Научная статья на тему 'Изучение лирики Н. А. Некрасова в контексте духовно-нравственных исканий поэта'

Изучение лирики Н. А. Некрасова в контексте духовно-нравственных исканий поэта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1055
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛИТЕРАТУРНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / STUDENT’S CREATIVE INDEPENDENT WORK / QUEST OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES / LITERARY AND CULTURAL TRADITIONS / MORAL STATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахметзянов Миннехан Газизович, Гарипова Гульнара Адгамовна

В статье предлагается опыт изучения лирики Н.А.Некрасова в контексте диалога культур, направленный на осмысление духовно-нравственных ценностей поэта и организацию творческой самостоятельной работы старшеклассников в виде создания оригинального проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING NEKRASOV’S LYRICS IN THE LIGHT OF THE POET’S QUEST OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES

The author studies the learning experience in studying Nekrasov’s lyrics in the paradigm of dialogue among cultures with the aim of understanding the poet’s spiritual and moral values and organizing students’ creative independent work in the form of original projects.

Текст научной работы на тему «Изучение лирики Н. А. Некрасова в контексте духовно-нравственных исканий поэта»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №1(31)

УДК 372.882.116.11

ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ Н.А.НЕКРАСОВА В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПОЭТА

© М.Г.Ахметзянов, Г.А.Гарипова

В статье предлагается опыт изучения лирики Н.А.Некрасова в контексте диалога культур, направленный на осмысление духовно-нравственных ценностей поэта и организацию творческой самостоятельной работы старшеклассников в виде создания оригинального проекта.

Ключевые слова: духовно-нравственные искания, творческая самостоятельная работа, литературные и культурные традиции, нравственное состояние.

Литературное образование в школах Республики Татарстан предполагает изучение русской и татарской литературы, особенностей двух национальных языков, специфики двух богатых, самобытных национальных культур. Важным связующим звеном при этом является внимание к вечным ценностям (мир, любовь, добро, истина, красота, справедливость и т.д.) - основам единого духовного мира, которые нашли отражение прежде всего в классической поэзии. Постижение духовно-нравственных ценностей на уроках русской литературы в школах с татарским языком обучения способствует полноценному восприятию поэтических произведений, построению диалога русской и татарской литературы, формированию в современном школьнике духовности, а именно его способности сопереживать, понимать, любить, слушать и слышать: «только благодаря диалогу культур происходит формирование человека духовного, человека культуры» [1: 15]. Под диалогом культуры понимается процесс вступления «человека как носителя своей этнокультуры в активный диалог с другими культурами» [Там же: 14].

Все это успешно реализуется на уроках, посвященных лирике Н.А.Некрасова. В настоящее время исследователи (В.А.Викторович, М.М.Дунаев, И.А.Есаулов, Э.М.Жилякова, В.В.Кожинов, Ю.В.Лебедев, В.И.Мельник, Н.Н.Мостовская и др.) обращают внимание на выражение в произведениях поэта особенностей народного и христианского мироощущения, культуры и нравов русского народа, в поэтическом характере Н.А.Некрасова обнаруживают подлинную духовность, передающуюся через его духовнонравственные ценности: проникновенный лиризм, всеобъемлющую любовь, милосердие, подвижничество, самоотверженность, покаяние, совестливость, исповедальность, страдание и сострадание. «Некрасов относится к тем поэтам, кто будоражит, насыщает и просветляет душу, если читатель не «стреляет» в поэта готовыми штам-

пами оценок-похвал или «оценок-осуждений», принадлежащих, как правило, глухим к поэзии людям» [2: 5].

При изучении лирики Н.А.Некрасова необходимо помнить и рекомендации ученых (литературоведов В.Р.Аминевой, А.З.Хабибуллиной; методистов С.К.Бирюковой, К.В.Мальцевой,

З.В.Смелковой, Л.В.Тодорова, М.В.Черкезовой, Р.Ф.Мухаметшиной, М.Г.Ахметзянова), которые выделяют отличительные признаки изучения русской поэзии в школах с родным (нерусским) языком обучения: «особенности лингвистической подготовки учащихся; социально-этнографическое своеобразие жизни; национальнопсихологическая типология восприятия; национально-художественная специфика родной литературы, устного творчества, системы стихосложения» [3: 201], принцип общности - «важно учитывать не только национальное своеобразие инокультурной аудитории, но и национальное своеобразие самой русской литературы и опираться на то общее, что объединяет обе литературы», культуроведческий подход, при котором «факты и реалии культуры, которые его отличают, рассматриваются не сами по себе, а в соотнесенности со всей его образной системой»[4: 9], «учет языкового потенциала учащихся (свойств фонетической, грамматической, синтаксической систем их родного языка)» [5: 54]; сравнительнолитературный подход, суть которого заключается, с одной стороны, в возможности выявить общие закономерности, сходные явления и процессы в разных литературах, с другой - показать национальное своеобразие каждой [6: 8].

В данной статье представлено содержание урока для 10 класса по теме «Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. «Рыцарь на час». Памятные некрасовские места».

Вводная лекция учителя позволяет старшеклассникам закрепить представление о Н.А. Некрасове как поэте, который стремился к духовно-нравственным ценностям, к правосла-

вию, с верной любовью и постоянством воспел судьбу русского народа. Учащиеся вместе с учителем прослеживают основные периоды жизни и творчества поэта (возможно представить презентационные слайды):

- петербургский период (1838-1845) - начало литературного пути Н.А.Некрасова: самообразование, желание поступить в университет; жизнь в большом городе, подспудная работа, поденщина, полуголодное существование, болезни; выход первого поэтического сборника «Мечты и звуки».

- становление Некрасова-поэта в 40-е гг.; связь с кругами петербургской разночинной интеллигенции, с прогрессивной печатью, кружок «Отечественные записки» и знакомство с В.Г.Белинским; выпуск нескольких литературных альманахов - два выпуска «Физиологии Петербурга» (1844-1845), альманах «Первое апреля» (1846) и «Петербургский сборник» (1846); деятельность в журнале «Современник».

- период конца 40-х и 50-е гг. - обращение

Н.А.Некрасова к прозе: для поддержки «Современника» он вместе с А.Я.Панаевой создает два романа - «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851); выпуск сборника «Стихотворения Н.Некрасова» (24 октября 1856 г.); создание поэм.

- заключительный этап творчества Н.А.Некрасова (60-е и 70-е гг.) - создание стихотворений, отражающих в лирике поэта такие духовнонравственные ценности, как истина, справедливость, духовность, красота [7].

Далее учитель предлагает ознакомиться со стихотворением «Рыцарь на час» (1860-1862), во вступительном слове рассказывает об истории создания этого произведения. В ходе анализа старшеклассники определяют, что по жанру это стихотворение-исповедь, «песнь-покаяние», поражающая своей страстностью и предельной искренностью: «Я пою тебе песнь покаяния, / Чтобы кроткие очи твои / Смыли жаркой слезою страдания / Все позорные пятна мои!» [8: 52]. Предлагается ряд вопросов, направленных на постижение тех духовно-нравственных ценностей, которые отражены в данном произведении: Какие чувства переполняют поэта? На какие образы, символы и детали вы обратили внимание? Каково нравственное состояние лирического героя? Определите основные духовнонравственные ценности. Насколько вы согласны с авторской концепцией? В процессе вдумчивого и комментированного чтения отдельных отрывков учащиеся отмечают, что в основу стихотворения положены мучительные переживания и размышления поэта - конфликт между жаждой

борьбы: «в стане погибающих за великое дело любви» и горьким осознанием того, что на самом деле лишь «погрузился я в тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей». Здесь важно провести словарную работу: стан - воюющая сторона (сугышучылар ягы), мелкие помыслы - мелкие мысли (книжное выражение) (вак ниятлэну). В старших классах можно использовать прием перевода определенных слов и выражений, даже целых строк с русского на татарский, предложить прием творческого перевода (предполагающий изменение слов, рифмы, но не смысла), который выполняют сами учащиеся, такой прием позволяет глубже осмыслить некрасовские строчки, полноценно представить картину уча-щимися-билингвами: беек мэхэббэт эше вчен YЛYчелэр кыры. Важно напомнить ученикам, что дословный перевод иногда искажает фактический смысл, поэтому любой перевод будет иметь художественный характер. Основными духовнонравственными ценностями, которыми наполнено внутреннее душевное состояние лирического героя, являются совестливость («О прости! Я заставлю страдать тебя вновь»), гармония с природой («Отдаешься невольно во власть окружающей бодрой природы»), глубокая мудрость («Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, / Может смертью еще доказать, / Что в нем сердце неробкое билося, / Что умел он любить <...>» [8: 53]). Обращается внимание на поэтические картины природы, в которых Н.А.Некрасов выступает замечательным мастером пейзажной лирики, словесной живописи, проникнутой лиризмом: «Лес сквозит, весь усыпан листвой; / Чудны красок его переливы / Под играющей ясной луной» [Там же: 49]. Учащиеся отмечают, что в стихотворении наиболее ярко выписан образ матери: «Весь свой век под грозою сердитою / Простояла ты - грудью своей / Защищая любимых детей» [Там же: 51]. В ходе беседы старшеклассники приходят к выводу, что здесь данный образ воплощает все самое святое в жизни поэта, воспринимается как высший нравственный суд и высшая нравственная опора, духовно-нравственный идеал: «Изреки только слово прощения, / Ты, чистейшей любви божество» [Там же: 52]. По отношению к матери лирический герой переполнен чувствами глубокой скорби, покаяния, благодарности, любви. В «Покаянной песни» слышится боль и страдание, она как бы перерастает в покаяние перед матерью-родиной, перед народом, в варианте стихотворения содержатся такие слова: «В эту ночь со стыдом сознаю, / Бесполезно погибшую силу мою... / И трудящийся, бедный народ/ Предо мною с упреком идет <...>». Этот упрек, это чувство определило на-

звание стихотворения - лишь на час подлинными рыцарями «великого дела» могут быть многие представители его поколения. В последней части этого произведения делается широкое обобщение о судьбе целого «племени», которое захватило «<...> трудное время / Неготовыми к трудной борьбе» [Там же: 54]. Учащиеся верно подмечают, что «Покаянная песнь» становится своего рода молитвой. Такой вывод подкрепляется христианскими символами (церковь, колокольный звон), которые навели на воспоминание о матери, а также отождествляют мать со святой.

На этапе закрепления представлений старшеклассников о «покаянной песне» Н.А.Некрасова предлагается обратиться к творчеству Г. Тукая, близкого Н.А.Некрасову по эстетическим взглядам. Учащиеся читают стихотворения «Беспробудный сон» и «Молитва матери». Старшеклассники уже имеют определенные знания, умения и навыки, необходимые для сравнительно-сопоставительного анализа творчества поэтов и культу-роведческого комментария. При первоначальном сопоставлении учащиеся отмечают, что роднит поэтов их отношение к образу матери: они рано потеряли своих матерей, в их сознании родная мать - это нежная, добрая, милая, любящая защитница, оба поэта живут с мыслью о ней. Г.Тукай часто обращается к этому образу, то он слышит голос матери, будящий его к священному празднику, то перед сном он молится за упокой ее души и всей своей семьи. В своих стихотворениях он надеется, что Аллах даст ему возможность встретиться с мамой. Старшеклассникам предлагается ответить на следующие вопросы: Какова судьба матери в творчестве татарского поэта? Какие духовно-нравственные ценности заложены в образе матери в стихотворениях Г. Тукая? В своих ответах учащиеся подчеркивают, что у Тукая, к сожалению, нет образа счастливой матери. Горькая трагедия, потеря сына, сделала героиню первого стихотворения немногословной, сухой, но умеющей хранить память, нежность, доброту, она не обозлилась на жизнь, потому что растет дочь, диалог с дочерью о сыне очень трогателен, так как мама подбирает слова, чтобы объяснить маленькой крошке, куда ушел ее брат. Во втором стихотворении мы встречаем образ молящейся за счастье сына старушки. Она молится в поздний час, когда деревня уже спит, когда крестьянский труд уже окончен. Поэт не конкретизирует судьбу своей героини, мы не знаем, где ее сын. Но главным в стихотворении является ее образ. На вопросы «Каков ее портрет? Каково ее внутреннее состояние?» ученики отвечают, что старушка живет одна, на краю деревни, живет ради счастья

сына, поэтому, «отряхнувшись от мирской суеты», она молится Богу. Чувства матери доведены до предела, вот почему ее молитва слезная. Автор сочувствует своей героине, называет ее сердешной. В конце стихотворения он обращается с риторическим вопросом к своим читателям: «В тишине капли капают: слезы, сердешная, льет, /Неужели, скажите, молитва ее не дойдет?» [9: 112].

Далее учащиеся пытаются определить национальное своеобразие в изображении образа матери в стихотворениях русского и татарского поэтов. В произведениях Г.Тукая учащиеся отмечают такие черты этого образа, как скромность, чистота (пакьлек), мягкость, нежность, мать олицетворяет глубокую веру, неслучайно изображен столь традиционный для татарской поэзии мотив молящейся дома матери. Исламские каноны не разрешают совместный намаз мужчин и женщин, и по обыкновению женщина молится дома, значит, дом ее превращается в храм. Главный символ татарской матери - белый платок. Белый - признак справедливости, это почтение, чистота, простота, мир, смиренность, точность, невинность, молодость, рождение, даже смерть ассоциируется с белым цветом, как символом света, чистоты и истины. Смерть не пугает людей, вот почему это слово объясняется также через словосочетание «беспробудный сон»: «<...> Нет средства разбудить его суметь, /Сон тот вечный, беспробудный, называется он смерть» [9: 114].

Учащиеся отмечают, что некрасовское представление о матери складываются из логической цепочки: родина-мать ^ могила матери ^ церковь ^ «молитва» матери. Представление о матери у Некрасова несколько отличается: не случайно воспоминание о ней начинается с образа родины-матери - это символ величия, недрогнувшей воли, гордости, непокорности («величаво-безгласная мать»). Русская женщина не может создать в своем доме храм, несмотря на красный угол, так как в доме бесчинствует «гроза сердитая» - муж. Вот почему упоминается церковь, это символ святости, приюта, покаяния. Некрасов широко использует цветовую символику: темный балахон старика-сторожа старой церкви

- символ отречения от мирской суеты, смирения и покаяния, белая церковь - невинность, чистота, святость, сияние Божественной славы. Русокудрая и голубоокая мать - голубой, или синий - означающий чистоту и целомудрие, также является атрибутом Богородицы, цветом праздников Пресвятой Богородицы, это - цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Далее

учащиеся поясняют, что своеобразие образов матерей показано через духовно-нравственные ценности. Если Некрасов акцентирует свое внимание на жертвенности, покаянии, силе духа, то тукаевские ценности - это глубокая вера в Аллаха, терпение, душевная гармония, мудрость.

Вторая часть урока предполагает творческую самостоятельную работу учащихся - создание атласа некрасовских мест (Грешнево, Карабиха, Петербург, Алешунино, Чудово). Такая работа состоит из следующих этапов: во-первых, определяются цель и задачи работы, обозначаются источники поиска материала; во-вторых, учащиеся продумывают вид, форму и структуру атласа, подбирают название и эпиграфы, намечают содержание и оформление страниц; в-третьих, готовятся к демонстрации и защите творческого проекта. Класс делится на творческие группы: первая группа продумывает дизайн атласа, вторая - его структуру, третья группа работает над содержанием, четвертая - занимается цветовым и звуковым оформлением. На уроке непосредственно обозначаются источники поиска материалов для атласа [10-14].

На этапе контроля старшеклассникам предлагаются вопросы по стихотворению «Рыцарь на час»: Каково нравственное состояние лирического героя? Какова роль христианских символов в этом стихотворении? Определите основные духовно-нравственные ценности. В чем заключаются духовно-нравственные ценности и искания Н.А.Некрасова в целом? и по стихотворениям Г.Тукая «Беспробудный сон» и «Молитва матери» Каково тукаевское восприятие образа матери? Какие духовно-нравственные ценности отображены в стихотворениях Г. Тукая? Анализ ответов показал, что старшеклассники умеют определять нравственное состояние лирического героя, духовно-нравственные ценности, пояснять их смысл и аргументировать авторскую позицию. При ответе на первый вопрос десятиклассники в основном верно называют и обосновывают нравственное состояние лирического героя: «<...> состояние покаяния, совестливости

<...>», «состояние потерянности, поэтому

ищет поддержку у матери». В ответах на вопрос о христианских символах преобладает размышление о том, что «упоминание о символах старой белой церкви, колокольного звона убеждает, что поэту не чужда настоящая духовная вера», «изображение церкви и колокольного звона, по-моему, помогли поэту вспомнить мать, которая была верующей, и привила это чувство веры сыну». Далее учащиеся перечисляют духовные ценности, которые были представлены в произведении Некрасова: «покаяние, испове-

дальность, стремление к истине, активность, обращение к божественному миру и единение с ним». Последний вопрос приводит старшеклассников к выводу, что главное духовно-нравственное искание - «народность Н.А.Некрасова, обращение к христианским традициям». В ответах по стихотворениям Г.Тукая десятиклассники также выявляется понимание духовно-нравственных исканий поэта. При ответе на первый вопрос учащиеся отмечают, что «тукаевское восприятие матери очень трогательное, душевное

<...>», «тукаевское восприятие матери четко соответствует исламским канонам». Ответы на второй вопрос демонстрируют глубокое восприятие лирики Г.Тукая в контексте духовнонравственных исканий поэта: «сила материнской любви, бескорыстность, терпение, душевная сила, гармония, вера в Аллаха».

Таким образом, в 10-м классе решается один из важнейших вопросов методики преподавания литературы - умение учащихся осознать отношение поэта к истории, культуре и нравственности, которое формируется и совершенствуется при глубоком и вдумчивом прочтении и анализе художественных произведений, при творческом подходе к изучению страниц биографии поэта. В частности, глубже погрузиться в некрасовский мир позволяет осмысление его творчества в новом аспекте - через постижение его духовнонравственных исканий в связи с построением элементов диалога культур.

Новый взгляд на поэзию Н.А.Некрасова может дать представление о том, что поэт проходит жертвенный, всецело духовно-нравственный путь, так как главная цель современного ему века

- отдать свою жизнь за счастье народа. А своеобразное сочетание анализа произведений и изучение страниц биографии в форме проектов еще более мотивирует учащихся на успешную работу.

1. Мухаметшина Р.Ф. Русская литература в контексте диалога культур. - Казань: «Печать - Сервис XXI век», 2012. - 246 с.

2. Лазаренко Г.Н. «.В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией» // Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. - М.: АСТ, 2007.

- С. 5 - 28.

3. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М.: Просвещение, 1965. - 184 с.

4. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе: принцип общности и национального своеобразия литератур народов СССР в процессе преподавания русской литературы. - М.: Педагогика, 1981. - 151 с.

5. Хабибуллина А.З. Русская литература в восприятии татарских читателей (эстетическая интерфе-

ренция): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Казань, 1998. - 163 с.

6. Аминева В.Р. Сравнительное и сопоставительное литературоведение: основные понятия и проблемы // Сравнительное и сопоставительное литературоведение. Хрестоматия. - Казань: Изд-во «ДАС», 2001. - С. 7 -149.

7. Жданов В.В. Некрасов. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 496 с.

8. Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Дрофа, 2006. - 526 с.

9. Тукай Г. Избранное / Пер. с тат. В.С.Думаевой-Валиевой. - Казань: Магариф, 2006. - 239 с.

10. Некрасов Н.К. «По их следам, по их дорогам». -Ярославль: Верхн.-Волж. кн. изд., 1975. - с.

11. Некрасов Н.К. «О Волга! Колыбель моя. - Москва: Дет. лит-ра, 1979. - 188 с.

12. Некрасов Н.К. «Некрасовские места России». -Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1971. - 174 с.

13. Некрасов Н.К. «Сейте разумное...: Очерки о жизни и творчестве Н.А.Некрасова». - Москва: Советская Россия, 1989. - 320 с.

14. Фотоальбом «В краю моем родимом. Некрасовские места России». - Москва: Советская Россия, 1984. - 194 с.

STUDYING NEKRASOV’S LYRICS IN THE LIGHT OF THE POET’S QUEST OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES

M.G.Akhmetzyanov, G.A.Garipova

The author studies the learning experience in studying Nekrasov’s lyrics in the paradigm of dialogue among cultures with the aim of understanding the poet’s spiritual and moral values and organizing students’ creative independent work in the form of original projects.

Key words: quest of spiritual and moral values, student’s creative independent work, literary and cultural traditions, moral state.

Ахметзянов Миннехан Газизович - доктор педагогических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI вв. и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

Гарипова Гульнара Адгамовна - преподаватель русского языка и литературы Арского педагогического колледжа им.Г. Тукая.

E-mail: 25gga02@mail.ru

Поступила в редакцию 16.02.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.