ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.147:371.124 ББК Ч448.985
ГСНТИ 14.07.01
Код ВАК 13.00.01
К:
Бывшева Марина Валерьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ОТРАЖЕНИЕ ЛИНИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОГРАММАХ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образование; непрерывное образование; преемственность; педагоги; профессиональная педагогическая деятельность; содержание образования.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается вопрос подготовки будущих педагогов к обеспечению преемственности в свете стандартизации системы образования. Для повышения качества подготовки обучающихся в этом направлении предлагается спецкурс «Проблемы преемственности в системе образования».
Byvsheva Marina Valerievna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
REFLECTION OF SUCCESSION LINE OF EDUCATION IN FUTURE TEACHERS' TRAINING PROGRAMMES
KEY WORDS: education; continuous education; succession; teachers; professional pedagogical activity; content of education.
ABSTRACT. The question of training future teachers to ensure continuity in the light of standardization of educational system is discussed. Special course “The Problems of Continuity in Educational System” is offered to boost the quality of training.
ловия достижения преемственности в образовании: структурное единство и внутренние взаимосвязи.
Между тем для реального осуществления преемственности уровней и ступеней образования требуются и достаточные условия, которые обеспечивали бы проектирование и реализацию этого явления согласно научным закономерностям и требованиям практики. Полный ряд таких условий может быть довольно широким, но, на наш взгляд, важнейшим здесь выступает подготовка педагогов к профессиональной деятельности, поскольку в результате именно их деятельность обеспечивает преемственность и непрерывность образования обучающихся.
Нужно отметить, что во все времена в программах профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей изучению понятия преемственности внимание уделялось в том или ином объеме. Так, линия изучения преемственности традиционно является одной из дидактических единиц базового курса педагогики. Вместе с тем, как показывает анализ, преемственность раскрывается преимущественно через содержание дидактического принципа, который подразумевает уравнивание объема
ак указано в «Национальной док. трине образования в Российской Федерации», система образования призвана обеспечить «преемственность уровней и ступеней образования» (5). Таким образом, на уровне государства поставлена задача по обеспечению внутренней целостности, стройности, максимальной согласованности структурных компонентов системы образования через прогрессивные взаимосвязи между обучением, воспитанием и развитием человека на смежных образовательных уровнях.
В настоящее время достижение результатов в данном направлении обеспечивается за счет стандартизации как в области содержания образования, так и в части профессиональной деятельности педагогических работников. Данная тенденция имеет устойчивое нормативно-правовое обоснование - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные образовательные стандарты общего образования и высшего образования, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», что задает необходимые ус-
© Бывшева М. В., 2014
содержания материала для всех обучающихся одного класса и его увеличение в следующем классе, специфичность методических средств относительно изучаемого предмета и наличие межпредметных связей. Таким образом, традиционно преемственность в образовании предлагалось рассматривать отстраненно от личности обучающегося и профессиональной деятельности конкретного педагога.
Вследствие инертности процессов в системе образования обеспечение преемственности до сих пор ограничивается выполнением учебных планов. Это не соответствует требованиям стандартов в области образования, вызывает риски согласования образовательных программ смежных уровней и создает препятствия для непрерывного образования личности.
Разрешение данного противоречия может быть достигнуто за счет целенаправленной подготовки будущих учителей и воспитателей с учетом стандартизации образования таким образом, чтобы завтрашние учителя и воспитатели могли актуально решать профессиональные задачи, связанные с обеспечением преемственности образования.
Необходимость обеспечения преемственности уровней образования обозначена в ФГОС через требование согласования образовательных программ смежных уровней. В профессиональном стандарте «Педагог» трудовая функция по обеспечению преемственности прямо не приведена, но четко выделяются два направления трудовой деятельности, связанные с преемственностью в образовании. С одной стороны, педагог должен проектировать образовательный процесс, в котором обучающиеся непрерывно совершенствуют свою личность, приобретают метапредметные и предметные компетенции. С другой, есть указания на то, что сам педагог должен находиться в процессе непрерывного развития, что будет основой для решения образовательных задач развития детей.
Исходя из этого в программах подготовки будущих учителей и воспитателей должны просматриваться три взаимосвязанные линии:
- формирование представлений о преемственности, умений опознавать этот феномен и анализировать его проявления;
- становление умений проектировать образовательные программы на основе принципа преемственности и разрабатывать рабочие программы в русле преемственности и индивидуальные образовательные маршруты, способствующие непрерывному развитию обучающихся;
- содействие непрерывному психическому развитию и личностному росту будущих педагогов, а также формированию у них ориентаций на собственное непрерывное образование (в т. ч. самообразование) как истока профессиональной деятельности.
Предложенные линии выделены модельно, в реальной же практике подготовки будущих учителей и воспитателей они специфически переплетаются, складываясь в своеобразный сплав теоретического обучения и педагогической практики, а также учебной, исследовательской, воспитательной деятельности.
Концентрировано подготовка будущих педагогов к обеспечению преемственности в образовании может проводиться в рамках спецкурса «Проблемы преемственности в системе образования».
Данная дисциплина предназначена для обучающихся на старших курсах и является органичным расширением базовых учебных предметов «Психология», «Педагогика», «Методика обучения и воспитания». Содержание дисциплины разработано на основе актуальных педагогических подходов и психологических исследований, которые составляют теоретико-методологическую основу современного общего образования.
Цель спецкурса «Проблемы преемственности в системе образования» состоит в обеспечении обучающихся методическими рекомендациями по преемственности уровней системы общего образования.
Основные задачи дисциплины:
- сформировать представление обучающихся о преемственности уровней системы образования на основе современных достижений теории и практики;
- ознакомить обучающихся с нормативно-правовыми и методическими условиями обеспечения преемственности в системе общего образования;
- предоставить возможность опыта проектирования преемственных связей между уровнями общего образования на основе актуальных педагогических задач, содержания, форм и методов.
Содержание спецкурса распределено на два взаимосвязанных раздела: «Теоретические основы преемственности в системе непрерывного образования» и «Обеспечение преемственности уровней в системе общего образования».
Первый раздел раскрывается темами «Преемственность в образовании: явление и понятие», «Непрерывность развития личности в процессе образования», «Принципы преемственности в непрерывной системе образования». При изучении материала данного раздела у студентов формируется установка на понимание смысла понятий
и явлений преемственности в образовании, подчеркивается, что педагогу необходимо строить свою профессиональную деятельность так, чтобы их поддерживать. Достигается это путем уточнения понятия преемственности. К началу спецкурса обучающиеся уже осведомлены об эволюционных процессах в природе и обществе, они знакомы с закономерностями развития человека, структурой и связями в системе образования. На основе указанных представлений студентов вводится понятие «преемственность в образовании», которое рассматривается под разными углами зрения: на основании дидактического, процессного, системно-деятельностного подходов. При этом студенты обращаются к исследованиям в области общей педагогики (С. М. Годник, Е. В. Коротаева, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н. Шиянов и др.), дидактики и частных методик (Г. В. Дорофеев, Ш. И. Ганелин, Н. Б. Истомина и Г. В. Воителева, В. Н. Мад-зигон и др.), также в области психологии (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.).
Изучение раздела «Теоретические основы преемственности в системе непрерывного образования» завершается анализом и обобщением современных тенденций в области преемственности между уровнями образования. Студентам предлагается специально организованное занятие в интерактивной форме, где кристаллизуются основные положения, определяющие обеспечение преемственности в системе непрерывного образования. За основу рассуждений принимается позиция А. К. Орешки-ной, согласно которой образовательный процесс рассматривается как целостное непрерывное педагогическое явление, представленное совокупностью образовательных программ от дошкольного образования до образования лиц «третьего» возраста (2). Обучающимся предоставляется возможность модельно применить принципы преемственности к двум смежным уровням образования, например, дошкольному и начальному, начальному и основному. А затем простроить все возможные траектории получения образования с учетом преемственности в системе общего и профессионального образования. Особое внимание будущих учителей и воспитателей в процессе данной работы привлекается к развивающему эффекту образования для личности в детском и подростковом возрасте. Такое задание, с одной стороны, привязано к личному опыту обучающихся, с другой - открывает перспективное видение точек «входа» и «выхода» на смежных уровнях образования.
В итоге, материал первого раздела спецкурса формирует у будущих педагогов понимание сущности преемственности образования, дает основания рассматривать возможности системы образования с позиций развития личности и проектирования ее будущего, вносит определенный вклад в формирование ценностного отношения к образованию вообще.
Второй раздел спецкурса «Обеспечение преемственности уровней в системе общего образования» включает такие темы, как «Нормативно-правовые основания преемственности уровней образования», «Современные формы образования в непрерывной образовательной системе», «Взаимодействие образовательных организаций как условие преемственности в системе образования», «Проектирование преемственности в образовательных программах», «Психоло-го-педагогическое сопровождение обучающихся на этапе перехода на новый уровень образования».
Темы данного раздела подобраны таким образом, чтобы будущие учителя и воспитатели могли овладеть методическими средствами проектирования и реализации преемственности уровней образования.
В начале раздела изучаются нормативно-правовые документы, определяющие пути реализации преемственности в современной системе образования: соответствующие статьи закона «Об образовании в Российской Федерации» и тексты федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В результате будущие педагоги усваивают, что требование выстраивать образовательные программы смежных уровней общего образования как преемственные через их соотнесение с ФГОС закреплено законодательно. В рамках этой же темы обучающиеся в качестве частного случая анализируют ФГОС дошкольного и начального общего образования с целью установления их соответствия и возможности согласования на их базе основные программы для детского сада и начальной школы. В результате такой работы становится ясно, что уже на первом переходе с уровня на уровень следует обратить пристальное внимание на то, в какой форме ребенку впервые могут быть предоставлены возможности для освоения образовательных программ в рамках системы непрерывного образования. Так возникает проблемный вопрос, связанный с поиском специальных психолого-педагогических
средств обеспечения смежных уровней образования.
Все последующие темы раздела посвящены именно этой проблеме и раскрывают отдельные детали проектирования и реали-
зации преемственных связей в системе образования.
Будущие педагоги знакомятся с современными формами образования, в частности, с формами включения детей дошкольного возраста в непрерывную систему образования. Осваивая этот вопрос, обучающиеся почерпнут информацию о возможностях и ограничениях семейного образования, о работе консультационных пунктов на базе образовательных организаций, а также смогут присмотреться к новым педагогическим технологиям, которые позволяют наилучшим образом удерживать и прогрессивно изменять ход развития личности ребенка в непрерывном образовании.
Еще один важный вопрос в обеспечения преемственности смежных уровней образования - это взаимодействие образовательных организаций. Будущим педагогам полезно разбираться в специфике этой деятельности. В связи с этим им предлагается поразмышлять над проблемой налаживания эффективных связей между структурами, реализующими образовательные программы смежных уровней, в частности, между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. Обучающимся предлагается практический материал, анализ которого позволит увидеть два классических способа взаимодействия по линии преемственности на примере «детский сад - школа»:
а) тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников,
б) работа по единому плану обеспечения преемственности, включающему две части - содержание совместной работы воспитателя и учителя и ознакомление детей со школой.
Кроме того, данный материал позволяет познакомиться с новыми тенденциями взаимодействия детского сада и школы: социально-педагогическим партнерством,
внедрением концептуально единой образовательной системы, согласованием позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы.
Для будущих учителей и воспитателей немаловажно будет изучить материал, связанный и с конкретными технологиями обеспечения преемственности, применяемыми в процессе непосредственной работы с детьми на этапе их перехода на новый уровень образования. В этом ключе обучающимся предлагается обратиться к пси-холого-педагогическому сопровождению, цель которого соотносится с содействием, механизмом реализации выступает взаимодействие сопровождаемого и сопровож-
дающего в специально создаваемых условиях, конечный результат педагогического сопровождения представляется через перевод личностного развития ребенка на более высокий социально приемлемый уровень. Исходя из этого, будущие педагоги учатся намечать линию преемственности через стратегическую задачу психолого-педагоги-ческого сопровождения: обеспечение оптимального индивидуального развития ребенка с учетом динамики культуры.
Для этого им на практическом занятии предоставляется возможность освоить три взаимосвязанные линии деятельности. Первая линия - применение диагностических процедур, позволяющих выявить актуальный уровень развития ребенка и давать прогноз его дальнейшего развития. Вторая линия -отбор оптимальных педагогических средств, обеспечивающих развитие ребенка на новом уровне образования. Третья линия - создание специальных социально-психологических условий для решения проблем обучения, общения и психического состояния конкретных школьников, имеющих проблемы в адаптации на новом уровне образования. В итоге проработки данных линий профессиональной деятельности у будущих педагогов формируется умение строить краткосрочный индивидуальный образовательный маршрут на период перехода ребенка с одного образовательного уровня на другой с учетом ретроспективы, перспективы и актуального уровня развития ребенка.
Технология психолого-педагогического сопровождения предполагает и налаживание доброжелательных отношений, которые по своей природе весьма благоприятны для ребенка в критические периоды. В связи с этим в рамках спецкурса будущим учителям и воспитателям даются рекомендации по формированию гуманистического стиля общения педагога с детьми, по созданию событийной среды в детской группе, по обеспечению положительных впечатлений детей от общения со сверстниками. Студентам предоставляется возможность освоения техники реализации таких форм психологопедагогического сопровождения, как защита, забота, поддержка, подкрепление, которые применяются адресно и в различных вариациях позволяют определять индивидуальную линию развития ребенка.
В целом, раздел «Обеспечение преемственности уровней в системе общего образования» для будущих педагогов интересен тем, что дает отработки профессиональных компетенций, позволяющих решать проблемы обеспечения преемственности в практической деятельности профессионала.
Результаты апробации спецкурса «Проблемы преемственности в системе образова-
ния» позволяют утверждать, что отобранный материал является актуальным и соответствует процессам стандартизации в образовании. Анализ опроса студентов, изучающих данную дисциплину, показал, что темы, поднимаемые на занятиях в сочетании с практикоориентированными заданиями и активными формами учебно-профессионального взаимодействия, повышают их мотивацию к реализации полученных компетенций. Немаловажно, что введение данной дисциплины в программу подготовки будущих педагогов позволяет создать основу для переноса в практику общего образования современного
понимания преемственности и активизирует поиски ее обеспечения.
Многогранность и неоднозначность понимания преемственности в образовании, высокая динамичность самой образовательной системы требуют дальнейшего изучения этой проблемы. При этом в фокусе внимания необходимо удерживать, с одной стороны, общетеоретические и практические исследования в области преемственности образования, а с другой - особенности психолого-педагогического поддержки субъектов, включенных в непрерывный образовательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротаева Е. В. Качество подготовки будущего педагога / / Педагогика. 2006. С. 61-67.
2. Орешкина А. К. Преемственность образовательного процесса в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2000/ 10/11 /doktrina-dok.html.
4. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»». URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/ pedagog-dok.html.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: Ьйр://минобрнауки.рф/ документы/336.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: Ы^://минобрнауки.рф/ документы/2974.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.