Научная статья на тему 'ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКОННОСТЬ / КОНСПИРАЦИЯ / СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН / СУБЪЕКТЫ ОРД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сыромолотов В.Б.

Изучение и анализ законодательных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и монографических работ, посвященных принципам, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность (далее-ОРД) показывает, что значительная часть принципов ОРД закреплена в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», иных нормативных правовых актах. Вместе с тем текст Федерального закона «Об ОРД» в части указывающей на принципы, на которые основывается ОРД, содержит ограниченный перечень принципов и ряд положений, не имеющих единого юридического толкования о законодательном закреплении принципов и порождающих противоречия и коллизии. Автором предложен собственный подход к решению выявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сыромолотов В.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF CONSPIRACY IN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

The study and analysis of the legislative provisions of the Federal Law "On Operational Investigative Activity" and monographic works devoted to the principles on which operational investigative activity is based (hereinafter referred to as the ORD) shows that a significant part of the principles of the ORD is enshrined in the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On Operational Investigative Activity", other regulatory legal acts. At the same time, the text of the Federal Law "On the ORD", in the part indicating the principles on which the ORD is based, contains a limited list of principles and a number of provisions that do not have a single legal interpretation on the legislative consolidation of the principles and generate contradictions and collisions. The author offers his own approach to solving the identified problem.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_357 УДК 343.98

ПРИНЦИП КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ THE PRINCIPLE OF CONSPIRACY IN OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES

СЫРОМОЛОТОВ Вячеслав Борисович,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: syromolotov@yandex.ru;

SYROMOLOTOV Vyacheslav Borisovich,

Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Scientific-pedagogical personnel, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: syromolotov@yandex.ru

Краткая аннотация: Изучение и анализ законодательных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и монографических работ, посвященных принципам, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность (далее-ОРД) показывает, что значительная часть принципов ОРД закреплена в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», иных нормативных правовых актах. Вместе с тем текст Федерального закона «Об ОРД» в части указывающей на принципы, на которые основывается ОРД, содержит ограниченный перечень принципов и ряд положений, не имеющих единого юридического толкования о законодательном закреплении принципов и порождающих противоречия и коллизии. Автором предложен собственный подход к решению выявленной проблемы.

Abstract: The study and analysis of the legislative provisions of the Federal Law "On Operational Investigative Activity" and monographic works devoted to the principles on which operational investigative activity is based (hereinafter referred to as the ORD) shows that a significant part of the principles of the ORD is enshrined in the Constitution of the Russian Federation, the Federal Law "On Operational Investigative Activity", other regulatory legal acts. At the same time, the text of the Federal Law "On the ORD", in the part indicating the principles on which the ORD is based, contains a limited list of principles and a number of provisions that do not have a single legal interpretation on the legislative consolidation of the principles and generate contradictions and collisions. The author offers his own approach to solving the identified problem.

Ключевые слова: Принципы, оперативно-розыскная деятельность, законность, конспирация, содействие граждан, субъекты

ОРД.

Keywords: Principles, operational search activity, legality, conspiracy, assistance of citizens, subjects of the hordes.

Для цитирования: Сыромолотов В.Б. Принцип конспирации в оперативно-розыскной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 357-361. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_357.

For citation: Syromolotov V.B. The principle of conspiracy in operational investigative activities // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 357-361. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_357.

Статья поступила в редакцию: 04.04.2023

В ходе развития оперативно-розыскной науки 31 год назад ученые инициировали создание первого в России закона1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» и пришедшего ему на смену Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»2. Исследователи, которые занимаются изучением нерешенных научных проблем в области ОРД, их создание относят к значимому историческому событию. Впервые в истории Российского сыска открыто нормативно были закреплены: правовая основа оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, задачи и принципы; сформулированы правовые основания и условия для проведения оперативно-розыскных мероприятий, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности, использование результатов ОРД; установлены права и обязанности органов, осуществляющих ОРД, граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, их социальная и правовая защита; контроль за ОРД. С принятием указанных правовых первоисточников началось новое развитие оперативно-розыскной науки.

Безусловно, правы ученые Климов И.А. и Сазонова Н.И., которые справедливо утверждаю о том, что сформулированные в основополагающих документах принципы ОРД базируются на научном обобщении практики в области борьбы с преступностью, и разработанных теорией ОРД положениях, основанных на философских представлениях общества. [11]

Термин принцип имеет широкое и многостороннее определение. Слово принцип (Principium) латинского происхождения и в русском языке означает: основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы; убеждения, взгляды на вещи. [14]

Оценка существующих определений принципа ОРД подчеркивает, что большинство исследователей в своих формулировках используют такие понятия, как «основные исходные правила, предъявляемые к данной деятельности» [3], «основные начала» [16], «руководящая идея, основное правило поведения» [5], «исходные положения» [6], являющиеся в конечном итоге синонимичными предложениями. В этом можно наблюдать единый научный подход. В тоже время в оперативно-розыскной науке нет единства взглядов на определение принципов ОРД.

1Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Текст закона опубликован в Ведомостях съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 23 апреля 1992 г. № 17, ст. 892. (утратил силу)

2 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Текст закона опубликован в СЗ РФ от 14 августа 1995 г. № 33. Ст. 3349.

Профессор Железняк Н.С. под принципами справедливо понимает основные правила, требования, предъявляемые к данному роду деятельности. Он подразделяет принципы ОРД на общие (конституционные) и специальные (отраслевые), которые являются отражением специфических закономерностей в сфере борьбы с преступностью с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов[9]. Оперативно-розыскной деятельности, как любой другой деятельности государственных органов присущи принципы как закрепленные в нормативных правовых актах, так и не содержащиеся в них определенные принципы, которые обязаны соблюдать должностные лица этих органов.

Авторы комментария ФЗ «Об ОРД» Вагин О.А., Федоров А.В. дают свое определение принципа: «Принцип - руководящая идея, основное правило поведения, термин, представляющий собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность изучаемых, познаваемых явлений и процессов существующей действительности. Принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении ОРД». [6, стр.29] Эти ученые классифицируют принципы ОРД на два вида: конституционные, подчеркивающие их верховенство над остальными принципами, а также подтверждающие общность ОРД с иными видами правоохранительной деятельности, направленными на защиту права, определяющие смысл, содержание и применение законов; и отраслевые, непосредственно отражающие сущность, назначение и особенности ОРД, - принципы конспирации и сочетания гласных и негласных средств и методов.

Исиченко А.П. под принципами ОРД понимает основополагающие начала, отражающие взгляды b убеждения общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью. [3]

Так, ученый Лукашов В.А. в своем определении понятия принципов ОРД исходит из правовой природы принципов, отмечая, что они обусловлены требованиями законов и подзаконных актов. [12]

Такой же позиции придерживаются профессора Кальницкий В.В. и Николюк В.В. - ученые, которые одни из первых прямо указали на то, что они относят к принципам ОРД «основное правило поведения, получившее закрепление в законодательстве и в ведомственном правовом регулировании».[13].

Профессор Чечетин А.Е. под принципами ОРД понимает руководящие идеи, основополагающие начала, отражающие убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью. Можно также согласиться с мнением ученого о том, что принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и в ведомственном нормативном правовом регули ровании .[21]

Заслуженный деятель науки Российской Федерации Горяйнов К.К., заслуженный юрист Российской Федерации Овчинский В.С., ученый Вагин О.А сформулировали принцип ОРД как основное правило поведения, руководящую идею, представляющие собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познавательных явлений и процессов реальной действительности. Разделяя принципы ОРД на конституционные и специальные, ученые правильно утверждают, что сформулированные в ФЗ «Об ОРД» принципы не существуют сами по себе. Они выполняют функцию практического применения в реальных условиях, познавательную и нормативную функции. Согласно исследования уважаемых ученых эти принципы выработаны многолетней практикой ОРД и подтвердили свою значимость. Называя их в законе законодатель придал принципам официальный статус, закрепил их руководящее значение, усилил значение выработанных практикой принципов и придал им обязательную для всех общепринятую правовую основу. [23]

У ученых Ахмедова А.Г. и Бухарова Н.Н. принципы - это основные начала, на которых строится ОРД [2]. Они справедливо утверждают, что система принципов, на которых основана ОРД включает нормы-принципы, закрепленные в Конституции РФ, ФЗ «Об ОРД» и иных законах и подзаконных нормативных актах.

У некоторых ученых закрепленность принципов в нормах права не рассматривается в качестве их обязательного признака. Так, Шумилов А.Ю. в своих работах утверждает о том, что принципы ОРД «существуют вне зависимости от того, нашли ли они свое отражение в нормах оперативно-розыскного законодательства или нет» [19]. Другие авторы к принципам стали относить не только руководящие идеи и основные правила поведения, закрепленные в нормах, но и «нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов» [7] и даже элементы российской духовности [4].

Так, ученые Дубоносов Е.С. и Яшин В.Н. утверждают, что принципы ОРД - это закрепленные в нормативных правовых актах и выработанные оперативно-розыскной практикой основополагающие начала и руководящие идеи, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики оперативно-розыскных сил, средств и методов. [24] Данный подход показывает, что ОРД регулируется в том числе морально-нравственными, деонтологическими нормами поведения. В рамках правового регулирования ОРД можно лишь урегулировать отдельные вопросы в целях устранения вероятных ошибок, нарушений законности, юридических конфликтов и иных проблем, в конечном счете, обеспечить защиту прав человека. Нравственное регулирование ОРД является фактором, повышающим образ (имидж) правоохранительных органов. К нему можно отнести правосознание сотрудников оперативных подразделений, их высокий уровень правовой культуры, мораль, авторитет закона и глубокое уважение к его требованиям, которые помогают развивать оперативно-розыскную науку. Соглашаясь с таким выводом Шумилов А.Ю. обосновывает тем, что ОРД - это не право, а потому её принципы не обязательно должны иметь законодательное закрепление, так же как принципы иных видов профессиональной деятельности, таких как медицинская, военная и т.д. [20]

Такой взгляд на природу принципов ОРД диалектически сталкивается с критикой. Так, авторы Ефимичев С.П. и Демин В.П. дают свое определение о том, что поскольку принципы - это идеи, то «они не могут быть важнейшими, а тем более руководящими, если они не выражены в

правовой норме». [8] Они видят, что все общие и отраслевые принципы обязательно должны быть отражены в законе.

Ученые Атмажитов В.М. и Бобров В.Г. также утверждали, что принципы, на которых основана ОРД должны быть записаны в нормах. Они справедливо указывают о необходимости расширения перечня и раскрытия содержания принципов ОРД в ФЗ «Об ОРД». Так, они предлагают включить в закон следующие принципы: подконтрольность и поднадзорность; прогнозирование и планирование; повседневная связь с населением; сочетание централизованного руководства и инициативы местных органов; разделение полномочий и компетенции субъектов ОРД, адекватность применения оперативно-розыскных мер решаемым задачам; оперативная готовность и наступательность. [1] Можно согласиться с Парфеновым А.В., который в одной из своих работ справедливо указал, что эффективность работы ОВД зависит не только от состояния организации профессиональной деятельности, но и от степени законодательного и ведомственного регулирования. [15]

Заслуженный юрист Российской Федерации Бастрыкин А.И. к принципам относит исходные руководящие идеи о наиболее существенных закономерностях, имеющих основополагающее значение и называет принципы основополагающими правилами, из которых нет исключений. Классифицируя принципы ОРД на «конституционные» и «иные» ученый рассматривает не только указанные в законе четыре принципа, но и другие принципы, которые следует относить к ОРД. Бастрыкин А.И. показывает значение принципов в следующих положениях: во-первых, принципы отражают сущность ОРД, её характерные черты; во-вторых, принципы представляют собой систему юридических норм, единых для всей ОРД. [22]

Учитывая изложенное, приведенные взгляды ученых позволяют нам сделать вывод о том, что правовая основа принципов ОРД заложена в ее многоуровневой системе правовых норм и принципов, состоящей: во-первых, из высшего основополагающего приоритетного конституционного уровня; во-вторых, законодательного, раскрывающего порядок производства ОРД, её цели, задачи и субъекты; в-третьих, федерального подзаконного уровня, включающего указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, определяющие единое концептуальное понимание опасных преступных проявлений для общества и государства и основные направления борьбы с преступностью ; в-четвертых, подзаконного ведомственного уровня, детализирующего и организующего оперативно-розыскную деятельность, и можно согласиться с Шатохиным И.Д. о том, что принципы ОРД носят нормативный характер и закрепление в нормах права является их сущностным признаком. [18]

Перефразируя высказывание Зажицкого В.И. применительно к настоящему исследованию, допустимо сказать, что принципы оперативно-розыскной деятельности — это основополагающие руководящие начала, имеющие нормативный правовой характер. Они отражают наиболее существенные стороны ОРД, задачи, функциональные аспекты, характер и систему оперативно-розыскных мероприятий. [10]

Вместе с тем текст ФЗ «Об ОРД» в части указывающей на принципы, на которые основывается ОРД, содержит ряд положений, не имеющих единого юридического толкования и порождающих противоречия в нормативных правовых актах и столкновения противоположных взглядов. Эти положения нуждаются в содержательной корректировке, что и послужило поводом к написанию настоящей статьи.

Провозглашая в ФЗ «Об ОРД» принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств, законодатель действительно оставляет открытым список принципов, на которых строится ОРД. Вместе с тем система принципов ОРД содержит и другие ключевые руководящие правила и основополагающие идеи.

Рассматривая принципы, перечисленные в ст.3 ФЗ «Об ОРД», необходимо рассмотреть конституционный принцип законности. Законность - это ключевой принцип, который обязывает государство в лице его государственных органов власти, их должностных лиц и граждан точно и неукоснительно соблюдать положения Конституции Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты Федеральных органов государственной власти. Принцип законности неразрывно связан с принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, они отражают приоритет личности в системе ценностей и содержатся в нормах Конституции Российской Федерации, которая декларирует основополагающие принципы: права и свободы человека выступают высшей ценностью; их признание и защита является обязанностью государства, признающего их приоритетность по отношению к другим ценностям; все граждане равны перед законом и судом; лицо считается невиновным, пока его вина в совершённом преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда; допустимость ограничения прав на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только в судебном порядке и другие.

Принцип законности обязывает государственные органы власти, их должностных лиц и граждан также строго соблюдать общепризнанные - то есть признанные Российской Федерацией принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17 Конституции РФ, которые являются составной частью нашей правовой системы в части не противоречащей Конституции Российской Федерации. Вместе с тем в целях обеспечения их единообразного и правильного применения Пленум Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 разъяснил порядок применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Как справедливо утверждает Воронцов А.А., в соответствии с ними права и свободы человека выступают высшей ценностью, в сфере обеспечения таких прав и свобод признаются ратифицированные законами России следующие правовые нормы и принципы международного права: перед законом и судом все граждане равны, на них распространяются презумпция невиновности, гарантируется судебная защита установленных законом прав и свобод и допускается ограничение прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища только в судебном порядке и другие.[5]

К фундаментальным международным нормативным источникам правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, содер-

жащим общепризнанные принципы, которым принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод, относятся: Устав Организации объединённых наций1 от 26 июня 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека2, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г., которая является глобальным определением прав человека; Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах3 от 16 декабря 1966 г.; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1975 г.; Страсбургская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного, унижающего достоинство обращения или наказания4 от 26 ноября 1987 г.; Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека5 от 26 мая 1995 г.; Пекинский правила, принятые резолюцией Генеральной ассамблеей ООН от 10 декабря 1985 г. и иные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Учитывая изложенные доводы можно сделать справедливый вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность основывается на принципах, указанных в Конституции РФ, обладающих высшей юридической силой, и в признанных Российской Федерацией международных источниках права, список которых может расширяться, они являются основополагающими, императивными правилами для всех на территории Российской Федерации, в том числе для правоохранительных органов и их должностных лиц. Именно к таким источникам права «ключом открывает дверь» принцип законности, закрепленный в ФЗ «Об ОРД». Поэтому все конституционные и общепризнанные международные принципы могут не указываться в тексте закона.

Перечень специальных принципов оперативно-розыскной деятельности включает в себя конспирацию и сочетание гласных и негласных методов и средств, которые неизвестны другим отраслям права. Специальные принципы не являются общепризнанными и обязательны только для субъектов ОРД, и по нашему мнению, их перечень напротив должен быть исчерпывающим. Именно перечисленные в ФЗ «Об ОРД» специальные принципы становятся основополагающими началами для вытекающих из него законов и ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере ОРД.

Главным специальным принципом является конспирация. Термин конспирация имеет два смысла: в узком смысле этот термин определяется как методы, применяемые подпольной, нелегальной организацией для сохранения в тайне ее деятельности и членов[14]; в широком смысле он обозначает сохранение тайны. Конспирация оперативно-розыскной деятельности и конспирация преступной деятельности - это раз-нополярные соперничающие между собой способы сохранения тайны. Конспирация предоставляет свободу и относительную бесконтрольность в реализации своих замыслов в условиях противоборства. Это деятельность любой из сторон по защите своих секретов от неприятельской стороны и от остальных лиц способом выполнения правил, направленных на сбережение и охрану своей тайны.

В оперативно-розыскной деятельности принцип конспирации отражает её разведывательно-сыскную сущность, поскольку вместе с принципом сочетания гласных и негласных методов и средств позволяет создавать лигитимные правила и приемы для сохранения в тайне от преступников и общества правоохранительной деятельности.

В одной из своих работ Чечетин А.Е. обуславливает необходимость сохранения в тайне правоохранительной деятельности следующими обстоятельствами: во-первых, принятием соразмерных мер борьбы с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности в целях избежать уголовное наказание. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия; во-вторых, конспирация позволяет избежать преждевременной или необоснованной компрометации подозреваемых граждан; в-третьих, тайность позволяет использовать содействие граждан в раскрытии преступлений, а также обеспечивает соблюдение прав этих граждан. [21]

В ФЗ «Об ОРД»6 мы наблюдаем двойное усиление принципа конспирации его отражением — парным взаимопроникающим принципом сочетания гласных и негласных методов и средств, несущим самостоятельный набор функций. На наш взгляд, такое усиление создаёт могущественную силу, поскольку главным образом предоставляет правоохранительным органам высокий приоритет в раскрытии преступлений.

Опираясь на изложенное, можно согласиться с ученым Тамбовцевым А.И. о том, что любые недостатки закона обязательно влекут последующую ущербность основанных на нем ведомственных наставлений и инструкций и иных нормативных правовых актов. Перефразируя его высказывание, допустимо сказать, что в связи с этим нормы ФЗ «Об ОРД», регламентирующие такую специфическую сферу, как принципы, на которых основывается ОРД, должны быть логически и юридически совершенны, недвусмысленны, не оставляющими сомнения. [17]

Учитывая существующие противоречия и отсутствие единого мнения о количестве принципов ОРД, считаем целесообразным внести в ст. 3 ФЗ «Об ОРД» изменения и дополнения в предлагаемой редакции: «Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также на общепризнанных принципах международного права. Вместе с принципами конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств они определяют

1 СССР ратифицировал Устав Организации объединенных наций Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 г.

2 Декларация прав и свобод человека была утверждена Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. N 2393-1. Текст декларации опубликован в библиотечке «Российской газеты» 1995 г. № 11. С. 10.

3 Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. №4812^Ш

4 Ратифицирована Федеральным законом "О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Протоколов к ней" от 28.03.1998 N 44-ФЗ.

5 Ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ.

6 В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

смысл, содержание и применение настоящего закона (ФЗ «Об ОРД») иных нормативных правовых актов в сфере ОРД, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Библиогра фия:

1. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности. Научный доклад. Москва. 2003. С.11.

2. Ахмедов А.Г., Бухаров Н.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Учебное пособие. Под редакцией Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Павличенко Н.В. Москва: Академия управления МВД России. 2022. С.27.

3. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». 2008. С.13.

4. Введенский А.Ю. К вопросу о философско-теоретическом понимании принципа ОРД. / Оперативник (Сыщик). 2014. №1 (38). С.23.

5. Воронцов А.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» / Учебное пособие. Под редакцией Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Павличенко Н.В. Москва: Академия управления МВД России. 2022. С.36.

6. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. / под редакцией Горяйнова К.К., Овчинского В.С., Синилова Г.К., Москва, 2017, С.29.

7. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие. Под. ред. Синилова Г.К. Москва. 2009. С.70.

8. Ефимечев С.П., Демин В.П. О принципах оперативно-розыскной деятельности. / Оперативник (Сыщик). 2009. №1 (18). С.9-10.

9. Железняк Н.С. Вопросы актуализации Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности: монография. Красноярск. 2019. С.37.

10. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 11. С. 93—94.

11. Климов И.А., Сазонова Н.И. Философская основа оперативно-розыскной деятельности / Научный портал МВД России. 2009. №3. С.65.

12. Лукашов В.А. Проблемы оперативно-розыскной деятельности / Сборник избранных работ. Лукашов В.А., Горяйнов К.К., Исиченко А.П., Вандышев А.В. Москва. 2000. С.139.

13. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: науч. -практ. комментарий / под ред. Николюка В.В., Кальницкого В.В., Чечетина А.Е. Изд. перераб. и доп. Москва. 2003. С.10.

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. РАН. Институт русского языка им Виноградова В.В. 4 издание. Москва.

15. Парфенов А.В. Теоретико-методологические основы розыскной и идентификационной деятельности в Российской Федерации. Монография. Москва: Академия управления МВД России. 2022. С.5-6.

16. Ривман Д.В. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», СПб. 2003. С.22.

17. Тамбовцев А.И. Проблемы правовой интерпретации общих требований к лицам, содействующим к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Научный вестник Омской академии МВД России. №3(66). 2017. С.30-31.

18. Шатохин И.Д. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности /Диссертация. Барнаул. 2018. С.41.

19. Шумилов А.Ю. Курс оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие. Москва. 2006. С.27.

20. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная наука в Российской Федерации. / Монография. Москва. 2013. С.68.

21. Чечетин А.Е. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ. 2015.

С.20-21.

22. Оперативно-розыскная деятельность: научно-практический комментарий. Под редакцией Бастрыкина А.И. Москва. 2020. С.13-14.

23. Горяйнов К.К., Овчинский В.С., Вагин О.А. Теория оперативно-розыскной деятельности. Учебник. Под ред. Горяйнова К.К. и Овчинского В.С./ Москва.

2023. С.40.

24. Дубоносов Е.С., Яшин В.Н. Основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие. Тула. 2018. С.49-50. References:

1. Atmazhitov V.M., Bobrov V.G. On the legislative regulation of operational investigative activities. Scientific report. Moscow. 2003. p.11.

2. Akhmedov A.G., Bukharov N.N. Commentary on the Federal Law "On operational investigative activities" / Textbook. Edited by Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor Pavlichenko N.V. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. p.27.

3. Vagin O.A., Isichenko A.P., Chechetin A.E. Article-by-article commentary on the Federal Law "On Operational investigative activities". 2008. p.13.

4. Vvedensky A.Yu. On the question of the philosophical and theoretical understanding of the ORD principle. / Operative (Detective). 2014. No. 1 (38). p.23.

5. Vorontsov A.V. Commentary on the Federal Law "On operational investigative activities" / Textbook. Edited by Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor Pavlichenko N.V. Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. p.36.

6. Theory of operational investigative activity: Textbook. / edited by Goryainov K.K., Ovchinsky V.S., Sinilova G.K., Moscow, 2017, p.29.

7. Dubonosov E.S. Fundamentals of operational investigative activity. Study guide. Ed. Sinilova G.K. Moscow. 2009. p.70.

8. Efimechev S.P., Demin V.P. On the principles of operational investigative activity. / Operative (Detective). 2009. No. 1 (18). pp.9-10.

9. Zheleznyak N.S. Issues of updating the Federal Law on operational investigative activities: monograph. Krasnoyarsk. 2019. P.37.

10. Zazhitsky V.I. Legal principles in the legislation of the Russian Federation // State and Law. 1996. No. 11. pp. 93-94.

11. Klimov I.A., Sazonova N.I. The philosophical basis of operational investigative activity / Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. No.3. p.65.

12. Lukashov V.A. Problems of operational investigative activity / Collection of selected works. Lukashov V.A., Goryainov K.K., Isichenko A.P., Vandyshev A.V. Moscow. 2000. p.139.

13. Federal Law "On operational investigative activities": scientific. - practice. comment / ed . Nikolyuk V.V., Kalnitsky V.V., Chechetina A.E. Ed. reprint. and add. Moscow. 2003. p.10.

14. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language / Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. RAS. Vinogradov V.V. Institute of the Russian Language 4th edition.

Moscow.

15. Parfenov A.V. Theoretical and methodological foundations of investigative and identification activities in the Russian Federation. Monograph. Moscow: Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. p.5-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Rivman D.V. Commentary on the Federal Law "On operational investigative activities", St. Petersburg. 2003. p.22.

17. Tambovtsev A.I. Problems of legal interpretation of general requirements for persons assisting the bodies carrying out operational investigative activity. Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No.3(66). 2017. pp.30-31.

18. Shatokhin I.D. The principle of respect for human and civil rights and freedoms in operational investigative activities /Dissertation. Barnaul. 2018. p.41.

19. Shumilov A.Yu. Course of operational investigative activity. Study guide. Moscow. 2006. p.27.

20. Shumilov A.Yu. Operational investigative science in the Russian Federation. / Monograph. Moscow. 2013. p.68.

21. Chechetin A.E. Fundamentals of operational investigative activity of internal affairs bodies. Khabarovsk: Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2015. pp.20-21.

22. Operational investigative activity: scientific and practical commentary. Edited by Bastrykin A.I. Moscow. 2020. pp.13-14.

23. Goryainov K.K., Ovchinsky V.S., Vagin O.A. Theory of operational investigative activity. Textbook. Ed. Goryainova K.K. and Ovchinsky V.S./ Moscow. 2023. p.40.

24. Dubonosov E.S., Yashin V.N. Fundamentals of operational investigative activity. Study guide. Tula. 2018. pp.49-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.