Научная статья на тему 'Некоторые вопросы обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность'

Некоторые вопросы обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / оперативно-розыскные мероприятия / субъекты оперативного внедрения / конфиденты / operational search activity / operational search activities / subjects of operational implementation / confidants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Николаевич Омелин

В статье проведен анализ правовых аспектов обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Обосновываются предложения о внесении изменений в отдельные статьи Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виктор Николаевич Омелин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of ensuring the security of persons providing confidential assistance to the bodies carrying out the operational search activity

The article analyzes the legal aspects of ensuring the security of persons providing confidential assistance to bodies engaged in operational investigative activities. The proposals on amendments to certain articles of the Federal Law «On Operational Investigative Activities» are substantiated.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность»

Закон и право. 2022. № 1. С. 188-190. Law and legislation. 2022;(1):188-190.

Научная статья УДК 343.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-188-190

NIION: 1997-0063-1/22-044 MOSURED: 77/27-001-2022-1-244

Некоторые вопросы обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Виктор Николаевич Омелин

ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия, v.omelin@mail.ru

Аннотация. В статье проведен анализ правовых аспектов обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Обосновываются предложения о внесении изменений в отдельные статьи Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, субъекты оперативного внедрения, конфиденты.

Для цитирования: Омелин В.Н. Некоторые вопросы обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность // Закон и право. 2022. № 1. С. 188—190. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-188-190.

Original article

Some issues of ensuring the security of persons providing confidential assistance to the bodies carrying out the operational search activity

Victor N. Omelin

FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Moscow, Russia, v.omelin@mail.ru

Abstract. The article analyzes the legal aspects of ensuring the security of persons providing confidential assistance to bodies engaged in operational investigative activities. The proposals on amendments to certain articles of the Federal Law «On Operational Investigative Activities» are substantiated

Keywords: operational search activity, operational search activities, subjects of operational implementation, confidants..

For citation: Omelin V.N. Some issues of ensuring the security of persons providing confidential assistance to the bodies carrying out the operational search activity // Law and legislation. 2022;(1):188—190. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-188-190.

Совершенствование Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельнос-'^»«'•ти» (далее — Закон об ОРД) [1] путем внесения в него конструктивных изменений и постатейных дополнений — закономерный и неизбежный процесс, который стимулируется как все более возрастающим вниманием ученых и

© Омелин В.Н. М., 2022.

практиков к законодательному регулированию ОРД, так и острой востребованностью более четких и точных законодательных формулировок в интересах развития правовой основы ОРД.

Пунктом 6 ст. 14 Закона об ОРД на органы, осуществляющие ОРД, возложена обязанность содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества как своих сотрудников, так и лиц, оказывающих со-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

действие указанным органам, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Обеспечение безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, является одной из основных проблем ОРД. В литературе, не без оснований, отмечается значимость повышения эффективности обеспечения безопасности указанных лиц [3, с. 150—155]. Чем выше степень такой безопасности, тем большую заинтересованность они проявляют при оказании конфиденциального содействия оперативно-розыскным органам при решении задач ОРД.

Анализ многочисленных трактовок междисциплинарного термина «безопасность» позволяет определить его как защищенность или состояние защищенности; как отсутствие опасности. В литературе под безопасностью личности понимается система внутренних и внешних условий юридического, политического, экономического, социального и иного характера, предотвращающих угрозу неопределенному кругу лиц, в целях защиты их жизни и здоровья, прав и свобод, чести и достоинства, неприкосновенности [2, с. 8]. С данным мнением можно согласиться.

Одним из средств обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, выступает зашифровка такого содействия, т.е. сохранение в тайне от посторонних принадлежности указанных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий. Практика знает немало примеров, когда расшифровка конфидентов приводила к насильственным и иным противоправным посягательствам в отношении указанных лиц.

Рассмотрим отдельные предписания Закона об ОРД через призму обеспечения зашифровки конфиденциального содействия лиц органам, осуществляющим ОРД.

В части 1 ст. 12 Закона об ОРД законодатель установил, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, а также о лицах, оказывающих оперативно-розыскным органам содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Следует отметить, что в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами субъектами оперативного внедрения могут

выступать конфиденты. При этом полагаем, что к сведениям, составляющим государственную тайну, следует отнести не только сведения о лицах, внедренных в организованные группы, но и о внедрявшихся в организованные преступные группы.

Одновременно полагаем целесообразным дополнить данную норму после слова «оказывающих» словами «или оказывавших». В пользу данного предложения можно высказать и такой довод.

В части 2 ст. 12 Закона об ОРД законодатель говорит о лицах, как оказывающих, так или оказывавших содействие на конфиденциальной основе.

В то же время представляется неудачно сформулированным в частях 1 и 2 ст. 12 Закон об ОРД словосочетание «сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы».

Термин «организованные преступные группы» не охватывает иные возможные объекты оперативного внедрения. Например, в зависимости от конкретной ситуации объектами оперативного внедрения могут быть преступные сообщества (преступные организации), экстремистские сообщества (организации), террористические организации, незаконные вооруженные формирования; лица, в отношении которых имеются сведения о подготавливаемых, совершаемых или совершенных ими преступлениях и проч. Поэтому более плодотворным представляется использовать в частях 1 и 2 ст. 12 словосочетание «преступная среда» как обобщающее понятие, включающее различные виды объектов оперативного внедрения.

Далее, обратимся к нормам ст. 21 Закона об ОРД, посвященной прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью.

Часть 3 ст. 21 предусматривает предписание, согласно которому сведения о штатных негласных сотрудниках, лицах, оказывающих конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам, а также о субъектах оперативного внедрения представляются прокурору только с их письменного согласия, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Если следовать законодательной формуле, закрепленной в ч. 3 ст. 21, то сведения об указанных лицах представляются уполномоченному прокурору без их согласия во всех случаях привлечения к уголовной ответственности, вне зависимости от того, при каких обстоятельствах совершено преступление.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2022

Такой подход представляется нам не вполне приемлемым, поскольку не соответствует требованиям конспирации и защиты сведений о конфидентах. Особенно это актуально, если указанные лица совершают преступления вне связи с подготовкой или проведением оперативно-розыскных мероприятий (например, совершают неосторожное преступление, связанное с нарушением Правил дорожного движения — ст. 264 УК РФ).

Представляется, что при совершении таких и других подобных преступлений вряд ли есть необходимость представлять прокурору сведения о перечисленных лицах без их согласия. Очевидно, что эти деяния не имеют прямого отношения к ОРД и выходят за рамки предмета прокурорского надзора за ОРД.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем следующую редакцию ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД:

«Сведения о лицах, внедренных или внедрявшихся в преступную среду, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности в связи с их участием в оперативно-розыскной деятельности» (курсивом выделены предлагаемые изменения).

Список источников

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // https://base.garant.ru/ 10104229/

2. Прудников А. С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.: ЮИ МВД России, 1999.

3. Томилин С.М., Шокин С.Е. Некоторые конституционные и уголовно-процессуальные возможности обеспечения безопасности лиц, оказывающих конфиденциальное содействие органам — субъектам оперативно-розыскной деятельности / / Вестник Владимирского юрид. инта ФСИН России. 2020. № 4 (57). С. 150—155.

References

1. Federal Law «On operational search activities» of 12.08.1995 № 144-FZ (as amended on 30.12.2020) // https://base.garant.ru/10104229/

2. Prudnikov A.S. Personal security and its provision by the internal affairs bodies (theoretical and legal research): Abstract dis. ... doct. jurid. sciences. M.: YI Ministry of internal affairs of Russia. 1999.

3. Tomilin S.M., Shokin S.E. Some constitutional and criminal procedural opportunities for ensuring the security of persons providing confidential assistance to bodies — subjects of operational-search activity / / Bulletin of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2020. № 4 (57). Pp. 150—155.

Информация об авторе

Омелин В.Н. — доктор юридических наук, профессор

Information about the author

Omelin V.N. — doctor of law, professor

Статья поступила в редакцию 06.1 0.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.

The article was submitted 06.10.2021; approved after re viewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.