Научная статья на тему 'Критерии отбора текстов современных поэтов для изучения в школе'

Критерии отбора текстов современных поэтов для изучения в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1117
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОТБОРА ПРОИЗВЕДЕНИЙ / СОВРЕМЕННАЯ И "НОВЕЙШАЯ" ПОЭЗИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ / SELECTION CRITERIA FOR TEXTS / CONTEMPORARY AND "PRESENT-DAY" POETRY / A WAY OF TRAINING LITERATURE / HOME READING LESSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хафизова Энже Табрисовна

Изучение новейшей русской поэзии в школьном курсе одна из актуальных проблем современной методики преподавания литературы. Освоение современной поэзии важный и необходимый завершающий этап в литературном развитии учащихся. Однако реализация этого процесса осложнена рядом проблем, в частности, не определены критерии отбора текстов современных авторов. В статье предлагается один из вариантов решения этой проблемы. Выдвигаются такие критерии отбора текстов, как связь современного автора с классической литературной традицией; значимость предлагаемых произведений для определения основных тенденций развития современной поэзии, их актуальность и злободневность; соответствие ценностным ориентациям и поискам современного российского общества; учет интересов и возрастных особенностей развития учащихся. Выявление традиций в творчестве поэтов XXI века, во-первых, позволяет обратиться к этим авторам не только в рамках заключительной темы, обозначенной в ФГОС как «Литература последнего десятилетия», но гораздо раньше: после изучения лирики поэтов XIX и XX вв. в 9-11 классах; во-вторых, помогает подчеркнуть единство и целостность литературного процесса; в-третьих, позволяет активизировать читательскую деятельность учащихся, подключив их к разноуровневому диалогу: самих поэтов, поэтов и читателей, читателей друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection Criteria for Modern Poets’ Texts to Study at School

The study of contemporary Russian poetry in school is one of the urgent problems of modern methods of teaching literature. The comprehension of modern poetry is an important and necessary final stage in literary development of students. However, implementation of this process is complicated by a number of problems, in particular the criteria for texts choice of contemporary poetry are not defined. This article is devoted to the solution of this problem. The criteria are the following: the author's relationship with the contemporary classical literary tradition; the importance of the proposed works to identify the main trends in the development of modern poetry, their vitality and urgency; the accordance with the value guideline of the modern Russian society; interests and age characteristics of the students. The discovery of traditions in the poems of the XXI century, firstly, initiates the study of these authors not only at the final classes «Literature of the last decade», but much earlier: at home reading lessons in the 9-11 grades after studying lyric poets of the nineteenth and twentieth centuries, and secondly, it helps to emphasize the unity and integrity of the literary process; finally, it helps to improve students’ comprehension, they participate in various dialogues, the dialogue of the poets, the dialogue of the poets and readers, the dialogue of the readers with each other.

Текст научной работы на тему «Критерии отбора текстов современных поэтов для изучения в школе»

УДК 372.882

Э. Т. Хафизова

Критерии отбора текстов современных поэтов для изучения в школе

Изучение новейшей русской поэзии в школьном курсе - одна из актуальных проблем современной методики преподавания литературы. Освоение современной поэзии - важный и необходимый завершающий этап в литературном развитии учащихся. Однако реализация этого процесса осложнена рядом проблем, в частности, не определены критерии отбора текстов современных авторов. В статье предлагается один из вариантов решения этой проблемы. Выдвигаются такие критерии отбора текстов, как связь современного автора с классической литературной традицией; значимость предлагаемых произведений для определения основных тенденций развития современной поэзии, их актуальность и злободневность; соответствие ценностным ориентациям и поискам современного российского общества; учет интересов и возрастных особенностей развития учащихся. Выявление традиций в творчестве поэтов XXI века, во-первых, позволяет обратиться к этим авторам не только в рамках заключительной темы, обозначенной в ФГОС как «Литература последнего десятилетия», но гораздо раньше: после изучения лирики поэтов XIX и XX вв. в 9-11 классах; во-вторых, помогает подчеркнуть единство и целостность литературного процесса; в-третьих, позволяет активизировать читательскую деятельность учащихся, подключив их к разноуровневому диалогу: самих поэтов, поэтов и читателей, читателей друг с другом.

Ключевые слова: критерии отбора произведений, современная и «новейшая» поэзия, методика преподавания литературы, урок внеклассного чтения.

Е. Т. КЬаНгоуа

Selection Criteria for Modern Poets' Texts to Study at School

The study of contemporary Russian poetry in school is one of the urgent problems of modern methods of teaching literature. The comprehension of modern poetry is an important and necessary final stage in literary development of students. However, implementation of this process is complicated by a number of problems, in particular the criteria for texts choice of contemporary poetry are not defined. This article is devoted to the solution of this problem. The criteria are the following: the author's relationship with the contemporary classical literary tradition; the importance of the proposed works to identify the main trends in the development of modern poetry, their vitality and urgency; the accordance with the value guideline of the modern Russian society; interests and age characteristics of the students. The discovery of traditions in the poems of the XXI century, firstly, initiates the study of these authors not only at the final classes «Literature of the last decade», but much earlier: at home reading lessons in the 9-11 grades after studying lyric poets of the nineteenth and twentieth centuries, and secondly, it helps to emphasize the unity and integrity of the literary process; finally, it helps to improve students' comprehension, they participate in various dialogues, the dialogue of the poets, the dialogue of the poets and readers, the dialogue of the readers with each other.

Keywords: selection criteria for texts, contemporary and «present-day» poetry, a way of training literature, home reading lesson.

Министерством образования в 2015 г. рекомендовано шесть учебников по литературе для 11 класса: под ред. В. П. Журавлева, под ред. И. Н. Сухих, под ред. Т. Ф. Курдюмовой, под ред.

B. В. Агеносова, под ред. Б. А. Ланина и авторов

C. А. Зинина и В. А. Чалмаева. Анализ обзорных статей этих учебников по новейшему периоду истории литературы показал, что русскую поэзию XXI века в них представляют И. Бродский (19401996), Б. Окуджава (1924-1997), Г. Сапгир (19281999), В. Кривулин (1944-2001), Д. Новиков (1967-2004), Т. Бек (1949-2005), Д. Пригов (19402007), Вс. Некрасов (1934-2009), Л. Лосев (19372009), А. Парщиков (1954-2009), А. Вознесенский (1933-2010), Б. Ахмадулина (1937-2010), Е. Шварц (1948-2010), И. Лиснянская (1928-

2014), Е. Евтушенко (1933 г. р.), Е. Рейн (1935 г. р.), Д. Бобышев (1936 г. р.), И. Губерман (1936 г. р.), А. Кушнер (1936 г. р.), Г. Русаков (1938 г. р.), О. Чухонцев (1938 г. р.),

И. Шкляревский (1938 г. р.), В. Куприянов (1939 г. р.), Ю. Кублановский (1947 г. р.), Л. Рубинштейн (1947 г. р.), А. Цветков (1947 г. р.), И. Иртеньев (1947 г. р.), М. Айзенберг (1948 г. р.), И. Жданов (1948 г. р.), О. Седакова (1949 г. р.),

A. Еременко (1950 г. р.), Б. Кенжеев (1950 г. р.), И. Ермакова (1951 г. р.), С. Гандлевский (1952 г. р.), В. Салимон (1952 г. р.), Т. Кибиров (1955 г. р.), В. Кальпиди (1957 г. р.), А. Климов-Южин (1959 г. р.), В. Емелин (1959 г. р.),

B. Павлова (1963 г. р.), Е. Лесин (1965 г. р.), Д. Быков (1967 г. р.), И. Волков (1968 г. р.),

© Хафизова Э. Т., 2016

Е. Лавут (1972 г. р.). Данный список демонстрирует, что из выделяемых литературоведами и критиками в современном поэтическом процессе трех поколений поэтов, в учебниках численно значительно преобладают представители старшего поколения (50-80-х гг.), присутствуют (не во всех учебниках) и представители поколения 90-х гг., а представители третьего поколения, сформировавшегося в XXI веке (то есть рожденные начиная с 1980-х и далее, старшим из которых сегодня под 40 лет), не упоминаются вовсе. Кроме того, за исключением И. Бродского, все остальные поэты либо бегло характеризуются в обзорных статьях, либо просто перечисляются, и довольно редко в учебниках предполагается проверка самостоятельного чтения и анализа стихов поэтов, отнесенных к новейшему периоду.

Таким образом, в настоящее время в литературном образовании учащихся средней школы сложились определенные противоречия: во-первых, между богатым ценностно-эстетическим потенциалом новейшей поэзии, ее мощным воздействием на резонансную сферу психики обучающихся и игнорированием современной школой этого потенциала для нравственно-эстетического воспитания школьников; во-вторых, между необходимостью воспринимать и осознавать историко-литературный процесс как живое, непрерывно развивающееся явление и фактическим отсутствием в этом образовании заключительной цепи литературного развития, в частности поэзии последних десятилетий. Решение этих противоречий осложнено рядом проблем, в частности, не определены критерии отбора текстов современных авторов.

Опираясь на имеющиеся в методической науке принципы и результаты проведенных нами экспериментов, мы выдвинули следующие критерии отбора произведений:

— Во-первых, связь современного автора с классической литературной традицией. Учет этого критерия позволяет определить место и ввести данного автора в школьную программу.

— Во-вторых, значимость предлагаемых произведений для определения основных тенденций развития современной поэзии, их современность и злободневность.

— В-третьих, соответствие ценностным ори-ентациям и поискам современного российского общества.

— В-четвертых, учет интересов и возрастных особенностей развития учащихся.

Выполнение условий первого критерия решает другую проблему: с нехваткой часов на освоение «новейшей» поэзии, - так как выявление традиций в творчестве поэтов XXI века позволяет обратиться к этим авторам не только на обзорных уроках и в рамках заключительной темы «Литература последнего десятилетия», но гораздо раньше: в условиях уроков внеклассного чтения в 9-11 классах после изучения лирики поэтов XIX и XX вв. Кроме того, позволяет реализовать диалог, возникающий на уровне поэтических сознаний, и подключить к нему учащихся, тем самым активизируя их читательскую деятельность. Суть такой диалогизации М. М. Бахтин выразил следующим образом: «Мое слово останется в продолжающемся диалоге, где оно будет услышано, отвечено, переосмыслено» [2, с. 10].

Необходимо сразу оговорить, что под «современной» поэзией нами понимаются произведения, созданные в период с 60-х гг. XX века до XXI в., и в ее рамках мы выделяем «новейшую поэзию» XXI в. Такое расширение границ современности связано, прежде всего, с незавершенностью канонизации как следствием того, что «практически вся литература второй половины XX века относится к недостаточно исследованным явлениям» [3, с. 7].

Предлагаем тематическое планирование проведенных нами экспериментальных уроков внеклассного чтения в 9-11 классах (см. таблицу № 1). Мы начинали их разрабатывать в рамках программы под ред. В. Г. Маранцмана, реализующей принцип диалога классической и современной литературы. Сегодня эту методическую традицию подхватывают авторы программы под ред. И. Н. Сухих. Прослеживается данный принцип также в программах и учебниках под ред. Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. Работа по данному тематическому планированию позволит накопить практический материал для более успешного освоения обзорного курса, освещающего современную поэзию, по программе под ред. В. В. Агеносова, в которой авторы выделяют тему «Литературный процесс 1960-1980-х годов», рассматривающую поэзию 1950-1980-х годов; тему «Xудожественные поиски и традиции в современной поэзии», характеризующую поэтические процессы второй половины XX века и их отражение, развитие в XXI; и тему «Современная литературная ситуация», завершающую историко-литературное образование учащихся в 11 классе. Сразу оговорим, что графа «Связь с обзорными уроками по современной поэзии» показывает не

количество обзорных уроков, а периоды историко-литературного процесса, поэтические направления, в рамках которых можно обратиться к творчеству предлагаемого автора. Правда, в характеристике XXI века мы придерживались существующего среди литературоведов и критиков мнения, что в литературном сообществе сегодня более

приемлемо выделять не направления, а поэтические поколения. Кроме того, поскольку авторы учебника под ред. В. В. Агеносова предлагают в рамках проекта исследовательскую деятельность учащихся по творчеству лауреатов Национальной литературной премии «Поэт», мы также обращаем на это внимание.

Таблица № 1

Тематическое планирование уроков внеклассного чтения в 9-11 кл

Класс Программный Тема урока вне- Авторы и их тек- Xарактер Связь с обзорными

материал классного чте- сты, вступающие в интертекстуальной уроками

ния диалог с творчеством программного автора связи по современной поэзии

9 Творчество «Эхо пушкин- 1) А. Блок «Пуш- Поэтическая рефлек-

А. Пушкина ского вздоха...» кинскому дому», С. Есенин «Пушкину» сия образа и творчества А. Пушкина: 1) Пушкин как символ

В. Соколов: цикл национальной культу- 70-е гг., XX в., «тихая

стихов «Пушкин- ры, ее недосягаемая лирика»

скии час» вершина; 2) «друг-

А. Кушнер «Взмет- стихотворец»; 3) чер- 1) 60-е гг., «городская

нутся голуби гир- новик, текст, поверх лирика», 2) XXI в.,

ляндой черных нот.» которого создается собственное авторское развитие темы старшее поколение, лауреат Российской национальной премии «Поэт» 2005 г.

В. Дроздов «На 1) 70-е гг. XX в., 2) XXI

воздухе держа картечь рябины.» в., старшее поколение

2) М. Цветаева

«Пушкинскую руку

жму, а не лижу.», В. Маяковский

«Юбилейное»

Б. Рыжий «Другу- 90-е гг. XX века

стихотворцу»

В. Салимон «Брат 1) 80-е гг. XX в., 2) XXI

Пушкин» - и эда- в., старшее поколение,

кий вздор.» лауреат Новой Пушкинской премии (2012)

Дополнительный (вспомогательный) материал: В. Высоцкий «Памятник» Ю. Шевчук «Последняя осень», «О 1) 80-е гг XX в., рок-поэзия, 2) XXI в., стар-

чем грустите вы на шее поколение

пьедестале.»

И. Василькова XXI в., старшее поколе-

«Случайная строка: «Как Сороть обме- ние поэтов

лела.»

А. Пушкин «Царскосельская статуя» 3) А. Ахматова «Царскосельская

статуя»

Г. Сапгир «Черно- 60-е гг. XX в., «лиано-

вики Пушкина» зовская школа»

К. Арбенин «Пуш- 1) 90-е гг. XX в., 2) XXI

кинские горки» в.

9 Творчество «Я рассказать В. Соколов цикл Поэтическая рефлек- 70-е гг., XX в., «тихая

М. Лермонтова хотел о нем.» стихов «Я рассказать хотел о нем. » сия образа и творчества М. Лермонтова: «поэт», «герой» (личность Лермонтова), лирика»

Класс Программный Тема урока вне- Авторы и их тек- Xарактер Связь с обзорными

материал классного чте- сты, вступающие в интертекстуальной уроками

ния диалог с творчеством программного автора связи по современной поэзии

«деспот» (характер

его влияния на после-

дующие поколения)

10 Творчество «Человек и все- М. Амелин «Се- «Человек и вселен- 1) 90-е гг. XX в., 2) XXI

Ф. Тютчева. «О чем ленная» верный ветер веет ная», традиции фило- в., поколение 90-х гг,

ты воешь, ветр ночной?» остервенело...» софской лирики «золотой запас» русской поэзии

10 Творчество Диалог поэтов А. Белый «Теле- Традиции

Н. Некрасова. Цикл XX-XXI веков с графист» Н. Некрасова в разви-

стихов «На улице», традицией И. Xолин «У меня тии социальной лири- 60-е гг. XX в., «лиано-

«Утро» некрасовской соседи словно зве- ки зовская школа»

Дополнительный лирики ри», «Заборы. Помойки. Афиши.

материал: народная Рекламы. », «На

лирическая песня окне цветочки»,

«Что болит-шумит буйная голова...»; «Пролетело лето.», «Сегодня

А. Пушкин «Дерев- суббота»

ня» (1819), «Румя- Б. Рыжий «Музе», 90-е гг. XX века

ный критик мой, «Утро, и город мой

насмешник толсто- спит.»

пузый...» (1830) А. Рудевич «Бывший интеллигентный человек» 2000-е гг.

А. Родионов «Дав- 2000-е гг., поколение

ным- давно в мага- 90-х гг.

зине книги.»

Н. Иванов «Утром 2010-е гг.

понедельника, еще

до традиционного

совещания.»

11 А. Ахматова «Лото- Поэты XXI века О. Николаева Библейский сюжет о 1) 70-е гг. XX в., «ду-

ва жена» в диалоге с ду- «Семь начал» жене Лота, причины ховная лирика», 2) XXI

Дополнительный ховно- ее ослушания, оценка в., старшее поколение,

материал: отрывок нравственной «проступка» жены лауреат Российской

из Библии (Книга культурой и Лота национальной премии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Священного писа- литературной «Поэт» 2006 г.

ния Ветхого и Ново- традицией XX

го завета. Бытие. века

Глава 19)

11 С. Есенин цикл сти- «Шаганэ ты Т. Кибиров «Ша- Восприятие совре- 1) 80-е гг. XX в., «пост-

хов «Персидские моя, Шаганэ». ганэ ты моя, Ша- менного Востока концептуализм», 2) XI

мотивы», «Xороша Восток в пред- ганэ» сквозь призму осве- в., старшее поколение,

была Танюша, кра- ставлении щения его Есениным лауреат Российской

ше не было в се- С. Есенина и национальной премии

ле.» Т. Кибирова: следование традиции и полемика с ней «Поэт» 2008 г.

Принцип преемственности в обнаружении «диалога» эпох и культур диктует нам необходимость обращения и к текстам представителей Серебряного века.

В 9 классе мы обратились к поэтической рефлексии творчества А. Пушкина и М. Лермонтова

авторами XX и XXI вв. Во-первых, в этом возрасте у школьников на первое место выходит осознание своего внутреннего «Я». Поэтому важным для них становится внутренний мир лирического героя и с этих позиций интересными являются уроки осмысления жизни и творчества поэтов-

классиков героем-современником. Во-вторых, под влиянием литературы постмодернизма поэтическая рефлексия предшественников начинает занимать если не ведущее, то значительное место в литературном процессе рубежа XX-XXI вв.

В 10 классе в центре нашего внимания оказалось развитие традиций философской и социальной лирики XIX в. в современном литературном процессе, что позволило не только актуализировать и глубже понять классиков, но и ввести в сознание учащихся поэзию целого ряда «новейших» авторов, например, М. Амелина, который, по признанию специалистов, является одним из ведущих поэтов, определяющих сегодня лицо поэзии, ее «золотым запасом» [1]. Надо сказать, что объединяет Тютчева и Амелина не только само обращение к философской проблеме «Человек и вселенная», образы вселенной и ветра, играющего своеобразную посредническую роль между природой и человеком, но и устойчивый интерес к поэзии XVIII века [4]. «Для меня современным поэтом является тот, кто глубоко знает и чувствует русскую поэзию как минимум за три с половиной века, продолжает ее традиции в целом и пытается при этом привнести в нее и нечто совершенно новое» [5], - говорит в интервью газете «Культура» М. Амелин. Это стремление обновить сегодня русский стих под воздействием античной и дока-рамзинской поэзии является одной из заметных тенденций современного поэтического процесса. И познакомить с ней учащихся мы можем уже на данном уроке, предвосхищая разговор об этом в 11 классе.

Ракурсы преломления социальной лирики в творчестве поэтов XX и XXI веков мы рассмотрели после изучения творчества Н. Некрасова. Для объективного представления развития социальной лирики в историко-литературном процессе мы, предварительно выявив значение А. Пушкина в разработке гражданской поэзии и определив новаторство самого Н. Некрасова, обратились к стихотворению поэта «серебряного века» А. Белого «Телеграфист» (взятого из книги «Пепел», посвященного памяти Н. Некрасова); к текстам лиано-зовца, шестидесятника, И. Xолина, разрабатывавшего так называемую «барачную поэзию» (своеобразное открытие нового социального круга); к стихам Б. Рыжего, одного из ярчайших и талантливейших поэтов конца XX, связанного с Некрасовым не только темой и гражданским пафосом, но и системой образов, к стихотворениям поэтов третьего тысячелетия А. Рудевича, интеллигента, как и Некрасов, испытывающего чувство вины

перед своим народом, и Н. Иванова, который, по мнению критиков, тесно связан также с поэтом поколения 90-х XX в. А. Родионовым, вслед за Некрасовым эпатирующим читателей демонстрацией самой низовой жизни городского топоса и включением в стихи живого языка улицы со всем его «сором». Таким образом, мы выстроили хронологическую структуру развития социальной лирики в России: XIX в. - начало XX в. - середина XX в. - 90-е гг. XX в. - первое и второе десятилетия XXI в., - позволяющую наглядно продемонстрировать следование традициям и новаторство в разработке гражданской поэзии.

Ответы учащихся показали, что для них очень важны онтологический и аксиологический подходы к анализу произведений. Поэтому в 11 классе мы продолжаем диалог с духовно-нравственной культурой в ходе сравнительно-сопоставительного анализа стихотворений А. Ахматовой и О. Николаевой с Библией [6], а также обращения к восприятию Востока С. Есениным и Т. Кибировым.

Соотнося культурные традиции восприятия Востока со слов Есенина как страны мира, покоя, тишины с реалиями современной жизни, Т. Кибиров разворачивает перед нами совсем иную картину. Восток здесь - это полигон военных действий. Афганская война, в которой российские воины участвовали как поддержка государственным силам страны против незаконных бандформирований, заставила вновь задуматься о жизни и смерти, о дружбе, любви, предназначении человека и т. д. Лирический субъект Т. Кибирова, ползущий по минному полю на краю жизни и смерти, постоянно прокручивает в голове стихи С. Есенина. Его слова, его размышления словно становятся продолжением стихов С. Есенина, но с поправкой на реальную действительность с ее мучительным несоответствием ласкового «шафранного края» с «душманским». Восприятие Востока как места непрекращающихся военных конфликтов в русской литературе встречается у многих современных поэтов, например, в поэме И. Шкляревского «Слово о мире», но у Т. Кибирова оно получает ту особенно пронзительную остроту, которая затрагивает личностно значимые переживания каждого человека.

Кроме нравственной и онтологической составляющих текстов, подобные уроки позволяют учащимся увидеть близость и различия языка и средств текстопостроения в классической и современной поэзии. Так, ориентация Ф. Тютчева и М. Амелина на духовную одическую поэзию

XVIII в. сближает стилистику их стихов, что проявляется в лексике (смешение архаических и нейтральных выражений), синтаксисе, фонетике. Влияние традиции Некрасова наблюдается в использовании многоголосия, живой разговорной речи, просторечных элементов, иронии и т. д. Если говорить о новом, то учащиеся через стихи И. Холина имеют возможность познакомиться с минимализмом в поэтике «лианозовцев»; посредством творчества А. Родионова - с оригинальным типом устного высказывания в «новейшей» поэзии, ориентированного на эстетику слухового восприятия; благодаря стихотворению

Т. Кибирова - с функционированием центонной техники, использованием концепта и т. д.

Таким образом, построение уроков в соответствии с выдвинутыми выше критериями позволяет, во-первых, актуализировать творчество поэтов прошедших эпох в сознании современных школьников; во-вторых, познакомить учащихся с основными тенденциями развития современной и «новейшей» поэзии; в-третьих, подчеркнуть единство и целостность литературного процесса. А также накопить материал по творчеству поэтов XXI века для обзорного урока по «новейшей» поэзии в 11 классе.

Библиографический список

1. Алехин, А. Д. Поэзия - это любовь в широком смысле слова [Электронный ресурс] / А. Д. Алехин // Вопросы литературы. - 2012. - № 1. - URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/1/a5-pr.html

2. Бахтин, М. М. Человек в мире слова [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Рос. открыт. ун-та, 1995. - 139 с.

3. Голубкова А., Орлицкий, Ю. Предуведомление от редакции [Текст] / А. Голубкова, Ю. Орлицкий // Полилог. - 2009. - № 2. - С. 7.

4. Ивинский, Д. П. Ф. И. Тютчев (1803-1873) [Текст] / Д. П. Ивинский // Русская литература XIX-

ХХ веков: в двух томах. Т. 1 : Русская литература XIX века. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. - С. 300-308.

5. Мартовицкая, А. «Я работаю на стыке XVIII столетия и современности. И это совсем не постмодернизм»: интервью с Максимом Амелиным [Электронный ресурс] // Культура. - 2004. -№ 25. - URL: http://www.litkarta.ru/dossier/ya-rabotayu-na-styke-xviii-stoletiya-i-sovremennos/dossier_815/

6. Хафизова, Э. Т. Изучение новейшей русской поэзии в школьном курсе литературы. Урок-диалог по стихотворениям А. Ахматовой «Лотова жена» и О. Николаевой «Семь начал» [Текст] / Э. Т. Хафизова // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2. - С. 78-82.

Bibliograficheskij spisok

1. Alehin, A. D. Pojezija - jeto ljubov' v shirokom smysle slova [Jelektronnyj resurs] / A. D. Alehin // Vo-prosy literatury. - 2012. - № 1. - URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2012/1/a5-pr.html

2. Bahtin, M. M. Chelovek v mire slova [Tekst] / M. M. Bahtin. - M. : Ros. otkryt. un-ta, 1995. - 139 s.

3. Golubkova A., Orlickij, Ju. Preduvedomlenie ot redakcii [Tekst] / A. Golubkova, Ju. Orlickij // Polilog. -2009. - № 2. - S. 7.

4. Ivinskij, D. P. F. I. Tjutchev (1803-1873) [Tekst] / D. P. Ivinskij // Russkaja literatura HIH-HH vekov: v dvuh tomah. T. 1: Russkaja literatura HIH veka. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 2001. - S. 300-308.

5. Martovickaja, A. «Ja rabotaju na styke HVIII stoletija i sovremennosti. I jeto sovsem ne postmodern-izm»: interv'ju s Maksimom Amelinym [Jelektronnyj resurs] // Kul'tura. - 2004. - № 25. - URL: http://www.litkarta.ru/dossier/ya-rabotayu-na-styke-xviii-stoletiya-i-sovremennos/dossier_815/

6. Hafizova, Je. T. Izuchenie novejshej russkoj pojezii v shkol'nom kurse literatury. Urok-dialog po stihotvoreni-jam A. Ahmatovoj «Lotova zhena» i O. Nikolaevoj «Sem' nachal» [Tekst] / Je. T. Hafizova // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2010. - № 2. - S. 78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.