Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в системном изучении творчества Н. А. Некрасова в якутской школе'

Современные образовательные технологии в системном изучении творчества Н. А. Некрасова в якутской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / НОВЫЕ ПОДХОДЫ / СИСТЕМНОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / СОПОСТАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИНТЕРЕС / LYRIC / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / RESEARCH METHOD / NEW APPROACHES / SYSTEM STUDY / AREA STUDIES / COMPARISON / DEVELOPMENT / INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Л. И.

Рассматриваются приемы использования на уроках литературы современных образовательных технологий для более успешного усвоения материала в якутской школе. Поставлены вопросы о необходимости новых подходов к изучению классики, в частности, системного изучения творческого наследия НА. Некрасова в 5-10 классах. Делается вывод о влиянии литературного образования на мировоззрение школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Yakut shools: Modern educational technologies in study of N.A. Nekrasov's creative work

The article tells about application of modern educational technologies on Literature classes for better understanding of the subject. There have been put questions about introduction of new approaches in classical literature study, in particular, a creative work of N.A. Nekrasov in 5-10 forms. An author makes a conclusion on influence of literary education on worldview of pupils

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в системном изучении творчества Н. А. Некрасова в якутской школе»

A.A. Daramaeva

A model of creative personality

One of the main tasks the Russian society faces nowadays is a formation of an active personality who takes a responsibility for selfeducation under impact of various outer factors taking into account natural abilities and valuable orientaions for each individual. The author studies main requirements of creative personality formation process.

Key-words: personality, creative work, environment, socity, nature, culture, activity, education, upbringing, spirituality.

■ФФФ-

УДК 373.1.82:373.1.02 (571.56)

Л.И. Васильева

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМНОМ ИЗУЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА Н.А. НЕКРАСОВА В ЯКУТСКОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются приемы использования на уроках литературы современных образовательных технологий для более успешного усвоения материала в якутской школе. Поставлены вопросы о необходимости новых подходов к изучению классики, в частности, системного изучения творческого наследия Н.А. Некрасова в 5-10 классах. Делается вывод о влиянии литературного образования на мировоззрение школьников.

Ключевые слова: лирика, образовательная технология, исследовательский метод, новые подходы, системность, краеведение, сопоставление, развитие, интерес.

Современные требования общества к системе образования диктуют проблему не только сохранения существующего уровня образовательного качества, но и достижения еще более высокого уровня. Стремительное развитие системы образования как важнейшего элемента социально-экономического преобразования страны нацелено, прежде всего, на повышение его качества как фактора конкурентоспособности в целом. При этом главной задачей является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Перемены в государственнополитическом устройстве и социально-экономической жизни страны делают образование одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Образовательная политика Республики Саха (Якутия) направлена на создание условий для получения обучающимися качественного образования.

Для общества и государства качество образования определяется уровнем социального развития, ответственности и профессиональной компетентности выпускников, их

ВАСИЛЬЕВА Людмила Ивановна - аспирант ЯГУ, учитель русского языка и литературы СОШ № 14, г. Якутск.

E-mail: unir@sitc.ru

способностью легко адаптироваться к современным социальным и экономическим реалиям, быстро включаться в практическую деятельность, а также способностью адекватно реагировать на изменения в обществе за счет продолжения образования в различных формах [1].

Ключевой фигурой обеспечения качества образования является учитель, его профессиональная компетентность. Педагогический труд имеет свои особенности, отличается характером и содержанием выполняемых работником функций и протекает в специфических условиях. От профессиональной и гражданской позиции учителя зависит воспитание и уровень образования учащихся. Учитель XXI века должен быть способен действовать в пространстве современной культуры, обладать умениями проективной деятельности, быть компетентным в оценке перспективных школьных технологий и иметь собственную авторскую позицию в педагогике.

Произошедшие за последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без внимания ни одну сторону школьного дела. Личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход к субъекту обучения потребовали новых подходов к осмыслению учебного процесса. В настоящее время на уроке и во внеклассной работе учителями активно используются современные образовательные технологии: метод проектов, исследовательские методы обучения, интерактивные методы преподавания.

Педагогическая технология как профессиональная категория привлекает внимание исследователей в нашей стране и за рубежом с начала 1960-х годов. Социальным мотивом этого явления выступает потребность ориентации в увеличивающемся потоке сообщений об открывающихся авторских школах, разработках индивидуальных педагогических технологий и создании интенсивных курсов, обещающих устойчивый педагогический эффект. Но, несмотря на интенсивные исследования, статус технологии обучения еще не определен. Одни специалисты рассматривают ее в качестве педагогической науки; другие считают, что она занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Н.А. Безрукова объясняет педагогическую технологию как последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников [2, с. 95]. В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как проект педагогической системы, реализуемой на практике [3, с. 189]. Б.Т. Лихачев под педагогической технологией понимает мастерство учителя в применении педагогических методов: «Индивидуальная методическая система учителя, сложившаяся система его взаимодействия с детьми» [4, с. 348]. П.И. Пидкасистый под технологией обучения понимает науку, «которая занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов» [5, с. 167]. По его мнению, в основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости обучающего цикла. В связи с этим он выделяет следующие признаки педагогической технологии: постановка диагностичных целей обучения; воспроизводимость обучающего цикла; обратная связь, объективный контроль знаний.

К.Г. Селевко, обобщая суть всех определений педагогических технологий, выделяет три аспекта понятия «педагогическая технология»: 1) научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуальноописательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [6, с. 15].

Основываясь на рассмотренных выше определениях, под педагогической технологией будем понимать единство содержания, методов, средств обучения и способов взаимодействия учителя и учеников в процессе обучения, направленного на достижение определенных образовательных целей и задач.

Воспитание молодого поколения - многогранный и сложный процесс, в котором большое значение имеют общественность, семья и школа. Среди многих школьных

дисциплин значительная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит литературе, которая обладает особым потенциалом в духовно-нравственном развитии личности, ее гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуре. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений учитываются возможности формирования гуманистического мировоззрения учащихся, этической культуры, способности к межличностному и межкуль-турному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Преподавание русской литературы в национальной школе имеет свою ярко выраженную специфику, состоящую из таких факторов, как языковой, историко-этнографический, национально-хуцожественный, индивидуальнопсихологический. Литературное образование в национальной школе складывается из нескольких составляющих: родная литература, русская и зарубежная литературы, играющие огромную роль в формировании идейных и нравственных убеждений личности, в ее эстетическом воспитании. Выявление и акцентирование фактов взаимодействия и взаимообогащения якутской и русской литератур помогают учащимся понять неизолированный характер литературного процесса. Использование материалов литературных связей - важное средство активизации учебного процесса и общего литературного образования учащихся. При умелом соотношении и взаимосвязи курсов родной и русской литератур гораздо эффективнее решаются задачи литературного образования учащихся. Школьники начинают яснее понимать факты общности в разных литературах, и родная литература осознается не как нечто обособленное, а как часть единого литературного процесса.

Русская классическая литература XIX века продолжает удивлять и восхищать нас, современных читателей, своей вечной новизной. Так, в начале третьего тысячелетия мы заново открываем творчество многих классиков. Одним из поэтов, изучение которого требует нового осмысления, на наш взгляд, является Н.А. Некрасов. Современным школьникам необходимо знать, что поэзия Некрасова не замыкалась на решении социальных проблем. Новые исследования о поэте (А.А. Илюшин [7], Ю.В. Лебедев [8], В.И. Мельник [9], Н.Н. Пайков [10], В.Г. Прокшин [11], Н.И. Якушин [12] и др.) раскрывают нам другие стороны его творческого наследия. Творчество Н.А. Некрасова поражает своим многообразием. В нем отразились не только все стороны жизни нашей многострадальной родины, но и философские раздумья поэта о судьбе народа своей страны, о смысле жизни и назначении в ней человека, о людях, приносящих себя в жертву во имя торжества идей социальной справедливости, переданы его собственные сокровенные чувства и переживания, в том числе и глубоко ин-

тимные. Произведения Н.А. Некрасова звучат в начале XXI века не менее актуально, чем в то время, когда они создавались, потому что главными мотивами творчества поэта были такие нравственные понятия, как сочувствие, сопереживание, сострадание.

В существующих школьных программах сделана попытка несколько расширить знания учащихся о поэзии Н.А. Некрасова, выйти за рамки традиционных представлений о поэте только как о художнике «женской и крестьянской доли». В процессе контрольного эксперимента, выявившего низкий уровень знания и понимания поэзии Н.А. Некрасова, мы решили внести коррективы в разделы школьной программы 5-10 классов [13], где представлено творчество поэта. Нами введены другие стихотворения, отражающие неизвестные стороны жизни и творчества Н.А. Некрасова, и представлены материалы национальнорегионального компонента, раскрывающие духовную связь русской и якутской литератур.

5 кл. - «Крестьянские дети», «Перед дождем», стихотворение «Оччугуй оччут» («Маленький сенокосчик») якутского поэта Ф. Софронова; 6 кл. - «На Волге», «Железная дорога», «Дедушка», «Школьник»; 7 кл. - «Мороз, Красный нос», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины». Знакомство с 1 частью «Княгиня Трубецкая, ее переводом на якутский язык поэтом Г. Макаровым - Дьуон Дьанылы. Внеклассное чтение - «Орина, мать солдатская»; 8 кл. - «ПесняЕремушке», «Тройка», «Поэт и гражданин»; 9 кл. - «Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним», «Сеятелям», сопоставление с переводами якутских поэтов; 10 кл. Лирика Некрасова 1845-1855 годов: «Вчерашний день, вчасу шестом», «Родина», «Еду ли ночью по улице темной». Лирика 1856-1866 гг.: «Внимаяужасам войны», «Деревенские новости». Лирика 1870-х гг.: «Элегия», «Скоро стану добычею тленья», «Пророк», «Панаевский цикл»: «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Яне люблю иронии твоей...». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Связь с якутской литературой - рабское положение, бесправие якутской женщины в творчестве А. Кулаковского («Порт-ретыякутских женщин», портрет первый; стихотворение «Деревенская женщина»).

Среди разнообразных методов обучения и новых педагогических технологий нами выбраны исследовательский метод, метод проектов как наиболее соответствующие, с нашей точки зрения, целям личностно-ориентированного обучения. Все указанные методы обучения предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся.

Кроме того, мы выбрали эти инновационные методы обучения еще и потому, что в условиях существующей в отечественной школе классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом и государственными программами исходя из того, что современное постинду-

стриальное общество требует от выпускников школы инициативы, творчества, креативности, коммуникативности, гибкости мышления, умения делать выбор, искать информацию и активно работать с ней.

При чтении стихотворения «Крестьянские дети» в 5 классе мы обращаем внимание учащихся на лиро-эпический жанр данного произведения и тематическую общность с рассказами И.С. Тургенева «Бежинлуг», «Муму». Эта сопоставительная работа помогает формированию первичных навыков исследовательской работы над текстом художественного произведения. Более углубленному анализу стихотворения способствует выявление его темы и идеи, композиции, особенности языка, прослеживание динамики развития характеров рассказчика и крестьянских детей. Использование перевода строк лирического текста на родной язык вызывает неподдельный интерес у школьников.

В 6 классе при изучении стихотворения «Школьник» обращаемся к его переводу на родной язык «ТпёоТёа Т±ТоТ» [14]. Проводитсясловарно-фразеологическаяра-бота со следующими словами, отражающими национальный колорит русской жизни: котомка, грош, дьячиха, купчиха, дворовый, архангельский мужик. Обращаем внимание учащихся на то, что в основе стихотворения лежат размышления автора о судьбе встреченного на дороге деревенского мальчугана, что это своеобразный внутренний монолог поэта. Вместе с учащимися прослеживаем, как в стихотворении авторская мысль развивается от конкретного наблюдения к широкому обобщению. Размышления о судьбе мальчика перерастают в раздумья о России. В ходе беседы обращаем внимание учащихся на то, как в стихотворении меняется тон повествования.

При знакомстве со стихотворением Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» в 7 классе проводится сопоставительная работа со стихотворением якутского поэта А.А. Иванова-Кюндэ «Песня якута» («Саха ыры-ата»). При этом мы объясняем учащимся, что А.А. Ива-нов-Кюндэ прямо указывает, что данное стихотворение им написано по мотивам некрасовского «Укажи мне такую обитель, я такого угла не видал». Работа по анализу стихотворений начинается со вступительного слова учителя о благотворном влиянии русской литературы на становление и развитие молодой якутской литературы. После знакомства со стихотворениями проводится словарная работа. Ребята ищут сходство и различия, определяют тему и основную мысль, делают выводы по идейно-тематическому содержанию. Мы подводим учащихся к осознанию того, что в своем стихотворении Кюндэ несколько видоизменяет текст Некрасова, приспосабливая его к дореволюционной якутской действительности. Он, например, пропускает строки: «Стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на железной цепи», заменяет некоторые образы более близкими, локальными: вместо «Волги», у него фигурирует «Лена», вместо «бедного домишки» -хотон (хлев), вместо «телеги» - якутские сани (волокуши, в которые впрягали быков). Но в обоих произведениях один и тот же

главный мотив - безысходное народное горе, народное страдание.

В 8 классе мы продолжаем работу над поэзией Н.А. Некрасова. Основная цель изучения - расширить представление учащихся о творчестве поэта и показать, что с самого начала своей литературной деятельности он стремился запечатлеть в своих произведениях все стороны современной ему действительности, жизнь всех сословий, населявших страну. Вместе с детьми проводим сопоставительный анализ стихотворений «Тройка» (1846) и «В полном разгаре страда деревенская...» (1862). Учащиеся выполняют исследовательскую работу, отвечая на вопрос: «Как поэт относится к крестьянке?», отмечают, что он называет ее «многострадальной», «бедной», «терпеливой», «милой», подчеркивают, что если в стихотворении «Тройка» поэт только упоминает о том, что молодая крестьянка от непосильной работы отцветет, «не успевши расцвесть», то в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская.» Н.А. Некрасов показал, в чем заключается эта работа. Лучшему пониманию идеи двух стихотворений помогает работа над картиной В.Г. Перова «Тройка». С помощью учителя учащиеся делают выводы о том, что за отдельными судьбами людей из народа, о которых говорится в этих стихотворениях, просматривается жизнь всей крестьянской трудовой России, и что Н.А. Некрасов был поэтом и человеком, который не мог оставаться равнодушным к чужому горю и страданиям, и это было источником его поэзии.

В современных школьных программах отсутствует изучение поэзии Н.А. Некрасова в 9 классе. В связи с этим мы решили внести коррективы в разделы школьной программы , так как считаем, что только целостное, системное изучение творческого наследия Н.А. Некрасова поможет учащимся понять многогранный его талант, неиссякаемую веру и любовь к родному краю и его народу. Приступая к изучению лирики великого поэта, напоминаем девятиклассникам, что они уже познакомились со многими сторонами его творчества. При изучении стихотворения «Памяти Добролюбова» учащиеся сопоставляют его со стихотворением «20 ноября 1861», написанном в день похорон Н.А. Добролюбова, отмечают, что это стихотворение глубоко личное, интимное, в нем выражены раздумья Н.А. Некрасова о своем безвременно скончавшемся друге. Школьники проводят исследовательскую работу по лексике, композиционному построению стихотворения. Класс делим на 4 группы, которые работают по следующим поисковым направлениям: 1 группа - стихотворения, в которых поэт воспроизвел образы выдающихся общественных деятелей (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.); 2 группа - произведения, воспевающие подвиг героев прошлого, чье дело не пропало даром и послужило примером для нового поколения людей, решивших посвятить свою жизнь борьбе за торжество идеалов добра и справедливости (поэмы «Дедушка», «Русские женщины»); 3 группа - произведения, в которых Н.А. Не-

красов попытался создать обобщенные характеры борцов за народное счастье (Крот - «Несчастные», Гриша Добро-склонов - «Кому на Руси жить хорошо»); 4 группа - эксперты. Результаты поисково-исследовательской деятельности учащиеся презентуют на последнем уроке-конференции. Школьники отмечают, что важнейшей особенностью всей поэзии Н.А. Некрасова является то, что она пронизана глубоким чувством сострадания и любви к людям, готовностью отозваться на чужую боль.

Главная цель изучения творчества Н.А. Некрасова в 10 классе - обобщить ранее полученные знания учащихся о поэте и его произведениях и, опираясь на них, проследить основные этапы его творческого пути в контексте литературно-общественного движения второй половины XIX века, особое внимание уцеляя анализу произведений, предусмотренных программой 10 класса. Задача учителя -помочь старшеклассникам уяснить и осмыслить масштабность и многогранность личности Некрасова, новаторскую сущность его поэзии и роль в объединении литературных сил своего времени вокруг редактируемых им журналов «Современник» и «Отечественные записки». Целью наших уроков мы ставим привитие учащимся глубокого уважения к личности Н.А. Некрасова, восхищение выдающимися качествами его ума и сердца, развитие желания самостоятельно исследовать его поэтическое наследие.

В ходе изучения произведений Н.А. Некрасова мы учитываем и возрастные особенности старшеклассников. Бтльший упор делается на его философскую лирику, связанную с различными аспектами темы родины, поэта и поэзии, любви. После изучения лирики Ф.И. Тютчева учащиеся размышляют над словами Д. Мережковского: «Тютчев и Некрасов - двойники противоположные. Что противоположны, видят все; что двойники - никто. А стоит вглядеться, чтобы увидеть». Интерес у ребят вызвало сопоставление «вершинных» стихотворений главных лирических циклов - «панаевского» цикла Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю» (1856) и «денисьевского» цикла Тютчева - «Не говори: меня он, как и прежде, любит.» (1854), с которым учащиеся познакомились на предыдущих уроках. Школьники обратили внимание на диалогический характер двух стихотворений, композиционно схожих с драматической сценой; на наличие двух героев, причем женский характер оказывается главным; на схожие мотивы «жгучего страданья», близкой смерти, убийства («Тот стал ее палач» - у Некрасова; «Хоть, вижу, нож в руке его дрожит» - у Тютчева); дословное совпадение обращений («Не говори, что молодость сгубила... » - у Некрасова; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...» - у Тютчева).

При изучении лирики Н.А. Некрасова проводится работа по развитию исследовательских навыков учащихся: новые подходы к наглядности (цветопись), к словарно-фразеологической работе, работа с ключевыми и знаковыми словами (гражданин, муза, пророк, дума), мультимедийные средства изображения. Учащимся предлагаются сле-

дующие темы для более углубленной работы по творчеству Н.А. Некрасова: «Образ дороги в поэзии Н.А. Некрасова»; «Образ русской женщины в поэзии Некрасова»; «Изображение народной жизни в поэмах Н.А. Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»; «Образ матери в творчестве Н.А. Некрасова»; «Тема детства и образы детей в поэзии Н.А. Некрасова»; «Традиции в поэзии А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова»; «Тема Родины в поэзии М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова»; «Тема любви в лирике Н.А. Некрасова»; «Некрасов - поэт одной темы?». По итогам работы учащиеся выступают с рефератами, оформляют тематические стенды, проводят литературный вечер как завершающий этап работы по творчеству Н.А. Некрасова.

Сравнительное изучение произведений разных писателей в процессе учебного познания помогает ученику не только усваивать новые знания, но и способствует развитию навыков самостоятельного исследования. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Самое главное произведение Н.А. Некрасова - поэма «Кому на Руси жить хорошо». Программой предлагается обзорное изучение, однако мы считаем, что ребята должны получить целостное представление об этом произведении. Учащимся дается опережающее домашнее задание прочитать всю поэму, составить эргономику (графическое изображение) каждой главы, проследить взаимосвязь языка поэмы с фольклором. В процессе беседы проводится аналитическая работа по композиции, системе образов, изобразительным средствам языка. На последнем итоговом уроке проводим сопоставительную работу с поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души». Обсуждаемые вопросы определяются заранее, например: «Тема России и образ дороги в произведениях Н.В. Гоголя и Н.А. Некрасова». Подводя итоги изучения «Кому на Руси жить хорошо», следует еще раз подчеркнуть, что поэма, несмотря на свою незавершенность, является произведением, в котором поэту удалось поставить вопросы огромного исторического значения и вскрыть глубинные пласты народной жизни.

Лучшему пониманию поэмы якутскими школьниками помогает обращение к произведению зачинателя якутской национальной литературы А.Е. Кулаковского - «Портреты якутских женщин». Это описательная поэма, состоящая из семи отдельных «портретов», где показаны, главным образом, внешность, характер и поступки женщин того времени. Поэма пронизана социальными мотивами о тяжкой доле и страшной судьбе якутской женщины. В ней автор как подлинный демократ и верный сын своего народа скорбит о доле якутской женщины, которая со дня рождения обречена на невероятные лишения и унижения. Это одна из главных тем в дооктябрьском периоде творчества поэта, с большой полнотой выражающая его гума-низм. В этой поэме ощущается перекличка с поэмами

Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».

Во время работы над поэмой наиболее сильным учащимся рекомендуются следующие темы для исследования: «Какуцалось Некрасову раскрыть национальный склад ума и характера в групповом портрете семи мужиков»;«Фоль -клорные песни и притчи в гл. «Крестьянка»»; «История создания поэмы»; «Временное пространство поэмы»; «Топонимия в поэме (карта, происхождение и смысл названий деревень)».

Изучение русской литературы в ее взаимосвязях с краеведческим материалом и якутской литературой показывает, что в ходе работы над той или иной темой развивается самостоятельность и инициатива учащихся. Ученики глубже усваивают программный материал, совершенствуют устную и письменную речь, учатся делать сравнения и сопоставления, устанавливать связь между изученными явлениями и жизнью, приобретают первичные навыки исследовательского характера.

Системное изучение творчества Н.А. Некрасова в 5-10 классах якутской школы с применением современных образовательных технологий и анализ полученных результатов являются важными частями данного исследования. Сравнительный анализ результатов анкетирования до и после эксперимента дает основание для выводов о том, что у всех учащихся в ходе его проведения повысился интерес к чтению классической литературы. Школьники овладели умениями и навыками сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур, обогатили свою речь изобразительно-выразительными средствами и эмоционально-оценочной лексикой, образными элементами. Практика показала, что новые подходы к изучению творчества Н.А. Некрасова помогли учащимся глубже понять литературу XIX века, осмысленно подойти к таким вечно актуальным проблемам, как гражданственность, любовь и долг, человек и окружающий его мир, природа и труц.

Литература

1. Габышева Ф.В. Образование: модернизация отрасли и системные изменения. Якутск: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2008. С. 86.

2. Безрукова Н.А. Педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбургский обл. институт развития регионального образования. Екатеринбург, 1994. 340 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 189 с.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. 3-е изд., исп. и доп. М., 1999. 464 с.

5. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 2001. 639 с.

6. Сепевко К.Г. Современные образовательные технологии. М., 1998. 256 с.

7. Илюшин А.А. Поэзия Некрасова: в помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям. М.: Изд-во МГУ, Самара, 2004. 80 с.

8. Лебедев Ю.В. О духовно-нравственных истоках поэзии Н.А. Некрасова // Филология и школа. 2003. № 1. С. 311-326.

М.К. Эверстова. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

9. МельникВ.И. Поэзия Н. Некрасова в свете христианского идеала. М., 2007. 112 с.

10. Пайков Н.Н. Феномен Некрасова / Избранные статьи о личности и творчестве поэта. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. 119 с.

11. Прокшин В.Г. «Где ж ты, тайна довольства народного?..». М.: Наука, 1990. 208 с.

12. Якушин В.И. Некрасов в школе: Книга для учителя. М.: Дрофа, 2004. 320 с.

13. Программа по русской литературе для нац. школ (4-11 кл.) / Под ред. проф. М.В. Черкезовой, 2-е изд., доп. М.: Дрофа, 2005.

14. Н.А. Некрасов. Талыллыбыт хоЬооннор, поэмалар. Хо-муйда уонна редакциялаата П. ха±иё±аТ. САССР. Госиздат, 1948. С. 29.

L.I. Vasilieva

Yakut shools: Modern educational technologies in study of N.A. Nekrasov’s creative work

The article tells about application of modern educational technologies on Literature classes for better understanding of the subject. There have been put questions about introduction of new approaches in classical literature study, in particular, a creative work of N.A. Nekrasov in 5-10 forms. An author makes a conclusion on influence of literary education on worldview of pupils.

Key-words: lyric, educational technology, research method, new approaches, system study, area studies, comparison, development, interest.

ФФФ

УДК 3Т М.К. Эверстова

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ И ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В настоящее время резко выросла необходимость экологического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов и приобщения их к охране окружающей среды. Приводится опыт организации и ведения природоохранных мероприятий, воспитания у школьников экологической культуры и мировоззрения. На основе большого практического опыта автор считает, что в формировании нравственности необходимы преемственность проводимых мероприятий от младших к старшим, проведение экологического воспитания в комплексе с традициями и обычаями народов и различными предметами, преподаваемыми в школе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическое сознание и образование, экологическое знание и убеждение, экологическая проблема, образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие культуры мышления.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На начальном этапе развития человечества влияние его на природные процессы было незначительно, но со временем, когда биологические факторы отбора по отношению к человеку стали ослабевать, оно резко возросло. Поэтому в настоящее время охране окружающей среды, экологическому воспитанию и экологической культуре детей придается большое значение [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и др.]. Это объясняется тем, что история человечества неразрывно связана с состоянием окружающей среды.

ЭВЕРСТОВА Марина Константиновна - учитель биологии МОУ «Сангарская гимназия», Кобяйский район PC (Я).

E-mail: everstova@sg.sakha.ru

В наши дни возникли новые взаимоотношения, новые факторы, и на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Еще в начале XX века человечество строило свое отношение к природе на основе концепции потребительского отношения при низком уровне его экологической культуры. Закономерным результатом такого отношения к природе является истощение, деградация ее ресурсов, что соответствующим образом отражается на самом человеке и на обществе. Для решения проблемы взаимодействия человека с окружающей средой необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность за ее сохранение с раннего детского возраста. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.