Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
196
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГЛАСНОСТЬ / КОНСПИРАЦИЯ / ПОЛИЦИЯ / ПРОНИКНОВЕНИЕ / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ЖИЛИЩЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сыромолотов Вячеслав Борисович

В статье сравниваются положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение оперативно-розыскных мероприятий органами внутренних дел Российской Федерации. В результате исследования аспектов правоприменения в области оперативно-розыскной деятельности автором обозначены недостатки нормативного правового регулирования обеспечения негласности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Обосновывается важность решения обозначенной проблемы путем совершенствования законодательства о применении полицией мер государственного принуждения при проникновении в жилые помещения, а именно внесением соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О полиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сыромолотов Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SECRECY IN OPERATIONAL CRIME DETECTION

The article contains comparison of the provisions of the Federal Law “On Operational Crime Detection”, Federal Law “On Police” and other normative legal acts regulating operational crime detection measures taken by the Internal Affairs bodies of the Russian Federation. The analysis of law enforcement aspects in the sphere of operational crime detection allowed the author to set forth the problems related to normative legal regulation of providing covert character for operational crime detection activities. The paper substantiates the importance of the solution of the outlined problem through improved legislation with regard to police applying measures of state coercion in entering residential premises, in particular, via introducing appropriate changes and additions into the Federal Law “On Police”.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПЕ КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 343.985

doi: 10.24412/1999-625X-2023-289-143-147 5.1.4. Уголовно-правовые науки

К вопросу о принципе конспирации в оперативно-розыскной деятельности

Вячеслав Борисович Сыромолотов

адъюнкт 3 факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) 1, И syromolotov@yandex.ru

1 Академия управления МВД России (Москва, Россия) В статье сравниваются положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов, регламентирующих проведение оперативно-розыскных мероприятий органами внутренних дел Российской Федерации. В результате исследования аспектов правоприменения в области оперативно-розыскной деятельности автором обозначены недостатки нормативного правового регулирования обеспечения негласности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Обосновывается важность решения обозначенной проблемы путем совершенствования законодательства о применении полицией мер государственного принуждения при проникновении в жилые помещения, а именно внесением соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О полиции».

Ключевые слова: негласность, конспирация, полиция, проникновение, жилое помещение, жилище,

оперативно-розыскная деятельность

Для цитирования: Сыромолотов В. Б. К вопросу о принципе конспирации в оперативно-розыскной деятельности // Научный вестник Омской академии МВД России. 2023. Т. 29, № 2(89). С. 143-147.

To the Question of Secrecy in Operational Crime Detection

Vyacheslav B. Syromolotov

Post-Graduate student of the 3rd Faculty (science research and pedagogical personnel training) 1, И syromolotov@yandex.ru 1 the Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs (Моscow, Russia)

The article contains comparison of the provisions of the Federal Law "On Operational Crime Detection", Federal Law "On Police" and other normative legal acts regulating operational crime detection measures taken by the Internal Affairs bodies of the Russian Federation. The analysis of law enforcement aspects in the sphere of operational crime detection allowed the author to set forth the problems related to normative legal regulation of providing covert character for operational crime detection activities. The paper substantiates the importance of the solution of the outlined problem through improved legislation with regard to police applying measures of state coercion in entering residential premises, in particular, via introducing appropriate changes and additions into the Federal Law "On Police".

Keywords: undercover character, secrecy, police, entering, residential premises, dwelling, operational crime detection

Citation: Syromolotov V. B. To the Question of Secrecy in Operational Crime Detection. Scientific bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. Vol. 29, No 2(89). Pp. 143-147 (In Russ.).

Закон Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», а затем Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 (далее — Федеральный закон «Об ОРД») впервые в законодательстве ввели определение «конспирация» как ключевой основополагающий принцип оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), на котором строится обеспечение негласности при добывании оперативно-

розыскной информации. Негласность позволяет сохранить в тайне от посторонних лиц проводимые оперативно-розыскные мероприятия, направленные на достижение задач ОРД, и обеспечить конфиденциальность граждан, оказывающих содействие органам внутренних дел в борьбе с преступностью. В оперативно-розыскной науке под оперативно-розыскными мероприятиями понимается перечисленная в ст. 6 Федерального закона «Об ОРД» и проводимая уполномоченными оперативными подраз-

1 Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (здесь и далее, если не указано иное, доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»).

© Сыромолотов В. Б., 2023

143

делениями государственных органов совокупность действий, основывающаяся на использовании гласных и негласных средств и методов, направленная на получение фактических данных для решения задач в области оперативно-розыскной деятельности. В рамках настоящего исследования предлагается обратить внимание на вопрос основного конституционного права 2 человека — права на частную жизнь 3. Право человека на частную жизнь не включено Федеральным законом «Об ОРД» в список конституционных прав человека, которые законодателем позволено ограничить судебным решением 4. По этой причине сегодня право человека на частную жизнь является абсолютным 5 и де-юро не может быть затронуто правоохранительной деятельностью в сфере ОРД.

Необходимо заметить, что допустимость доказательств зависит от законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, недопустимости нарушения прав и свобод граждан, соответствия полученных результатов ОРД требованиям законов, потому что любой вид государственной деятельности, а особенно тем или иным образом существенно ограничивающей права граждан, должен быть четко регламентирован в законодательных и подзаконных нормативных актах [1, с. 9].

Рассматривая проблему, связанную с качеством предписаний нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы проникновения сотрудников оперативных подразделений в жилище, необходимо обратить внимание, что основная часть закрепленных в Федеральном законе «Об ОРД» оперативно-розыскных мероприятий может проводиться в жилых помещениях. В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против

воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, это важное право является свободой человека и основным правом. Право на жилище гарантируется и признается на территории Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и является непосредственно действующим. Обязанность соблюдения и охраны государством права на жилище человека предписана международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН 6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» 7 (далее — Федеральный закон «О полиции»), защищая право каждого человека на неприкосновенность жилища, запрещает сотрудникам полиции проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и в порядке, установленных Федеральными законами. При этом сохранение в тайне проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на неприкосновенность жилища на основании судебных решений, невозможно без соблюдения принципа конспирации, практическая реализация которого осуществляется путем исполнения правил конспирации.

Исходя из нормативного регулирования ст. 14 Федерального закона «Об ОРД» при решении задач ОРД оперативные подразделения, уполномоченные ее осуществлять, обязаны соблюдать правила конспирации. Данный Закон не раскрыл содержания правил конспирации, этим законодатель обозначил обязанность хранить в тайне оперативно-розыскные мероприятия, их направленность и содержание с момента их проведения по основаниям, предусмо-

2 Закрепляя права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в части 1 ст. 23 Конституция Российской Федерации гарантирует право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Развивая эти права, Конституция Российской Федерации в части 1 ст. 24 запрещает любые действия с информацией о частной жизни без согласия гражданина.

3 В пункте 2 определения от 9 июня 2005 г. № 248-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил понятие «частная жизнь», содержащееся в ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации: «Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие „частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер».

4 В соответствии со ст. ст. 8, 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации.

5 Абсолютные права — вид субъективных прав, принадлежащих гражданину независимо от кого-либо, которые никем не должны нарушаться.

6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах : принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

7 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

тренным ст. 7 Федерального закона «Об ОРД», до момента использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве и наделил понятие «правила конспирации» определенным правовым статусом, формирующимся на основе практического опыта. Безусловно, можно согласиться с позицией профессора Н. В. Павличенко, что только на основе изучения истории развития различных оперативно-розыскных навыков, а также неудач и заблуждений можно сформулировать правила конспирации, подмечая основные черты мастерства сотрудников оперативных подразделений и граждан, оказывающих содействие ОВД, хорошо выполняющих свою работу, и тщательно отслеживая путь достижения полученного опыта от фазы беспомощности к фазе полного овладения умением и мастерством [2, с. 88].

Обратившись к оперативно-розыскному законодательству, можно увидеть, что конспирация содержит такой частный принцип ОРД, как сочетание гласных и негласных начал. В каком-то смысле это объясняется разносторонностью принципа конспирации, так как одним из его аспектов является сочетание гласной и негласной деятельности. В Федеральном законе «Об ОРД» 8 мы наблюдаем двойное усиление принципа конспирации его отражением — парным взаимопроникающим принципом сочетания гласной и негласной деятельности, несущим самостоятельный набор функций. На наш взгляд, такое усиление создает могущественную силу, принимая во внимание, что принципы права по своей юридической природе и сущности представляют собой нормы права, но лишь с более общим и принципиальным положением [3, с. 386].

Принцип конспирации является основным принципом ОРД, отражающим ее разведывательный характер, позволяющим сохранить в тайне от посторонних лиц деятельность полиции по борьбе с преступностью. Можно согласиться с мнением А. А. Никитчик о том, что основополагающий характер принципов права определяет их непосредственное воздействие на всех субъектов правоотношений независимо от сферы правового регулирования [4, с. 345].

Содержание Федерального закона «Об ОРД» прямо и ясно не отвечает на вопросы о правовом статусе и значении принципа конспирации, а также не раскрывает его содержания, оставляя субъективное толкование и самостоятельное объяснение для сотрудников правоохранительных органов. Смысл этого определения по-прежнему остается закрытым и неясным. Однако, следует признать правоту

Н. В. Павличенко, что меры конспирации, применяемые в практической деятельности оперативных служб, позволяют защитить сотрудников полиции и сохранить конфиденциальность граждан, оказывающих содействие ОВД, а также приемы и действия по раскрытию преступлений и установлению преступников [5, с. 39].

Пункты 5 и 6 ст. 15 Федерального закона «О полиции» налагают обязанности на сотрудника полиции, осуществляющего проникновение в жилое помещение:

1) заблаговременно уведомить находящихся в нем граждан и собственников о законных основаниях планируемого проникновения;

2) информировать собственника жилища и проживающих в нем граждан о каждом случае проникновения в их жилое помещение, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие;

3) в случае проникновения в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан уведомить прокурора.

Н. С. Железняк вскрыл проблему выполнения вышеназванных обязательных условий, поставленных Федеральным законом «О полиции», при проникновении сотрудников полиции в жилые помещения в рамках ОРД: «В условиях оперативной проверки (разработки), когда полицейские одновременно являются сотрудниками оперативного подразделения, эти нормы представляются избыточными» [6, с. 73].

Имеет ли право сотрудник полиции сохранить в тайне законное проведение оперативно-розыскного мероприятия, связанное с проникновением в жилище, производство которого было разрешено федеральным законом или судебным решением?

Законодательная обязанность уведомления и информирования собственников и жителей жилых помещений в ущерб достижения задач ОРД обнародует планы, силы и средства ОРД до момента законного использования результатов ОРД и фактически запрещает субъектам ОРД негласно проникать в жилые помещения и проводить оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 Федерального закона «Об ОРД», такие как: наблюдение; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; опрос; отождествление личности; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; оперативное внедрение. Такое запрещение является началом «пути достижения полученного опыта от фазы беспомощности к фазе полного овладения уме-

8 В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

нием и мастерством», о котором говорил Н. В. Пав-личенко.

Нормы п. 5 и п. 6 ст. 15 Федерального закона «О полиции» ограничивают соблюдение важных принципов конспирации, скрытность и внезапность, которые важны и необходимы для рационального задержания разыскиваемых преступников. Здесь можно согласиться с доктором юридических наук А. В. Парфеновым, который справедливо указал, что эффективность розыскной работы зависит не только от организации деятельности розыскных подразделений, но и от законодательного правового регулирования деятельности органов внутренних дел [7, с. 5].

Имеются некоторые неразрешенные вопросы в правовом поле действия Федерального закона «О полиции» и ранее принятых следующих законодательных актов:

1) Федерального закона «Об ОРД», регламентирующего оперативно-розыскную деятельность как вид законной деятельности уполномоченных оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации;

2) Закона РФ «О государственной тайне» 9, относящего к государственной тайне сведения о результатах и планах ОРД;

3) Уголовного кодекса Российской Федерации, запрещающего разглашение сведений, составляющих государственную тайну 10.

Подводя итоги исследования, важно отметить, что обязательное уведомление сотрудниками полиции граждан, проживающих в жилых помещениях, и их собственников об основаниях проникновения в жилище в соответствии с требованиями пп. 5 и 6 ст. 15 Федерального закона «О полиции» исключает условия негласного проведения ОРМ с проникновением в жилище как вида законной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Чтобы исключить обнаруженную проблему, мы предлагаем внести изменения и дополнения в Федеральный закон «О полиции», изложить п. 5 ст. 15 в следующем виде: «Сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление вхождения в жилое помещение создает непосредственную угрозу жизни и(или) здоровью граждан и сотрудников полиции, разглашение сведений, составляющих государственную тайну о планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, может повлечь иные тяжкие последствия.»

Кроме того, мы предлагаем внести изменения и дополнения в п. 6 ст. 15 указанного Закона в нижеследующей редакции:

«6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие, за исключением случаев, если информирование собственника или проживающих граждан создает разглашение сведений, составляющих государственную тайну о планах и результатах оперативно-розыскной деятельности.»

Предлагаемые нами изменения позволят избавиться от нарушений законности при получении результатов ОРД и избежать ограничения основополагающих принципов — конспирации и сочетания гласных и негласных форм и методов.

Список литературы

1. ЖелезнякН. С. О необходимости законодательного уточнения перечня правовых источников оперативно-розыскной деятельности // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. № 1(30).

2. Павличенко Н. В. Правовые и теоретические вопросы обеспечения негласности в оперативно-розыскной деятельности : монография. М., 2016.

3. Недбайло П. Е. Применение советских правовых норм : монография. М., 1960.

4. Никитчик А. А. Принципы права в естественно-правовой теории России второй половины XIX — начала XX века // Научный вестник Омской академии МВД России. 2021, Т. 27, № 4(83).

9 О государственной тайне : Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

10 Диспозиция ст. 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) включает в себя разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, если эти сведения стали достоянием других лиц. Объективная сторона преступления состоит в предании гласности сведений о планируемых ОРМ или их результатах, в результате чего они становятся известными хотя бы одному постороннему лицу. Поэтому обнародование информации, составляющей государственную тайну, в виде уведомления жителей и собственников жилья о результатах и планах оперативно-розыскных мероприятий является запрещенной деятельностью.

5. Павличенко Н. В. Правовая охрана лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность : монография. Омск, 2011.

6. Железняк Н. С. Проникновение в жилище как значимый элемент оперативно-розыскной деятельности // Вестник Сибирского юридического института. 2022. № 2.

7. Парфенов А. В. Теоретико-методологические основы розыскной и идентификационной деятельности в Российской Федерации : монография. М., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.