Научная статья на тему 'О понятии и классификации правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности'

О понятии и классификации правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1986
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / оперативнорозыскные мероприятия / принцип конспирации / правила конспирации / конфиденты. / operational-search activities / operational-search measures / the principle of conspiracy / the rules of conspiracy / confidents.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вадим Фанилевич Габзалилов, Евгений Викторович Кузнецов, Виктор Николаевич Омелин

В статье на основе анализа Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» инаучной литературы рассматривается актуальность правовой регламентации принципа конспирации, а также его понятие в теории оперативно-розыскной деятельности. Затронуто значение данного принципа для деятельности органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, в решении задач по обеспечению возможности предотвращения ираскрытия наиболее опасных преступлений, совершаемых тайно, замаскированными способами, в особенности подготавливаемых и совершаемых участниками организованных групп ипреступных сообществ, атакже незаконными вооруженными формированиями. Особое внимание уделяется классификации правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF THE RULES OF CONSPIRATION IN OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

The authors deal with the analysis of the Police Operations Act and scientific literature. The article discusses the relevance of legal regulation of the principle of conspiracy, as well as its concept in the theory of operativesearch activity. The importance of this principle for activities of the internal affairs bodies engaged in operational-search activities in solving problems of ensuring the possibility of preventing and solving the most dangerous crimes committed in secret, in disguised ways, especially those prepared and committed by participants in organized groups and criminal communities, as well as illegal armed groups, is touched. Particular attention is paid to the classification of the rules of conspiracy in the operational-search activities.

Текст научной работы на тему «О понятии и классификации правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности»

УДК 343.985(470)

DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10025 Вадим Фанилевич Габзалилов,

заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук; Евгений Викторович Кузнецов, заместитель начальника кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники в ОВД Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат юридических наук, доцент; Виктор Николаевич Омелин, главный научный сотрудник

Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

О ПОНЯТИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВИЛ КОНСПИРАЦИИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье на основе анализа Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и научной литературы рассматривается актуальность правовой регламентации принципа конспирации, а также его понятие в теории оперативно-розыскной деятельности. Затронуто значение данного принципа для деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в решении задач по обеспечению возможности предотвращения и раскрытия наиболее опасных преступлений, совершаемых тайно, замаскированными способами, в особенности подготавливаемых и совершаемых участниками организованных групп и преступных сообществ, а также незаконными вооруженными формированиями. Особое внимание уделяется классификации правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, принцип конспирации, правила конспирации, конфиденты.

Vadim Fanilevich Gabzalilov,

Deputy Head of the Department

of Investigative activities of the Internal Affairs Bodies

of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia,

Candidate of Law;

Evgeniy Victorovich Kuznetsov,

Deputy Head of the Department

of Investigative activities and special technology

of the Internal Affairs Bodies

of the East Siberian Institute of the MIA of Russia,

Candidate of Law, Associate Professor;

Victor Nikolaevich Omelin,

Chief researcher of the Research

Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Doctor of Law, Professor

ABOUT THE CONCEPT AND CLASSIFICATION OF THE RULES OF CONSPIRATION IN OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

Abstract. The authors deal with the analysis of the Police Operations Act and scientific literature. The article discusses the relevance of legal regulation of the principle of conspiracy, as well as its concept in the theory of operative-search activity. The importance of this principle for activities of the internal affairs bodies engaged in operational-search activities in solving problems of ensuring the possibility of preventing and solving the most dangerous crimes committed in secret, in disguised ways, especially those prepared and committed by participants in organized groups and criminal communities, as well as illegal armed groups, is touched. Particular attention is paid to the classification of the rules of conspiracy in the operational-search activities.

Keywords: operational-search activities, operational-search measures, the principle of conspiracy, the rules of conspiracy, confidents.

Важнейшим специальным принципом оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), отражающим ее специфический разведывательный характер, является принцип конспирации, закрепленный в ст. 3 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД).

В теории ОРД данному принципу уделяют пристальное внимание многие исследователи, т. к. без соблюдения конспирации сотрудники оперативных подразделений не смогли бы успешно решать многие задачи по противодействию преступности [1].

Большинство ученых признают, что принцип конспирации в ОРД заключается в использовании правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от посторонних лиц сведения об организации, тактике, формах и методах, силах и средствах ОРД, а также действия правоохранительных органов по разоблачению преступников [2, с. 31]. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от объектов оперативной заинтересованности, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих, в том числе с использованием конфиденциального содействия отдельных лиц оперативным подразделениям.

Объективная необходимость конспирации в ОРД обусловливается качественным изменением преступных проявлений в современных условиях:

организованный характер преступлений; вооруженность и техническая оснащенность участников организованных преступных групп и сообществ; усиление противодействия правоохранительным органам лицами, совершающими преступления [3].

Названные качественные характеристики современной преступности обусловливают необходимость принятия правоохранительными органами адекватных мер, позволяющих своевременно проникать в замыслы преступников и получать значимую оперативную информацию об их противоправной деятельности. Соблюдение конспирации в ОРД обеспечивает возможность предотвращения и раскрытия наиболее опасных преступлений, совершаемых тайно, замаскированными способами, в особенности подготавливаемых и совершаемых участниками организованных групп и преступных сообществ, а также незаконными вооруженными формированиями. Конспиративность действий оперативно-розыскных органов позволяет не допустить необоснованной или преждевременной компрометации объектов оперативной заинтересованности, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью проверки полученной информации. Соблюдение конспирации в процессе ОРД является обязательным условием конфиденциального содействия граждан оперативно-розыскным органам, обеспечивающим не только их эффективность, при выполнении специальных заданий, но и личную безопасность. При этом рассматриваемый принцип является гарантией реализации установленных законодателем прав конфидентов (ст. ст. 17 и 18 ФЗ об ОРД).

Следует обратить внимание, что элементы сохранения тайны в определенной мере присущи и предварительному расследованию. Например, согласно ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в целях обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля допускается не приводить данные об их личности. Однако, если допустимость неразглашения упомянутых данных — это одна из процессуальных мер обеспечения безопасности участников уголовного процесса, то для ОРД конспирация — важнейший отраслевой принцип, отличающий ОРД от уголовно-процессуальной деятельности.

Принцип конспирации раскрывается в ряде норм ФЗ об ОРД и других нормативных правовых актах. Согласно ст. 12 ФЗ об ОРД, ст. 5 закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне», государственную тайну в области ОРД составляют сведения:

— о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности защищаемых лиц, данные о финансировании этой деятельности;

— о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы;

— о штатных негласных сотрудниках оперативно-розыскных органов.

Конспиративность при решении задач ОРД должна соблюдаться судебными органами (ч. 8 ст. 9 ФЗ об ОРД), которые обязаны создавать условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в оперативно-служебных документах, касающихся оснований для проведения правоогра-ничительных оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ).

Уполномоченные прокуроры в порядке прокурорского надзора за ОРД также должны обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представленных им документах и материалах (ч. 4 ст. 21 ФЗ об ОРД).

В ФЗ об ОРД словосочетание «правила конспирации» используется законодателем в п. 5 ст. 14, устанавливающим обязанности оперативно-розыскных органов. Детальнее правила конспирации в ОРД содержатся в закрытых межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов (МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФСИН России, СВР России, ФТС России), регламентирующих организацию и тактику ОРД).

Несмотря на использование термина «конспирация» в законодательных и подзаконных нормативных правовых актах, ни в одном из них не раскрыто это понятие. По нашему мнению, его можно сформулировать следующим образом: правила конспирации — это выработанные оперативно-розыскной практикой правила, соблюдение которых оперативным подразделения органов, уполномоченных на осуществление ОРД, может обеспечить сохранение в тайне от посторонних лиц содержание проводимых ими оперативно-розыскных мероприятий и иных оперативных действий.

В юридической литературе, посвященной конспирации в ОРД, не раз обращалось внимание на необходимость классификации правил конспирации. Последнее является важным условием для научных разработок теоретических и прикладных аспектов соблюдения конспирации в ОРД. В оперативно-розыскной теории учеными приводятся различные классификации правил конспирации [4, с. 33—39], многие из которых небесспорны, в связи с чем изложим собственную позицию относительно классификации правил конспирации.

Основными содержательными элементами ОРД являются организация и тактика эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью [5, с. 15—17; 6; 7, с. 20—25]. Взяв за основу это положение, полагаем, что правила конспирации в ОРД можно разделить на следующие классификационные группы:

1) правила конспирации, относящиеся к организации ОРД, включающие:

— допуск к ОРД в специально установленном для этого порядке и в установленных пределах сотрудников оперативных подразделений;

— оформление подготовки и результатов проведения ОРМ оперативно-служебными документами, имеющими специальный гриф секретности;

— установление специального порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации;

— систематизация материалов, полученных в процессе ОРД, в специальных банках данных, делах оперативного учета, картотеках, иных носителях оперативно значимой информации, ведение их по правилам секретного делопроизводства;

— установление порядка функционирования информационных, статистических, финансовых и иных подразделений, обеспечивающих ОРД оперативных подразделений и исключающих утечку информации;

— установление порядка привлечения к проведению ОРМ сотрудников неоперативных служб правоохранительных органов, а также отдельных лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе оперативным подразделениям при решении задач ОРД;

— ограничение на представление сведений объектам оперативной заинтересованности о полученной о них информации;

— установление порядка предоставления судье оперативно-служебных документов, содержащих информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано реабилитированному лицу, в пределах соблюдения требований конспирации (ч. 4 ст. 5 ФЗ об ОРД);

— установление порядка рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну в области ОРД (ч. 1 ст. 12 ФЗ об ОРД);

— установление порядка предания гласности сведений о субъектах оперативного внедрения в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, а также о конфидентах (ч. 2 ст. 12 ФЗ об ОРД);

— вменение в обязанность оперативно-розыскных органов соблюдать правила конспирации при проведении ОРМ (п. 5 ст. 14 ФЗ об ОРД);

— право на создание фиктивных предприятий и организаций (п. 5 ст. 15 ФЗ об ОРД);

— установление порядка предоставления уполномоченным прокурорам сведений о субъектах оперативного внедрения в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, а также о конфидентах (ч. 3 ст. 21ФЗ об ОРД);

— автономное планирование ОРД территориальными органами, уполномоченными на осуществление ОРД, включая планирование ОРМ по делам оперативного учета, ограничение доступа сотрудников иных служб к этим документам;

— обмен оперативно-розыскной информацией между заинтересованными оперативными подразделениями правоохранительных органов в порядке, установленном секретным делопроизводством;

— осуществление ведомственного контроля за ОРД, законностью организации и проведении ОРМ исключительно на основе положений оперативно-розыскного законодательства и ведомственных нормативных правовых актов оперативно-розыскных органов;

— иные организационные меры, обеспечивающие конспирацию

в ОРД;

2) правила конспирации, относящиеся к тактике ОРД, включающие:

— зашифровку гласно проводимых ОРМ;

— тщательную маскировку применяемых при проведении ОРМ технических средств;

— использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе (п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

— сохранение в тайне ОРМ, проводимых с участием граждан, содействующих оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе, а также оперативных контактов с этими гражданами;

— дезинформирование объектов ОРД о проводимых в их отношении ОРМ [8];

— предохранение оперативных сотрудников и лиц, оказывающих им содействие при проведении ОРМ, от неправомерного привлечения к уголовной ответственности [8; 9 с. 46—50];

— иные мероприятия тактического характера, обеспечивающие конспирацию в ОРД;

3) частные правила конспирации, являющиеся творчеством и инициативой оперативных сотрудников правоохранительных органов [4; с. 38—39].

При применении частных правил конспирации учитывается комплекс разносторонней информации: индивидуальные особенности объектов ОРД, попадающих в поле зрения оперативных подразделений; уровень профессиональных знаний, навыков оперативных сотрудников и лиц, содействующих оперативным подразделениям на конфиденциальной основе; противодействие ОРД со стороны объектов ОРД и др.

К частным правилам конспирации можно отнести: условные сигналы; особые акты поведения (например, зашифровка (маскировка) поведения и действий конфидентов в преступной среде); использование определенных знаков, специфическое расположение предметов при возникновении конкретной ситуации; ограничения посещения конфидентами каких-либо объектов или общественных мест и др. С учетом изложенных выше положений можно сделать следующие выводы.

Во-первых, рассмотренные правила конспирации не носят исчерпывающий характер и могут быть дополнены иными установлениями и приемами,

соблюдая которые, оперативные подразделения обеспечивают сохранение в тайне от посторонних лиц содержание проводимых ими оперативно-розыскных мероприятий и иных законных оперативных действий.

Во-вторых, предложенная классификация правил конспирации в ОРД носит открытый характер, поскольку всегда может быть дополнена новыми группами, более дробные дифференциациями указанных правил.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ахрамович А. П. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ...канд. юрид. наук / А. П. Ахрамович. — М., 1997. — 26 с.

2. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 690 с.

3. Меркурьев В. В. Организованное сопротивление борьбе с преступностью: моногр. / В. В. Меркурьев. — М.: Юрлитинформ, 2013. — 486 с.

4. Павличенко Н. В. Конспирация в оперативно-розыскной деятельности: вопросы теории: препринт / Н. В. Павличенко. — М.: Изд. дом Шумиловой И. И., 2008. — 47 с.

5. Нагиленко Б. Я., Нагиленко А. Б. Теоретическая основа организации оперативно-розыскной деятельности / Б. Я. Нагиленко, А. Б. Нагиленко // Оперативник (сыщик). — 2006. — № 2 (7). — С. 15—17.

6. Понятие оперативно-розыскной деятельности: содержание, организация и правовое регулирование: курс лек. / под ред. Б. Я. Нагиленко. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2012. — 176 с.

7. Лобзов К. М. К вопросу о содержании понятия «оперативно-розыскная тактика» в теории и практике оперативно-розыскной деятельности (опыт теоретико-методологического анализа) / К. М. Лобзов // Оперативник (сыщик). — 2016. — № 4 (49). — С. 20—25.

8. Шкабин Г. С. Уголовно-правовой институт крайней необходимости в деятельности органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Г. С. Шкабин. — М., 2004. — 23 с.

9. Ширванов А. А. Правовая защита сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лиц, оказывающих им содействие / А. А. Ширванов // Научный портал МВД России. — 2016. — № 1 (33). — С. 46—50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.