Научная статья на тему 'ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ О ЗАЩИТЕ СВЕДЕНИЙ О ЛИЦАХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОРД'

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ О ЗАЩИТЕ СВЕДЕНИЙ О ЛИЦАХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОРД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ЛИЦ ОРГАНАМ / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОРД / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омелин Виктор Николаевич

В статье проведен анализ правовых аспектов защиты сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД. Обосновываются предложения о внесении изменений в отдельные статьи Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Омелин Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBATABLE ISSUES ON THE PROTECTION OF INFORMATION ABOUT PERSONS PROVIDING CONFIDENTIAL ASSISTANCE TO THE BODIES CARRYING OUT THE ORD

The article analyzes the legal aspects of the protection of information about persons providing confidential assistance to the bodies carrying out the ORD. The proposals on amendments to certain articles of the Federal Law on the ORD "On operational investigative activities" are substantiated.

Текст научной работы на тему «ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ О ЗАЩИТЕ СВЕДЕНИЙ О ЛИЦАХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОРД»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_129

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ О ЗАЩИТЕ СВЕДЕНИЙ О ЛИЦАХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОРД DISCUSSION QUESTIONS ABOUT THE PROTECTION OF PERSONAL INFORMATION,

PROVIDING CONFIDENTIAL ASSISTANCE TO THE AUTHORITIES, IMPLEMENTING THE ORD

ОМЕЛИН Виктор Николаевич,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru;

Omelin Victor Nikolaevich,

Chief research scientist of the Scientific research institute

of the Federal service for execution of punishment of Russia Doctor of low, Professor. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: v.omelin@mail.ru

Краткая аннотация. В статье проведен анализ правовых аспектов защиты сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД. Обосновываются предложения о внесении изменений в отдельные статьи Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Abstract. The article analyzes the legal aspects of the protection of information about persons providing confidential assistance to the bodies carrying out the ORD. The proposals on amendments to certain articles of the Federal Law on the ORD "On operational investigative activities" are substantiated.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, конфиденциальное содействие лиц органам, осуществляющим ОРД, государственная тайна.

Keywords: operational search activity, confidential assistance of persons to the bodies carrying out the ORD, state secret.

Для цитирования: Амелин В.Н. Дискуссионные вопросы о защите сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД//Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 129-130. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_129.

For citation: Amelin V.N. Discussion questions about the protection of personal information providing confidential assistance to the authorities implementing the ORD // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 129-130. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_129.

Статья поступила в редакцию: 03.09.2022

Конфиденциальное (негласное) содействие отдельных лиц оперативно-розыскным органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) предусматривает, что данное содействие осуществляется только с согласия соответствующих лиц, а сведения о них не подлежат оглашению [1, С. 43-48]. Это условие обеспечивается рядом мер, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [2] (далее - Закон об ОРД), иными законами и ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. В частности, ч. 1 ст. 12 Закона об ОРД «Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» установлено, что сведения о лицах, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Отнесение указанных сведений к государственной тайне обусловлено тем, что их распространение может нанести ущерб интересам ОРД, безопасности конфидентов, снизить эффективность оперативно-розыскных мероприятий.

Законодатель в тексте ч. 1 ст. 12 ФЗ об ОРД не разъясняет, чем может вызвано принятие руководителем такого постановления. Очевидно, что его принятие должно быть вызвано объективными обстоятельствами и в достаточной мере аргументировано. Некоторые ученые считают, что одним из оснований для рассекречивания указанных сведений является изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной [3, С. 279].

Анализ положений Закона об ОРД указывает на то, что одним из правовых средств защиты сведений о конфидентах является непредставление сведений о данных лицах, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы, судье, рассматривающего жалобу заявителя, полагающего, что действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его права. Судье предоставляются только полученные о заявителе сведения, но не представляются сведения о конфидентах и субъектах оперативного внедрения (ч. 5 ст. 5 Закона об ОРД), так как эти сведения составляют государственную тайну.

На практике одним из субъектов оперативного внедрения могут выступать конфиденты. В этой связи отметим, что представляется н е-удачно сформулированное рядом статей в Закона об ОРД (ч. 5 ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 12, ч. 3 ст. 21) словосочетание «сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы». Термин «организованные преступные группы» не охватывает иные возможные объекты оперативного внедрения. Например, на практике в зависимости от конкретной ситуации объектами оперативного внедрения могут быть не только организованные группы, но банды, преступные сообщества (преступные организации), экстремистские сообщества (организации), незаконные вооруженные формирования, террористические организации, отдельные лица, в отношении которых имеются сведения о подготавливаемых, совершаемых или совершенных ими преступлениях и пр. Поэтому более обоснованным представляется использовать в указанных нормах Закона об ОРД словосочетание «преступная среда» как обобщающий термин, включающий различные виды объектов оперативного внедрения.

Статья 12 Закона об ОРД носит бланкетный (отсылочный) характер. При проведении сравнительного анализа названной статьи, других статей данного закона и ст. 5 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» [4] можно выявить определенные не-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 10(214)

соответствия между некоторыми взаимосвязанными нормами, регламентирующими отнесение сведений о конфидентах к государственной тайне. Так, в ч. 5 ст. 5, ч.1 ст. 12, ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД говорится о лицах, оказывающих оперативно-розыскным органам содействие на конфиденциальной основе. В п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» закреплено, что сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальное основе с органами, осуществляющими ОРД, составляют государственную тайну. Буквальное толкование этой нормы приводит к мысли, что речь идет не только о конфидентах, которые в настоящее время оказывают конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам, но и о конфидентах, которые ранее сотрудничали с ними на конфиденциальной основе. Очевидно, что сведения о данной категории лиц также нуждаются в правовой защите.

Представляется, что противоречие между нормами указанных законов оказывает негативное воздействие на деятельность правоприменителя. В этой связи ч. 5 ст. 5, ч. 1 ст. 12, ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД целесообразно дополнить после слова «оказывающих» словом «или оказывавших». В пользу данного предложения можно высказать и такой довод. В ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД законодатель говорит о «лицах, оказывающих или оказывавших» содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе.

Как отмечалось выше, в ч. 5 ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 12, ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД законодатель использует словосочетание «лица, внедренные в организованные преступные группы». Такой подход представляется не совсем правильным. Представляется, что правовая защита должна распространяться на лиц, которые ранее являлись субъектами оперативного внедрения. С учетом сказанного, предлагаем указанные нормы после слова «внедренных» дополнить словами «или внедрявшихся». Принятие такой поправки также обеспечило бы повышение эффективности правовой защиты сведений о субъектах оперативного внедрения.

Принципиальное значение имеет положение ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД о том, что предание гласности сведений о конфидентах, допускается только при наличии определенных законодателем условий. Ими являются: а) согласие такого лица, изложенное в письменной форме, и б) наличие конкретного указания об этом в федеральных законах. В частности, такой случай предусмотрен ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД. В данной норме закреплено, что представление соответствующему прокурору сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам, а также о субъектах оперативного внедрения допускается только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

При буквальном толковании этой нормы следует, что письменное согласие конфидента не требуется в случае его привлечения к уголовной ответственности, вне зависимости от того, при каких обстоятельствах им совершено преступление. Такой подход представляется не вполне приемлемым, так как не соответствует требованиям конспирации и защиты сведений о конфидентах. Конфиденты могут совершать преступления вне связи с их участием в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (например, совершить неосторожное преступление, связанное с нарушением правил дорожного движения (ст. 264 УК РФ).

Представляются, что при совершении таких и других подобных преступлений вряд ли есть необходимость представлять прокурору сведения о перечисленных лицах без их согласия. Очевидно, что эти деяния не имеют прямого отношения к ОРД и выходят за рамки предмета прокурорского надзора за ОРД, установленного ст. 29 Федерального закона о прокуратуре [5].

Учитывая вышеизложенное, предлагаем следующую редакцию ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД: «Сведения о лицах, внедренных или внедрявшихся в преступную среду, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности в связи с их участием в оперативно-розыскной деятельности» (курсивом выделены предлагаемые изменения). Как представляется, предлагаемые изменения внесли бы большую ясность в изложение анализируемого нормативно-правового материала.

При расследовании и судебном разбирательстве уголовного дела о преступлении, совершенном лицом при оказании негласного содействия оперативно-розыскным органам, обстоятельства конфиденциального сотрудничества могут быть отражены в материалах дела и использованы в установленном законом порядке. Однако и в этой ситуации круг осведомленных об участии лица в оперативно-розыскной деятельности будет ограничен. Поскольку в уголовном деле будут содержаться сведения, составляющие государственную тайну, постольку оно должно быть рассмотрено в закрытом судебном заседании (под. 1 п. 2 ст. 241 УПК РФ). При этом следует отметить, что уголовно наказуемым деянием является разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия следователя (дознавателя) в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Библиогра фия:

1. Маслов А.А. К вопросу о содействии граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и сотрудничестве с ними на конфиденциальной основе // Научный портал МВД России. 2014. № 2 (26). С. 43-48.

2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Научно-практический комментарий / комментарий / Под ред. проф. А.Е.Чечетина. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России. 2022.

4. Федеральный закон от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 04.08.2022) «О государственной тайне» // СПС КонсультантПлюс.

5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

References:

1. Maslov A.A. On the issue of assistance of citizens to bodies carrying out operational investigative activities and cooperation with them on a confidential basis // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 2 (26). pp. 43-48.

2. Federal Law No. 144-FZ of 12.08.1995 (ed. dated 01.04.2022) "On operational investigative activities" // SPS ConsultantPlus.

3. Federal Law "On Operational Investigative Activities": Scientific and practical commentary / comment / Ed. prof. A.E.Chechetina. Barnaul: Barnaul Jurid. in-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022.

4. Federal Law No. 5485-1 of 21.07.1993 (ed. of 04.08.2022) "On State secrets" // SPS ConsultantPlus.

5. Federal Law No. 2202-1 of 17.01.1992 (ed. of 01.07.2021) "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" // SPS ConsultantPlus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.