Михайленко Т.С. Преемственность в высшем образовании: основные положения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№2(5) апрель-июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/359-00111. - ISSN 2413-4066
УДК 378.147:004.9
Михайленко Татьяна Сергеевна
Заведующая отделом организации и сопровождения методической работы УМРОДО и ПО
ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск
Преемственность в высшем образовании: основные положения
Аннотация: В статье раскрываются понятия преемственность и компетентность. Приведены различные определения преемственности и её возможные формы. Описаны сущностные характеристики преемственности в образовании. Обобщены проблемы, связанные с формированием и развитием преемственности в современном высшем образовании.
Ключевые слова: преемственность в образовании, компетентность, непрерывное образование, принцип преемственности, высшее образование.
В обществе назрела реальная необходимость в качественно новом уровне специалистов, обладающих высокой компетентностью, в связи с расширением информационного поля, потребностью в дальнейшем развитии интеллектуальных способностей человека, совершенствованием способов переработки информации, внедрением психолого-педагогических аспектов организации научной деятельности.
Система российского высшего образования в настоящее время имеет несколько взаимодействующих компонентов: программы, государственные стандарты и требования, учреждения и организации, органы управления.
Преемственность, как необходимое условие построения непрерывного образования, касается в первую очередь образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов, т.е. именно тех компонентов, которые определяют и реализуют содержание и технологии образования различных уровней, что является закономерным, так как преемственность обеспечивает взаимосвязи определенных этапов в развитии той или иной образовательной системы при ее переходе к новому качеству.
Сущностными характеристиками непрерывного образования являются: гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве, индивидуализация.
Несмотря на то, что к настоящему моменту накоплены некоторые теоретические знания по вопросам преемственности в образовании, проблема преемственности остается острой и требует нового осмысления.
Компетентность в системе профессиональной подготовки бакалавров и магистров (специалистов) и подготовки кадров высшей квалификации выполняет функцию системообразующего элемента и включает профессионально значимые качества личности, систему базовых знаний и умений, необходимых для подготовки компетентного профессионала.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (так называемые ФГОС третьего поколения) и вступлением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» высшее образование в России стало трёхуровневым: бакалавриат - магистратура - аспирантура (подготовка кадров высшей квалификации), хотя по отдельным направлениям подготовки сохраняется специалитет, дающий, наряду с магистратурой, право на продолжение обучения в аспирантуре, которая из постдипломного, послевузовского образования становится высшим уровнем профессионального образования. В современных условиях совершенствование системы высшего образования требует повышения качества подготовки обучающихся в вузах, их профессиональных и личностных характеристик. Сегодня выпускник вуза, оканчивающий образовательную программу какого-либо из уровней высшего образования, должен освоить навыки решения стандартных задач нестандартными способами и (или) навыки решения нестандартных задач.
Современные подходы к образованию способствуют формированию компетентности обучающихся уже на уровне общего образования, в том числе и путем разрешения в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций и т. д. Формируя интеллектуальные умения (или даже навыки) в школе, обучающийся переходит через осуществление отдельных учебных действий к выявлению и развитию своих интеллектуальных способностей, происходит целенаправленное формирование его познавательной активности и самостоятельности. Интенсивно развивая интеллектуальную сферу сознания, прежде всего, логическое мышление, обучающийся активно занимается поиском правильного решения, самостоятельно добывает новые знания. Кроме того, возрастает роль аналитико-поисковой деятельности по определению последствий учебных действий, сокращается набор «проб» и «ошибок», появляется стремление найти все возможные для данной задачи решения, возрастает вариативность действий.
Стоит отметить, что необходимым условием для осуществления преемственности компетентности при переходе от общего к профессиональному образованию является закрепление знания не только на уровне навыков, но и как ценностных ориентаций и качеств личности.
Философский энциклопедический словарь определяет преемственность как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.[1] То есть традиционно преемственность рассматривается как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Процесс преемственности в образовании может быть представлен как последовательная смена социально-педагогических взаимодействий, которые реализуются в различных сферах образования, а её проявления в различных сферах будут специфическими.
Преемственность определяют как механизм обеспечения непрерывности в обучении или воспитании, делая необходимым соединение уровней непрерывного образования для его ориентации на формирование личности. Нельзя не отметить, что преемственность - это процесс развития обучающихся путем осмысливания взаимодействия уже существующих и новых знаний, прежнего и нового опыта.
Сущностные характеристики преемственности в образовании:
- она является правилом обучения, обеспечивающим реализацию в первую очередь таких принципов, как: научность, систематичность, последовательность, доступность (соблюдение преемственных связей - одно из важнейших условий реализации этих принципов);
- устанавливает связи между новыми и прежними знаниями как элементами целостной системы;
- определяет связи между знаниями, сообщаемыми на одном занятии и в различных темах курса, между материалом разных дисциплин;
- показывает, что на очередном этапе обучения не следует задерживать обучающихся на уровне предшествующего: конструктивнее восстанавливать старое в процессе преемственной работы над новым материалом;
- осуществляет последовательную связь в работе отдельных курсов и уровней высшего образования путем использования таких средств, как согласование учебных планов, образовательных программ направлений подготовки (специальностей) и рабочих программ отдельных дисциплин и учебников, повторение материала, проведение повторительно-обобщающих занятий и др.
Преемственность в образовании выступает в двух формах: вертикальная (при смене уровней образования) и горизонтальная (в рамках одного относительно неизменного уровня).
За последние полвека в работах специалистов рассматривались различные аспекты проблемы преемственности в образовании: теоретические основы, содержательные аспекты преемственности в образовательном процессе, медико-биологические аспекты, психологические аспекты, социально-педагогические аспекты.
В последние годы довольно интенсивно исследуется проблема преемственности в системе непрерывного образования: преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин; проблема преемственности в развитии личности учащегося в общеобразовательной и высшей школе; преемственность в процессе общесоциального и общепрофессионального становления личности.
В практике высшего образования существуют противоречия между преемственностью в образовании на официальном, формальном уровне и ее фактическим отсутствием в реальных образовательных практиках вузов, а также между традиционным пониманием преемственности в образовании на уровне учебных программ и стандартов и необходимостью ее рассмотрения сквозь призму формирования компетентности обучающегося.
Общими проблемами преемственности для всех уровней образовательной системы (дошкольное и общее, общее и высшее образование, основные и дополнительные программы) являются несовпадения, обнаруживающиеся в содержательных аспектах, формах и технологиях обучения, и препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования.
В каждый момент времени в учебном процессе решаются частные педагогические задачи, интеграция которых позволяет плавно переходить от предыдущих событий к последующим, от простых к более сложным формам познания, поведения и деятельности учащихся.Преемственность затрагивает:
-выстраивание сложных взаимосвязей между отдельными компонентами учебного материала;
-проектирования форм и способов обучения;
-реализацию стратегий и тактик взаимодействия субъектов в образовательном процессе;
-формирование личностных способностей обучаемых.
На основании принципа преемственности решаются такие частные методические вопросы как выстраивание содержания программ учебных дисциплин на разных ступенях образования и проектирование содержания образовательного процесса в вузе.
Диалектика соотношения между всеми уровнями вузовского образования такова, что между ними всегда существуют определенные противоречия, которые при оптимальной степени их развития приводят к совершенствованию каждого из них. Проводимая в наши дни реформа в образовании способствует возникновению еще больших различий между уровнями высшего образования в программах и содержании, в формах и методах обучения и воспитания, в подготовке кадров, в построении среды. Все это и раньше приводило к возникновениям трудностей при переходе с одной ступени образования на другую и не способствовало решению проблемы снижения успеваемости.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ»[2, п. 12 ст.2], профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Высшее же образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [2, ч.1 ст. 69].
Складывающаяся в настоящее время в Российской Федерации образовательная ситуация, связанная с включением подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, ассистентуре-стажировке в третий уровень высшего образования «подготовка кадров высшей квалификации», определяет необходимость переосмысления методологических подходов к преемственности в формировании компетентности в высшем образовании.
В современном российском высшем образовании на любом уровне предполагается наличие определенных, специфических отношений, стратегий поведения, организации обучения, характера образовательной деятельности. У обучающегося, не подготовленного к новым условиям на предыдущей ступени обучения, затягивается период адаптации к ним. Иной раз человек вынужден кардинально менять свой образ жизни. Это негативно сказывается на качестве образования и мешает нормальному ходу становления и социализации личности.
Таким образом, на сегодняшний день необходимо реализовывать преемственность в формировании компетентного выпускника вуза, создавать и поддерживать педагогические и иные условия развития его общей и профессиональной компетентности, в том числе путем реализации принципа преемственности. Применение технологии преемственности в условиях уровневого высшего образования при формировании компетентности будет способствовать как сохранению и повышению успешности обучающегося и наиболее эффективному освоению им компетентности на каждом уровне высшего образования, так и разностороннему развитию его личности.
Проведённый анализ проблем преемственности показал, что данная проблема за последние 10 лет приобрела особую остроту в связи с переходом к непрерывному образованию и от ее решения зависит качество современного образования в целом.
В ближайшем будущем нами будет предпринята попытка теоретического обоснования модели преемственности и экспериментальной проверки ее реализации в развитии исследовательской компетентности в условиях уровневого высшего образования.
Ссылки на источники:
1. Философский энциклопедический словарь: словарь. - М.: Совет. энцикл., 1983. - 840
с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" // http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=830[дата обращения 29.06.2016].
Tatyana Mikhaylenko
Head of the department of organization and maintenance of methodical work FSBEIHE Omsk SAU, Omsk
Continuity in higher education: basic provisions
Abstract: In the article concepts of continuity and competence are revealed. Various definitions of continuity and its possible forms are given. Intrinsic characteristics of continuity in education are described. The problems connected with formation and development of continuity in modern higher education are generalized.
Keywords: continuity in education, competence, continuous formation, the principle of continuity, the higher education.