Научная статья на тему 'Преемственность как предмет психологических, педагогических и социологических исследований'

Преемственность как предмет психологических, педагогических и социологических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преемственность поколений / преемственность в системе непрерывного образования / теория поколений / обучение / воспитание / развитие / школьники и студенты / continuity of generations / continuity in the system of continuing education / theory of generations / training / education / development / schoolchildren and students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митин Георгий Валерьевич

Анализ социологических, педагогических и психологических исследований показал, что учреждения системы образования закономерно являются наиболее значимыми с точки зрения создания условий для передачи и усвоения знаниевого, культурно-исторического и социального опыта от одного поколения к другому, от педагога учащемуся, сохраняя преемственность поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митин Георгий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND SOCIOLOGICAL RESEARCH

An analysis of sociological, pedagogical and psychological studies has shown that the institutions of the educational system are naturally the most significant from the point of view of creating the conditions for the transfer and assimilation of knowledge, cultural, historical and social experience from one generation to another, from a teacher to a student, while maintaining the continuity of generations.

Текст научной работы на тему «Преемственность как предмет психологических, педагогических и социологических исследований»

5. Толочек В.А. Компетентностный подход и ПВК-подход: возможности и ограничения // Вестник СПбГУ. Сер. Психология. 2019. Т. 9. Вып. 2 (30). С.123-137.

6. Толочек В.А. Психология труда. — 3-е изд. доп. — СПб.: Питер, 2019. — 480 с.

7. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.

8. Pearn M.A., Kandola R.S. Designing and achieving competency: a competency-based approach to developing people and organizations. Identifying competencies // Boam R., Sparrow P. (Eds). Maidenhead: McGraw-Hill, 1992, p. 31-49.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Митин Георгий Валерьевич (Москва, Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mitingv76@gmail.com

Аннотация. Анализ социологических, педагогических и психологических исследований показал, что учреждения системы образования закономерно являются наиболее значимыми с точки зрения создания условий для передачи и усвоения знаниевого, культурно-исторического и социального опыта от одного поколения к другому, от педагога учащемуся, сохраняя преемственность поколений.

Ключевые слова: преемственность поколений, преемственность в системе непрерывного образования, теория поколений, обучение, воспитание, развитие, школьники и студенты.

CONTINUITY AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND SOCIOLOGICAL RESEARCH

Mitin Georgii Valerievich (Moscow, Russia), candidate of psychological sciences, leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mitingv76@gmail.com

Abstract. An analysis of sociological, pedagogical and psychological studies has shown that the institutions of the educational system are naturally the most significant from the point of view of creating the conditions for the transfer and assimilation of knowledge, cultural, historical and social experience from one generation to another, from a teacher to a student, while maintaining the continuity of generations.

Keywords: continuity of generations, continuity in the system of continuing education, theory of generations, training, education, development, schoolchildren and students.

Сопоставляя развитие человека с цивилизационными изменениями мирового масштаба, прогнозируя дальнейшее развитие человека, нельзя обойти вниманием проблему преемственности поколений и преемственности в системе непрерывного образования.

Существуют разные подходы к изучению данных процессов: одни исследователи игнорируют различия между ними, другие — наоборот, изучают каждый из этих процессов изолированно друг от друга. Можно констатировать, что за редким исключением в психологических, педагогических, социологических исследованиях не изучалось взаимовлияние межпоколенческой преемственности и преемственности на разных уровнях современного образования.

Преемственность между поколениями исследуется главным образом в социологических науках.

Теория поколений изучает ряд больших вопросов: ценности и цикличность в событиях и явлениях, влияющих на формирование ценностей, особенности и различия в характеристиках, стратегических выборах и правилах представителей разных поколений.

Социологический анализ проблемы поколений, как правило, начинается со ссылок на классический текст К. Мангейма [8], который считал, что феномен поколений представляет собой один из основных генетических факторов динамики исторического развития. На этой концептуальной основе сформировались теории поколенческих когорт [1, 7, др.]. В России социологический подход к анализу поколений также нашел применение в ряде работ [4, 5, др.].

Преемственность между различными звеньями образования является главным условием создания целостности системы непрерывного образования, охватывающего все типы учебно-воспитательных учреждений — от детского сада до высшего образования, с опорой на мировой опыт организации педагогического процесса. Вопросы подготовки специалистов в системе непрерывного образования являются основой одного из важнейших и приоритетных направлений развития педагогических наук. В целостной системе непрерывного образования можно выделить ряд взаимосвязанных и взаимодействующих ступеней, между которыми должна быть осуществлена сквозная вертикальная интеграция, обеспечивающая планомерность и поступательность, неразрывность и целостность процесса развития личности, преемственность ее общего и профессионального образования. Вместе с тем в настоящее время наблюдается значительный разрыв между ними в содержании образования, в формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности школьников и студентов.

Анализ социальных предпосылок, обусловивших необходимость совершенствования системы непрерывного образования, показывает важность и необходимость исследования преемственности, обеспечивающей взаимосвязь между различными ступенями системы непрерывного образования. В этом контексте значительное место занимает проблема преемственности и взаимосвязи среднего и высшего образования. Она имеет не только собственно педагогическое, но и большое социальное значение. От ее адекватного решения в немалой мере зависит судьба значительной части молодежи.

Проблема преемственности между общеобразовательной школой и вузом была поднята впервые в 20-30-х гг. XX в. в трудах известных педагогов и государственных деятелей Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого и др.

В рамках философского подхода категория преемственности разрабатывалась в исследованиях А.А. Абдурахманова, В.Г. Афанасьева, Э.А. Баллера, Б.С. Батурина, А.И. Зе-ленкова, Г.И. Исаенко, И.Л. Маринко, З.А. Мукашева, В.Г. Рубанова, О.О. Яхота и др.

В исследованиях Ю.К. Бабанского, А.В. Батаршева, Б.С. Гершунского, С.М. Годни-ка, В.В. Давыдова, В.Я. Лыковой, А.П. Сманцера, В.Э. Тамарина и др. преемственность исследуется как дидактическая категория и определяется как принцип, закономерность, связь, условие, фактор, требование.

В психологической науке вопросы преемственности освещены в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева,

A.А. Люблинской, В.И. Слободчикова, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной и др.

За последние годы проведено много исследований по проблеме преемственности в обучении и воспитании подрастающего поколения и наметилось несколько направлений в этой области.

Первое направление связано частично с изучением места и роли преемственности в целостном педагогическом процессе, а также с раскрытием ее значимости в обучении. Эти вопросы отражены в исследованиях А.Я. Блауса, С.Г. Вершловского, Ш.И. Ганелина, С.М. Годника, Б.С. Гершунского, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Кыверялга, А.А. Люблинской,

B.Г. Сенько, Г.С. Сухобской и др.

Второе направление связано с раскрытием содержания преемственности между различными ступенями непрерывного образования. В этом плане немало работ посвящено

исследованию различных аспектов взаимосвязи, которая имеет место между дошкольными воспитательными учреждениями и начальной школой. И это не случайно, ибо без должной преемственности между этими ступенями не может быть обеспечено дальнейшее успешное обучение и полноценное развитие школьников.

В одних исследованиях рассматриваются вопросы готовности детей к обучению в школе (Г.М. Иванова, М.Н. Костикова, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, А.И. Шаболина и др.), в других выявляются условия реализации преемственности дошкольного и начального общего образования (Л.Р. Болотина, И.И. Гончарова, Е.А. Боброва, Л.М. Зайцева, Н.В. Микляева, Г.А. Петушкова, Г.В. Тугулиева и др.), в-третьих раскрываются условия реализации преемственности при изучении того или иного учебного предмета в начальной школе: математики (С.Г. Григорьев, Ю.С. Жиленкова, Р.Х. Руга, П. Сагымбекова и др.); природы (Т.А. Ковальчук, В.Д. Лысенко и др.); родного языка (Г.Х. Бурангулова, Л.А. Калмыкова и др.); при формировании учебной деятельности школьников (О.А. Ани-щенко, И.И. Гончарова и др.); при развитии двигательной активности и закаливания детей (В.Я. Лыкова, К.И. Белый и др.). Большой объем проведенной экспериментальной работы позволил авторам раскрыть чрезвычайно важную роль преемственности в обучении, плавном, гармоничном переходе от условий обучения в дошкольных учреждениях к обучению в школе.

Третье направление исследований посвящено изучению проблемы преемственности в организации педагогического процесса на различных ступенях средней школы (М.Н. Лебедева, Л.П. Софронова, Н.А. Цирулик, Е.Н. Челак и др.), в методике преподавания отдельных предметов, формирования тех или иных понятий (М.В. Зайцев, И.Б. Игнатова, Г.А. Михайловская, И.П. Потапов, Э.С. Черкасова и др.). В отдельных исследованиях рассматриваются вопросы преемственности в организации познавательной деятельности учащихся и формирования учебных умений (И.И. Гончарова, О.И. Коломок, А.М. Кухта и др.).

Много исследований посвящено изучению предметной преемственности между различными классами общеобразовательной школы, общеобразовательной и профессиональной подготовкой учащихся общеобразовательной школы, техникумов и профессионально-технических училищ (П.Н. Олейник, Е.М. Павлютенков, И.П. Самой-ленко и др.), преемственности формирования между начальной и основной школой при обучении младших школьников компьютерным технологиям (Е.Н. Челак). Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в профессионально-технических училищах, техникумах и общеобразовательных школах рассмотрены в исследованиях А.В. Батаршева, В.Ф. Башарина, Ю.А. Кустова, А.А. Кыверялга, В.Н. Мадзигона и др.

Четвертое направление исследований связано с исследованием различных сторон преемственности между средней и высшей школой: между общеобразовательной школой и вузом (С.М. Годник, Е.Н. Челак), между лицеем и вузом (Л.Ю. Макаренко и др.), общеобразовательной школой и вузом в ориентации на учительскую профессию (Х. Аб-дукаримов), отбор старшеклассников к обучению в высшей школе (Л.М. Беляева,), в формировании учебной деятельности школьников и студентов (А. Александров, Н.Г. Барышникова), в самообразовательной деятельности учащихся и студентов (Р.И. Мало-вичко, А.Г. Мороз, В.Э. Тамарин и др.), в дидактической и методической подготовке студентов (О.В. Записных), в формах и методах обучения (А.Я. Блаус, Д.Ш. Ситдикова), учебной и внеклассной работой со школьниками (В.Э. Тамарин), преемственность в обучении математике (А.Н. Андриянчик, Ю.С. Жиленкова и др.), преемственность многопрофильной математической подготовки студентов в системе «школа — технический вуз» (С.Н. Нуриева), преемственность в обучении физике (Е.С. Клос ), при подготовке

молодежи в профессиональных училищах и вузе (Ю.А. Кустов), в организации лабораторных работ (Я.Э. Умборг).

Пятое направление посвящено исследованию преемственности в воспитании учащихся и студентов. Особое место здесь занимают исследования профессора В.Я. Лыковой, которая преемственность рассматривает в «контексте самоценности детства, субъект-субъектной модели воспитания, ориентированной на общечеловеческие ценности и индивидуально-личностное содержание воспитательной работы с детьми».

Проблему преемственности между различными типами учебных заведений исследуют и зарубежные педагоги. Они уделяют большое внимание установлению тесных взаимосвязей между начальной и средней школой: согласованности программ обучения; соответствию форм организации учебной деятельности возрастным возможностям учащихся; изменению стиля отношений между учащимися и учителями, школой и колледжами, школой и университетами и др. При этом подчеркивается важность такого сотрудничества для установления полной преемственности в обучении школьников и студентов («наведение мостов»). Дифференциация обучения, характерная для западной школы, дает возможность более успешно устанавливать взаимосвязь между школой и теми учебными заведениями, в которых будут продолжать обучение учащиеся.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что, с одной стороны, тенденции развития современного образования и педагогической теории обусловили возрастание актуальности проблемы взаимосвязи всех звеньев системы непрерывного образования, а с другой — к настоящему времени уже накоплен обширный фактический материал по реализации преемственности на практике. Вместе с тем многие вопросы преемственности не только в обучении и воспитании, а главное — в развитии личности ребенка, подростка, молодого человека не получили целостного теоретического и практического решения. В последнее время появились широкомасштабные исследования методологии, теории, общепсихологических механизмов [2], технологии [3], дидактики и методики [6], взаимосвязи межпоколенческой преемственности и преемственности в непрерывном образовании.

Основная идея современных исследований заключается в том, что именно общность педагог—учащийся может являться основой преемственности поколений, тем стратегическим ресурсом, который обеспечит вектор развития будущего общества.

Литература

1. Брайнен-Кимани Н., Йованович М. С их собственных слов // Финансы и развитие. Ежеквартальный журнал Международного валютного фонда: Миллениалы и будущее работы. Июнь, 2017. № 2 (54).

2. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. — М.; СПб.: Издательство Нестор-История, 2018.

3. Просвиркин В.Н. Будущее не за горами. — М.: ООО «Буки Веди», 2018.

4. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15—33.

5. Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» // Россия реформирующаяся: Ежегодник — 2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 213 - 237.

6. Сманцер А.П. Преемственность в системе непрерывного образования: Программа спецкурса для студентов ун-та. — Минск, 1991.

7. Howe N. Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation, New York: Vintage Books, 2000.

8. Manheim K. The Problem of Generations // Manheim K. Essays on the sociology of knowledge. — Moscow: INION of the Russian Academy of Sciences: 8—63 (In Russ.), 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.