Научная статья на тему 'Принцип интеграции при организации юбилея писателя в школе'

Принцип интеграции при организации юбилея писателя в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ КЛАССНО-УРОЧНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ / INTEGRATION OF SCHOOL AND OUT-OF-CLASS WORK / ЮБИЛЕЙ ПИСАТЕЛЯ / THE WRITER''S ANNIVERSARY / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ / INTEGRATED LESSONS / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / AN ORGANIZATIONAL MODEL / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / BACKBONE FACTOR / ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / LITERARY STUDY OF LOCAL LORE / МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА / MULTIDIMENSIONALITY OF CREATIVITY / ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ / AN INTEGRATIVE CULTUROLOGICAL COMMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Болдырева Елена Михайловна

В статье предлагается система работы по организации юбилея писателя в школе, когда системообразующим фактором, интегратором программы становится личность и творчество писателя как сложный и многоаспектный феномен. Программа не ограничивается проведением одного урока, посвященного юбилею писателя, а представляет собой целостную систему, интегрирующую разные аспекты образовательного процесса, такие как актуализация межпредметных связей (интегрированные уроки), интеграция классно-урочной и внеклассной работы и, наконец, переход от отдельных знаний, умений и навыков к сложной системе компетенций в рамках обобщающих уроков литературы, что способствует всестороннему, целостному осмыслению творчества писателя уникального явления в отечественной литературе и значимой страницы того или иного «регионального текста» русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principle of Integration in Organization of the Writer’s Anniversary at School

In the article the system of work on organization of the writer’s anniversary at school is offered, when the personality and works of the writer as a difficult and multidimensional phenomenon becomes a backbone factor, a programme integrator. The programme is not limited to carrying out one lesson devoted to the writer's anniversary, and it represents the complete system integrating different aspects of the educational process: updating of intersubject communications (the integrated lessons), integration of school and out-ofclass work and, at last, transition from separate knowledge, skills to the difficult system of competences within the generalizing lessons on Literature, and it promotes comprehensive, complete understanding of the writer’s works the unique phenomenon in Russian literature and the significant page of this or that «regional text» of the Russian culture.

Текст научной работы на тему «Принцип интеграции при организации юбилея писателя в школе»

УДК 37.02

Е. М. Болдырева

Принцип интеграции при организации юбилея писателя в школе

В статье предлагается система работы по организации юбилея писателя в школе, когда системообразующим фактором, интегратором программы становится личность и творчество писателя как сложный и многоаспектный феномен. Программа не ограничивается проведением одного урока, посвященного юбилею писателя, а представляет собой целостную систему, интегрирующую разные аспекты образовательного процесса, такие как актуализация межпредметных связей (интегрированные уроки), интеграция классно-урочной и внеклассной работы и, наконец, переход от отдельных знаний, умений и навыков к сложной системе компетенций в рамках обобщающих уроков литературы, что способствует всестороннему, целостному осмыслению творчества писателя - уникального явления в отечественной литературе и значимой страницы того или иного «регионального текста» русской культуры.

Ключевые слова: интеграция классно-урочной и внеклассной работы, юбилей писателя, интегрированные уроки, организационная модель, системообразующий фактор, литературное краеведение, многоаспектность творчества, интегративный культурологический комментарий.

E. M. Boldyreva

The Principle of Integration in Organization of the Writer's Anniversary at School

In the article the system of work on organization of the writer's anniversary at school is offered, when the personality and works of the writer as a difficult and multidimensional phenomenon becomes a backbone factor, a programme integrator. The programme is not limited to carrying out one lesson devoted to the writer's anniversary, and it represents the complete system integrating different aspects of the educational process: updating of intersubject communications (the integrated lessons), integration of school and out-of-class work and, at last, transition from separate knowledge, skills to the difficult system of competences within the generalizing lessons on Literature, and it promotes comprehensive, complete understanding of the writer's works - the unique phenomenon in Russian literature and the significant page of this or that «regional text» of the Russian culture.

Keywords: integration of school and out-of-class work, the writer's anniversary, the integrated lessons, an organizational model, a backbone factor, literary study of local lore, multidimensionality of creativity, an integrative culturological comment.

В современной ситуации очевидного падения интереса школьников к предметам художественно-эстетического цикла, особенно к русской литературе, одним из действенных способов возрождения этого интереса становятся значимые исторические юбилеи, в частности юбилеи писателей. Безусловно, в особой ситуации оказываются те регионы, с которыми связано творчество этих писателей, поскольку в данном случае комплекс юбилейных мероприятий становится не просто формальным набором традиционных акций, но и затрагивает важнейшие аспекты литературного краеведения и в целом способствует формированию у подрастающего поколения чувства гордости за свою «малую родину» и органического неразрывного единства со своим родным краем, подарившим отечественной и мировой культуре этот блестящий талант. Подобных юбилеев было и будет множество: 2011 г. - 190 лет со дня рождения Н. Некрасова (Ярославль), 2012 г. - 200 лет со дня рождения И. Гончарова (Симбирск), 2013 г. - 190 лет со дня рождения

А. Островского (Москва - Замоскворечье, Кострома - Щелыково), 2014 г. - юбилеи Пушкина, Лермонтова и Гоголя, 2015 г. - 155 лет со дня рождения А. Чехова. 270 лет со дня рождения Д. Фонвизина, 120 лет со дня рождения С. Есенина, 135 лет со дня рождения А. Блока, 195 лет со дня рождения А. Фета и др. Именно поэтому важнейшей задачей тех регионов, которые явились родиной «юбиляров» или с которыми связаны значимые этапы их творческой биографии, становится реализация в общеобразовательных учреждениях программы празднования этих событий.

Безусловно, подобного рода программы должны основываться на принципе интеграции -одном из основополагающих в современном образовании и выводящем образовательные и воспитательные процессы на новый уровень. Системообразующим фактором, интегратором программы, становится личность и творчество писателя как сложный и многоаспектный феномен. Программа не ограничивается проведением од-

© Болдырева Е. М., 2015

ного урока, посвященного юбилею писателя, а представляет собой целостную систему, интегрирующую разные аспекты образовательного процесса: актуализация межпредметных связей (интегрированные уроки), интеграция классно-урочной и внеклассной работы и, наконец, переход от отдельных знаний, умений и навыков к сложной системе компетенций в рамках обобщающих уроков литературы, что способствует всестороннему, целостному осмыслению творчества писателя - уникального явления в отечественной литературе и значимой страницы того или иного «регионального текста» русской культуры (возможное рабочее название подобной программы - «Миры... (Николая Некрасова, Александра Островского, Николая Гоголя и т. д.)». Именно поэтому целесообразно проведение в средних общеобразовательных школах недели, посвященной юбилею писателя, в течение которой реализуется система мероприятий. Ниже мы приведем краткое описание комплекса подобных мероприятий, иллюстрируя некоторые аспекты примерами из творчества Н. Некрасова, которое является важной составляющей «ярославского литературного текста».

Общешкольные проекты, осуществляемые в течение недели в системе внеклассной работы и требующие предварительной подготовки:

— Организация в школьной библиотеке выставки книг писателя и о нем.

— Проведение литературного вечера, посвященного жизни и творчеству писателя (например, «Женские образы в поэзии Некрасова», «Подвиг любви бескорыстной: «Русские женщины» Н. Некрасова» и др.).

— Организация экскурсий учащихся по местам, связанным с важными этапами творческой деятельности писателя в регионе.

— Проведение общешкольного конкурса знатоков творчества писателя.

— Организация творческого проекта - конкурса на лучшую электронную презентацию «Экскурсия по некрасовским (гоголевским, пушкинским и т. д.) местам . области».

— Организация творческого проекта - конкурса чтецов стихотворений (или прозаических отрывков) писателя.

— Организация творческого проекта - конкурса иллюстраций к произведениям писателя.

— Организация творческого проекта - поэтического конкурса по разным номинациям (вари-

анты номинаций для работ участников старшего школьного возраста: «Я лиру посвятил народу своему», «Неразделимые и Муза, и Любовь», «О, сколько есть душой свободных сынов у родины моей!», «Люби, покуда любится, прощай, пока прощается», «Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор», «О Волга! Колыбель моя.», для работ участников младшего школьного возраста: «Стихи о весне» - «Идет-гудет Зеленый шум, Зеленый Шум, весенний шум!», «Стихи об осени» - «На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок, и струей холодной острой набегает ветерок», «Стихи о зиме» -«...Мороз-воевода дозором обходит владенья свои...» и др.).

Учебно-практическая конференция, посвященная творчеству писателя, предполагает подготовку учащимися научных докладов под руководством учителей-словесников (вот примеры подобных тем по отношению к творчеству Н. Некрасова: «Образ молодого современника в творчестве Н. А. Некрасова», «Загадка русского мужика в поэме «Кому на Руси жить хорошо», «Праведники и грешники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Образ Музы в творчестве Пушкина и Некрасова: традиция и новаторство в понимании сущности поэтического творчества», «Концепция любви в лирике Некрасова и Тютчева («денисьевский» и «панаевский» циклы), «Литература была за Некрасовым как за каменной стеной» (собирательская, издательская, журналистская деятельность Н. А. Некрасова)», «Волга в жизни и поэзии Н. А. Некрасова», «Художественная концепция детства в творчестве Н. Некрасова («Дед Мазай и зайцы», «Школьник», «Песня Ере-мушке», «Крестьянские дети» и др.)», «Некрасовская традиция в современной лирике (Н. Тряпки-на, В. Шаламова, А. Вознесенского и др.)

Проведение интегрированных уроков по творчеству писателя:

«Музыка в творчестве писателя» (прослеживание взаимосвязи двух искусств: литературного и музыкального, рассмотрение музыкальности стихотворений писателя, многократного обращения композиторов к его творческому наследию, например, при организации юбилея Некрасова возможно использование произведений Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича, обращающихся к таким стихотворениям, как «Тройка» (12 произведений), «Несжатая полоса» (11), «Зеленый шум» (10), «Внимая ужасам войны» (8), «Душно! Без счастья и воли» (7), «Калистрат» (6); поэмам

«Кому на Руси жить хорошо» (25), «Коробейники» (15) и др., анализ связи некрасовских стихотворений с жанром песни: «Песня Еремушке», «Песня о труде», «Колыбельная песня», «Песня преступников»; сопоставление инструментального исполнения или аудиозаписи романса «Что ты жадно глядишь на дорогу.» и стихотворения «Тройка», анализ песни на слова Н. Некрасова «Коробейники» и др.

— Уроки изобразительного искусства (работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями к различным произведениям писателя). Очевидны примеры подобного соотнесения в творчестве Н. Некрасова: Ф. А. Васильев «Деревня» - Н. А. Некрасов «В деревне», «Деревенские новости», «За городом», «Начало поэмы»: произведения сближает мотив покинутости, заброшенности как отражение крестьян-ско-деревенской доли, мотив дороги, когда путь через мостик предстает как выход в другой мир, раскрытие красоты в неприглядном, но родном, похожи и реалистические детали картины и стихов: две старушки, убогая избенка, развалившийся овин, стая ворон; И. М. Прянишников «Порожняки» - Н. А. Некрасов «Школьник»: в обоих произведениях очевидна смена акцентов в крестьянской проблематике: сельская беднота воспринимается не как предмет сострадания, а как положительный герой; трудный путь к знаниям - общий лейтмотив картины и стихотворения; оптимистичность звучания обоих произведений, несмотря на суровую реальность, совпадение деталей: книги, бедность одежды, сословная принадлежность, символика убегающей вдаль дороги, роль пейзажа в образном решении сюжета картины; А. К. Саврасов «Волга под Юрьевцем» - Н. А. Некрасов «На Волге»: анализ панорамы реки и ее роли в структуре композиции, места бурлаков в пространственном решении картины, переклички фрагментов картины с эпизодами стихотворения, противоречивости поэтического настроения; В. Г. Перов «Проводы покойника» - Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» и др.

— Уроки истории (рассмотрение своеобразия отражения в творчестве писателя-юбиляра исторических событий: так, в творчестве Некрасова отражено восстание декабристов - «Дедушка» и «Русские женщины», крепостное право - «Кому на Руси жить хорошо» и др.)

Проведение уроков литературы, посвященных юбилею писателя

Младшие классы: урок «Первая встреча с писателем», цель урока: дать учащимся младших классов первичную информацию о жизни и творчестве писателя и обобщить имеющиеся у них сведения о нем.

Средние классы: урок-КВН по творчеству писателя (например, «Некрасовский эрудици-он»). Возможные конкурсы в рамках подобного типа урока:

— Представление команд (команды заранее готовят названия и девизы, взятые из различных произведений писателя, например: «Русские женщины», девиз «Есть женщины в русских селеньях с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц...», «Сеятели», девиз: «Сейте разумное, доброе, вечное, сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ.»)

— Разминка. Каждая команда получает поочередно вопросы: из какого произведения писателя взяты следующие строки?

— Конкурс чтецов.

— Конкурс знатоков биографии писателя: проводится в форме интервью - пресс-конференции с писателем. Ученикам (по одному из команды) заранее предлагается основательно изучить жизнь и творчество писателя, ориентируясь на указанные преподавателем литературоведческие исследования, критические статьи, мемуары, поэтические сборники. Вопросы, предлагаемые для интервью ученикам, играющим роль поэта, могут затрагивать различные аспекты биографии, творческое кредо, отношения с современниками и т. д. Критерием оценки является как исчерпывающее знание учащимися тех или иных фактов личной жизни поэта, умение привлекать для ответа в качестве материала его произведения, так и способность смоделировать реакцию писателя с учетом особенностей его мировоззрения.

— Конкурс «Собери стихотворение». В двух конвертах находятся задания - разрезанные на отдельные слова строки стихотворений (или названий прозаических произведений) писателя. Их необходимо собрать и прочесть.

— Конкурс иллюстраций (домашнее задание). Каждая команда получает равноценное домашнее задание: на большом листе бумаги нарисовать иллюстрацию к произведению писателя. «Художники» защищают свои рисунки, оживляя сообщения выразительным чтением отрывков к иллюстрациям.

— Конкурс на лучшее исполнение песен на стихи поэта.

Старшие классы: урок-дискуссия «Писатель-юбиляр глазами современного читателя».

Для проведения дискуссии выбирается проблемный вопрос: например, он может быть таким: «Способна ли поэзия Некрасова согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то "вечное и прекрасное", что составляет суть истинного искусства?» Для направления деятельности можно конкретизировать вопрос в виде ряда тезисов «Есть мнение...»:

1. Есть мнение, что поэзия Н. А. Некрасова устарела, осталась в прошлом и не может вызвать интереса у сегодняшнего читателя.

2. Есть мнение, что Некрасов мечтал быть понятым народом и для этого снизил уровень своей поэзии. От этого не выиграл ни народ, ни поэзия.

3. Есть мнение, что Некрасов отказался от светлых сторон жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ?

4. Есть мнение, что Некрасов стал поэтом «мести и печали» и попытался соединить любовь и ненависть, его стихи переполнены злобой, а вместо любви выходит сентиментальность.

5. Есть мнение, что стихи Некрасова - это газетная поэзия, репортаж в стихах, поэтому их эстетическое достоинство весьма сомнительно.

Учащиеся заранее распределяются на две группы, занимающие позиции утверждения и отрицания, и формулируют три аргумента в пользу своей точки зрения. Преподаватель предлагает учащимся различные дидактические материалы для подготовки и ведения дискуссии (стихотворения Некрасова, фрагменты критических статей, высказывания современников и др.).

Основные темы творчества Некрасова и произведения, в которых они представлены:

— Тема Родины и народа («Размышления у парадного подъезда.», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В дороге», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...» и др.).

торые будут оценивать убедительность аргументации.

Структура дискуссии:

— постановка учителем проблемного вопроса,

— выступления представителей каждой команды (в максимально сжатой форме - формулировка и доказательство трех аргументов),

— выдвижение каждой командой контраргументов по отношению к каждому из доводов противников,

— ответы команд на контраргументы,

— высказывания учащихся в режиме свободного диалога,

— выступление экспертов, называющих группу, сумевшую предложить самую вескую систему аргументов и самые убедительные ответы,

— подведение учителем итогов дискуссии.

Урок-семинар «Путешествие по Вселенной писателя»

Урок проводится после изучения творчества писателя в рамках историко-литературного курса и ставит своей задачей обобщить и систематизировать знания старших школьников о его творчестве, осмыслить его творчество как «энциклопедию русской жизни», поскольку в нем затронуты все темы, которые в литературной традиции становились предметом эстетической рефлексии.

Подготовка к уроку: учащиеся делятся на группы, каждая из которых выбирает для себя определенную тему творчества писателя и тот тип деятельности, который она будет осуществлять, чтобы представить своеобразие реализации данной темы. Представители каждой группы готовят «тематические папки» (не менее 20 стихотворений) в виде таблицы:

— Тема поэта и назначения поэзии («Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Стихи мои, свидетели живые...», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт.» и др.).

— Тема матери («Внимая ужасам войны», «Мать», «Рыцарь на час»).

Кроме того, формируется группа экспертов, ко-

Тематика стихов Название стихотворения Цитата - афоризм

Поэт и поэзия «Поэт и гражданин» и др. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т. д.

Родина «Железная дорога» и др. «Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль исполненный сил?» и т. д.

— Тема природы («Перед дождем», «Тишина»; «Дед Мазай и зайцы», «На Волге», «Железная дорога», «Зеленый Шум»).

— Тема города («На улице», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вор» и др.)

— Тема истории («Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо» и др.)

— Тема детства («Школьник», «Крестьянские дети».

— Тема любви («Мы с тобой бестолковые люди.», «Я не люблю иронии твоей.», «Ты всегда хороша несравненно. » и др.)

— Тема идеала общественного деятеля и гражданственного служения («Памяти Добролюбова», «Памяти приятеля», «В. Г. Белинский», «Несчастные», «Сеятелям»).

Виды и формы деятельности учащихся:

— Презентация тематической папки (названий стихотворений и системы ключевых цитат-афоризмов).

— Электронная презентация.

— Выразительное чтение и комментарий стихотворений.

— Составление вопросов для анализа стихотворения и организация фрагмента беседы с классом.

— Сравнительный анализ произведений писателя с произведениями других писателей на данную тему (например, «Сеятель» Пушкина - «Се-

ятелям» Некрасова, «Перед дождем» Некрасова и Тютчева, «Элегия» Некрасова и Пушкина, «Муза» Некрасова и Фета, «Пророк» Некрасова, Пушкина и Лермонтова и др.).

— Разработка вопросов для конкурса знатоков данной темы и проведение минивикторины.

— Сопоставление стихотворений с репродукциями картин русских художников и иллюстрациями.

— Составление проблемных вопросов по данной теме и организация минидискуссии.

— Подборка цитат из критической литературы по данной теме.

— Составление «поэтического словаря» темы (поиски «ключевых» и «знаковых» слов в процессе словарно-фразеологической работы).

Таким образом, подобная система работы по организации юбилея писателя в школе позволит учащимся прийти к выводу о том, что творчество писателя - явление сложное и многогранное, в нем отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны человеческого существования вообще, и эта неоднородность, многогранность поэтического мира давали и дают возможность по-разному «прочитывать» как все его творчество в целом, так и почти каждое произведение в отдельности, позволяют выделить различные аспекты в их содержании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.