2. Вольхина, И. Н, Дифференциация обучения математике школьников: Курс лекций. Пособие / И.Н.Вольхина. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. -47с.
3. Криволапова, Н. А. Компетентностный подход в образовании: Теория и практика / Н. А. Криволапова. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2007. - 79 с.
4. Епишева, О. Б., Крупич, В. И. Учить школьников учиться математике / О. Б. Епишева, В. И. Крупич. Формирование приемов учеб. Деятельности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.:ил.
5. Калягин, Ю. М, Оганесян, В. А.,. Санинский, В. Я., Луканкин, Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. / Ю. М Калягин, В. А. Оганесян, В. Я. Санинский, Г. Л. Луканкин. Общая методика: Учеб. Пособие для студентов физ.-мат.фак.пед.институтов. - М., «Просвещение», 1975. -462 с.
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. / В. П. Беспалько.-М., 1989.-192 с.
7. Ковалева, Г. С., Красновский, Э. А., Краснокутская, Л. П., Краснянс-кая, К. А. Оценки знаний и умений. Международная программа Р18А/ Г. С. Ковалева, Э. А. Красновский, Л. П. Краснокутская, К. А. Краснянская. // Педагогическая диагностика. - 2002. - № 1. - С. 119-140.
УДК 373
Л. И. Васильева, С. М. Петрова
К ПРОБЛЕМЕ СИСТЕМНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Н. А. НЕКРАСОВА В 5-10-Х КЛАССАХ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ
Литературное образование учащихся национальных школ складывается из нескольких составляющих: родная литература, русская литература, зарубежная литература. Изучение каждой из них имеет свои задачи, но все вместе они дают целостную картину литературного процесса. Выявление и акцентирование фактов взаимодействия и взаимообогащения якутской и русской литератур помогает учащимся понять неизолированный характер литературного процесса. Правильно отобранные сведения убеждают учащихся, что истинное взаимодействие между литературами заключается не в подражании одного писателя другому, а в творческом переосмыслении идей, тем, в восприятии самого подхода к явлениям действительности и их изображению. Использование материалов литературных связей - средство активизации учебного процесса и общего литературного образования учащихся. Важно, чтобы дополнительный материал не заслонял основной темы урока и не перегружал его. Формы включения литературных связей на уро-
ках самые разнообразные: лекция учителя, беседа на основе сопоставления произведений, сообщения и доклады учащихся, выразительное чтение стихов и отрывков из произведений, переводы художественных произведений и стихов, исследовательская работа по группам и т. д. При умелом соотношении и взаимосвязи курсов родной, русской и зарубежной литератур гораздо эффективнее решаются задачи литературного образования учащихся, углубляются знания как по родной, так и по русской или зарубежной литературе. Учащиеся начинают яснее понимать факты общности в разных литературах, и родная литература осознается не как нечто обособленное, а как часть единого литературного процесса.
Русская литература в национальной школе как учебный предмет помогает учащимся нерусской национальности постичь духовные богатства русского народа, его истории, национального характера, стремления к сотворчеству с другими народами. Русская классическая литература XIX в. продолжает удивлять и восхищать своей вечной новизной. Так, в начале третьего тысячелетия мы заново открываем творчество многих классиков. В связи с этим, мы считаем, что учитель-словесник должен по-новому подойти к организации своих уроков, выбору форм и методов преподавания, тщательно подбирать материал с учетом интересов и возможностей учащихся своего класса.
Одним из поэтов, изучение которого требует нового осмысления, на наш взгляд, является Н. А. Некрасов. В свое время замечательный русский критик В. Н. Майков заметил, что художественное произведение может воздействовать на читателя только в том случае, если оно будет «заключать в себе что-нибудь общее с их мыслями, чувствами, стремлениями». Это особенно важно иметь в виду, приступая к изучению творчества Н. А. Некрасова в школе. Ведь многие поколения читателей до сих пор убеждены, что все, о чем писал в свое время поэт, - это дела давно минувших дней и почти никак не связано с тем, что происходит в современном мире, и тем более с тем, что чувствуют и переживают люди нашего времени. Подобному восприятию поэзии Н. А. Некрасова во многом способствовало и школьное изучение творчества поэта, поскольку прежние программы были ориентированы, в первую очередь, на изучение стихотворений Некрасова с ярко выраженным социальным содержанием. Поэтому необходимо указать ученикам, что поэзия Некрасова не замыкалась на решении социальных проблем. Новые исследования о поэте (Ю. В. Лебедев, М. М. Гин, К. В. Мальцева, В. Г. Прокшин, Л. А. Розанова, К. И. Чуковский, А. М. Гаркави и др.) раскрывают нам другие стороны его богатого творческого наследия. Н. А. Некрасов - художник широчайшего лирического диапазона. Его перу принадлежат проникновенные слова любовных признаний, замечательные послания друзьям, тонкие пейзажные зарисовки, поражающие психологизмом сцены городской и деревенской жизни, исполненные юмора и христианской любви стихи, посвященные детям, едкие сатиры и эпиграммы, ис-
крометные водевили. Некрасов - автор нескольких повестей и романов, прекрасно владеющий сюжетом и характерами повествователь, проницательный литературный критик и страстный публицист. И дело даже не в том, что в стихах и поэмах Некрасова отразилось многое из того, что и теперь мы можем наблюдать в нашей повседневной жизни. Главное - мы услышим взволнованный голос поэта, который не мог равнодушно смотреть на происходящее вокруг.
В новых школьных программах сделана попытка несколько расширить знания о поэзии Н. А. Некрасова, выйти за рамки традиционных представлений о поэте только как о художнике социального звучания. Не потеряли своей актуальности слова Ф. М. Достоевского, считавшего, что Н. А. Некрасов «в ряду поэтов (то есть приходивших с «новым словом») должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым». Действительно, среди многих замечательных русских поэтов XIX столетия А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. А. Некрасов возвышаются как три высочайшие вершины. Каждый из них пришел в литературу, говоря словами Ф. М. Достоевского, со своим «новым словом», каждый из них создал свою поэтическую школу, оказавшую сильнейшее воздействие не только на поэзию XIX, но и XX в.
Новые подходы к изучению творчества Н. А. Некрасова апробированы в якутской школе, вследствие чего пересмотрена и соответствующим образом дополнена существующая программа по литературе для национальных общеобразовательных учреждений под редакцией профессора М. В. Черкезо-вой с 5 по 10 классы. В программу нами введены материалы национальнорегионального компонента, отражающие духовную связь русской и якутской литератур. Внесенные нами произведения отмечены курсивом.
5 класс - «Крестьянские дети», «Перед доэюдем», стихотворение «Оч-чугуй оччут» («Маленький сенокосчик») якутского поэта Ф. Софронова; 6 класс - «На Волге», «Железная дорога», «Дедушка», «Школьник»; 7 класс - «Мороз, Красный нос», «Размышления у парадного подъезда», «Русские женщины». Знакомство с 1 частью «Княгиня Трубецкая, ее переводом на якутский язык поэтом Г. Макаровым - Дьуон Дьанылы. Внеклассное чтение - «Орина, мать солдатская»; 8 класс - «Песня Еремушке», «Тройка», «Поэт и гражданин»; 9 класс - «Памяти Добролюбова», «Кому на Руси жить хорошо» (обзор с чтением главы «Пир на весь мир»), «Не рыдай так безумно над ним», «Сеятелям», сопоставление со стихотворениями якутского поэта, переводчика И. Винокурова - Чагылгана; 10 класс Лирика Некрасова 1845 - 1855 годов: «Вчерашний день, в часу шестом», «Родина», «Еду ли ночью по улице темной». Лирика 1856 - 1866 гг.: «Внимая ужасам войны», «Деревенские новости». Лирика 70-х гг.: «Элегия», «Скоро стану добычею тленья», «Пророк». «Панаевский цикл»: «Тяжелый крест достался ей на долю...», «Я не люблю иронии твоей...». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Связь с якутской литературой - рабское положение, бесправие якут-
ской женщины в творчестве А. Кулаковского («Портреты якутских женщин», портрет первый; стихотворение «Деревенская женщина»).
Излюбленной темой Н. А. Некрасова была тема детства. Главной заслугой Некрасова в области детской литературы является то, что он способствовал созданию новой реалистической поэзии для детей, актуальной, несущей знание о мире, пробуждающей социальное сознание. Он демократизировал русскую поэзию для детей, пронизывая идеей народности как содержание, так и форму, открыв в детской поэзии конкретную деревню и крестьянина с его мыслями, чувствами и волей. Простонародный язык, социально индивидуально окрашенный, придал стихам Некрасова интонацию «звучащего слова».
Обращает на себя внимание тот факт, что с детьми Некрасов говорит без скидки на возраст, обращаясь к тем же проблемам, что и в своей «взрослой» поэзии, при этом он создает художественно полноценные образы, пластичные и зримые, а не олицетворяющие какую-либо идею, как это часто бывало в детской поэзии того времени. По смелости, с какой поэт раскрывает перед маленькими читателями страшные тайны взрослого мира, «Железная дорога» не имеет аналогов до сих пор. Стихотворения Некрасова изобилуют психологически насыщенными диалогами, выразительный язык их приближен к разговорному, сюжет развертывается динамично, а герои представлены в активных действиях. Все это делает некрасовские стихи близкими и понятными для детей, хотя взрослый читатель может уловить не замеченный детьми подтекст.
Произведения Н. А. Некрасова в ходе исследования вводятся с учетом возрастных особенностей в старших классах. Больший упор делается на его философскую лирику, связанную с различными аспектами темы любви. Интерес у ребят вызвало сопоставление «вершинных» стихотворений главных лирических циклов - «панаевского» цикла Некрасова «Тяжелый крест достался ей на долю» (1856) и «денисьевского» цикла Тютчева - «Не говори: меня он, как и прежде, любит...» (1854). Учащиеся обратили внимание на диалогический характер двух стихотворений, композиционно схожих с драматической сценой; на наличие двух героев, причем женский характер оказывается главным; на схожие мотивы «жгучего страданья», близкой смерти, убийства («Тот стал ее палач» - у Некрасова; «Хоть, вижу, нож в руке его дрожит» - у Тютчева); дословное совпадение обращений («Не говори, что молодость сгубила...» - у Некрасова; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...» - у Тютчева). Подводя итог своим наблюдениям, учащиеся размышляют над словами Д. Мережковского: «Тютчев и Некрасов - двойники противоположные. Что противоположны, видят все; что двойники - никто. А стоит вглядеться, чтобы увидеть».
При изучении лирики Н. А. Некрасова на разных этапах используются различные виды исследовательской деятельности, и в 10 классе особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся, но-
вые подходы к наглядности (цветопись, ключевые и знаковые слова (гражданин, муза, крест, пророк, дорога, дума), эргономика (графика) и др.). Учащимся предлагаются следующие темы для более углубленной работы по творчеству Н. А. Некрасова: «Образ дороги в поэзии Н. А. Некрасова», «Образ русской женщины в поэзии Некрасова», «Изображение народной жизни в поэмах Н. А. Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Образ матери в творчестве Н. А. Некрасова», «Тема детства и образы детей в поэзии Н. А. Некрасова», «Традиции в поэзии А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова (петербургские картины Пушкина и Некрасова; итоговая «Элегия» Некрасова, его завет «Я лиру посвятил народу своему...» перекликается со строками итогового пушкинского «Памятника» («...К нему не зарастет народная тропа...»), тема поэта и поэзии)», «Тема Родины в поэзии М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова», «Тема любви в лирике Н. А. Некрасова», «Некрасов - поэт одной темы?».
В 10 классе изучается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Современные школьные программы по литературе предлагают учителям различные варианты ее анализа. Так, в программе А. Г. Кутузова для анализа рекомендуется глава «О двух великих грешниках». Автор программы предлагает проводить анализ в контексте одной проблемы: переплетение в творчестве поэта революционных идей и связанных с ними христианских мотивов, причем акцент делается на последнее. В программе под редакцией Г. И. Беленького анализ творчества Некрасова планируется провести в 9 классе. Автор программы, учитывая объем поэмы, предлагает обзорное изучение произведения, в основе которого - текстуальный анализ двух частей: «Пролог» и «Крестьянка», рассчитанный на четыре учебных часа. В программе для национальных школ под редакцией М. В. Черкезовой изучение поэмы предлагается обзорно в 9 и более углубленно в 10 классе. Некрасовская поэма - произведение огромного монументального масштаба и очень сложное по своей идейно-художественной структуре. Однако, согласно нашему эксперименту, мы считаем, что ребята должны получить целостное представление об этом произведении. Поэтому в процессе аналитической беседы с использованием графического анализа этого произведения учащиеся видят ее композицию и основную идею каждой главы. Н. А. Некрасов поставил перед собой неимоверно сложную задачу - в огромном эпическом полотне воспроизвести народную жизнь во всех ее разнообразных проявлениях, показать народ в труде и борьбе, раскрыть и объяснить источник его силы и слабости, духовное богатство и рабскую психологию, его верования и предрассудки. Включение в поэму сказочных мотивов давало возможность автору погрузить читателя в мир народной поэтической стихии и народного миросозерцания. В поэме Н. А. Некрасов подвел итоги своих многолетних наблюдений и раздумий о судьбе русской женщины-крестьянки.
Подводя итоги изучения «Кому на Руси жить хорошо», следует еще раз подчеркнуть, что поэма, несмотря на свою незавершенность, является од-
ним из самых совершенных произведений отечественной литературы, в которой поэту удалось поставить вопросы огромного исторического значения и вскрыть глубинные пласты народной жизни.
Н. А. Некрасов использовал в своей поэме все богатство устного народного творчества и живого разговорного языка. В поэме мы встречаем множество образов, почерпнутых, поэтом из народных сказок и былин, отчетливо слышны отголоски народных песен и причитаний.
Н. А. Некрасов смело вводит в свое произведение пословицы, поговорки, загадки. И все это объединено в единое целое, подчинено единому замыслу - воспроизвести жизнь России в эпоху коренной ломки прежних условий и еще не установившихся новых: порядков, раскрыть специфические особенности русского национального характера и его проявления в разных ситуациях и попытаться найти ответы на вечные вопросы, волновавшие и по-прежнему волнующие наш народ: в чем причина всех наших невзгод и неурядиц? Что нужно делать, чтобы изменить жизнь к лучшему? Кого же можно считать счастливым в нашей стране?
Лучшему пониманию поэмы учащимися национальных школ помогает обращение к одному из самых крупных произведений зачинателя якутской литературы А. Е. Кулаковского - «Портреты якутских женщин» (1904). Это описательная поэма, состоящая из семи отдельных «портретов», где показаны, главным образом, внешность, характер и поступки женщин того времени. Социальными мотивами пронизана его поэма о тяжкой доле и страшной судьбе якутской женщины. В ней он как подлинный демократ и верный сын своего народа скорбит о доле якутской женщины, которая с первого же дня рождения обречена на невероятные лишения и унижения. Это одна из главных тем в дооктябрьском творчестве поэта, с большой полнотой выражающая его гуманизм. Поэт запечатлел в своих произведениях все беды и несчастья, выпадающие на долю якутской женщины, все формы и степени ее унижения. Нечеловеческие условия существования, голод и холод, непосильный труд отнимают у нее здоровье, преждевременно делают ее старухой. В этой поэме ощущается перекличка с поэмами Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».
Особенно характерен первый «портрет» - забитой, весь век трудящейся женщины, которую «истощило доение коров, изнурила чистка хлева, обессилило ношение воды». Она не знает иной пищи, кроме «тар» и «бутугас» (замороженная простокваша и приготовленная из нее похлебка), она всегда одета в лохмотья. Неудивительно, что она то и дело колотит своих детей, бранится с соседями, ругается с мужем и часто бывает побита сама. Значение этих ярких портретных характеристик состоит прежде всего в том, что поэт здесь - впервые на родном языке народа - пером художника нарисовал тяжелую жизнь якутских бедняков. Эти образы заставляют учащихся задуматься над судьбой всех несчастных и обездоленных.
Изучение русской литературы в ее взаимосвязях с краеведческим мате-
риалом и якутской литературой показывает, что в ходе работы над той или иной темой развивается самостоятельность и инициатива учащихся. Ученики глубже усваивают основной программный материал, лучше запоминают фактический материал, более активно и сознательно овладевают устной и письменной речью, учатся делать сравнения и сопоставления, устанавливать связь между изученными явлениями и жизнью, приобретают первичные навыки исследовательского характера.
Во время работы над поэмой наиболее сильным учащимся рекомендуются следующие темы для исследования: «Как удалось Некрасову раскрыть национальный склад ума и характера в групповом портрете семи мужиков»; «Фольклорные песни и притчи в гл. «Крестьянка»; «История создания поэмы, многолетняя полемика между учеными по поводу расположения ее частей (как преобразился тот или иной факт в произведении, прототипы героев: Ермил Гирин - А. Д. Потанин, Оболдуев - А. С. Некрасов, отец поэта (один из возможных прототипов, по мнению А. Буткевича), Гриша Доб-росклонов - Добролюбов, Матрена Тимофеевна - Ирина Федосова, олонецкая народная поэтесса)»; «Временное пространство поэмы (даты, упомянутые в поэме, и даты выхода в свет различных частей поэмы)»; «Место действия поэмы (карта, происхождение и смысл названий деревень)».
Главная цель изучения творчества Н. А. Некрасова в 10 классе - обобщить ранее полученные знания учащихся о поэте и его произведениях и, опираясь на них, проследить основные этапы его творческого пути в контексте литературно-общественного движения второй половины XIX в., особое внимание уделяя анализу произведений, предусмотренных программой 10 класса. Задача учителя - помочь ученикам уяснить и осмыслить масштабность и многогранность личности Некрасова, новаторскую сущность его поэзии и роль в объединении литературных сил своего времени вокруг редактируемых им журналов «Современник» и «Отечественные записки».
Целью наших уроков мы ставим привитие учащимся глубокого уважения к личности Н. А. Некрасова как человека, восхищение выдающимися качествами его ума и сердца, развитие желания самостоятельно исследовать его поэтическое наследие. Как показала практика, новые подходы к изучению творчества Н. А. Некрасова помогли учащимся глубже понять литературу того времени, осмысленно подойти к таким вечно актуальным проблемам, как гражданственность, любовь и долг, человек и окружающий его мир, природа и труд.