Научная статья на тему 'Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе системного изучения произведений Н. А. Некрасова в 5-10 классах якутской школы'

Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе системного изучения произведений Н. А. Некрасова в 5-10 классах якутской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Людмила Ивановна

Рассмотрены вопросы о необходимости новых подходов к изучению классики, о развитии исследовательских навыков учащихся в процессе системного изучения творчества Н.А. Некрасова. Делается вывод о влиянии литературного образования на мировоззрение подрастающего поколения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе системного изучения произведений Н. А. Некрасова в 5-10 классах якутской школы»

теприимства различного рода технологических, экономических и иных инноваций, реализуясь в качестве инновационно-кадрового центра туристского сектора республиканской экономики.

ЛИТЕРАТУРА ^

1. Методология профессионального туристского образо-вания /М.Я. Виленский. В.А. Горский, В.И. Жолдак и т.д.

- М.: Советский спорт, 2001.

2. Концепция развития туризма в Республике Саха (Якутия) Ц Состояние и перспективы развития индустрии туризма в Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2003.

3. Организация и управление гостиничным бизнесом/ под ред. А.Л. Лесника, И.П. Матицкого, А.В. Чернышева.

- М.: Интел-Универсал, 2000. 4. Смирнова Л. Анализ основных направлений туристического бизнеса в РС (Я) и перспективы их развития//Практика формирования имиджа региона: опыт и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Октябрь 2005 г.

- Якутск, 2006. - С. 119-124 г.

' ^ ' , ,:

УДК 373.1.82:373.1.02 (571.56) =• • :■ <

сЖ'М:' -,?«* ■

Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе системного изучения произведений Н.А. Некрасова в 5—10 классах якутской школы

Л.И. Васильева

Рассмотрены вопросы о необходимости новых подходов к изучению классики, о развитии исследовательских навыков учащихся в процессе системного изучения творчества Н.А. Некрасова. Делается вывод о влиянии литературного образования на мировоззрение подрастающего поколения.

The article concerns the problems of integrating new approaches into learning classical literature at secondary school, development of students' skills in the process of systemic learning works by N.A. Nekrasov and literary education influence on young people s visions.

Преподавание русской литературы в национальной школе имеет свою ярко выраженную специфику, состоящую в учете таких факторов, как языковой, историко-этнографический, национально-художественный, индивидуально-пси-хологичсский. Литературное образование в национальной школе складывается из нескольких составляющих: родная литература, играющая огромную роль в формировании идейных и нравственных убеждений личности, в ее эстетическом воспитании; русская и зарубежная литературы. В последние годы все чаще звучит идея взаимосвязанного изучения двух и более литератур (М.М. Абдувалиева, Н.В. Лекомцева, К.М. Нартов, Г.А. Обернихина, С.М. Петрова,

А.В. Рыжеволова, З.С. Смелкова, Т.В. Уткина, М.В. Черкезова). Ни одна литература не может развиваться изолированно, не впитывая лучшие традиции других литератур и культур, тем самым обогащая себя и стремительно развиваясь.

Выявление и акцентирование фактов взаимодействия и взаимообогащения якутской и русской литератур помогают учащимся понять неизолированный характер литературного процесса. Использование материалов литературных связей — важное средство активизации учебного процесса и общего литературного образования учащихся. При умелом соотношении и взаимосвязи курсов родной и русской литератур гораз-

до эффективнее решаются задачи литературного образования учащихся. Школьники начинают яснее понимать факты общности в разных литературах, и родная литература осознается не как нечто обособленное, а как часть единого литературного процесса. -ч »

Учащиеся национальной школы, где отсутствует русская языковая среда, не могут владеть русским языком так же свободно, как своим родным. Даже при условии успешного методического преодоления языковых барьеров они наталкиваются на непонимание многих явлений в русской литературе, которое обусловлено различиями культурно-исторических традиций контактирующих народов. Поэтому школьники испытывают некоторые трудности при чтении, осмыслении и анализе произведения. Сопоставительное изучение литератур помогает преодолеть эти трудности, способствует реализации дидактического принципа от простого к сложному, от знакомого к новым понятиям, что позволяет выявить их обшие национально-своеобразные черты.

Но, вместе с тем, не секрет, что современные дети мало читают, испытывают затруднения в выделении темы, идеи и основной проблемы в художественном произведении; их устная речь развита слабо, не умеют использовать при анализе художественного произведения полученных сведений по теории и истории литературы. Дтя

ВАСИЛЬЕВА Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы СОТ №14 г. Якутска.

нерусских учащихся трудности возникают при восприятии текста на неродном языке. В связи с этим большая ответственность ложится на плечи учителя-предметника, который должен заинтересовать преподаваемым материалом учащихся, научить их грамотному восприятию художественного текста, умению выделять и характеризовать основные компоненты формы и содержания литературного произведения. Для изучения рус-;кой литературы в национальной школе обязательна опора на социально-этнографическое своеобразие жизни учащихся и их окружение, установление связи с родной литературой на основе единства мирового литературного процесса, ^го возможно при условии, если по-новому по-тойти к организации всего урока, выбору форм и •етодов преподавания, тщательно подобрать материал по теме с учетом интересов и возможностей учащихся того или иного класса.

Произошедшие в последние годы изменения

- практике отечественного образования не оставили без внимания ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых мего-:ов обучения. Ведущее место среди таких мето-:ов, имеющихся в арсенале мировой и отсчест-гонной педагогической практики, принадлежит исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность как форма творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательные интересы. Применяя данный метод обучения к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке, следует учитывать, что процесс самостоятельного приобретения знаний и навыков исследовательской работы должен начинаться на уроке. В условиях урока учитель создает такую ситуацию, в которой ученики сами усматривают проблему, формулируют ее, пробуют реализовать на практике, доказывая и подтверждая собственную позицию, участвуют в дискуссии, создают проект, новый текст (сочинение, рассказ, стихотворение), строят схемы и заполняют таблицы. Урок в этих условиях имеет более сложную, чем при традиционном обучении, структуру. На уроке доминируют такие приемы, как сравнение, анализ, синтез и обобщение, доказательство и опровержение, обсуждение, беседы, комментирование, дискуссии. Основными видами практических работ на уроке при использовании исследовательского метода

обучения становятся эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа над книгой и документами, сбор информационного материала. В результате комплексного и систематического использования данных приемов на уроках новые знания в значительной мере приобретаются также и в ходе выполнения учащимися самостоятельной работы. Этаны усвоения нового материала и его закрепления представляют собой единый процесс. Именно такая структура урока, на наш взгляд, обеспечивает прочное усвоение учащимися знаний.

Исследовательский метод становится особенно эффективным для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности на уроке при условии использования разнообразных видов проблемного изложения знаний, так как они подготавливают учащихся к самостоятельному выполнению исследовательской работы. Самостоятельные исследовательские задания различаются по трудоемкости и объему, они часто не укладываются в рамки обычных учебных заданий, а иногда имеют и практическую ценность. Опираясь на опыт работы в школе, вслед за М.И. Махмутовым, мы выделяем следующие основные виды исследовательских работ, выполняемых учащимися. По содержанию: изучение истории края, исторических документов; сбор и анализ языковых фактов из произведений поэтов, писателей и т.д. По форме организации: ученический эксперимент; участие в научном эксперименте; экскурсия для сбора фактов; изучение архивов; беседы с людьми; подготовка и проведение лекций и докладов; изучение дополнительной литературы; конструирование, проектирование, моделирование. Правильно организованная работа по овладению учащимися навыков и умений самостоятельной работы создает благоприятные условия для применения исследовательского метода обучения и является его основой, поскольку самостоятельность учащихся в учебной работе, по мнению Г.И. Щукиной, характеризуется поисковой направленностью в учении; познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как на уроке, так и во внеурочной деятельности; эмоциональным подъемом, успешностью деятельности. Кроме того, мы считаем, что формирование навыков и умений самостоятельной работы играет незаменимую роль на первой ступени исследовательской деятельности. Они учат школьников не только решать задачи, но и ставить их, планировать действия и способы их выполнения, отыскивать новые формы их решения в различных ситуациях. Последовательное усложнение содержания, формы, способов учения, требуемых для выполнения самостоятельных работ, готовит учащихся к более слож-

ной исследовательской работе на уроке и вне его. Практика показывает, что любая работа с таблицами, схемами, картами, диаграммами, источниками, творческие сочинения, рецензии требуют умения самостоятельно анализировать и обобщать, а значит, могут считаться начальным этапом подготовки учащихся к самостоятельной поисковой исследовательской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, делаем вывод о том, что суть самостоятельной учебно-исследовательской деятельности на уроке заключается в создании проблемных ситуаций, в ходе решения которых формируется познавательный интерес школьников, что, в свою очередь, позволяет развить навыки поискового (исследовательского) подхода к решению проблем в процессе научного познания. Роль учителя в данном процессе состоит в том, чтобы определить объем и степень трудности, а также научить школьников выполнять задания, т.е. провести инструктаж с учащимися, ориентированный на творческую самостоятельную работу, создать условия для проявления внутренних побуждений к учению, осознанию их самими учащимися.

Говоря о применении исследовательского метода и организации учебно-исследовательской деятельности в рамках урока, не следует забывать и о коллективной учебно-исследовательской деятельности, которая выделяет пять уровней: одновременная работа в коллективе; работа в парах; групповая работа; межгрупповая работа, которая основывается на сотрудничестве; фрон-тально-коллсктивная.

Введение в учебный процесс различных видов коллективной учебно-исслсдовательской деятельности позволяет сделать саму деятельность разнообразной по содержанию, а также способствует формированию и развитию умений и навыков самостоятельной поисковой деятельности. Что касается вопроса о доли учебного времени, которую должна занимать коллективная учебно-исследовательская деятельность, то она может занять значительную часть урока или весь урок, если группы решают проблемы и защищают свои выводы, а может быть включена в структуру обычного урока, если это взаимоопрос, взаимообмен информацией или взаимопроверка.

Русская классическая литература XIX века продолжает удивлять и восхищать нас, современных читателей, своей вечной новизной. Так, в начале третьего тысячелетия мы заново открываем творчество многих классиков. Одним из поэтов, изучение которого требует нового осмысления, на наш взгляд, является Н.А. Некрасов. Многие поколения читателей до сих пор убеждены, что все, о чем писал в свое время поэт, — это дела давно минувших дней и почти никак не связано с тем, что происходит в современном

мире. Подобному восприятию поэзии Н.А. Некрасова во многом способствовало и школьное изучение творчества поэта, поскольку прежние программы были ориентированы, в первую очередь, на изучение стихотворений Некрасова с ярко выраженным социальным содержанием. Современным школьникам необходимо знать, что поэзия Некрасова не замыкалась на решении социальных проблем. Новые исследования о поэте (А.М. Гаркави, М.М. Гин, Ю.В. Лебедев,

В.Г. Прокшин, Л.А. Розанова, К.И. Чуковский и др.) раскрывают нам другие стороны его творческого наследия. Н.А. Некрасов — художник широчайшего лирического диапазона. Его перу принадлежат проникновенные слова любовных признаний, замечательные послания друзьям, тонкие пейзажные зарисовки, поражающие психологизмом сцены городской и деревенской жизни, исполненные юмора и христианской любви стихи, посвященные детям, едкие сатиры и эпиграммы, искрометные водевили. Н.А. Некрасов — автор нескольких повестей и романов, прекрасно владеющий сюжетом и характерами повествователь, проницательный литературный критик и страстный публицист.

В существующих школьных программах сделана попытка несколько расширить знания учащихся о поэзии Н.А. Некрасова, выйти за рамки традиционных представлений о поэте только как о художнике "женской доли". Не потеряли своей актуальности слова Ф.М. Достоевского, считавшего, что Н.А. Некрасов "в ряду поэтов должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым". Действительно, среди многих замечательных русских поэтов XIX столетия А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и Н.А. Некрасов возвышаются как три высочайшие вершины. Каждый из них пришел в литературу, говоря словами Ф.М. Достоевского, со своим "новым словом", каждый из них создал свою поэтическую школу, оказавшую сильнейшее воздействие на поэзию не только XIX, но и XX вв.

В процессе контрольного эксперимента, выявившего низкий уровень знания и понимания поэзии Н.А. Некрасова, мы решили внести коррективы в разделы школьной программы 5— 10 классов (под ред. М.В. Чсркезовой), где представлено творчество поэта. Нами введены другие стихотворения, отражающие неизвестные стороны жизни и творчества Н.А. Некрасова, и представлены материалы национально-регионального компонента, раскрывающие духовную связь русской и якутской литератур. Внесенные произведения отмечены курсивом.

5 кл. — 'Крестьянские дети", "Перед дождем", стихотворение "Оччугуй оччут" ("Маленький сено-косчик") якутского поэта Ф. Софронова; 6 кл. — "На Волге", "Железная дорога", "Дедушка",

"Школьник"; 7 кл. — "Мороз, Красный нос", "Размышления у парадного подъезда". "Русские женщины". Знакомство с 1 частью "Княгиня Трубецкая”, ее переводом на якутский язык поэтом Г. Макаровым — Дьуон Дьанылы. Внеклассное чтение — "Орина, мать солдатская"; 8 кл. — "Песня Еремушке", "Тройка", "Поэт и гражданин";

9 кл. — "Памяти Добролюбова". "Не рыдай так безумно над ним", "Сеятелям", сопоставление с переводами якутских поэтов; 10 кл. — Лирика Некрасова 1845 — 1855 годов: "Вчерашний день,

3 часу шестом", "Родина", "Еду ли ночью по улице темной". Лирика 1856 — 1866 гг.: "Внимая ужа-:ам войны", "Деревенские новости". Лирика '0-х гг.: "Элегия", "Скоро стану добычею тленья",

Пророк", панаевский цикл: "Тяжелый крест до-'палея ей на долю...", "Я не люблю иронии твоей...". “!оэма "Кому на Руси жить хорошо". Связь с -утской литературой — рабское положение, Ч’справие якутской женщины в творчестве

4 Кулаковского ("Портреты якутских женщин", >ртрет первый; стихотворение "Деревенская

кенщина").

Излюбленной темой Н.А. Некрасова была те->*.д детства. Ни один поэт не написал столько .тихотворений о детях и для детей, сколько А. Некрасов. И это не случайно. Поэт не толь-

• | любил детей. Он видел в них будущее своей -“граны, с ними связывал надежду на грядущее

'новление своей многострадальной Родины, геюда и постоянное обращение к детям. При тгении стихотворения "Крестьянские дети" мы •'рашаем внимание школьников на лироэпиче-. -.ий жанр данного произведения, сравниваем :го с рассказами И.С. Тургенева "Бсжин луг". Чуму". Эта работа помогает формированию ..рвичных навыков исследовательской работы над текстом художественного произведения. Бо-.е углубленному анализу стихотворения спо--эбствует работа над ее темой и идеей, компози-лей, особенностью языка, прослеживание ди--дмики развития характеров рассказчика и крестьянских детей.

При знакомстве со стихотворением Н.А. Не-

• расова "Размышления у парадного подъезда" в

классе проводится сопоставительная работа со .тихотворением якутского поэта А.А. Иванова — Кдондэ "Песня якута" ("Саха ырыата", 1923). При .•том мы объясняем учащимся, что \.А. Иванов — Кюндэ прямо указывает, что данное стихотворение им написано на мотив некра-.овского "Укажи мне такую обитель, я такого угла не видал". Работа над анализом стихотворений начинается со вступительного слова учителя о благотворном влиянии русской литературы на становление и развитие молодой якутской литературы. После знакомства со стихотворениями учащиеся высказывают свои впечатления, прово-

дится словарная работа. Ребята ищут сходство и различия, определяют тему и основную мысль, делают выводы по идейно-тематическому содержанию. Мы подводим учащихся к осознанию того, что в своем стихотворении Кюндэ несколько видоизменяет текст Некрасова, приспосабливая его к дореволюционной якутской действительности. Он, например, пропускает строки: "Стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на железной цепи", заменяет некоторые образы более близкими, локальными: вместо "Волги", у него фшурирует "Лена", вместо "бедного домишки"

— хотон (хлев), вместо "телеги" — якутские сани (волокуши, в которые впрягали быков). Но в обоих произведениях один и тот же главный мотив

— безысходное народное горе, народное страдание.

Важно отметить, что тема стихотворения Кюндэ, безусловно, была подсказана реальной якутской действительностью, а также идейно-эстетическими взглядами самого автора. И для художественного выражения этой волновавшей его темы начинающий тогда молодой поэт обратился к творчеству Некрасова, взяв в качестве образца стихотворение "Размышления у парадного подъезда". Однако это стихотворение Кюндэ не производит впечатления пересказа чужого творения, оно самобытно и передает национальный колорит дореволюционной якутской действительности.

Главная цель изучения творчества Н.А. Некрасова в 10 классе — обобщить ранее полученные знания учащихся о поэте и его произведениях и, опираясь на них, проследить основные этапы его творческого пути в контексте литературно-общественного движения второй половины XIX века, особое внимание уделяя анализу произведений, предусмотренных программой

10 класса. Задача учителя — помочь старшеклассникам уяснить и осмыслить масштабность и многогранность личности Некрасова, новаторскую сущность его поэзии и роль в объединении литературных сил своего времени вокруг редактируемых им журналов "Современник" и "Отечественные записки". Целью наших уроков мы ставим привитие учащимся глубокого уважения к личности Н.А. Некрасова, восхищение выдающимися качествами его ума и сердца, развитие желания самостоятельно исследовать его поэтическое наследие.

В ходе изучения произведений Н.А. Некрасова мы учитываем и возрастные особенности старшеклассников. Больший упор делается на его философскую лирику, связанную с различными аспектами темы любви. Интерес у ребят вызвало сопоставление "вершинных" стихотворений главных лирических циклов — "панасвского" цикла Некрасова "Тяжелый крест достался ей на

долю” (1856) и "денисьевского" цикла Тютчева — "Не говори: меня он, как и прежде, любит..." (1854), с которым учащиеся познакомились на предыдущих уроках. Школьники обратили внимание на диалогический характер двух стихотворений, композиционно схожих с драматической сценой; на наличие двух героев, причем женский характер оказывается главным; на схожие мотивы "жгучего страданья", близкой смерти, убийства ("Тот стал ее палач" — у Некрасова; "Хоть, вижу, нож в руке его дрожит" — у Тютчева); дословное совпадение обращений ("Не говори, что молодость сгубила..." — у Некрасова; "Не говори: меня он, как и прежде, любит..." — у Тютчева). Подводя итог своим наблюдениям, учащиеся размышляют над словами Д. Мережковского: "Тютчев и Некрасов — двойники противоположные. Что противоположны, видят все; что двойники — никто. А стоит вглядеться, чтобы увидеть".

При изучении лирики Н.А. Некрасова проводится работа по развитию исследовательских навыков учащихся: новые подходы к наглядности (цветопись), к словарно-фразеологической работе, работа с ключевыми и знаковыми словами (гражданин, муза, пророк, дума). Учащимся предлагаются следующие темы для более углубленной работы по творчеству Н.А. Некрасова: "Образ дороги в поэзии НА. Некрасова", "Образ русской женщины в поэзии Некрасова", "Изображение народной жизни в поэмах Н.А. Некрасова "Коробейники", "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо", "Образ матери в творчестве Н.А. Некрасова", "Тема детства и образы детей в поэзии Н.А. Некрасова", "Традиции в поэзии А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова (петербургские картины Пушкина и Некрасова; итоговая "Элегия" Некрасова, его завет "Я лиру посвяти;! народу своему..." перекликается со строками итогового пушкинского "Памятника" ("...К нему не зарастет народная тропа..."), тема поэта и поэзии)”, "Тема Родины в поэзии М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова", "Тема любви в лирике

Н.А. Некрасова”, "Некрасов — поэт одной темы?".

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции

школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Самое главное произведение в жизни НА. Некрасова — поэма "Кому на Руси жить хорошо". Эта поэма — произведение огромного монументального масштаба и очень сложное по своей идейно-художественной структуре. Программой предлагается обзорное изучение, однако мы считаем, что ребята должны получить целостное представление об этом произведении. Поэтому в процессе аналитической беседы проводится работа по композиции, системе образов, изобразительным средствам языка. Н.А. Некрасов поставил перед собой неимоверно сложную задачу — в огромном эпическом полотне воспроизвести народную жизнь во всех се разнообразных проявлениях, показать народ в труде и борьбе, раскрыть и объяснить источник его силы и слабости, духовное богатство и рабскую психологию, его верования и предрассудки. Поэт использовал в своей поэме все богатство устного народного творчества и живого разговорного языка. В поэме мы встречаем множество образов, почерпнутых поэтом из народных сказок и былин, отчетливо слышны отголоски народных песен и причитаний. Н.А. Некрасов смело вводит в свое произведение пословицы, поговорки, загадки. И все это объединено в единое целое, подчинено единому замыслу — воспроизвести жизнь России в эпоху коренной ломки прежних условий и еще не установившихся новых порядков, раскрыть специфические особенности русского национального характера и его проявления в разных ситуаииях и попытаться найти ответы на вечные вопросы, волновавшие и по-прежнему волнующие наш народ: в чем причина всех наших невзгод и неурядиц? Что нужно делать, чтобы изменить жизнь к лучшему? Кого же можно считать счастливым в нашей стране? На последнем, итоговом, уроке проводим сопоставительную работу с поэмой Н.В. Гоголя "Мертвые души". Обсуждаемые вопросы определяются заранее, например: "Тема России и образ дороги в произведениях Н.В. Гоголя и Н.А.Некрасова". Подводя итоги изучения "Кому на Руси жить хорошо", следует еще раз подчеркнуть, что поэма, несмотря на свою незавершенность, является произведением, в котором поэту удалось поставить вопросы огромного исторического значения и вскрыть глубинные пласты народной жизни.

Лучшему пониманию поэмы якутскими школьниками помотает обращение к произведению зачинателя национальной литературы А.Е. Кулаковского — "Портреты якутских женщин" (1904). Это описательная поэма, состоящая

;в семи отдельных "портретов", где показаны, главным образом, внешность, характер и поступки женщин того времени. Поэма пронизана социальными мотивами о тяжкой доле и страшной :удьбе якутской женщины. В ней автор как подлинный демократ и верный сын своего народа .корбит о доле якутской женщины, которая с "ервого дня рождения обречена на невероятные тишения и унижения. Это одна из главных тем в _ ^октябрьском творчестве поэта, с большой пол--отой выражающая его гуманизм. В этой поэме шущается перекличка с поэмами Н.А. Некрасо-:,1 "Мороз, Красный нос". "Кому на Руси жить .рошо".

Изучение русской литературы в ее взаимо-.зязях с краеведческим материалом и якутской :;1тературой показывает, что в ходе работы над ■эй или иной темой развиваются самостоятель--ость и инициатива учащихся. Ученики глубже гваивают основной программный материал, -учше запоминают фактический материал, более активно и сознательно овладевают устной и письменной речью, учатся делать сравнения и . доставления, устанавливать связь между изу-.'нными явлениями и жизнью, приобретают .рвичные навыки исследовательского характера.

Во время работы над поэмой наиболее сильным учащимся рекомендуются следующие темы -1Я исследования: "Как удаюсь Некрасову раскрыть национальный склад ума и характера в "рупповом портрете семи мужиков"; "Фольклорные песни и притчи в гл. "Крестьянка"; "История .эздания поэмы”; "Временное пространство по-•мы (даты, упомянутые в поэме, и даты выхода в :вет различных частей поэмы)"; "Топонимия в :оэме (карта, происхождение и смысл названий деревень)". ______________________ .

УДК 338.45:669

Как показала практика, новые подходы к изучению творчества Н.А. Некрасова иомогли учащимся глубже понять литературу того времени, осмысленно подойти к таким вечно актуальным проблемам, как гражданственность, любовь и долг, человек и окружающий его мир, природа и труд.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ф.В. Габышева. Образование: модернизация отрасли и системные изменения / Ф.В. Габышева; М-во образования Респ. Саха (Якутия).

- Якутия: Изд-во ИРО МО РС (Я), 2008. -165 с.

2. Петрова С.М. Введение в специальность: методические указания. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. - 25 с.

3. Смелкова З.С. Слово в художественном тексте: Преодоление языковых трудностей при изучении русской литературы в национальной школе. - М.: Педагогика. 1980. - 160 с.

4. Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 2 / Под ред. Л.Г. Макси-доновой. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. - 239 с.

5. Черкезова М. В. Литературное образование в национальной школе: традиции и реальность // Литература в школе. - 2004. - №2. - С. 23-25.

6. Черкезова М.В. Русская литература. Программа для национальных общеобразовательных учреждений, 4-11 классы. - М.: Дрофа, 2005.

- 35 с.

7. Шакирова Н. Способность обобщать и анализировать. Исследовательская работа учащихся // Учитель. - 2000. - №2. - С. 12-14.

8. Якушин В.И. Некрасов в школе: книга для учителя. - М.: Дрофа, 2004. - 320 с.

Металлургические кластеры как основа формирования новой базы черной металлургии на востоке страны

..... В.П. Григорьев

Раскрываются теоретические аспекты новой формы организации промышленного производства — кластерный подход на примере черной металлургии России. На этой основе обосновывается создание нового, пятого, металлургического кластера на Дальнем Востоке. В результате такой организации ранее депрессивные регионы становятся донорами.

Theoretical aspects of the new form of the organization of industrial production — clustery the approach on an example of ferrous metallurgy of Russia reveal. On this basis creation new the fifth metallurgical кластера in the Far East proves. As a result of such organization earlier depressive regions become donors.

ГРИГОРЬЕВ Владимир Павлович, с.н.с. отдела экономики горнопромышленного комплекса ИРЭС. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. №3. 2008. СЕНТЯБРЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.