Научная статья на тему 'Теоретические аспекты преемственности в системе образования'

Теоретические аспекты преемственности в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1927
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бывшева М. В.

В статье дается анализ преемственности как понятия и явления, раскрывается современное понимание преемственности в системе образования с позиций дидактического и процессного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты преемственности в системе образования»

чертежей на аудиторных досках, домашние задания по предыдущей теме, контрольные ответы на вопросы, перечень примерных ответов на вопросы карточек-заданий, тестовые вопросы.

Для расширения учебно-познавательной и воспитательной деятельности среди студентов сегодня все шире внедряются в вузах эффективные педагогические методы активного обучения, в частности имитация игровых занятий в будущую инженерную специальность. В подобной ситуации проекционное черчение обеспечивает взаимосвязь среди различных специалистов. Чертежи в данном случае являются не только образцами для изготовления различных деталей, но и своеобразным связующим элементом для общения рабочих инженерных специальностей и непосредственно исполнителей заказов токарного, слесарного, электротехнического производства.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

© Бывшева М.В.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье дается анализ преемственности как понятия и явления, раскрывается современное понимание преемственности в системе образования с позиций дидактического и процессного подходов.

Система российского образования в настоящее время имеет несколько взаимодействующих компонентов: программы, государственные стандарты и требования, учреждения и организации, органы управления. Как необходимое условие построения непрерывного образования, преемственность касается в первую очередь образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, т.е. именно тех компонентов, которые определяют и реализуют содержание и технологии образования различных звеньев. И это не случайно, ведь преемственность обеспечивает взаимосвязи определенных этапов в развитии той или иной (в данном случае образовательной) системы при ее переходе к новому качеству.

Несмотря на то, что к настоящему моменту накоплены некоторые теоретические знания по вопросам преемственности в образовании, проблема преемственности остается острой и требует нового осмысления.

Так, в педагогическом энциклопедическом словаре дает определение преемственности в обучении, которая понимается как установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного пред-

♦ Доцент кафедры Педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук.

мета на разных ступенях его изучения [4, с. 213]. В связи с этим, как указывают авторы словаря, преемственность необходима:

- в построении учебных планов для обеспечения одинакового объема знаний в соответствующих классах и равных возможностей для продвижения в образовании;

- в расположении материала учебного предмета и в выборе методических средств при изучении этого материала с учетом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения;

- в построении межпредметных связей, без которых невозможно системное усвоение наук.

Данное представление преемственности существенно ограничивает ее понимание в современном образовательном процессе и не дает ответов на многие вопросы педагогической теории и практики. Сегодня образовательная система отличается широким многообразием учебных заведений, образовательных программ и технологий обучения, которые направлены не столько на процесс передачи знаний, умений, навыков, сколько нацелены на обеспечение непрерывности социализации и развития личности человека на всех возрастных этапах.

Анализ литературы позволяет выявить новые теоретические аспекты преемственности в образовании. Остановимся подробнее на понимании преемственности с позиций дидактического и процессного подходов.

В большинстве своем в изучении преемственности в педагогике представлен дидактический подход, представители которого (Ю.К. Бабанский. В.В. Давыдов, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.) акцентируют внимание, прежде всего, на учебном процессе и указывают, что преемственность является одним из дидактических принципов.

В ряду базовых положений, определяющих процесс обучения, принципы последовательности и систематичности, косвенно указывающие на преемственность в построении и изучении дидактического материала, реализации педагогических форм, методов и приемов в процессе формирования знаний, умений и навыков, являются неизменными со времен введения традиционной системы обучения. В настоящее время, когда система образования приобретает развивающий и развивающийся характер принцип преемственности выделяется специально и обозначен в явном виде.

одним из первых, обосновывая систему развивающего обучения, принцип преемственности выделяет и ставит на первое место В.В. Давыдов. Под преемственностью в данном случае понимается связь качественно различного между разными стадиями обучения, начиная с младших заканчивая старшими классами школы. Преемственность в обучении определяет динамику педагогического процесса: от формирования житейских понятий в дошкольном возрасте, к формированию учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, в совокупности присвоения ими научных

понятий и далее к освоению детьми научных методов познания в новых (по содержанию) дидактических ситуациях. Итак, преемственность в обучении в данном контексте приоритетно направлена лишь на познавательное развитие детей, их социализации, в частности воспитанию, внимание практически не уделяется.

Иное понимание принципа преемственности дают В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов. Базируясь на системном видении обучения, они указывают, что преемственность «позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира» [5, с. 174]. В каждый момент времени в учебном процессе решаются частные педагогические задачи, интеграция которых позволяет плавно переходить от предыдущих событий к последующим, от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности учащихся. Итак, принцип преемственности затрагивает а) выстраивание сложных взаимосвязей между отдельными дидактическими единицами учебного материала; б) проектирования форм и способов обучения; в) реализацию стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе; г) формирование личностных новообразований обучаемых.

На основании принципа преемственности решаются такие частные методические вопросы как выстраивание содержания предметных программ на разных ступенях образования и проектирование содержания в учебновоспитательном процессе школы (Г.В. Дорофеев, Ш.И. Ганелин, Н.Б. Истомина и Г.В. Воителева, Ю.А. Кустов, М.Н. Лебедева и др.).

В целом, несмотря на то, что содержание дидактического принципа преемственности в обучении разными авторами представляется неодинаково, важен сам факт его определения в явном виде. Принцип преемственности по отношению к обучению требует постоянного обеспечения взаимосвязей в обучении при переходе к новому содержанию, в применении совокупности форм, методов и способов обучения, в реализации взаимодействий участников педагогического процесса с учетом формирующихся психологических новообразований обучающихся. опора на принцип преемственности, обеспечивает плавное последовательное движение обучающихся при освоении содержания учебного материала, их включение в учебный процесс.

С позиций процессного подхода преемственность в образовании предстает как последовательная смена стадий развивающихся социальнопедагогических явлений. В таком случае, как подчеркивает С.М. Годник, следует говорить именно о процессе преемственности «поскольку имеет место последовательная смена педагогических явлений в динамике обучения и воспитания. Развитие новой педагогической системы учитывает особенности предшествующей системы, аккумулирует в себе ее прогрессивные элементы, снимает консерватизм прошлого в новых условиях и тем самым конструктивно отрицает его. Единство развертывания, обогащения,

отрицания составляет динамику и созидательное начало процесса преемственности» [1, с. 8]. Преемственность выступает в двух формах: вертикальная (при смене уровней образования) и горизонтальная (в рамках одного относительно неизменного уровня).

Процесс преемственности может быть представлен как последовательная смена социально-педагогических взаимодействий, которые реализуются в различных сферах образования [2]. При этом проявления преемственности в соответствующих сферах будут специфическими.

В мегасфере, где образуется взаимодействие института образования и государства, в настоящее время преемственность находит четкое отражение в документах, определяющих долгосрочное развитие системы образования. В «Национальной доктрине образования в российской Федерации» подчеркивается, что потенциал системы образования может быть реализован в случае решения таких важнейших задач, как сохранение и развитие единого образовательного пространства россии, обеспечение преемственности всех уровней и ступеней образования. Другими словами, непрерывность образования зависит от вертикального (преемственность ступеней образования) и горизонтального (взаимосвязь различных образовательных учреждений, организации и пр.) векторов интеграции образовательной системы.

В свою очередь вертикальная преемственность прежде всего реализуется в метасфере. Здесь наиболее остро встают вопросы определения концептуальных и теоретико-меотодологических оснований преемственности, проектирования преемственности ступеней образования, образовательных программ различных уровней и направленности. Кроме того, вертикальная преемственность находит свое воплощение и в мезосфере. Здесь внимание будет акцентировано на проектировании содержания учебных предметов, дидактических условий с учетом динамики познавательного развития обучающихся, на организации педагогического процесса в конкретном образовательном учреждении (расписание и режим занятий, учебный план, план воспитательной работы и др.).

В микросфере, в непосредственной связи участников образовательного процесса, следует говорить о горизонтальной преемственности, которая имеет место быть в работе учителей одного класса, согласованности воспитательных позиций родителей и учителя в формировании нравственных качеств конкретного ребенка, взаимодействии общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей и т.п.

Анализ процесса преемственности с учетом сфер образования уже в первом приближении указывает, что преемственность носит двусторонний характер. В связи с этим успешность преемственности определяется заинтересованностью, активностью и действенностью смежных образовательных систем, например, детского сада и школы, общего и дополнительного образования.

В общем, с точки зрения процессного подхода преемственность в образовании может быть понята как процесс сопряженных социально-педагогических взаимодействий, при котором на основании прошлого образовательного опыта формируется новый, способствующий саморазвитию человека при его включении в новые образовательные системы. Кроме того, преемственность в системе образования будет обеспечивать непрерывное воспроизводство, изменение и развитие самой образовательной системы на всех уровнях ее функционирования за счет баланса накопленных традиций и нововведений.

В целостной системе непрерывного образования преемственность может рассматриваться в отношении самой образовательной системы и получающей образование личности. Тогда преемственность может быть понята как два неоднозначных явления:

а) как процесс и результат последовательной и системной соподчи-ненности всех структурных уровней и ступеней образования, соотносящейся с систематичностью и последовательностью освоения человеком образовательных программ, реализуемых в институциональных и неинституциональных, базовых, дополнительных, государственных, общественных структурах образования [3];

б) как процесс и условие непрерывного образования личности, обеспечивающие становление и развитие личности, раскрытие ее потенциала во все возрастные периоды.

Таким образом, преемственность в образовании изучается и как педагогический принцип, и как процесс (и его результат), обеспечивающий непрерывность образования. общими проблемами преемственности для всех «стыков» образовательной системы (дошкольное и общее, общее и высшее образование, основные и дополнительные программы) являются несовпадения, обнаруживающиеся в содержательных аспектах, формах и технологиях обучения, и препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования.

Список литературы

1. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж, 1981. - 208 с.

2. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

3. орешкина А.К. Преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования. - Автореферат дисс. ... д-ра пед. наук. -М., 2009. - 45 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - С. 213.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. , Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.