Научная статья на тему 'Принцип преемственности в системе непрерывного военного образования'

Принцип преемственности в системе непрерывного военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Н.Г.

Анализируются различные подходы к пониманию преемственности как философского, социального и психолого-педагогического явления, раскрываются сущностные характеристики принципа преемствен- ности в системе непрерывного военного образования. В науке преемственность определяется как мето- дологический, педагогический или дидактический принцип; рассматривается как форма связи между эле- ментами системы обучения, общепедагогической закономерности или педагогического условия реализации образовательного процесса и как один из аспектов дидактических принципов - систематичность и по- следовательность обучения. Принцип преемственности в овладении военной специальностью обращён не только к реализации взаимосвязи содержания, форм и методов обучения, но и к развитию ценностно- смыслового отношения обучающихся к военной профессии, обеспечению ступенчатого, поэтапного ус- воения информации, формированию умений, навыков и компетенций будущего военного специалиста. Реализация преемственности способствует адаптации выпускников школы к обучению в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF CONTINUITY IN SYSTEM OF CONTINUOUS MILITARY EDUCATION

This article deals with various approaches to understand the continuity as philosophical, social and psy- chology and pedagogical phenomenon. The essential characteristics of the principle of continuity in the system of continuous military education are revealed. Continuity is defined as the methodological, pedagogical or di- dactic principle in science. It is considered as the connection forms between the elements of the system of train- ing, pedagogical conformity to or pedagogical condition of the implementation of the educational process. The continuity is often considered as systematic ness and sequence of training. The principle of continuity in ac- quirement military speciality is turned not only to the realization of the correlation of contents, forms and train- ing methods, but also to the development of the valuable relation of students to a military profession, ensuring step, part-continuous method of information learning, formation of abilities, skills and competences of future military expert. Realization of continuity promotes the adaptation of graduating students to the training in mili- tary higher education institution.

Текст научной работы на тему «Принцип преемственности в системе непрерывного военного образования»

УДК 371.383

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Г. ЕРМАКОВА (Институт пограничной службы Республики Беларусь, Минск)

Анализируются различные подходы к пониманию преемственности как философского, социального и психолого-педагогического явления, раскрываются сущностные характеристики принципа преемственности в системе непрерывного военного образования. В науке преемственность определяется как методологический, педагогический или дидактический принцип; рассматривается как форма связи между элементами системы обучения, общепедагогической закономерности или педагогического условия реализации образовательного процесса и как один из аспектов дидактических принципов - систематичность и последовательность обучения. Принцип преемственности в овладении военной специальностью обращён не только к реализации взаимосвязи содержания, форм и методов обучения, но и к развитию ценностно-смыслового отношения обучающихся к военной профессии, обеспечению ступенчатого, поэтапного усвоения информации, формированию умений, навыков и компетенций будущего военного специалиста. Реализация преемственности способствует адаптации выпускников школы к обучению в военном вузе.

Введение. Сегодня непрерывность профессиональной подготовки в системе «школа - вуз» является жизненно необходимым условием формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Проблема преемственности школьного и высшего военно-профессионального образования для педагогической науки не нова. Идея непрерывного образования занимает заметное место в ряду прогрессивных идей культуры XX века.

Исследование преемственности в сфере профессионального военного образования связывают с необходимостью введения данного понятия в контекст проблем высшего образования, что определено, прежде всего, его ролью как подсистемы, задающей основные ориентиры педагогическому образованию в целом. Мировые тенденции развития высшего образования, направления его совершенствования, адекватные происходящим изменениям, способствуют исследованию данной проблемы. Преемственность в образовании предстает как динамичный процесс, вызванный широким кругом также динамично изменяющихся социальных и культурных феноменов и обусловливающих их факторов.

Основная часть. Проблема преемственности в контексте развития высшего образования в современном обществе приобретает новые смыслы и аспекты, когда рассматривается в конкретной ситуации изменений в образовании. Чтобы раскрыть смысл преемственности и определить её роль в образовательном процессе при подготовке военного специалиста, следует рассмотреть и проанализировать различные подходы к пониманию преемственности как философского, социально-культурного и психолого-педагогического явления.

С философской точки зрения преемственность предстает как взаимосвязь между старым и новым, между прошлым, настоящим и будущим. Преемственность предполагает не просто отмену (отрицание) старого, но и сохранение, развитие того рационального, что уже было достигнуто. Тем самым обеспечивается непрерывность развития. Благодаря преемственности сохраняется устойчивость и целостность развития природы и общества [8, с. 457].

Под преемственностью в социологии понимается последовательная смена стадий развития, которая одновременно обеспечивает стабильность и изменение общества, а также взаимодействие различных социальных структур, систем, институтов друг с другом. В микросоциологии преемственность представлена в процессах и явлениях повседневного мира, в котором слиты воедино прошлое, настоящее и будущее.

В психологии и педагогике преемственность позволяет обеспечивать непрерывность педагогического процесса, непрерывность развития школьника и студента. С психологической точки зрения сущность преемственности заключается в формировании определенного уровня готовности к обучению в военном вузе, а также в обеспечении условий для благоприятной адаптации к вузовской системе военного обучения.

Принципиальный вклад в развитие психологической теории преемственности в обучении внесли С.Л. Рубинштейн и его ученики; суть преемственности они видели в том, что каждая следующая стадия процесса развития вырастает из предыдущей, которая является внутренним условием для последующей ступени, а поэтому все стадии связаны между собой. Преемственность, считал Л. С. Выготский, выражается через так называемый закон динамики возрастов.

Качественные изменения ценностей и потребностей современного общества настоятельно требуют корректировки целей и задач военного образования, новых подходов к организации процесса обучения, особенно на основе принципа преемственности всех его звеньев, совершенствования обучения в системе непрерывного образования. Реализация принципа преемственности в военном образовании в современных условиях невозможна без изучения и обобщения передового опыта накопленного общепедагогической, военно-педагогической теорией, который прошел испытание практикой и стал педагогически необходимым.

Непрерывность и преемственность военного обучения в системе «школа - вуз» представляет последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы.

Непрерывное образование - это постоянная форма жизнедеятельности человека, в отличие от понимания образования как одного из жизненных этапов. Непрерывность предусматривает относительную завершенность каждого этапа и преемственную связь содержания образования между различными этапами. Преемственность как механизм непрерывности указывает на сохранение прежнего содержания при обогащении, корректировке, адаптации нового содержания образования.

Анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы показал, что преемственность рассматривается или как взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в процессе обучения, или как последовательность в овладении учащимися знаниями, умениями и навыками.

В развивающемся историческом контексте педагогического знания трактовка преемственности в работах зарубежных ученых согласовывалась с содержанием образования и процесса обучения (К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж. А. Кондорсе); в идеях швейцарского педагога И.Г. Песталоцци она трактуется как непрерывное и постепенное движение к познанию; в работах немецкого педагога-гуманиста А. Дистервега -как связь предшествующего материала с последующим при определенной самостоятельности учащихся.

Понятие «преемственность» появляется для того, чтобы связать воедино диалектические противоположности - устойчивое и изменчивое в развитии системы, передачу старого и возникновение нового, того, что уже было в прошлом, с тем, что еще не существует. В контексте преемственности рассматриваются проблемы непрерывного развития, его связности, устойчивости развивающейся системы во времени и пространстве.

С середины 1970-х годов идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ. Центральным концептом непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Непрерывность образования обеспечивается преемственностью содержания, форм и методов. В зависимости от подходов к ее анализу преемственность определяется как методологический, педагогический или дидактический принцип. Известны трактовки преемственности как формы связи между элементами системы обучения, общепедагогической закономерности или педагогического условия образовательного процесса. Преемственность нередко рассматривается и как один из аспектов таких дидактических принципов, как систематичность и последовательность обучения.

Непрерывное образование в педагогической науке трактуется как целенаправленное усвоение человеком знаний, формирование способов познания, развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности, опыта творческой деятельности в течение всей жизни как в учебных заведениях, так и путем организации самообразования.

В последние десятилетия принцип преемственности в системе непрерывного образования отражен в аспекте взаимосвязи с другими принципами: систематичности обучения и связи его с практикой (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин); системности или упорядоченности знаний учащихся (В. Оконь); систематичности и последовательности (Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, В.А. Сластенин).

К настоящему времени значительная часть исследователей находятся на единых позициях, рассматривая преемственность в обучении как дидактический принцип (С.И. Архангельский, Ш.И. Ганелин, С.М. Годник, В.В. Давыдов, Ю.А. Кустов, А.А. Кыверялг, И.Я. Лернер, А. А. Люблинская, А.П. Сманцер и другие). Однако каждый исследователь, рассматривая преемственность как дидактический принцип, раскрывает и описывает разные грани этого явления. В научных изданиях по педагогике появляются публикации, описывающие сущность, значение принципа преемственности в обучении на различных этапах образования.

Анализ научных работ В. Крайника, Ю.А. Кустова, Л.О. Филатовой, О. Харкевича и других показывает современные подходы к развитию принципа преемственности, направленного на закрепление, последовательное развитие и совершенствование не только ранее усвоенных знаний, умений, навыков, но и личностных качеств.

Преемственность В. В. Давыдов рассматривает как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различных стадий обучения - как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям [3, с. 64-90].

Преемственность, считает Ш. И. Ганелин, следует рассматривать как дидактический принцип в тесной и неразрывной связи с принципом систематичности и последовательности. Так как принцип систематичности и последовательности выступает не как нечто застывшее и неизменное, а как принцип, который в процессе прогрессивного развития науки, процессов ее интеграции и дифференциации обогащается новым содержанием, то и дидактический принцип преемственности в обучении также развивается и обогащается новым смыслом [2, с. 5-21].

Реализация преемственности, по мнению Ю.А. Кустова, позволяет придать учебно-воспитательному процессу динамичный, перспективный характер, активизирующий деятельность преподавателя и обучаемого, исключающий параллелизм, дублирование и обеспечивающий взаимосвязь содержания образования, методов обучения, приемов и способов осуществления учебно-познавательной деятельности на всех ступенях и этапах обучения [5, с. 68].

В понятии «преемственность» А.П. Сманцер выделяет производные понятия: вертикальный и горизонтальный аспекты преемственности. Они характеризуют нормы, регулирующие взаимодействие преподавания и учения, предопределяют структуру содержания, методов, форм организации обучения. В 1995 году А.П. Сманцер выделяет четыре уровня преемственности (преемственность как методологическая закономерность развития человека в системе непрерывного образования; преемственность как общепедагогический принцип; преемственность как дидактический принцип; преемственность как частно-методический принцип) [7, с. 13].

В отечественной педагогике дальнейшее развитие теоретического представления о преемственности согласуется с ее интерпретацией. Непрерывное образование способствует реализации принципа преемственности общего среднего и послешкольного образования, являясь средством связи и интеграции элементов образовательной системы. Принцип преемственности в педагогике относят к классическому принципу, который признается многими авторами (А.В. Батаршевым, В.И. Загвязинским, В.В. Краев-ским, В.А. Сластениным и другими).

В исследованиях В.И. Марченковой, В.М. Коровина, В. А. Шубина дается ряд теоретических основ довузовского, вузовского и послевузовского военного обучения, непрерывности и преемственности образования и др.

В системе общей и военно-профессиональной подготовки принцип преемственности позволяет осуществлять принцип интеграции, при котором наблюдается согласованность и непрерывность всех звеньев образовательного процесса. Именно в образовательном процессе в школе и военном вузе в единстве мотивационно-потребностной и операционно-деятельностной сфер развивается принцип преемственности прочной связи звеньев военной подготовки, формируется личность, ориентированная на будущую военную профессию.

В целостной системе непрерывного военного образования можно выделить ряд взаимосвязанных и взаимодействующих ступеней, где их интеграция обеспечивает планомерность и поступательность, неразрывность и целостность процесса развития личности, преемственность ее общего и военного образования. Вместе с тем в настоящее время наблюдается значительный разрыв между ними в содержании военного образования, в формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности школьников и курсантов.

Безусловно, преемственность между различными звеньями является главным условием создания целостности системы непрерывного военного образования. Вопросы подготовки военных специалистов в системе непрерывного образования - основа одного из важнейших и приоритетных направлений развития педагогической науки в области военного образования.

Анализ социальных предпосылок, обусловивших необходимость совершенствования системы непрерывного военного образования, показывает важность и необходимость исследования принципа преемственности в военном образовании, обеспечивающей взаимосвязь между различными ступенями этой системы. В этом контексте значительное место занимает проблема преемственности и взаимосвязи среднего и высшего военного образования. Она имеет не только собственно педагогическое, но и большое социальное значение.

Непрерывное образование, обеспечивающее содержательное единство и преемственную взаимосвязь, способствует развитию компетентности его субъектов: обучающихся, курсантов, педагогов и т. д. Одна из основных функций преемственности состоит в том, чтобы на целостность формирования личности военного специалиста конструктивно работало три педагогических измерения: прошлое, настоящее и будущее в их взаимодействии.

Целостная педагогическая система преемственности включает в себя три основных компонента: преемственность в этапах становления личности (формирование мотивации учения и стимулирование у обучаемых познавательных потребностей), преемственность в содержании обучения и преемственность в методах, формах и средствах обучения.

Преемственность во взаимодействии школы и военного вуза предполагает формирование традиций, которые возникают в результате совместной образовательной деятельности и определяются единой шкалой ценностей. Однако следует обратить внимание, что в основном средняя школа Республики Беларусь готовит своих выпускников к выполнению всеобъемлющего круга социальных функций, к примеру, и студента, и рабочего, и военного, но она не выпускает готового студента, высококвалифицированного рабочего, кадрового военного. Возникают проблемы обеспечения преемственности в адаптации выпускника школы к любой сфере социальной деятельности, в особенности к военной.

Цель образовательного процесса «школа - военный вуз» - создание гибкой системы непрерывного образования как гражданского, так и военного, направленной на создание единого пространства, обеспечивающей преемственность среднего общего и профессионального (военного) образования, способствующей адаптации личности к профессиональной деятельности и учитывающей потребности рынка труда и личные цели обучающегося.

Принцип преемственности в современном военном образовании в контексте непрерывного образования носит ступенчатый характер: школьное (кадетские классы); среднее военно-профессиональное (Суворовское училище); высшее военное (Военная академия Республики Беларусь, Институт пограничной службы и другие вузы страны, готовящие военных специалистов в интересах тех или иных военных структур; послевузовское военное (на базе Военной Академии, Института пограничной службы и других вузов Республики Беларусь и Российской Федерации). Уровни существуют фактически автономно друг от друга, т. е. не имеют тесной преемственной связи (рисунок).

общеобразовательное учебное заведение

среднее специализированное учебное заведение Беларуси

(с военной направленностью)

высшее учебное заведение

(военное)

учебные заведения, осуществляющие послевузовскую подготовку военных специалистов высшей квалификации

Система развития принципа преемственности военного образования

Понятие преемственности обучения в прямом педагогическом значении впервые использовал Б.П. Есипов [4, с. 34], отметив, что систематичность в обучении является условием преемственности в усвоении знаний на различных ступенях обучения.

Сущность процесса преемственности общеобразовательной и высшей школы сформулирована С.М. Годником: «Под преемственностью следует понимать последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как объекта вузовского обучения и воспитания» [1, с. 52-56].

Эго понятие в полной мере можно применить и к системе военного образования. Подготовка военного специалиста осуществляется в высшем военном учебном заведении, но базируется на двух предыдущих ступенях обучения: дошкольном учреждении и общеобразовательной школе. Кроме того, дальнейшее повышение квалификации военного специалиста может осуществляться в различных формах послевузовской подготовки: адъюнктуре, соискательстве, на курсах повышения квалификации, системе

командирской подготовки и т.д. То есть процесс подготовки военного специалиста можно представить в виде многостадийной системы с дискретным характером обучения (из указанных форм обучения лишь командирская подготовка может быть признана непрерывным процессом обучения, но она начинает действовать на второй стадии подготовки военного специалиста). Иногда между стадиями подготовки образовываются значительные промежутки времени, поэтому между целостностью процесса подготовки военного специалиста и его результатом возникают противоречия. Закономерность разрешения этих противоречий и является основой содержания понятия и сущности преемственности процесса подготовки военного специалиста.

Принцип последовательности в обучении военной специальности обращён к поэтапному усвоению информации и связанности компонентов образования. Реализация процесса прохождения разных этапов обучения находится в тесной связи с осуществлением принципа преемственности. По мнению В. Н. Просвиркина, важным условием «преемственности в обучении является преодоление разрыва между разными ступенями образования» [6, с. 45-67].

Каждый новый уровень предполагает профессиональный и образовательный рост личности, позволяя перейти на следующий, более сложный по сравнению с предыдущим, этап образовательной лестницы. Такой подход, считает В.Н. Просвиркин, должен принимать во внимание установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Следовательно, успешность прохождения определённой ступени зависит от того, насколько качественной была подготовка на предыдущем уровне, так как успешное усвоение знаний предшествующей ступени представляет собой основу для перехода на следующий уровень [6, с. 24-26].

В данном случае обучение на каждом образовательном уровне обучающиеся начинают по-новому. Очень часто тех знаний, умений и навыков, которые были получены в рамках одного уровня образования, не всегда достаточно для перехода на последующий уровень, то есть отсутствуют необходимые компетенции включения их в новые отношения. Следует сказать, что такие обучающиеся вынуждены отказываться от выбранного военного образования на том или ином образовательном уровне. Это явление негативно сказывается на качестве образования и мешает нормальному ходу становления и социализации личности.

Необходимость обучения военной профессии на основе принципа преемственности образовательных этапов диктуется непрекращающимся развитием общества, постоянным обновлением учебных планов и программ, совершенствованием технических средств обучения, изданием новых учебников и пособий, появлением новых педагогических технологий, способствующих повышению качества образования. Однако возможности принципа преемственности в системе непрерывного военного образования ещё недостаточно исследованы в науке.

Заключение. Из вышеизложенного следует, что «преемственность» как философская категория предстает в качестве одного из проявлений развития как способа существования и универсального свойства материи и сознания. Преемственность как социальная категория предстает как объективная необходимость, условие и закономерность процесса существования и развития природы, общества, личности. С педагогических позиций преемственность рассматривается как дидактический принцип, в той или иной степени определяющий содержание, организационные формы и методы учебного процесса.

Понятие «преемственность» часто рассматривается во взаимосвязи с понятиями «целостность» «системность» и «непрерывность» ввиду того, что профессиональная подготовка военного специалиста рассматривается как единый процесс. Под преемственностью в обучении военной профессии понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Таким образом, принцип преемственности можно охарактеризовать следующим образом: преемственность в военном обучении выражается в последовательности и связи ступеней развития знаний, умений и навыков, сохранении и опоре на знания, полученные на первоначальном этапе обучения и последующем их использовании на более высоких ступенях при овладении новыми знаниями, что обеспечивает ценностно-смысловое отношение к подготовке будущего военного специалиста.

Реализация преемственности способствует обобщению старых и новых знаний, включению их в целостную систему образовательного процесса в военном вузе.

Преемственность среднего и высшего военного образования с практической точки зрения предполагает, прежде всего, преемственность государственных требований к подготовке выпускников военного вуза и содержания указанного государственного образовательного стандарта по подготовке военного специалиста. Опора высшей военной школы на общеобразовательную школу - один из факторов аккумуляции творческих возможностей будущего военного специалиста, придающий импульс всему процессу его подготовки. Основу концепции взаимодействия систем общего и высшего военного обра-

зования должны составлять представления о школе и вузе как о двух равноправных партнерах, усилия которых направлены на решение общей проблемы обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь высокопрофессиональными кадрами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годник, С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы / С.М. Годник // Сов. педагогика. - 1980. - № 9. - С. 52-56.

2. Ганелин, Ш.И. Педагогические основы преемственности в учебно-воспитательной работе школы / Ш.И. Ганелин // Преемственность учебно-воспитательной работы в 4-5 классах. - М., 1995. -С. 5-21.

3. Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления / В.В. Давыдов // Новое педагогическое мышление. - М., 1989. - С. 64-90.

4. Есипов, Б.П. Педагогика / Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров. -5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гос. учеб.-пед. изд-во М-ва Просвещения РСФСР, 1950. - 424 с.

5. Кустов, Ю.А. Место и роль принципа преемственности в педагогике высшей школы / Ю.А. Кустов // Сов. высш. шк. - 1988. - № 1. - С. 68.

6. Просвиркин, В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования: теория и технология / В.Н. Просвиркин. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2007. - 416 с.

7. Сманцер, А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов / А.П. Сманцер. - Минск: БГУ, 2013. - 271 с.

8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. -719 с.

Поступила 25.09.2014

PRINCIPLE OF CONTINUITY IN SYSTEM OF CONTINUOUS MILITARY EDUCATION

N. ERMAKOVA

This article deals with various approaches to understand the continuity as philosophical, social and psychology and pedagogical phenomenon. The essential characteristics of the principle of continuity in the system of continuous military education are revealed. Continuity is defined as the methodological, pedagogical or didactic principle in science. It is considered as the connection forms between the elements of the system of training, pedagogical conformity to or pedagogical condition of the implementation of the educational process. The continuity is often considered as systematic ness and sequence of training. The principle of continuity in acquirement military speciality is turned not only to the realization of the correlation of contents, forms and training methods, but also to the development of the valuable relation of students to a military profession, ensuring step, part-continuous method of information learning, formation of abilities, skills and competences of future military expert. Realization of continuity promotes the adaptation of graduating students to the training in military higher education institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.