Сведение об авторе: Волик Елена Анатольевна,
аспирант кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования,
Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author. Volik Elena Anatolievna,
Post-graduate student,
Department of Social Work,
Psychology and Pedagogy of Higher Education,
Kuban State University,
Krasnodar, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 373.7:378 ББК 74.47:74.480
Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков, Е.В. Евплова
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема реализации принципа преемственности в условиях сетевого взаимодействия вузов и ссузов. В представленном теоретическом исследовании анализируются такие смысловые категории, как «преемственность», «сетевое взаимодействие», «интеграция». Большое внимание в статье посвящено организации сетевого взаимодействия, а также основным проблемам, связанным с реализацией принципа преемственности в организациях среднего профессионального и высшего образования.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, высшее образование, преемственность, сетевое взаимодействие, интеграция, непрерывное образование. о
s к
m
н
о ф
E.A. Gnatyshina, A.V. Savchenkov, E.V. Evplova
THE IMPLEMENTATION OF THE CONTINUITY PRINCIPLE IN THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION OF ORGANIZATIONS IN SECONDARY PROFESSIONAL AND HIGHER EDUCATION
The article considers the problem of realization of principle of succession in the conditions of network interaction of high schools and colleges. In the presented theoretical study examines the semantic categories such as "continuity", "connectivity" and "integration". Great attention is paid to the organization of network interaction, as well as the main problems associated with the implementation of the principle of continuity in the organizations of secondary professional and higher education.
Key words: secondary vocational education, higher education, continuity, networking, integration, continuing education.
В настоящее время выпускники ву- профессионально мобильными и гото-зов и профессиональных образователь- вым к изменениям в окружающей дей-ных организаций должны обладать не ствительности. Изменения требований к только профессионализмом, но и быть выпускнику, привели к коррекции целей всесторонне развитой личностью, быть и подходов в образовании, в том числе и
ГО I
со ГО
СО со
2 §
о го
rn Œ
фЮ
I- о
ф о
о £
X <U
к 3
^ °
g Ï
о s о
CÛ 1-
É §
Säe
X
го
Ф о
m s
ь °
0 о
s ф
Ф-& Ф о
с с
го о
И
1 ^
s ф
го Е
ф о. CL О
го ш о с; с ш Ш
03
и]
со о
X
ф
т ш го
о
йЭ <
(О X
с
и]
совершенствованию преемственных связей между средним профессиональным и высшим образованием, поиску новых путей сетевого взаимодействия данных образовательных организаций.
Вступление России в Болонский процесс, а, следовательно, и новая парадигма в образовании предполагают универсализацию и унификацию всех уровней образования, сопровождающуюся развитием новых базовых умений и компетенций, основным среди которых можно назвать умение самостоятельно добывать знания. Унификация образования подразумевает целостный подход к обучающемуся на всех уровнях, включение его в непрерывный процесс получения знаний, умений, ценностных ориентаций, общих, специальных и профессиональных компетенций.
Институциализация сетевого взаимодействия в российском образовании нашла свое отражение и нормативное закрепление в Законе «Об образовании в РФ» [7]. Статья 15 данного закона регламентирует деятельность образовательных организаций, определяет их структурный состав, процедуру их взаимодействия, условия и порядок осуществления образовательной деятельности в рамках сети, определяет выдаваемые документы об обучении, сроки действия договоров и т.д.
Одним из векторов дальнейшего развития образования в России является комплексная модернизация региональных систем профессионального образования, которая призвана объединить потенциал учреждений профессионального образования независимо от их уровня или ведомственной подчиненности и оптимизировать собственно структуру сети учреждений. Это откроет новую страницу в практике сетевого взаимодействия учреждений и организаций в сфере профессионального образования, сетевого взаимодействия вузов и колледжей и техникумов. Именно через сетевое взаимодействие, как она полагает, Россия приобретет шанс привести профессиональное образование в состояние, отвечающее задачам российской экономики и вызовам глобальной конкуренции.
Проблема преемственности среднего профессионального и высшего образования является актуальной и для современного этапа развития общества. По нашему мнению, реализация идей непрерывного образования невозможна без разработки и совершенствования преемственных образовательных программ на основе сетевого взаимодействия СПО и вуза.
Преемственность среднего профессионального и высшего образования проявляется в интеграции, которая преследует определенную цель, а именно создание единой педагогической системы в Российской Федерации. Данная система предполагает совокупность путей, средств и форм образования, которые позволят обеспечить достаточный уровень общей и профессиональной культуры выпускника и его эффективную социализацию в постоянно изменяющихся условиях жизни в современном обществе, только при таких условиях выпускник вузов и сузов сможет полностью реализовать свой личностный потенциал. Преемственность между средним профессиональным и высшим образованием предполагает единство в нормативно-правовом, организационном, научно-методическом, материальном и кадровом обеспечении.
Проанализируем основные современные научные подходы к проблеме преемственности ссузов и вузов. Г.А. Бор-довский [1] в своем исследовании подчеркивает, что при реализации принципа преемственности в первую очередь нужно учитывать органическую взаимосвязь в содержании, отсутствие повторов и дублирований в содержании учебных курсов. Автор считает, что для обеспечения преемственности необходимо:
• создать у обучающегося потребность в осмыслении накопленных на каждом этапе теоретических знаний и практического опыта;
• формирование у обучающихся устойчивой потребности в обучении, установки на незавершенность образования и его непрерывность;
• создание внутриличностной потребности в саморазвитии, в даль-
нейшем углублении и развитии своих знаний.
По мнению М.Б. Есауловой [2], образовательный процесс должен строиться на методологии преемственности в области его целей, содержания и ценностной ориентации. На основе данной методологии разрабатываются показатели и критерии эффективности реализации образовательного процесса. Данный автор предполагает, что преемственность является ведущим методологическим принципом, обеспечивающим формирование знаний, нравственных и ценностных установок обучающихся.
В.Н. Просвиркин [4] рассматривает преемственность в качестве интегральной характеристики образования в целом, и в качестве одной из важнейших целей современного образования рассматривает моделирование технологии реализации преемственности, которая бы предполагала комфортный переход обучающегося от одной ступени образования к другой.
Д.В. Легенчук [3] считает, что для эффективной реализации принципа преемственности среднего профессионального и высшего образования необходимо учитывать такие базовые составляющие образовательного процесса, как способы педагогического общения, базовые учебные умения обучающихся, которые необходимы для индивидуализации процесса образования. По мнению данного автора, понятие преемственность является многофакторным и включает в себя: уровень подготовки обучающихся; степень их профессиональной ориентированности; экономические, бытовые и психологические условия образовательных организаций; педагогическую культуру преемственности ссузов и вузов.
Преемственность стандартов среднего профессионального и высшего образования обеспечивает возможность для администрации и преподавательского состава выбора форм, методов, средств учебной и воспитательной работы на основе единого образовательного пространства в любом регионе Российской Федерации.
Принцип преемственности в системе непрерывного профессионального образования (СПО-вуз), определяет педагогическую категорию как отражающую закономерность изменения структуры содержания учебного материала и сочетания различных методов обучения, которые направлены на преодоление противоречий линейно-дискретного характера образовательного процесса.
Преемственность образовательных программ средних и высших учебных профессиональных заведений предполагает:
• преемственность ступеней общего среднего, среднего профессионального и высшего образования;
• преемственность в обучении теоретических знаний, практических навыков, взаимосвязь теории с практикой и т.д.
Основными этапами реализации принципа преемственности ссузов и вузов, по нашему мнению, являются:
• разработка и утверждение квалификационных характеристик уровней обучения на основе предполагаемых видов профессиональной деятельности и модели будущего специалиста;
• формирование содержания учебного материала, разработка критериев и показателей сформированности искомого качества и вида деятельности;
• разработка основных структурных компонентов учебного процесса: курсы, разделы, темы, являющиеся сквозными для данных специальностей;
• подбор наиболее эффективных активных и традиционных форм, методов и средств обучения.
Сущностью процесса преемственности в обучении в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования является целенаправленная деятельность по интеграции различных форм его организации и реализации. Непрерывность образования, по нашему мнению, обеспечивается преемственностью инте-гративных процессов по следующим направлениям:
• целевая и содержательная направленность обучения и воспитательной работы;
ей
н
о
>2 ф
Ч О
ГО I
со ГО
ей ей 2§
о го
СО О.
фЮ
I- О
ф о
о Р
|| н
Ф о
ей ^ ь °
0 о
ф-&
Ф о ^^
с с
го о
И
1 ^
5 ф
го
со ^
X
го о
го ш о с; с ей Ш
Ш
и]
со о
X
ф
т ш го
о
Ш
<
(О X
с
и]
• нормативное обеспечение образовательного процесса;
• методическое содержание и методологическая основа двух уровней образования (ссуз - вуз);
• подготовка и переподготовка педагогических кадров, осуществляющих образовательную деятельность;
• материально-техническое оснащение процесса обучения, а также профессионально-практической деятельности в образовательных организация среднего профессионального и высшего образования.
Одна из основных проблем, возникающих при практической реализации преемственности образовательных программ, - это разная степень профессиональной ориентированности студентов СПО и вузов, поэтому необходимо учитывать различные психологические особенности, экономические возможности, бытовые условия студентов высших и средних учебных заведений. К сожалению, за последние десятилетия образовалось «пропасть» между финансовыми возможностями учреждений высшего и среднего профессионального образования, учреждения СПО отстают от вузов в сложившейся инфраструктуре, в профессиональной подготовленности педагогического состава и, конечно же, вразном уровне обученности студентов данных учебных заведений. Не стоит забывать и о проблеме девиантного поведения студентов колледжей и техникумов. Смогут ли студенты СПО быстро адаптироваться к условиям вуза, найти общий язык со студентами и преподавателями. На этот вопрос мы получим ответ только при практической реализации программ преемственного профессионального обучения [6].
Моделирование системы непрерывного преемственного профессионального образования предполагает реализацию следующих принципов:
1) принцип фундаментализации, обеспечивающий формирование и усиление компонентов профессионального образования;
2) принцип преемственности и интеграции, предполагающий построение образовательной цепочки с учетом ранее полученных знаний;
3) принцип завершенности и полноты, это условие обеспечивает освоение образовательной программы соответствующего уровня и содержания;
4) принцип доступности, способствует выбору образовательной программы соответственно потребностям, возможностям и способностям личности;
5) принцип открытости и мобильности, дает возможность личности повышать свой образовательный уровень, выбирая свой путь в образовательном пространстве;
6) принцип уровневости, ступенчатости, многообразия функций и профилей, способствующих как отдельной личности, так и образовательному учреждению в целом сформировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Реализация программы непрерывного преемственного образования предполагает целостное всестороннее развитие личности, развитие коммуникативных навыков субъектов учебной деятельности, повышение возможностей трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Непрерывное образование дает возможность для разностороннего развития, для самостоятельного выбора собственной траектории профессионального развития [5].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что для эффективной реализации принципа преемственности среднего профессионального и высшего образования, необходимо учитывать ряд требований:
• хронологическое и тематическое согласование образовательных программ;
• выделение и согласование направлений учебно-воспитательного процесса, которые направлены на обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности в системе непрерывного преемственного образования;
• выявление положительных качеств и сторон личности, которые способствуют их дальнейшему профессиональному развитию и успешной социализации;
• обеспечение оптимального выбора методов, средств и форм обучения, на-
правленных на формирование профессиональных компетенций;
• создание условий для непрерывного усвоения и использования обучающимися общих и профессиональных компетенций, как в образовательном процессе, так и на практике.
Библиографический список
1. Бордовский, Г. А. Педагогическое образование в системе педагогических кадров России конца XX - начала XXI века / Г.А. Бордовский [Текст] / ГА. Бордовский // Вестник Северо-Западного отделения РАО. Вып. 8 / Десятилетие Северо-Западного отделения РАО. Результаты работы и перспективы развития. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. - С. 108-126.
2. Есаулова, М.Б. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании: современная интерпретация и научно-практическое обеспечение [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / М.Б. Есаулова. - СПб., 2005. - 378 с.
3. Легенчук, Д.В. Теория и практика преемственности среднего профессионального и высшего образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Д.В. Легенчук. - Екатеринбург, 2015. - 367 с.
4. Просвиркин, В.Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования [Текст]: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / В.Н. Просвиркин. - М., 2009. - 37 с.
5. Савченков, А.В. Преемственность ССУЗА и ВУЗА, как форма интеграции в образовании [Текст] / А.В. Савченков // Научный журнал «Азимут научных исследований: педагогика и психология», 2016. - Том 5. - № 3(16). - С. 146-150.
6. Савченков, А.В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики [Текст] / А.В. Савченков, Д.С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. - С. 30-36.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
ш
н
о
о
в Российской Федерации». S к
ш ей
Referencеs о °
1. Bordovskii G.A. Teacher education in the system of pedagogical staff of Russia in the late XX -early XXI century. Vestnik Severo-Zapadnogo otdelenia RAO. Vol. 8 . Decade of North-Western branch of the Russian Academy of education. The results and prospects of development. St. Petersburg: Izd-vo RGPU, 2003. P. 108-126. [in Russian].
2. Esaulova M.B. Continuity of professional pedagogical education: modern interpretation of the research and practical application. Dis. ... doctor of sciences (Education). St. Petersburg, 2005. P. 378. [in Russian].
3. Legenchuk D.V. Theory and practice of continuity of secondary and higher professional education. Dis. ... doctor of sciences (Education). Ekaterinburg, 2015. P. 367. [in Russian].
4. Prosvirkin V.N. Technology continuity in the continuous education system. Author's abstract. Dis. ... doctor of sciences (Education). Moscow, 2009. P. 37. [in Russian].
5. Savchenkov A.V. Continuity of the establishments of secondary vocational education and the university, as a form of integration in education. Scientific journal "Azimut nauchnykh issledovanii: Pedagogika i Psikhologia", 2016. Vol. 5. № 3 (16). P. 146-150.
6. Savchenkov A.V., Gordeeva D.S. Topical problems of interaction between universities and the real sector of the economy. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2016. № 7. P. 30-36. [in Russian].
7. Federal law of the Russian Federation of 29 December 2012 N 273-FZ "On education in Russian Federation". [in Russian].
X
го
Ф о
ей s ь °
о о
Ф-&
Ф о ^^
с с
го о
И
X ^
5 ф
го Е
ф Q.
CL О
Сведения об авторах: Гнатышина Елена Александровна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Савченков Алексей Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-п1С1й: [email protected]
Евплова Екатерина Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно- педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация Ктай: [email protected]
Information about the authors: Gnatyshina Elena Alexandrovna,
Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Vocational Teacher Training and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Savchenkov Alexey Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Training Teachers of Vocational Training and Subject Methodologies, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Evplova Ekaterina Viktorovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate-Professor, Department of Economics, Management and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
ro ca о
0 го œ
<u
1
X
к s
Д
Lû
О
:f X
к s
Ê
Lû
<
УДК 371.9:42-3 ББК 74.5:81.432.1-3
А.Б. Гулиянц, С.Б. Гулиянц, Т.И. Некрасова
ТАКТИЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
В статье раскрывается важность умения учителя создавать и адаптировать тактильную наглядность для обучения английскому языку слабовидящих детей. Представлен алгоритм создания тактильной наглядности для слабовидящих детей, описан ряд требований, предъявляемых к разрабатываемым материалам, даны некоторые рекомендации по организации работы.
Ключевые слова: тактильная наглядность, алгоритм создания, обучение английскому языку, общеобразовательная школа, слабовидящие дети.
A.B. Guliyants, S.B. Guliyants, T.I. Nekrasova
TACTILE TEACHING AIDS AS A MEANS OF TEACHING ENGLISH FOR VISUALLY IMPAIRED CHILDREN
The article proves the importance of English teachers' skills to create tactile teaching aids for visually impaired children education. Algorithm of tactile teaching aids for visually impaired children is presented, requirements are defined and credentials are given.