Научная статья на тему 'Принцип экономической компетентности в непрерывном профессиональном образовании'

Принцип экономической компетентности в непрерывном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / РЫНОК ТРУДА / ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТЫ / A PRINCIPLE OF ECONOMIC COMPETENCE AND ITS COMPONENTS: SUBSTANTIAL / THE PRINCIPLES OF CONTINUOUS EDUCATION / NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / MARKET ECONOMY / LABOR-MARKET / ADMINISTRATIVE AND PERSONAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна

В статье экономическое образование рассматривается как часть целостного процесса профессионального образования личности с учетом имеющихся принципов непрерывного образования (базового образования, многоуровневости, диверсификации, дополнительности базового и последипломного образования, маневренности, преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организационных форм) и выделением принципа экономической компетентности как основной составляющей формирования личности в рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principle of Economic Competence in Continuous Vocational Education

The economic education as part of a holistic process personality vocational education in view of existing principles of continuing education (basic education, multi-multilevel, diversification, additional basic and postgraduate education, flexibility, continuity, integration of educational structures, flexible organizational forms) and highlighting the principle of economic competence as a fundamental component of identity formation in market conditions are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Принцип экономической компетентности в непрерывном профессиональном образовании»

принцип экономической компетентности в непрерывном профессиональном образовании

В статье экономическое образование рассматривается как часть целостного процесса профессионального образования личности с учетом имеющихся принципов непрерывного образования (базового образования, многоуровневости, диверсификации, дополнительности базового и последипломного образования, маневренности, преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организационных форм) и выделением принципа экономической компетентности как основной составляющей формирования личности в рыночных условиях.

Проблемы модернизации, реформирования образования решаются во всех странах. И несмотря на различие систем, их региональные особенности, мировые тенденции развития образования имеют много общего:

• изменение целей и функций, усиление его инновационной составляющей, связанной с особенностями передачи культурных ценностей;

• повышение качества образования в соответствии с изменяющимися реальными потребностями общества,

М.Г. Сергеева

Ключевые слова:

принципы непрерывного образования, новые образовательные технологии, рыночная экономика, рынок труда, принцип экономической компетентности и его составляющие: со держательный, управленческий и личностный аспекты.

что предполагает реализацию новых образовательных технологий, изменение системы подготовки и переподготовки кадров;

• ориентация на принципы непрерывного образования предполагает внедрение новых образовательных технологий, поиск новых способов предоставления образовательных услуг, учитывающих потребности обучающихся (дистанционное образование, компьютерные обучающие программы, использование сети Интернет-технологий);

• формирование новых целей высшей школы, которая в XXI веке становится социальным институтом, удовлетворяющим потребности общества в профессиональном образовании.

Среди задач, стоящих перед современным образованием, на первое место выходят следующие: научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития; создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности. Эти задачи связаны с идеей непрерывного образования, развития и самореализации личности. Непрерывное образование определяет новые функции: вместо «передать знания» необходимо «научить учиться».

Термин «непрерывное образование» впервые употребляется в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а после опубликования доклада комиссии под руководством Э. Фора (1972) принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование основным принципом, «руководящей конструкцией» для нововведений или реформ образования во всех странах мира.

В настоящее время имеется от двадцати до тридцати определений непрерывного образования только в зарубежной литературе. Несомненный интерес представляет определение Р. Даве, одного из крупнейших исследователей этой проблемы, который под «непрерывным образованием» понимает процесс совершенствования личного, общественного и профессионального развития в течение всего жизненного цикла индивидуума с целью повышения качества жизни как индивидуумов, так и коллективов. Основные различия в подходах к описанию сущности непрерывного образования связаны не столько с иным пониманием содержания этого явления и процесса, сколько с составом функций и масштаба применения.

Т.Ю. Ломакина указывает, что непрерывное образование - это

принцип формирования личности. Этот принцип касается всех подсистем образования и воспитания, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», - от дошкольного до дополнительного образования. Непрерывное образование - это не набор отдельных образовательных учреждений, а совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных образовательных звеньев, изменения в одном из которых неизбежно влияют на другие.

Академик А.М. Новиков понятие непрерывности образования относит к трем объектам (субъектам):

• к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно. Причем либо учится в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве. во-первых, человек может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию ("вектор движения вперед"). Во-вторых, либо последовательно подниматься по ступеням и уровням профессионального образования, либо какие-то уровни и ступени пропускать ("вектор движения вверх"). В-третьих, непрерывность образования также подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования ("вектор движения по горизонтали, вбок");

• к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в этот процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность содержания образовательной деятельности при переходе личности от одного вида деятельности к другому, от одного жизненного этапа к другому;

• к образовательным учреждениям. Непрерывность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений, образовательных программ и их взаимосвязь, которая с необходимостью и достаточностью создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и у каждого человека, так и в отдельном регионе. При этом системообразующим фактором непрерывно-

го профессионального образования выступает целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов профессионального образования.

Идея непрерывного образования в условиях научно-технического прогресса и в изменяющихся социальных условиях общества применительно к экономическому образованию предусматривает постоянное пополнение и освоение экономических знаний, делающих человека уверенным в любой ситуации реальной действительности и способствующих его развитию как субъекта деятельности на протяжении всей жизни.

Причины и обстоятельства активного обращения отечественной педагогической науки и практики к проблемам экономического образования обучающихся, на наш взгляд, могут быть определены следующим образом:

• в современных социально-экономических условиях рыночных отношений существует острая необходимость развития экономики, ее перевод на более высокий уровень;

• без экономических знаний участников экономических процессов немыслимо налаживание экономических связей, невозможны научно-технический прогресс и расцвет социальной инфраструктуры нашего общества;

• современное производство нуждается в специалистах, умеющих рационализировать и делать творческим свой труд, понимающих и ценящих не только социальный смысл трудовой деятельности, но и ее нравственную значимость.

Экономическое образование мы рассматриваем как часть целостного процесса профессионального образования личности. Постиндустриальное общество можно интерпретировать как начало перехода к новому типу цивилизационного развития, формирование которого связано не только с технологической революцией, но и реформацией, критикой и пересмотром ряда прежних базисных ценностей техногенной культуры: идеалов потребительского общества, его отношения к природе, культу силы как основе преобразующей деятельности. социально-экономическая ситуация в российском обществе трансформировалась таким образом, что динамика экономических изменений превосходит динамику способностей личности адаптироваться к ним. в связи с этим полученные знания и опыт человека оказываются ограниченными, а усвоенные нормы и ценности не стано-

вятся ориентирами в меняющемся мире и подвергаются переоценке.

Обеспечение экономической безопасности как одного из ключевых условий выживания государства предполагает смену существующих приоритетов во всех аспектах государственной политики. Это невозможно без утверждения новой мировоззренческой доминанты в обществе, без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания сути экономических проблем и ответственного участия каждого человека в их решении. данное положение отражено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Болонском соглашении, материалах Государственного совета Российской Федерации по образованию (март 2006 г.). В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года зафиксировано, что в решении экономических реформ и эффективном рыночном развитии государство будет опираться на молодое поколение. На этапе развития международного рынка труда общество и государство заинтересованы в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, владеющих инновационными методами развития предприятий.

Перемены в социально-экономической жизни общества вызвали повышенный интерес современной профессиональной школы к экономической подготовке обучающихся. Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, необходимого для работы по новой профессии в новом виде трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было.

Т.Ю. Ломакина указывает, что в современных условиях концепция непрерывного профессионального образования должна рассматриваться как инструмент экономической политики, направленной на повышение конкурентной способности, достижение более полной занятости населения, обеспечение профессиональной мобильности

работников в связи с внедрением новых технологий, и должна строиться на основе следующих принципов: базового образования, многоу-ровневости, диверсификации, дополнительности базового и последипломного образования, маневренности, преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организационных форм.

с учетом требований рыночной экономики нам представляется необходимым выделить в концепции непрерывного профессионального образования принцип экономической компетентности. радикальные преобразования в россии привели к обострению противоречия между новыми требованиями рынка труда к работнику, его конкурентоспособности, мобильности и уровнем сформированности экономической компетентности специалиста. в современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания широкого круга участников рыночных отношений. Каждый человек непроизвольно включается в экономические отношения, являясь либо активным участником (который открывает свое дело и зарабатывает предпринимательской деятельностью), либо пассивным (просто являясь потребителем товаров и услуг, предлагаемых на рынке). Подготовка специалистов, способных успешно работать в условиях рыночной экономики, имеющих определенный уровень экономической компетентности, становится важной и актуальной задачей современного образования. Составляющими принципа экономической компетентности, раскрывающими его сущность, являются следующие: содержательная, управленческая и личностная. в содержательную составляющую принципа экономической компетентности входят экономический всеобуч, экономические знания и экономические компетенции. Экономический всеобуч предназначен для широкой пропаганды основ экономических знаний и приближения образования к реальной жизни для подготовки успешных работников в самых различных отраслях. Элементарной экономической грамотности нужно обучать всех людей, потому что рано или поздно все мы становимся менеджерами, хотя бы в своей семье.

цель экономического всеобуча: во-первых, крупными штрихами объяснить, как устроен экономический мир; во-вторых, дать представление о той экономической роли, которую человеку предстоит играть в жизни: в качестве потребителя, наёмного работника, налогоплательщика, работодателя; в-третьих, обучающийся должен получить представление о том, как себя ведут и какие цели преследуют те субъекты

рынка, с которыми ему предстоит взаимодействовать: работодатели, государство, профсоюзы и др.

В современных условиях экономические знания играют самостоятельную и существенную роль. Представляя ценность для других, экономические знания становятся особым товаром и поэтому могут быть направлены в ту область деятельности, где способны принести большую выгоду их владельцу. Экономические знания как рыночный товар, цена на который постоянно растет, являются хорошим стимулом для получения новых знаний, так как только они обеспечивают свободу экономических действий. Понимая, в чем смысл механизма рыночного ценообразования, во-первых, можно научиться правильно выбирать и покупать вещи, читать рекламу, разбираться в информации о свойствах товара, отсекая некачественные и ненужные, тем самым ставя заслон халтурщикам-производителям. Во-вторых, чтобы стать добросовестным производителем, необходимо понимать, как, следуя личному экономическому интересу, производить то, что действительно нужно людям для жизни, а не навязывать им ненужное, используя монопольную власть.

главное достоинство экономических знаний, на наш взгляд, заключается в их способности уменьшать главное и неизбежное зло рыночной системы ведения хозяйствования - неопределенности, которая в рыночной экономике означает непредсказуемость, невозможность предвидеть последствия принимаемых экономических решений всех без исключения «экономических агентов» - потребителей, производителей, государства. Неопределенность нарушает привычный стиль и образ жизни людей, заставляет их (в условиях инфляции, например) предпринимать более активные и решительные действия по сохранению уровня своего благосостояния, накопленных денежных средств. К сожалению, людям, испытывающим мощные воздействия со стороны «экономического поля», не всегда удается им противостоять в силу низкого уровня образования, воспитания, выработанных норм жизни и поведения.

Экономические знания способны стать действенными помощниками в повседневной жизни, уберечь от неверных поступков и решений, связанных с навязчивой рекламой, обещаниями правительства, политических партий. Конечно, экономические знания не гарантируют правильных и адекватных механизмов поведения людей в экономической системе, но тем не менее они обладают определенными положи-

тельными свойствами:

• способствуют осмысленному анализу поступающей из разных источников информации, усвоению и накоплению знаний из смежных с экономикой областей (теории бизнеса и предпринимательства, маркетинга, менеджмента, социологии, психологии);

• стимулируют выбор адекватных моделей поведения в жизни;

• позволяют адаптироваться к новым условиям жизни, активно участвовать и влиять на экономическую ситуацию в стране (через голосование, референдумы и т.д.);

• формируют широкий кругозор и предоставляют свободу действий в повседневной жизни);

• обладают большой конкурентоспособностью в современных рыночных условиях;

• являются основой функциональной грамотности в освоении будущих профессий.

Понимание тех положительных результатов, которые несут с собой экономические знания, должно сопровождаться тщательным и скрупулезным отбором всего, что способно сформировать данные знания у обучающихся. Важными оказываются не только разработанные программы, учебники, пособия, методики, но и знания, полученные по другим предметам, казалось бы, абсолютно не связанным с экономикой.

Управленческая составляющая принципа экономической компетентности реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и образовательном учреждения - и содержательно раскрывает особенности и возможности кредитной системы образования, подушевое финансирование, финансирование дополнительных региональных программ, оказание дополнительных образовательных услуг, деятельность спонсоров, социальных партнеров, организаций, предоставляющих места производственной практики.

Личностная составляющая принципа экономической компетентности предусматривает, что с учетом возрастных особенностей и на основе возможностей, запросов и способностей личности, развивающихся в процессе образовательной деятельности, представляется возможным выстроить индивидуальные образовательные траектории для каждой личности с учетом ее развития в системе непрерывного образования.

Личностная составляющая, с одной стороны, предусматривает сформированность определенного уровня экономических компетен-

ций обучающихся в соответствии с получаемым профессиональным образованием и общей культурой развития. С другой стороны - учитывает развитие экономических компетенций самого преподавателя, т.к. для реализации экономического образования, внедрения прогрессивных образовательных технологий необходимы преподаватели экономических дисциплин, имеющие не только соответствующее образование, но и опыт работы, высокий научный уровень, способность к инновационной деятельности и саморазвитию.

— Литература —

1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2011.

2. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, 2006. - 221 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.