответом и воплощающие ответственность, представляет собой способ исторического действия, основанный на систематическом обнаружении морально-этического подтекста истории. Представления о справедливости формировались у человечества от самого его зарождения, сохранялись на протяжении развития общества, приобретали рациональный характер, становились идеалом и мечтой человечества, формировались как понятие о должном, соответствующем представлении о сущности человека, его поведении с другими.

В философском контексте справедливость в течение длительного времени рассматривалась только как явление морального порядка. Впоследствии она стала трактоваться и как качественная особенность определенной категории общественных отношений. На этой основе возникло понятие социальной справедливости как объективного явления общественной жизни [2, с. 298-299].

Справедливость, зафиксированная в праве и утвердившаяся в политике и нравственном сознании, выступает в качестве духовной гарантии защиты личности как от произвола других личностей, так и от превышения полномочий со стороны государства, его органов и организаций.

Сложившееся в настоящее время понятие справедливости, отраженное в российском праве, несет на себе отпечаток взглядов мыслителей на протяжении всей истории рассмотрения данного вопроса. Вместе с тем справедливость не может быть сведена только к удовлетворению интересов отдельных личностей, она неразрывно связана с защитой интересов общества в целом и в этом смысле дает представление о социальной и юридической справедливости.

Федеральная служба исполнения наказаний и аналогичные службы в других государствах сегодня находятся в постоянном поле зрения общественно-

сти. Их деятельность направлена на выявление случаев несоблюдения стандартов содержания лиц, отбывающих наказание, что приводит к нарушению их прав и к жалобам в различные российские и международные организации. Причины таких жалоб могут быть как объективными (например, нехватка соответствующих помещений), так и субъективными (недостаточный уровень обучения и подготовки сотрудников ФСИН России, правовой нигилизм, профессиональная деформация, иногда проявления агрессии по отношению к осужденным).

Нередко нарушаются и права сотрудников ФСИН России и их семей, при этом практически отсутствуют упрощенные социально-правовые механизмы их защиты.

Основным рычагом реального соблюдения принципа справедливости в уголовно-исполнительной системе является обеспечение трудовой занятости осужденных, предоставление им возможности получить общее и профессиональное образование, приобрести профессию, которая будет востребована на рынке труда после их освобождения, заниматься физической культурой и спортом и т. д. Несовершеннолетних осужденных можно привлекать к работе в домах престарелых, детских домах, в больницах для оказания помощи нуждающимся и в иных социальных учреждениях [3, с. 38].

Уголовно-исполнительная система нуждается в оперативном внедрении востребованных реформой инноваций в различных регионах при участии в оценке результатов эксперимента членов общественных наблюдательных комиссий, ученых и правозащитных организаций, органов власти, а также использовании передового отечественного (в том числе дореволюционного и советского) опыта в реабилитации освобожденных.

Учитывая зарубежный опыт, надо несколько критически воспринимать необдуманное, слепое заимствование юридических конструкций западных либеральных ценностей [4, с. 100], институтов под видом обеспечения прав человека, в том числе подвергать широкому общественному обсуждению концепцию планируемой реформы с привлечением научных организаций и правозащитной общественности, сотрудников УИС, внедрением наработок общественных объединений, религиозных организаций, органов самодеятельности осужденных как лиц, заинтересованных в собственном благополучии и развитии.

Устранение нравственной, правовой, культурной, психологической деформации осужденных, возникшей у них до совершения преступления, а также в ходе привлечения к уголовной ответственности и исполнения наказания, - одна из важных задач.

Следует уделить внимание совершенствованию работы общественных формирований, имеющих

полномочия контролировать поведение осужденных, запретить передачу одной части осужденных (особенно имеющих взыскания) права контролировать других осужденных.

Целесообразно в каждом учреждении уголовно-исполнительной системы регулярно вести книги жалоб и предложений для осужденных и книги жалоб и предложений для родственников, ежедневно передавать такие записи начальнику учреждения для принятия решения и помощнику начальника территориального органа ФСИН России по правам человека для ознакомления.

Для сохранения социально полезных связей при наличии у осужденного детей надо предоставить им право на краткосрочные свидания без ограничения их количества и вне зависимости от условий содержания. Поощрительные нормы уголовного и уголовно-исполнительного права стимулируют осужденных отказываться от антисоциальных установок, воздействуют на их правовое и нравственное сознание, потребности и интересы [5, с. 76].

Целесообразно проработать вопросы о возможности запрета на совместное нахождение осужденных, подследственных в одном помещении с больными открытой формой заболеваний.

Нужно предоставить потерпевшему право получать информацию о месте отбывания осужденным наказания, характеристику на него с места отбытия им наказания, сведения о его представлении к досрочному освобождению, об отношении к совершенному им преступлению, иных имеющих значение для потерпевшего существенных обстоятельствах.

Важно рассмотреть вопрос возможности заключения договора с Федеральной службой по труду и занятости о предоставлении права контроля за условиями труда осужденных, а также проведения профилактической работы по недопущению травм на производстве.

Справедливо будет воссоздать систему государственной поддержки в местах лишения свободы, индивидуальной трудовой деятельности, реанимировать деятельность кооперативов.

На фоне возникших проблем в ряде подразделений между специальным контингентом и персоналом учреждений и органов в целях нормализации и стабилизации сложной обстановки возлагаются большие надежды на деятельность уполномоченного по правам человека как в регионах, так и в центральном аппарате. Для этого необходимо: юридически уполномочить эти органы вести контроль за учреждениями и органами, исполняющими наказания, наделив их правом рассматривать жалобы осужденных на незаконные действия государственных органов, должностных лиц, государственных служащих. При этом закре-

пить в законе права доступа уполномоченного ко всем (кроме составляющих государственную тайну) документам, имеющим прямое либо косвенное отношение к жалобе. Принятые решения по жалобам должны быть удовлетворены и реализованы. Нужно определить системность и алгоритм контроля уполномоченного за местами лишения свободы, наделить уполномоченного правом рассматривать жалобы осужденных на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих без предварительного обжалования этих действий в судебном либо административном порядке [6, с. 135].

Реформа уголовно-исполнительной системы во многих странах стала составной частью государственной социальной политики. Она направлена на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, сокращение числа граждан, содержащихся в местах лишения свободы, улучшение условий их содержания. Без внесения серьезных изменений в российское законодательство, без учета требований международных стандартов и правил, а также общеправового принципа справедливости, принятия реальных мер государственной поддержки для решения проблемы укрепления материальной базы, улучшения финансирования, укрепления социальных гарантий персонала ситуацию в УИС России не изменить.

Мы солидарны с Д. В. Горбанем, который поднимает проблемный вопрос законодательного закрепления института проживания осужденных за пределами исправительных учреждений в качестве самостоятельного условия и необходимости полной правовой регламентации порядка и условия отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы при проживании осужденных за пределами режимной территории [7, с. 109].

Реформирование уголовно-исполнительной системы должно идти с максимальной ориентацией нормативно-правового и организационных механизмов на решение таких социальных проблем, как жизнеобеспечение пенитенциарной системы, включая организацию трудовой реабилитации и профессиональной подготовки спецконтингента, создание нормальных условий существования и охраны жизни и здоровья осужденных и персонала. Следует объединить усилия государства и неправительственных организаций, бизнеса и предпринимательства для решения проблемы социальной реабилитации и ре-социализации осужденных, оздоровления общества и сокращения рецидива преступлений.

Возникает настоятельная необходимость воссоздания на новом качественном уровне служб пробации и социальной адаптации лиц, отбываю-

щих наказания, и в порядке эксперимента создания при крупных предприятиях спецкомендатуры для осужденных к исправительным работам.

Уголовная политика, уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законотворчество должны осуществляться независимыми высококвалифицированными научными центрами на основе системного, глубокого научного мониторинга, изучения и прогнозирования криминологических реалий, складывающихся на основе действующего законодательства, которое должно совершенствоваться в целях ускорения применения альтернативных лишению свободы санкций.

Международное сотрудничество по проблемам исполнения наказаний и обеспечения прав осужденных должно расширяться, а для этого должны создаваться необходимые правительственные и неправительственные структуры.

Принцип правовой справедливости необходимо рассматривать как основополагающий принцип права, выполняющий координирующие функции и распространяющий свое действие на уголовно-исполнительное право, смежные отрасли права и все право.

В демократических странах закон поддерживает и защищает фундаментальные ценности общества. Наиболее важной из них является уважение врожденного чувства собственного достоинства всех людей, несмотря на их личный или социальный статус. Одним из самых серьезных испытаний этого уважения к человеческим качествам является способ обращения общества с теми, кто нарушил или был обвинен в нарушении уголовного законодательства. Это люди, которые сами продемонстрировали отсутствие уважения к достоинству и правам других людей. Тюремный персонал играет особую роль в деле сохранения достоинства этих людей, невзирая на любые преступления, которые они могли совершить. Этот принцип уважения ко всем людям, вне зависимости от того, какие проступки они могли совершить, был сформулирован знаменитым бывшим узником и президентом ЮАР Н. Манделой: «Говорят, что в действительности никто не знает тот или иной народ, пока не

побывает в тюрьме. О нации следует судить не по тому, как она обращается со своими самыми выдающимися гражданами, а по тому, как она обращается с находящимися на дне» [8, с. 15].

На наш взгляд, именно соблюдение этого принципа должно являться основанием для деятельности уголовно-исполнительной системы в этических рамках, поскольку Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 10 определяет: «Со всеми лицами, лишенными свободы, следует обращаться гуманно и с уважением к чувству собственного достоинства человека» [9, с. 471]. Этот императив никогда не должен теряться из виду администраторами старшего звена, руководством системы и действующими сотрудниками УИС. Без этического контекста управленческая эффективность пенитенциарной системы может встать на путь, который неизбежно ведет к насилию в местах лишения свободы.

С учетом сложившейся ситуации в уголовно-исполнительной политике России возникает объективная необходимость полного отказа от стереотипных подходов к обращению с осужденными и перехода к реальному гуманному отношению к ним персонала учреждений и органов УИС. История показывает, что жестокое обращение с любым человеком неоправданно [10, с. 61], отношение к осужденным должно быть гуманным, чтобы помочь людям, совершившим преступление, встать на путь исправления, а значит, отказаться от применения так называемых карательных мер и совершить переход к попечительству и очеловечиванию права в уголовно-исполнительных правоотношениях, то есть тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла [11, с. 155]. Это доказано историей, опытом, наблюдением, практикой. Все это станет толчком к реализации принципа справедливости, модернизации пенитенциарной системы России, началом применения новых подходов к развитию отечественного уголовно-исполнительного права.

Список литературы

1. Ашкеров А. По справедливости: эссе о партийности бытия. М., 2008. С. 5-6.

2. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. М., 1972. С. 389; Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. М., 1975. С. 298-299.

3. Федотова Е. Н. К вопросу применения наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 1. С. 38.

4. Хайруллин В. И. Справедливость как комплексная ценность // Гос-во и право. 2010. № 3. С. 100.

5. Темирханов М. А. Специальная превенция как цель уголовного наказания // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 76.

6. Юнусов А. А., Юнусов С. А. Институт Уполномоченного по правам человека как гарант обеспечения прав человека и справедливости в деятельности УИС // Человек: преступление и наказание. 2013. № 2. С. 135.

7. Горбань Д. В. Открытые условия отбывания наказания в виде лишения свободы в рамках реформирования института проживания осужденных за пределами исправительного учреждения // Прикладная юрид. психология. 2014. № 1. С. 109.

8. Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека : пособие для тюремного персонала / Международный центр тюремных исследований (МЦТИ). 8th Floor 75-79 York Road London SE1 7AW United Kingdom, 2002. С. 15.

9. Права человека : учеб. для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 2001. С. 471.

10. Абрамовский А. А. Феномен магницких в российской пенитенциарной системе // История гос-ва и права. 2014. № 10. С. 61.

11. Цит. по: Полищук М. Л. Великое вопрошание. Философия на весах истории : эссе. М., 2012. С. 155.

Samur Abduldjabarovich Yunusov, teacher-methodologist Faculty of Law, the Academy of the FPS of Russia Е-mail: samur_@mail.ru.

METHODOLOGICAL AND APPLIED RESEARCH IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN THE CRIMINAL - LAW ENFORCEMENT RUSSIA

The abstract: this article describes the implementation of the principle of justice as a prerequisite for reforming the institutions and bodies, executing criminal punishment is. Fairness in the law is spiritual safeguard individuals from arbitrariness of others. Justice does not meet the interests of individuals and society as a whole, that is the basis of social and legal justice. MIS activities are constantly under review and criticism of the public. Often violated and the rights of the employees themselves Federal Penal Service of Russia. The main lever for justice is employment is convicted, general and vocational education, obtaining a profession. Demand for innovation and international experience in the execution of criminal punishment without blind borrowing liberal values. It is proposed to introduce the Human Rights Commissioner of the book of complaints and suggestions for prisoners and their relatives. The victim has the right to receive full information about the convicts. Needs a re-creation of self-employment. On the Ombudsman should be given control over the institutions and agencies executing punishment, granting it the right to consider complaints of prisoners. Argued the expansion of the sentencing alternative to imprisonment. Recreating the probation services and social integration of convicts. The purpose of serving the sentence is restoring legal justice. Attitude towards prisoners must be treated humanely, to help people who have committed a crime, get on the path to reform, and hence abandon the use of so-called punitive measures and make the transition to guardianship and humanization of law in the penal law relations. To convict should be treated as a mentally ill person, creating the conditions for its spiritual and moral improvement, the implementation of the principle of justice, which is a prerequisite for the development of the domestic criminal law enforcement.

Keywords: principle of justice, law, law, penal law, humanism, reform, criminal punishment, crime, theory and practice.

References

1. Ashkerov A. Po spravedlivosti: esse o partiinosti bytiya [In fairness: Essays on partisanship being]. Moscow, Europe, 2008, рр. 5-6.

2. Philosovsky slovar' / pod red. M. M. Rosentalya [Philosophical Dictionary / Ed. by M. M. Rosenthal] Moscow, 1972, 389 p.; Slovar' po etike / pod red. I.S. Kona [Dictionary of Ethics / ed. I.S. Kona] Moscow, 1975, рр.298-299.

3. Fedotova E. N. K voprosu primeneniya nakazaniya v vide obyazatel'nih rabot v otnoshenii nesovershen-noletnih [On the question of punishment in the form of compulsory work in juvenile]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal Law. 2013, no. 1, р. 38.

4. Khayrullin V. I. Spravedlivost' kak kompleksnaya cennost' [Justice as a complex value]. Gosudarstvo i pravo - State and Law, 2010, no. 3, р. 100.

5. Temirkhanov M. A. Special'naya prevenciya kak cel' ugolovnogo nakazaniya [Special prevention as a goal of criminal punishment]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and Punishment, 2013, no. 4, р. 76.

6. Yunusov A. A., Yunusov S. A. Institut Upolnomochennogo po pravam cheloveka kak garant obe-specheniya prav cheloveka i spravedlivosti v deyatel'nosti UIS [Institution of the Commissioner for Human Rights, as a guarantor of human rights and justice in the activities of the Federal Penal Service]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2013, no. 2, р. 135.

7. Gorban D. V. Otkrytye usloviya otbyvaniya nakazaniya v vide lisheniya svobody v ramkach reformiro-vaniya institute prozhivaniya osuzhdennych za predelami ispravitel'nogo uchrezhdeniya [Open conditions serving a sentence of imprisonment in the reform of the Institute of convicts living outside the prison law]. Priklad-naya yuridicheskaya psihologiya - Applied legal psychology, 2014, no. 1, р. 109.

8. Coyle A. Podchod k upravleniyu tur'moy s pozicii prav cheloveka [Approach to Prison Management of human rights]. Handbook for prison staff. Ed. International Centre for Prison Studies (ICPS), 8th Floor 75-79 York Road London SE1 7AW United Kingdom, 2002, р. 15.

9. Prava cheloveka [Human rights]. Uchebnik dlya vuzov. otvetstvennyi redactor chlen-korr. doctor yuridi-cheskih nauk E.A. Lukasheva [Textbook for High Schools Editor correspondent member. Doctor of Laws E.A. Lu-kashev]. Moscow, RATE Publ., 2001, р. 471.

10. Abramovskij A. A. Fenomen Magnitskich v Rossiyskoy penitenciarnoy sisteme [Magnitsky phenomenon in the Russian penitentiary system]. Istotiya gosudarstva i prava - History of State and Law, 2014, no.10, р. 61.

11. Cit. po Polishchuk M.L. Velikoe voproshanie. Filosoviya na vesah istorii: esse [Great questioning. The philosophy of the balance of history: essays]. Moscow, 2012, р. 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.