Научная статья на тему 'Условия и особенности формирования преемственности в современном высшем образовании'

Условия и особенности формирования преемственности в современном высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUITY IN THE HIGHER EDUCATION / CONDITIONS OF FORMATION OF CONTINUITY / FEATURE OF FORMATION OF CONTINUITY / CONTINUOUS FORMATION / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленко Татьяна Сергеевна

В статье раскрывается проблема преемственности в высшем образовании. Приведены условия формирования преемственности как одного из главных условий непрерывности современного высшего образования. Освещены трудности, связанные с формированием и развитием преемственности, основанные на особенностях преемственности в высшем образовании. Описаны основные виды и условия формирования преемственности в современном высшем образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions and features of formation of continuity in modern higher education

In article the continuity problem in the higher education reveals. Are brought a continuity formation condition as one of the main conditions of a continuity of modern higher education. The difficulties connected with formation and development of continuity, based on features of continuity in the higher education are lit. Main types and conditions of formation of continuity in modern higher education are described.

Текст научной работы на тему «Условия и особенности формирования преемственности в современном высшем образовании»

Михайленко Т.С. Условия и особенности формирования преемственности в современном высшем образовании // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/502-00247. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147:

Михайленко Татьяна Сергеевна

Заведующая отделом организации и сопровождения методической работы УМРОДО и ПО

ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск

ts.mikhaylenko@omgau.org

Условия и особенности формирования преемственности в современном высшем

образовании

Аннотация: В статье раскрывается проблема преемственности в высшем образовании. Приведены условия формирования преемственности как одного из главных условий непрерывности современного высшего образования. Освещены трудности, связанные с формированием и развитием преемственности, основанные на особенностях преемственности в высшем образовании. Описаны основные виды и условия формирования преемственности в современном высшем образовании.

Ключевые слова: преемственность в высшем образовании, условия формирования преемственности, особенности формирования преемственности, непрерывное образование, высшее образование.

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.). Результаты этих исследований позволили определить в педагогике теоретические, организационно-методические основы преемственности, технологии ее реализации в условиях непрерывного образования [1].

Современная система многоступенчатого профессионального образования даёт возможность обучающемуся пройти все стадии - среднее профессиональное образование, высшее и дополнительное профессиональное образование. Каждый из уровней является профессионально завершенным, и в то же время, занимает свое место в системе непрерывного образования [2]. Действительно, многие нынешние первокурсники, обучающиеся по программам бакалавриата, к моменту поступления в вуз уже получили среднее специальное образование, прошли армию, имеют опыт практической деятельности (работы по смежной или даже по будущей специальности) и зачастую оказываются старше обучающихся последующих курсов своего направления подготовки. Тем сложнее становится формировать и развивать компетенции будущего выпускника вуза как основной результат современного высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, будь то выпускник бакалавриата (специалитета), магистратуры или аспирантуры. В подобных условиях представляется возможным лишь опираться на базовые принципы непрерывного образования.

По нашему мнению, сущностными характеристиками непрерывного образования, одним из принципов которого является преемственность, могут быть гибкость, разнообразие, доступность во времени и пространстве и индивидуализация[3].

При этом сама система непрерывного образования должна обеспечивать три главных условия:

- преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней образования;

- возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;

- отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.

Преемственность уровней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) предполагает установление взаимосвязи между ними с целью последовательного решения задач формирования и развития компетентностей будущего специалиста. Существенным в преемственности является взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. По нашему мнению, ключевыми в преемственности являются противоречия между ведущими линиями формирования и развития компетенций на разных уровнях высшего образования.

Преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.

Недостаточное внимание к принципам преемственности отрицательно влияет не только на формирование и развитие профессиональных компетенций обучающегося, но и на общественно значимые стороны его личности, так как одним из важнейших условий обеспечения формирования и развития социально активной личности является непрерывность образования.

На пути успешного решения проблемы преемственности в системе высшего образовании возникает ряд трудностей, основанных на следующих особенностях формирования преемственности в современном высшем образовании.

Во-первых, формирование и развитие образования в каждом звене системы высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) зачастую осуществляется без опоры на предшествующее образование и без учета его дальнейших перспектив.

Во-вторых, в современном высшем образовании существует несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями к качеству и образовательному результату выпускников бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В-третьих, просматриваются трудности системного характера, такие как несовершенство существующих систем диагностики при переходе обучающихся с одного образовательного уровня на другой и отсутствие системности при отборе содержания обучения.

В-четвёртых, присутствует слабая управленческая и организационная преемственность, связанная с тем, что далеко не всегда все три уровня высшего образования обучающийся осваивает на одной кафедре и даже в одном вузе.

К основным видам преемственности современные исследователи относят [4]:

- целевую преемственность - согласованность целей и задач на отдельных уровнях системы высшего образования;

- содержательную преемственность - обеспечение «сквозных» линий в содержании, повторении, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более

высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения «сквозных»линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. При этом во многих учебных планах магистратуры само наименование учебной дисциплины говорит об углублении изучения, например, «продвинутый уровень», отдельно вводятся дисциплины, способствующие написанию магистерской и, в дальнейшем, кандидатской диссертации, например, научные исследования, обязательной в академической магистратуре становится научно-исследовательская практика.

- психологическую преемственность - совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения с учетом общих возрастных особенностей. С введением новых образовательных стандартов субъекты образовательного процесса в современном вузе зачастую сталкиваются с непринятием факта шестилетнего обучения (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры), неоднозначно педагогическим и студенческим сообществом воспринимается и тот факт, что аспирантура стала частью (уровнем, ступенью) высшего образования.

- административную преемственность - современному вузу необходима хорошо отработанная нормативно-правовая база: Устав, локальные акты, четкое распределение обязанностей между администрацией, общее финансирование, база данных на обучающихся и сотрудников.

- технологическую преемственность - преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения как условие обеспечения непрерывности образования и развития личности. Она формирует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам обучающихся на каждом этапе обучения, способствует созданию новых методик, технологий и средств обучения, разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования и взаимодействие применяемых на разных уровнях высшего образования средств, форм, методов обучения.

Условие непрерывности развития компетенций, в том числе составляющих их конкретных умений и навыков, является ведущим педагогическим условием преемственности, поскольку оно направлено на преодоление несоответствия между трудными условиями обучения и необходимостью формирования общих и профессиональных компетенций, требующих от выпускника современного вуза в дальнейшем обильного практического применения.

Основным требованием данного педагогического условия является обеспечение преемственности в поступательном формировании и развитии компетенций обучающегося в процессе обучения, что достигается за счет состояния внутренней и внешней преемственности [5].

Внешняя преемственность предполагает, что для развития определенного умения или навыка, составляющего ту или иную компетенцию, на каждом или почти каждом занятии с обучающимися (будь то аудиторная или внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся) необходимо предусмотреть соответствующий компонент. Внутренняя преемственность предполагает в рамках каждого компонента максимально возможный комплексный охват других умений и навыков, разнородных с ведущим, но направленных на решение основной задачи образовательного компонента.

Способы обеспечения непрерывности в развитии того или иного умения или навыка зависят от этапа формирования или развития навыка или умения как составной части компетенции. В начале процесса формирования умения или навыка выделяются специальные фрагменты занятия; далее, когда программа выработки навыка или умения сочетается с программой выработки других (И.А. Зимняя) навыков, то непрерывность в формировании первого обеспечивается за счет внутренней преемственности. Особенно велика роль внутренней преемственности на старшей ступени обучения в бакалавриате и на последующих этапах обучения в вузе.

Итак, одной из приоритетных задач в исследовании проблемы преемственности и путей ее реализации является выявление и анализ условий и особенностей формирования преемственности в современном высшем образовании. В большинстве случаев преемственность понимается как обязательное условие успешного перехода от предыдущей ступени обучения к последующей [6]. Такой подход, по мнению Максимовой Г. А., вполне оправдан, так как позволяет сформировать целостную систему получаемых знаний, а преемственность выступает вкачестве неотъемлемого компонента общедидактического принципа систематичности и последовательности^].

На наш взгляд, не менее важным представляется рассмотрение преемственности как обязательной предпосылки внутреннего развития отдельных подсистем системы высшего образования, обеспечивающей динамику процесса обучения в современном вузе.

Применительно к предусмотренной современными федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования модульной системе данный процесс может быть интерпретирован как функционирование в той или иной степени автономных, но взаимосвязанных подсистем (модулей). Понятно, что с такой точки зрения наиболее значимыми оказываются те условия, которые обеспечивают сам переход от одного этапа обучения к последующему.

Выявление и реализация условий, обеспечивающих непрерывность и преемственность в обучении в современном высшем образовании на всех его возможных уровнях может способствовать оптимизации учебного процесса как на младших курсах в ходе адаптации студентов к предъявляемым образовательным стандартом и вузом требованиям, так и на последующих этапах обучения с учетом необходимых для этого предпосылок.

Ссылки на источники:

1. Леонович Е. Н. Проблемы и пути формирования преемственности дошкольного и начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-formirovaniya-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-shkolnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 20.12.2016).

2. Кулинич А. В. Факторы, влияющие на повышение эффективности преемственности обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении и вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №116. URL: http://cyberleninka.ru/article/fi/faktory-vliyayuschie-na-povyshenie-effektivnosti-preemstvennosti-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-srednem-spetsialnom-uchebnom (дата обращения: 21.12.2016).

3. Михайленко Т.С. Преемственность в высшем образовании: основные положения // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№2(5) апрель-июнь.

4. Преемственность в образовании // Педагогическое обозрение / Главное управление образования мэрии (г. Новосибирск), Городской центр развития образования. - 2011. - № 9. -С. 2. URL: http://gcro2.nios.ru/ (дата обращения: 20.12.2016).

5. Комарова М.В. Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в средней и высшей школе URL:

http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pa2001_1_2/pages/14/pap_14.html [Заглавие с экрана] (дата обращения: 25.12.2016).

6. Максимова Г.А. Условия преемственности в овладении иностранным языком в техническом вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=21891842(дата обращения: 24.12.2016).

Tatyana Mikhaylenko

Head of the department of organization and maintenance of methodical work FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Conditions and features of formation of continuity in modern higher education

Abstract: In article the continuity problem in the higher education reveals. Are brought a continuity formation condition as one of the main conditions of a continuity of modern higher education. The difficulties connected with formation and development of continuity, based on features of continuity in the higher education are lit. Main types and conditions of formation of continuity in modern higher education are described.

Keywords: continuity in the higher education, conditions of formation of continuity, feature of formation of continuity, continuous formation, the higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.