Научная статья на тему 'Принцип преемственности в контексте непрерывного образования в вузе'

Принцип преемственности в контексте непрерывного образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕХУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР / CONTINUITY PRINCIPLE / CONTINUOUS HIGHER EDUCATION / THREE-LEVEL MODEL OF EDUCATION / EDUCATION PROCESS / COMPLEXITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

Статья посвящена изучению принципа преемственности в контексте непрерывного высшего образования. В работе отмечается, что проблема преемственности в контексте развития современного высшего образования приобретает новые смыслы и аспекты. Под преемственностью в данной работе понимается связь между различными уровнями образования, при которой происходит сохранение отдельных элементов и создание на каждом уровне основы для дальнейшего развития. Реализация принципа преемственности ставит проблему обеспечения непрерывного обучения на всех уровнях непрерывного высшего образования. Показано, что принцип преемственности в образовательном процессе охватывает все компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, организационный, контрольно-оценочный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY PRINCIPLE IN THE PROCESS OF CONTINUOUS HIGHER EDUCATION

The article considers the continuity principle in the process of continuous higher education. The article points out that the continuity problem acquires new implications and aspects within the context of development of modern higher education. The continuity principle in the article implies such connection between education levels which retains certain education elements forming the basis for further development. The implementation of continuity principle states the problem of promotion of continuous education on all levels of higher education. The continuity principle is shown to be of complex nature and to encompass all components of the education process.

Текст научной работы на тему «Принцип преемственности в контексте непрерывного образования в вузе»

Высшей формой представления методической деятельности педагога могут быть: публикации различных авторских технологий и методик, создание собственных семинаров и школ для педагогов, защита научных работ на основе собственной научно-методической системы и другие.

Рефлексию необходимо рассматривать как центральный и основной механизм развития методической деятельности.

Выводы. Таким образом, данная модель, выстроенная по деятельностному принципу и основанная на рассмотренных научных подходах, является целостной, так как все составляющие элементы взаимосвязаны и имеют в конечном итоге общий результат. Модель методической деятельности педагога колледжа представляет собой идеальную схему, в которой отражены представления об организации методической деятельности.

В качестве итога важно отметить, что методическая деятельность педагога колледжа, являясь сложным, творческим видом профессиональной педагогической деятельности, имеет сложную структуру и характеризуется через призму целей, мотивации, содержания, средств, результата, рефлексии. Выделение структурных элементов методической деятельности позволяет рассматривать ее как сложное, интегративное и вместе с тем целостное явление. Методическая деятельность педагога колледжа выполняется на базе сформированных методических умений и может осуществляться в разных организационных формах.

Литература:

1. Гуляева, М.А. Научные подходы к определению содержания понятия «Методическая деятельность» // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-podhody-k-opredeleniyu-soderzhaniya-ponyatiya-metodicheskaya-deyatelnost (дата обращения: 25.01.2019).

2. Логинова, С.Л. Методическая работа и методическая деятельность преподавателя вуза [Текст] / С.Л. Логинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика 2015. - №2. - С. 146-152.

3. Александрова Н.М., Маркова С.М. Методика прогностических исследований профессионально-педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2015. № 3 (11). С. 13.

4. Методическая деятельность, словарь-справочник [Текст] / Под ред. Е.В. Титовой. - Л.: 1991. - 45 с.

5. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст] /: учеб. пособие для ВПО и СПО / Н.Е. Эрганова. - 2007. - 162 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова (г. Пермь)

ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению принципа преемственности в контексте непрерывного высшего образования. В работе отмечается, что проблема преемственности в контексте развития современного высшего образования приобретает новые смыслы и аспекты. Под преемственностью в данной работе понимается связь между различными уровнями образования, при которой происходит сохранение отдельных элементов и создание на каждом уровне основы для дальнейшего развития. Реализация принципа преемственности ставит проблему обеспечения непрерывного обучения на всех уровнях непрерывного высшего образования. Показано, что принцип преемственности в образовательном процессе охватывает все компоненты процесса обучения: целевой, содержательный, организационный, контрольно-оценочный.

Ключевые слова: принцип преемственности, непрерывное высшее образование, трехуровневое образование, процесс обучения, комплексный характер.

Annotation. The article considers the continuity principle in the process of continuous higher education. The article points out that the continuity problem acquires new implications and aspects within the context of development of modern higher education. The continuity principle in the article implies such connection between education levels which retains certain education elements forming the basis for further development. The implementation of continuity principle states the problem of promotion of continuous education on all levels of higher education. The continuity principle is shown to be of complex nature and to encompass all components of the education process.

Keywords: continuity principle, continuous higher education, three-level model of education, education process, complexity.

Введение. Развитие общества невозможно без передачи опыта знаний, без преемственности поколений. Непременным условием поступательного движения человечества является передача молодому поколению всех знаний, трудовых умений, всего социального опыта. Важнейшим принципом непрерывного образовательного процесса является принцип преемственности. Следует отметить, что знания лучше усваиваются тогда, когда каждое последующее их звено основывается на предыдущем, а новое присоединяется к ранее усвоенным знаниям в строгом логическом порядке. Преемственность выступает фактором, способствующим качественному усвоению знаний обучающихся.

Проблема преемственности в обучении не является новой для современной педагогической науки, так как отдельные вопросы обеспечения преемственной связи в обучении и воспитании рассматривались многими педагогами прошлого.

Данные вопросы исследовали философы и педагоги Древнего Рима, Средневековья. Последовательность и систематичность в образовательном процессе рассматривали педагоги Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

Я.А. Коменский дал ряд дидактических советов, которые, по его мнению, необходимо ввести в практику обучения. Согласно его принципу природосообразности, один из таких советов гласит: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [4, с. 287]. Данная мысль великого чешского

педагога в дальнейшем была подхвачена швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци: «Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе» [5, с. 175].

Знаменитый немецкий педагог А. Дистервег подчеркивал важность преемственности и междисциплинарных контактов в познавательной деятельности обучающихся: «Связывай родственные по содержанию предметы. Всё должно цепляться друг за друга, одно благодаря другому преуспевать и созревать» [2, с.179]. К.Д. Ушинский также отводил значительное место в своей педагогической системе необходимости синтеза предметных знаний в деле формирования их последовательности и системности [7].

Концептуальное обеспечение понятия преемственности содержится в работах таких известных современных педагогов, как Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Ю.А. Кустов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.А. Сластенин, Е.Н Шиянов и др.

Под преемственностью в широком смысле слова подразумевается «объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития» [9, с. 327]. Применительно к обучению, под преемственностью понимается последовательность, согласованность и системность в расположении образовательного материала и этапов учебно-воспитательной работы [3]. Методологической основой преемственности обучения является теория познания, рассматривающая диалектику процесса, познания истины исходя из закона отрицания.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н Шиянов рассматривают преемственность в более узком смысле. Авторами подчеркивается, что преемственность «позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира» [6, с. 174]. Под преемственностью в данной работе понимается связь между различными уровнями или ступенями образования, при которой происходит сохранение отдельных элементов и создание на каждом уровне основы для дальнейшего развития. Осуществление преемственности процесса овладения знаниями выражается в развитии определенной иерархии становления умений и навыков в зависимости от осваиваемого уровня образования.

Изложение основного материала статьи. В контексте модернизации современного отечественного образования проблема преемственности приобретает новые смыслы и аспекты [8]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается важность ориентации на уровневую систему высшего образования: «Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на уровневую систему», предлагается рассмотреть «преемственность уровней и ступеней образования», «вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования ...» [8].

Реализация новых подходов к профессиональной подготовке, в частности, изменения в основных образовательных программах, а также в требованиях к результатам обучения в процессе перехода на многоуровневую (трехуровневую, уровневую) систему высшего образования определяют необходимость подробного изучения проблемы подготовки будущих специалистов с точки зрения обеспечения непрерывности на всех образовательных уровнях и актуализируют необходимость правильной организации преемственности в обучении. Включение аспирантуры в структуру уровневого высшего образования позволяет повысить ее содержательную сопряженность с программами магистратуры, а программ магистратуры с образовательными программами бакалавриата.

Реализация принципа преемственности в соотнесенности с понятием «непрерывное образование» ставит проблему его обеспечения на всех уровнях функционирования, охватывая все компоненты процесса обучения:

- целевой (преемственность целей обучения на всех уровнях высшего образования);

- структурно-содержательный (преемственность в организации содержания основных образовательных программ и структурировании учебного материала);

- организационный (преемственность педагогических технологий, используемых в учебном процессе);

- контрольно-оценочный (систематический, регулярный контроль на всех уровнях обучения).

Преемственность целей обучения определяется существующей социально-экономической ситуацией и

формализуется соответствующими нормативными документами, федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, образовательными программами различного уровня и направленности, т.е. именно теми компонентами, которые определяют и реализуют взаимосвязь определенных этапов в развитии той или иной образовательной системы при ее переходе на новый уровень.

В основе структурно-содержательного компонента обучения при реализации принципа преемственности лежат следующие факторы:

а) фактор взаимосвязанности учебного материала, облегчающий его усвоение и запоминание, создания на каждом этапе основы для последующего изучения учебного предмета на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики;

б) фактор посильности с представлением учебного материала в виде последовательности шагов с постепенным его усложнением;

в) фактор обеспечения «сквозных» линий в содержании, повторений и пропедевтики, использование принципа концентричности в организации содержания учебного материала и межпредметных связей.

Преемственность в структурировании учебного материала и в выборе способов деятельности по овладению содержанием образования осуществляется с учётом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний. Она должна охватывать не только отдельные предметы, но и отношения между ними. Каждый последующий уровень основывается на пройденном материале и улучшает качество знаний и умений обучающихся. Получаемые на каждом уровне обучения компетенции помогают обучающимся глубже и сознательнее изучать материал. Преемственность в содержании обучения придает динамический, перспективный характер образовательному процессу.

Вопрос сопряженности магистратуры и аспирантуры имеет большое значение для повышения общей эффективности аспирантуры, в том числе, в увеличении доли своевременных защит кандидатских диссертаций. Согласно Б.И. Бедному [1], научный и публикационный задел, полученный в магистратуре, обеспечивают тематическую преемственность научных исследований и тем самым способствуют своевременной защите кандидатской диссертации. Необходимым условием для этого выступает работа в одном коллективе и, как правило, с одним руководителем [1]. Программы магистратуры и аспирантуры

должны на содержательном уровне обеспечить целенаправленную подготовку к кандидатской степени в рамках сквозного процесса обучения на втором и третьем уровнях высшего образования.

Организационный компонент предусматривает использование технологий, обеспечивающих возможность уровневого конструирования обучающей деятельности и предполагающих варьирование форм и средств обучения в соответствии с изменением целей и задач, стоящих на каждом уровне обучения.

Особое внимание следует уделить модульной организации образовательных программ. Принцип модульного построения программ обеспечивает гибкость образовательного процесса, позволяет менять структуру и содержание образовательной программы с учетом уровня подготовки обучающихся и количества часов, выделенных на освоение изучаемой дисциплины.

Реализация преемственности основных профессиональных образовательных программ зависит от методического обеспечения, учебно-методических комплексов, использующих разнообразные методы и средства обучения: практические занятия, сопровождающиеся мультимедийными презентациями, видеолекции, электронные учебно-методические пособия, деловые игры, дискуссионные площадки, информационные технологии, исследовательские методы обучения.

Принцип преемственности отражается также в контрольно-оценочных материалах и формах проведения промежуточных и итоговых контрольных работ. Оценочные средства для проведения аттестации обучающихся по дисциплинам, практикам включают описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных уровнях их формирования, описание шкал оценивания.

Выводы. Системообразующим фактором непрерывного образования является принцип преемственности, не простое механическое суммирование элементов, а глубокая интеграция всех систем и процессов образования. В нашей работе преемственность означает связь между различными уровнями или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или других элементов при изменении целого как системы. Уровневая структура высшего образования требует единого подхода, обеспечивающего сопряжение различных компонентов преемственности основных образовательных программ высшего образования в их тесной взаимосвязи и взаимодействии. Реализация принципа преемственности в соотнесенности с понятием «непрерывное образование» ставит проблему его обеспечения на всех уровнях функционирования, охватывая все компоненты процесса обучения: целевой, структурно-содержательный, организационный, контрольно-оценочный.

Литература:

1. Бедный Б.И. Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 78-79.

2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, М., 1956. 237 с.

3. Комарова М.В. Преемственность обучения иностранному языку в средней и высшей школе: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2002. 196 с.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т.1. 656 с.

5. Песталоцци И.Г. Избранные произведения, т.2. М., 1963. Т.3. 635 с.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 576 с.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 922 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.01.2019).

9. Философский словарь / отв. ред. И. Т. Фролов. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 445 с.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Егорова Галина Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Аннотация. В статье рассматриваются игровые технологии, применяемые в высшей школе с целью активизации познавательной деятельности студентов. Определены основные характеристики игровой деятельности студентов, и их влияние на эффективность учебного процесса. Выяснена сущность игровых технологий и определен перечень профессионально важных качеств педагога по применению дидактических игр. Раскрыты дидактические принципы и педагогические условия профессиональной подготовки, способствующие формированию готовности к внедрению игровых технологий в преподавании экологии в высшей школе.

Ключевые слова: игровые технологии, познавательная деятельность, организация обучения, дидактические игры, эффективность учебного процесса.

Annotation. The article discusses the gaming technology used in higher school with the purpose of activization of informative activity of students. The main characteristics of the game activity of students and their influence on the efficiency of the educational process are determined. The essence of game technologies is found out and the list of professionally important qualities of the teacher on application of didactic games is defined. Revealed didactic principles and pedagogical conditions of professional training, contributing to the formation of readiness for the introduction of gaming technologies in the teaching of ecology in high school.

Keywords: game technologies, cognitive activity, organization of training, didactic games, efficiency of educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.