Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ НЕГЛАСНОЕ СОДЕЙСТВИЕ'

О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ НЕГЛАСНОЕ СОДЕЙСТВИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ЛИЦА / ОКАЗЫВАЮЩИЕ НЕГЛАСНОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНСПИРАЦИЯ / НЕГЛАСНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галахов Сергей Сергеевич, Маликова Надежда Борисовна, Крипулевич Алевтина Юрьевна

В статье приводятся суждения ученых о принципах, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность в части работы с лицами, оказывающими негласное содействие оперативным подразделениям, в рамках борьбы с криминальными проявлениями. Рассматривается интерпретация подходов к понятию и содержанию специальных принципов, приводятся их виды. Отмечается, что научные изыскания в оперативно-розыскной деятельности направлены, прежде всего, на совершенствование правового регулирования оперативно-розыскного законодательства, обходя важные основополагающие критерии в виде принципов, носящих общий характер. Основывая рассуждения на понимании особой специфической функции оперативно-розыскной деятельности, уточняется, что общие принципы необходимо расширить и закрепить в федеральном законе об оперативно-розыскной деятельности, а специальные принципы отразить в ведомственном законодательстве, в частности, уделяя внимание тем, которые непосредственно касаются лиц, оказывающих негласное содействие оперативным подразделениям. В рамках данной статьи предложен ряд принципов, на которых должна основываться данная деятельность. На основе анализа понятийного и содержательного подхода к принципам авторы статьи формулируют свой научно-прикладной подход к обсуждаемым категориям и дополняют их новым принципом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галахов Сергей Сергеевич, Маликова Надежда Борисовна, Крипулевич Алевтина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING SOME PRINCIPLES REGULATING THE OPERATIVE DETECTIVE ACTIVITIES IN WORKING WITH PERSONS PROVIDING TACIT ASSISTANCE

The article presents the judgments of scientists about the principles on which the operative detective activity is based in terms of working with persons who provide covert assistance to operational units in the framework of the fight against criminal manifestations. The interpretation of approaches to the concept and content of special principles is considered, their types are given. It is noted that scientific research in operative detective activities is aimed primarily at improving the legal regulation of operative detective legislation, bypassing important fundamental criteria in the form of general principles. Basing the reasoning on the understanding of the special specific function of operative detective activity, it is clarified that the general principles must be expanded and consolidated in the federal law on operative detective activity, and special principles should be reflected in the departmental legislation, in particular, paying attention to those that directly relate to persons providing tacit assistance to operational units. Within the framework of this article, a number of principles have been proposed on which this activity should be based. Based on the analysis of the conceptual and substantive approach to the principles, the authors of the article formulate their scientific and applied approach to the discussed categories, and as their contribution to science, they supplement them with their new principle.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ НЕГЛАСНОЕ СОДЕЙСТВИЕ»

DOI 10.37523/SUI.2021.46.5.002 УДК 343.985

Галахов Сергей Сергеевич

доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: junior86@rambler.ru

Sergey S. Galakhov

Doctor of Law, Professor,

Honored Employee of the Internal Affairs Bodies

of the Russian Federation,

Chief Researcher of the Department for the Study of Security Issues in the Institutions of the Penal System, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, bldg. 1, 15a, Narvskaya str., Moscow, Russia, 125130, e-mail: junior86@rambler.ru

Маликова Надежда Борисовна

кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и изучения пенитенциарной преступности центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, Научно-исследовательский институт ФСИН России, 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15а, стр. 1, e-mail: malikova26@mail.ru

Nadezhda B. Malikova

Candidate of Law, Associate Professor, Head of Department of Development of Methodologies for the Execution of Punishments Involving Deprivation of Liberty, and of Studying the Penitentiary Crime of the Center for the Study of Security Problems in the Penal System, Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, bldg. 1, 15a, Narvskaya str., Moscow, Russia, 125130, e-mail: malikova26@mail.ru

Крипулевич Алевтина Юрьевна

кандидат юридических наук,

старший научный сотрудник организационно-научного и редакционно-издательского отдела, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: krial@ya.ru

Alevtina Yu. Kripulevich

Candidate of Law,

Senior Researcher of the Organizational, Scientific, Editorial and Publishing Division,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: krial@ya.ru

О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ЛИЦАМИ, ОКАЗЫВАЮЩИМИ НЕГЛАСНОЕ СОДЕЙСТВИЕ

Аннотация. В статье приводятся суждения ученых о принципах, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность в части работы с лицами, оказывающими негласное содействие оперативным подразделениям, в рамках борьбы с криминальными проявлениями. Рассматривается интерпретация подходов к понятию и содержанию специальных принципов, приводятся их виды. Отмечается, что научные изыскания в оперативно-розыскной деятельности направлены, прежде всего, на совершенствование правового регулирования оперативно-розыскного законодательства, обходя важные основополагающие критерии в виде принципов, носящих общий характер. Основывая рассуждения на понимании особой сп е-цифической функции оперативно -розыскной деятельности, уточняется, что общие принципы необходимо расширить и закрепить в федеральном законе об оперативно -розыскной деятельности, а специальные принципы отразить в ведомственном законодательстве, в частности, удел яя внимание тем, которые непосредственно касаются лиц, оказывающих негласное содействие оперативным подразделениям. В рамках данной статьи предложен ряд принципов, на которых должна основываться данная деятельность. На основе анализа понятийного и содержательного подхода к принципам авторы статьи формулируют свой научно-прикладной подход к обсуждаемым категориям и дополняют их новым принципом.

Ключевые слова: принципы; оперативно-розыскная деятельность; борьба с преступностью; лица, оказывающие негласное содействие; правовые основы оперативно-розыскной деятельности; конспирация; негласные средства и методы; оперативно-розыскное обеспечение.

CONCERNING SOME PRINCIPLES REGULATING THE OPERATIVE DETECTIVE ACTIVITIES IN WORKING WITH PERSONS PROVIDING TACIT ASSISTANCE

Summary. The article presents the judgments of scientists about the principles on which the operative detective activity is based in terms of working with persons who provide covert assistance to operational units in the framework of the fight against criminal manifestations. The interpretation of approaches to the concept and content of special principles is considered, their types are given. It is noted that scientific research in operative detective

© 2021 Галахов С. С., Маликова H. Б., Крипулевич А. Ю.

activities is aimed primarily at improving the legal regulation of operative detective legislation, bypassing important fundamental criteria in the form of general principles. Basing the reasoning on the understanding of the special specific function of operative detective activity, it is clarified that the general principles must be expanded and consolidated in the federal law on operative detective activity, and special principles should be reflected in the departmental legislation, in particular, paying attention to those that directly relate to persons providing tacit assistance to operational units. Within the framework of this article, a number of principles have been proposed on which this activity should be based. Based on the analysis of the conceptual and substantive approach to the principles, the authors of the article formulate their scientific and applied approach to the discussed categories, and as their contribution to science, they supplement them with their new principle.

Keywords: principles, operative detective activity, the fight against crime, persons providing tacit assistance, legal foundations of operative detective activity, conspiracy, secret means and methods, operative detective support.

В последние годы пристальное внимание руководителей всех органов и подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД) на территории Российской Федерации, а также научного сообщества обращено к комплексному решению ее задач. На протяжении ряда лет появляются научно-прикладные монографии и статьи, в которых авторы затрагивают проблему совершенствования организации ОРД в борьбе с преступностью и противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства. Все это происходит на фоне давно используемого тезиса, подчеркивающего недостатки в осуществлении выявления, профилактики, пресечения и раскрытия преступлений, - снижения результативности использования средств и методов ОРД.

В настоящее время к нему добавились тезисы, оправдывающие это снижение принципиальным обновлением законодательства, несоответствием конституционных норм потребностям правоохранительной деятельности в области прав человека, необходимостью модернизации и конкретизации функций субъектов ОРД в Российской Федерации и их оперативных подразделений, оптимизацией сил и средств, используемых при ее осуществлении и проведении оперативно-розыскных мероприятий [1, с. 5].

Вышеизложенное базируется на принципах, которые перечислены в ст. 3 Федерального закона ©Об оперативно-розыскной деятельности». О них сказано немало в научной литературе такими авторами, как Н. В. Павличенко, А. И. Тамбовцев, В. Н. Омелин, В. А. Середнев, Н. С. Железняк и др. Принципы ОРД не только обеспечивают автономность ее осуществления, но и ограничивают власть субъектов, их реализующих.

Главный смысл принципов деятельности правоохранительных органов - это защита от возможного произвола в отношении жизни, прав и свобод человека и гражданина. Не является исключением и оперативно-розыскная деятельность. Единство принципов ОРД обусловлено необходимостью соблюдения равноправия человека перед законом и социальной справедливостью по отношению к нему [2, с. 66]. Хотя они и имеют опосредованный характер, вытекающий из конституционных норм нашего государства (ст. ст. 17-64 Конституции Российской Федерации), конкретизированных в ст. ст. 3, 17, 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», они отражают закономерности, подчеркивают их государственно-правовую природу и легитимность оперативно-розыскной деятельности [3, с. 19-23].

В различные исторические периоды предпринимались регулярные попытки к формулированию принципов ОРД через их ведомственное нормативное правовое регламентирование ее субъектами [4, с. 433-486]. Эволюция принципов ОРД связана с формированием и развитием функций криминального сыска полиции в России, позднее преобразовавшихся в оперативные подразделения.

Обратим внимание, что научные изыскания ОРД более ориентированы на вопросы состояния и направления совершенствования ее правовых основ и в меньшей степени на ее тактику (это обуславливается определенными обстоятельствами, касающимися специфики изучения оперативно-розыскной деятельности). Менее всего они касаются принципов ОРД. Однако последовательная и периодическая разработка проблемы правовых основ ОРД через ее принципы позволяет исключить фрагментарное и одностороннее исследование и выявить весь вектор вопросов и недостатков рассматриваемой деятельности.

Спектр взглядов на концепцию современных принципов, на которых основывается осуществление ОРД, достаточно широк [5, с. 144-150]. Это происходит вследствие того, что каждый из ее субъектов абстрагируется от необходимости понимать, какой смысл заложен законодателем

в них при их реализации, и трактует их по-своему в соответствии со своей компетенцией, что вносит в понятие принципов ОРД и в их количество много противоречивых суждений, обоснований и предложений.

В связи с этим усматривается потребность в кардинальных действиях по исключению противоречий и пробелов в ведомственных нормативных актах через призму комплекса принципов ОРД, которые не только обеспечат системность и внутреннею согласованность правовых норм, но и модернизируют законодательство об ОРД в решении ее задач и достижении целей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [6].

На наш взгляд, современная система принципов, по которым организуется ОРД, сформулирована в законе однобоко, опираясь на общие начала, характерные для других отраслей права, регулирующих ту или иную государственную деятельность. Наука об оперативно-розыскной деятельности в лице ученых, практиков предлагает различные классификации принципов, которые в большинстве сводятся к тому, что они нуждаются в расширении в рамках федерального и ведомственного законодательства. Расширить перечень принципов ОРД и включить их в закон предлагал И. А. Климов [7]. Его идею поддержал Д. В. Ривман, полагая, «что не следует отвергать другие принципы, разработанные наукой об оперативно-розыскной деятельности» [8, с. 26].

Принципы как руководящие начала ОРД помимо их системности обладают определенными характеристиками:

1) адекватность, то есть соответствие правовым основам ОРД;

2) стимулирование - побуждают решение задач ОРД;

3) автономность - дополняют друг друга, при условии полной самостоятельности и функциональной независимости;

4) целесообразность - реальная потребность в осуществлении ОРД;

5) оптимальность - их наличие оправдывает законодательные затраты для реализации ОРД;

6) эффективность - способствуют достижению результата ОРД [9, с. 33].

В классическом современном понимании система принципов ОРД сформулирована на основе общих (конституционных) и специальных (отраслевых) принципах, но которые в совокупности являются базовыми для организации работы с лицами, оказывающими негласное содействие, ведения дел оперативного учета и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Произвольное толкование понятийной интерпретации принципов в научной и учебной литературе приводит к уменьшению их значимости, в связи с этим полагаем, что полный перечень общих принципов должен быть перечислен в законе, являющемся правовой основой осуществления ОРД.

Отраслевые же принципы, характерные для осуществления негласной ОРД и ее организации, должны быть перечислены в соответствующих ведомственных актах [10, с. 29-36].

Стараниями основоположников теории ОРД различные варианты интерпретации принципов ОРД отражены во многих научных трудах. Но отдельные моменты, на наш взгляд, которые носят универсально-комплексный характер, нуждаются в теоретико-прикладном осмыслении. Поэтому сделаем акцент на основных принципах ОРД, которые направлены на организацию и осуществление негласной оперативно-розыскной деятельности.

Не одно тысячелетие люди использовали «агентурный шпионаж», в основе которого был человек [11, с. 6]. В Библии его упоминают как «соглядатай» [12, с. 164], а в древней Индии агенты внедрялись в банды, и благодаря их действиям банды разобщались, а члены банды обезвреживались [13, с. 48-51]. Тайный сыск и тайные осведомители, не фигурировавшие при проведении дознания, были известны в Древней Руси. Поэтому работа по раскрытию преступлений как таковая не проводилась, а осуществлялась благодаря информаторам (лат. Delators - доносчики), сообщавшим о подготавливаемом или совершенном преступлении. Необходимость в таких людях на протяжении многих веков на Руси рассматривалось как общепринятое правило поведения [14, с. 35-36].

Данный вид оперативно-розыскной деятельности, как и много лет назад, основывается на важном принципе конспирации, который в соответствии со ст. 3 ФЗ об ОРД является основополагающим в работе оперативного сотрудника. Попустительское отношение к нему приводит к разглашению негласных средств и методов, применяемых в ОРД. Соблюдение конспирации необходимо обеспечивать не столько в силу желания, сколько в силу четкого указания на это законодателя. Научным вниманием, к сожалению, вопрос организационно-тактического и методического обеспечения практической деятельности оперативных сотрудников недостаточно затронут.

Несоблюдение принципа конспирации во многих случаях приводит к наступлению необратимых последствий для ее субъектов и разглашением организационно-тактических приемов негласной работы, обусловленных отчасти их халатностью или незнанием способов зашифровки методов негласной работы [15, с. 11]. Примерно это же говорит китайская мудрость: ©Тот, кто это знает, не говорит. Тот, кто об этом говорит, не знает».

Поэтому не зря принцип конспирации является не только важнейшим, но и основополагающим в организации ОРД и в работе с лицами, содействующими органам ее осуществляющим. В ОРД он традиционно относится к группе специальных принципов [16, с. 47-70]. Его востребованность и соблюдение является индикатором реальности и жизнеспособности негласной работы. Поэтому принцип конспирации по своей природе призван обеспечить решение задач ОРД через умышленно создаваемые и сохраняемые при ее осуществлении организационно-тактические приемы, а поэтому может расцениваться как комплексный метод противодействия преступности при соблюдении общеправового принципа соблюдения законности. Однако законность при анализе специальных (отраслевых) принципов ОРД упоминается фрагментарно и продолжает оставаться маловостребованным принципом при научных дискуссиях, на фоне рассматриваемых организационных принципов негласной ОРД, особенно ее комплексных методов.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств подчеркивает комплексное содержание ОРД, которая может осуществляться всеми возможными силами, средствами и методами, разрешенными нормативными правовыми актами.

Негласность достигается разными способами, средствами и методами, к которым могут относиться конспирация, режим секретности, ограничение доступа и неразглашение информации, не составляющей государственной тайны, но способной рассекретить силы, средства и методы ОРД, в том числе обеспечение конфиденциальности между лицами при решении задач ОРД и обмене между ними информацией.

Благодаря гласному характеру ОРД ее результаты могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. Поэтому решение здесь однозначное - такие сведения подлежат проверке с помощью гласных приемов и подтверждению официальными материалами и источниками.

Еще один принцип, участвующий в решении задач ОРД, - принцип наступательности. Сущность его сводится к активным действиям по выявлению, предупреждению и пресечению замышляемых и подготавливаемых преступлений. Весьма актуален этот принцип при работе с лицами, негласно содействующими оперативным сотрудникам, выполняющими их задания при оперативном внедрении их в преступную среду, когда тайное проникновение в криминальную среду позволяет установить преступные намерения до момента совершения оконченного преступления.

Данное обстоятельство в целях правильного воплощения в жизнь этого принципа, на наш взгляд, требует выработки четких оценочных подходов к определению целесообразности заведения дел оперативного учета, в результате которых видна работа оперативных сотрудников с лицами, оказывающими негласное содействие. В воплощении принципа наступательности лежит не только наличие добросовестных (сознательно не искаженных или выдуманных) сведений и обстоятельств, являющихся основанием для проведения конкретных целевых оперативных разработок. Принцип наступательности, несомненно, проявляется в организации инициативного поиска сведений, представляющих оперативный интерес, силами лиц, входящих в негласный аппарат. Этот процесс является непрерывным, но при этом он не должен быть «валовым».

Принцип целеустремленности предполагает наличие профессиональных качеств в решении задач ОРД при проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с участием лиц, оказывающих негласное содействие. Под этим подразумевается, что оперативные сотрудники должны исключить использование конфидентов без учета реальной потребности в них, разумного долевого их сочетания, достаточного для решения задач ОРД. Лица, оказывающие негласное содействие, помимо заданий, получаемых от оперативных сотрудников, могут в инициативном порядке выявлять лиц и факты, представляющие оперативный интерес для других оперативных подразделений.

Принцип целеустремленности многогранен и имеет несколько целей. Одной из них является формирование работоспособного негласного аппарата. Лица, оказывающие негласное содействие оперативным подразделениям, помимо своего прямого предназначения в виде определенных функций, должны привлекаться и к решению вспомогательных задач борьбы с преступностью в иных сферах криминальных проявлений. Каждый оперативный сотрудник должен постоянно

укреплять убежденность значимости работы лиц, оказывающих негласное содействие, воспитывать и развивать у них поисковые навыки, обучать наиболее эффективным способам и приемам решения задач ОРД.

Принцип оптимизации и стабильности негласных источников оперативно-розыскной информации, как правило, следует из положений ведомственных приказов об организации ОРД ее субъектов в Российской Федерации. Однако на практике нередко оперативные сотрудники сталкиваются со сложностями по созданию и формированию негласного аппарата, которые отражаются на качественном и количественно составе.

Для реализации данного принципа, который подробно может быть рассмотрен только в рамках ведомственного законодательства, необходимо поддерживать и улучшать уровень профессиональной подготовки оперативных сотрудников, тем более что данное направление работы для них является особым предметом профессиональной гордости и является действительно интересным.

Принцип своевременного оперативно-розыскного обеспечения предполагает использование при раскрытии конкретного преступления, как правило, квалифицированного целевого негласного аппарата. В современных условиях данный принцип менее всего востребован, так как он предполагает также и возможность исключения конфидента из числа негласного аппарата после раскрытия преступления, в целях раскрытия которого он был использован. В целом, на наш взгляд, целевое использование негласного аппарата обязывает оперативных сотрудников на основе тщательного анализа складывающейся конкретной оперативно-розыскной ситуации четко определить целесообразность, при которой появляется необходимость привлечь негласного сотрудника к обеспечению раскрытия преступления, принять меры к подбору такого сотрудника и обеспечению возможности выполнить поставленную перед ним задачу. Подобный подход к работе возможен лишь у тех сотрудников, у которых имеются твердые профессиональные навыки в ведении негласной работы.

Необходимо подчеркнуть, что плановый характер в осуществлении ОРД определяется соответствующим принципом плановости, который предполагает формирование такой системы ее организации, которая бы на основе анализа состояния преступности по линии работы или на территории обслуживания прогнозировала проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях ее стабилизации и противодействия ей.

А теперь обратимся к детерминации принципа противодействия экстремистским и террористическим угрозам, который актуален для всего мирового сообщества. В связи с этим в современных условиях использование различных положений религиозных вероучений в противодействии их радикальным толкам приобрело новое звучание, так как знание их приносит гораздо больше пользы, чем вреда. Оперативные сотрудники в силу отсутствия четких познаний различных положений религиозных вероучений и радикальных течений недостаточно четко ориентируются в противоправной направленности и тактике деятельности организаций экстремистов и террористов. Поэтому оперативное проникновение в их среду сопряжено со значительными трудностями.

Этот принцип может быть использован применительно к оперативно-розыскному обеспечению противодействия экстремизму и терроризму [3, с. 19]. В качестве нашего предложения и последующего научного осмысления, можно сформулировать его как принцип этноконфессио-нальной особенности при осуществлении ОРД, ведении дел оперативного учета, формировании негласного конфиденциального аппарата, для противодействия экстремизму и терроризму.

Императивность - это стержень принципов любой деятельности, включая оперативно-розыскную. В принципах закладывается важнейшая основа, конкретные правила и направления всей деятельности, чем обеспечивается постановка четких целей, выбор конкретных сил, средств и способов их достижения. Следовательно, правильно сформулированные принципы обеспечивают ©идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы» [17, с. 61]. Поэтому научная разработка и практическая реализация принципов ОРД обусловливается объективными потребностями борьбы с преступностью в целом.

Библиографический список

1. Кошель П. А. История российского сыска. М: Молодая гвардия, 2005. 395 с.

2. Галахов С. С., Козлов В. И., Ельсаев Л. А. Права человека и оперативно-розыскная деятельность (к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека) // Научный портал МВД России. 2008. № 4. С. 65-70.

3. Адмиралова И. А. К вопросу о принципах оперативно-розыскного и административно-правового обеспечения прав и свобод граждан в деятельности полиции // Вестник ВИПК МВД России. 2017. № 4 (44). С. 19-23.

4. Смирнов М. П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: учебное пособие. М.: Экзамен, 2003. 543 с.

5. Баранов А. М. Закон об оперативно-розыскной деятельности: вчера, сегодня, завтра // Актуальные вопросы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Омская юридическая академия, 2012. С.144-150.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

7. Климов И. А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности. М.: ВЮЗШ МВД России, 1993. 28 с.

8. Ривман Д. В. Сущность, задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: лекция. СПб., 1999. 26 с.

9. Галахов С. С., Маликова Н. Б. Конституционные основополагающие системные идеи, используемые при проведении оперативно-розыскных мероприятий в профилактике пенитенциарных правонарушений (научно-прикладные проблемы конституционных принципов оперативно-розыскной профилактики) // Вестник Пермского института ФСИН России. 2021. № 3 (42). С. 18-29.

10. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2014. 760 с.

11. Анин Б., Петрович А. Радиошпионаж. М.: Международные отношения, 1996. 447 с.

12. Илларионов В. П. Синедрион и Кесарь против Иисуса Христа. М.: Асаёет1а, 2003. 561 с.

13. Данилов О. «... что у кого увидишь дурного, тотчас сообщай» // Служба безопасности: новости разведки и контрразведки. 1995. № 3-4. С. 48-51.

14. Королев С. А. Донос в России: социально-философские очерки. М.: Прогресс-Мультимедиа, 1996. 237 с.

15. Необходимое руководство для агентов чрезвычайных комиссий. М.: ЛексЭст, 2001. 67 с.

16. Маркушин А. Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. М.: Юрайт, 2015. 399 с.

17. Коротков Э. М. Концепция менеджмента: учебное пособие. М., 1998. 301 с.

References

1. Koshel' Р. А. Istorijа rossijskogo syska [The history of Russian investigation]. Мовсс^ 2005, 395 p. [in Russian]

2. Galahov S. S., Kozlov V. I., El'saev L. А. Prava Ле^ека i operativno-rozysknaja dejatel'nost' (k 60-letiju prinjatija Vseobshhej deklararii prav ^e^veNa) [Human rights and operational investigative aсtivities (on the 60th anniversary of the adoption of the Universal Dedaration of Human Rights)]. Nauchnyj portal MVD Rossii [Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2008, no. 4. pp. 66-69 [in Russian].

3. Admiralova I. А. K voprosu o prinсipah operativno-rozysknogo i administrativno-pravovogo obespeсhenija prav i svobod grazhdan v dejatel'nosti polirii [On the question of the prinriples of operational-investigative and administrative-legal provision of dtizens' rights and freedoms in the activities of the polke]. Vestnik VIPK MVD Rossii [Bulletin of the VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, no. 4 (44), pp. 19-23 [in Russian].

4. Smirnov М. P. Kommentarii operativno-rozysknogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federal i za-rubezhnyh stran: ^heb^e posobie [Comments on operational and investigative legislation of the Russian Federation and foreign countries]. Mos^', 2003, 543 p. [in Russian].

5. Baranov A. M. Zakon ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti: v^era, segodnja, zavtra [The Law on Operational investigative activities: yesterday, today, tomorrow]. Aktual'nye voprosy zakonodatel'nogo regulirovanija operativno-rozysknoj dejatel'nosti: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii [Topical issues of legislative regulation of operational investigative activities: materials of the All-Russian scientific and practical conference]. Omsk, 2012, pp. 144-150 [in Russian].

6. O Strategii narional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federarii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Feder-adi ot 31 dekabrja 2015 g. no. 683 [On the National Security Strategy of the Russian Federation: DeCTee

of the President of the Russian Federation no. 683 of December 31, 2015]. Sobranie zakonodatel'stva RF. [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2016, no. 1 (ch.' II), st. 212 [in Russian].

7. Klimov I. A. Predmet teorii operativno-rozysknoj dejatel'nosti [The subject of the theory of operational investigative activity]. Moscow, 1993, 28 p. [in Russian].

8. Rivman D. V. Sushhnost', zadachi, principy operativno-rozysknoj dejatel'nosti organov vnu-trennih del: lekcija [The essence, tasks, principles of operational investigative activity of internal affairs bodies]. Saint-Petersburg, 1999, 26 p. [in Russian].

9. Galahov S. S., Malikova N. B. Konstitucionnye osnovopolagajushhie sistemnye idei, ispol'zuemye pri provedenii operativno-rozysknyh meroprijatij v profilaktike penitenciarnyh prav-onarushenij (nauchno-prikladnye problemy konstitucionnyh principov operativno-rozysknoj profilaktiki) [Constitutional fundamental system ideas used in conducting operational investigative measures in the prevention of penitentiary offenses (scientific and applied problems of the constitutional principles of operational investigative prevention)]. Vestnik Permskogo instituta Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij [Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service], 2021, no. 3(42), pp. 18-29 [in Russian].

10. Teorija operativno-rozysknoj dejatel'nosti: uchebnik [Theory of operational investigative activity]. In. K.K. Gorjainova, V.S. Ovchinskogo, G.K. Sinilova (eds.). Moscow, 2014, 760 p. [in Russian].

11. Anin B., Petrovich A. Radioshpionazh [Radio espionage]. Moscow, 1996, 447 p. [in Russian].

12. Illarionov V. P. Sinedrion i Kesar' protiv Iisusa Hrista [Sanhedrin and Caesar against Jesus Christ]. Moscow, 2003, 561 p. [in Russian].

13. Danilov O. «... chto u kogo uvidish' durnogo, totchas soobshhaj» [«... if you see anything bad from anyone, report it immediately»]. Sluzhba bezopasnosti: novosti razvedki i kontrrazvedki [Security Service: intelligence and counterintelligence news], 1995, no. 3-4, pp. 48-51 [in Russian].

14. Korolev S. A. Donos v Rossii: social'no-filosofskie ocherki [Denunciation in Russia: socio-philosophical essays]. Moscow, 1996, 237 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Neobhodimoe rukovodstvo dlja agentov chrezvychajnyh komissij [Essential Guidance for Emergency Commission Agents]. Moscow, 2001, 67 p. [in Russian].

16. Markushin A.G. Operativno-rozysknaja dejatel'nost': uchebnik [Operational and investigative activities]. Moscow: Jurajt, 2015, 399 p. [in Russian]

17. Korotkov Je. M. Koncepcija menedzhmenta: uchebnoe posobie [Management concept]. Moscow, 1998, 301 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.