Научная статья на тему 'Принципы непрерывного аграрного образования'

Принципы непрерывного аграрного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИНЦИП / СИСТЕМА / AGRARIAN EDUCATION / THE CONCEPT / LIFELONG EDUCATION / PRINCIPLE / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смышляев А. А., Инкина О. Н.

Главным условием реализации национального проекта «Развитие АПК» является подготовка специалистов новой формации, что определяет изменения в сфере аграрного образования. Одним из путей решения является реализация концепции непрерывного образования, в основе которой лежит ряд принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES of CONTINUOUS AGRARIAN EDUCATION

By the main condition of realization of the national project «agrarian and industrial complex Development» is preparation of experts of a new formation that defines changes in sphere of agricultural education. One of decision ways is realization of the concept of continuous education in which basis a number of principles lies.

Текст научной работы на тему «Принципы непрерывного аграрного образования»

9. Нартова-Бочавер, С.К. Опросник «Суверенность психологического пространства» - новый метод диагностики личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2004. - № 5.

Статья поступила в редакцию 15.06.09

УДК 37:63

А.А. Смышляев, доц. АГАУ, г. Барнаул, Т:8.961.996.44.51 О.Н. Инкина, доц. НГАУ, г. Новосибирск, Факс: 8 (3852)62-83-96

ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Главным условием реализации национального проекта «Развитие АПК» является подготовка специалистов новой формации, что определяет изменения в сфере аграрного образования. Одним из путей решения является реализация концепции непрерывного образования, в основе которой лежит ряд принципов.

Ключевые слова: аграрное образование, концепция, непрерывное образование, принцип, система.

В настоящее время вследствие реализации национального проекта «Развитие АПК» во всех отраслях агропромышленного комплекса интенсивно внедряются и эффективно используются инновационные технологии производства продукции и современные системы машин. Это в свою очередь актуализирует противоречие между требованиями к специалисту, со стороны агропромышленного производства и уровнем подготовки выпускников аграрных вузов, а также констатирует, что участникам рынка труда необходимо непрерывное улучшение, обновление, актуализация знаний, навыков, профессиональных компетенций. Очевидно, что разрешение данного противоречия возможно лишь при коренных изменениях в процессах и системах аграрного образования на всех уровнях: социально-политическом, организационно-административном и дидактическом (методическом).

В настоящее время Департаментом кадровой политики Министерства сельского хозяйства РФ разработаны и приняты основные направления развития аграрного образования, обеспечивающие его доступность для сельской молодежи, подготовку квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, способных обеспечить эффективное ведение АПК.

Одним из приоритетных направлений выделено формирование системы непрерывного аграрного образования на основе общности образовательных программ и интеграции образовательных учреждений всех уровней и направлений деятельности; создания аграрных университетских (академических) комплексов.

Научным фундаментом проектирования, создания и функционирования интегрированных учебно-научных комплексов является концепция непрерывного образования. В настоящее время термин «непрерывное образование» еще не является до конца утвердившимся, так как существует несколько подходов к его определению.

В 1984 г. ЮНЕСКО предложена следующая трактовка: «Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают как в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни...» [1, с. 104].

Наиболее распространенной является точка зрения, при которой непрерывное образование рассматривается как система функционирующих образовательных учреждений обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, совместно и скоординированно решающих задачи воспитания, общеобразовательной и профессиональной подготовки человека (А.В. Да-ринский, Ю.Н. Кулюткин, Т.В. Меркулова, Е.И. Огарев, В.Г. Онушкин, А. Н. Орлов и др.).

Другие исследователи (Л.И. Анцыферова, Е.Н. Жильцов,

Н.К. Гончаров, Н.Н. Оттенберг, и др.) рассматривают непрерывное образование как важнейший социально - педагогический принцип построения образования, обеспечивающий возможность обучения личности в различных образовательных учреждениях на протяжении всей жизни и позволяющий рационально сочетать образование с самообразованием.

Б.С. Гершунский, О. А. Городецкая сходятся во мнении, что под непрерывным образованием следует понимать «сово-

купность путей, средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, социальной зрелости и профессиональной компетентности, воспитания эстетического отношения к действительности, обогащение культуры людей в сети государственных, общественных и других ученых заведений и в процессе самообразования» [2].

В.А. Горохов, Г.П. Зинченко, Л. А. Коханова представляют непрерывное образование как концепцию современного образования, которая органически дополняет существующие традиционные концепции [1].

Н.Н. Безрядин, М.Б. Есаулова, В.Н. Турченко, Г.М. Ще-велева трактуют непрерывное образование как стадийный и целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Социально ожидаемым результатом непрерывного образования является развивающаяся личность.

Один из основоположников концепции непрерывного образования Р. Даве трактует данное понятие как всеобъемлющее, включающее обучение, которое имеет место везде: дома, в школе, в социальной жизни и на рабочем месте, через средства массовой информации и с помощью других ситуаций и структур. Такое образование обеспечивает возможность тем, кто уже владеет грамотностью, в наиболее полной мере развить свою личность и через это добиться повышения её качества [1].

Несмотря на различия в подходах к понятию «непрерывное образование» практически все исследователи сходятся во мнении, что его центральной идеей на современном этапе является категория постоянного развития личности как субъекта деятельности на всем протяжении жизни.

Подход к данному понятию во многом определяется поставленными в ходе исследования целями и задачами. В нашем случае наиболее оптимальным является представление непрерывного аграрного образования в виде системы, рассматривая её во всей совокупности социокультурных условий развития региона, с учетом особенностей отрасли и достижений научно-технического прогресса. Идея непрерывного агарного профессионального образования берет свое начало в общей теории непрерывного образования.

Рассматривая непрерывное аграрное образование как систему, в качестве фундаментальных общепедагогических принципов мы выделяем преемственность, интегративность и непрерывность. Для получения полновесной системы, в дополнение к названным, необходимо добавить принципы поступательности, плановости, самообразования, координации, гибкости, взаимодополнительности, демократизма, гуманизма, многоуровневости, диверсификации (вариативности), системности, опережаюшего характера обучения и социальной открытости.

К основным методологическим принципам организации учебного процесса в рамках системы непрерывного аграрного образования необходимо отнести: целенаправленность, координацию по структуре образовательных программ, создание сквозной образовательной программы, информатизацию образования, установление связей с производственными структу-

рами и рынком труда, оптимальное использование материально-технической базы.

Переход к непрерывному образованию предполагает системную реализацию совокупности принципов, каждый из которых рассматривается применительно к тем или иным уровням и направленности конкретного вида образования. Охарактеризуем выше перечисленные общепедагогические принципы непрерывного аграрного образования.

1. Принцип интеграции (интегративности) образовательных структур (основных, дополнительных, государственных, негосударственных), образовательных учреждений создает предпосылки согласованной образовательной политики в системе непрерывного образования снимает проблемные вопросы на «стыках» различных образовательных программ и педагогических технологий. Происходит интеграция подсистем образования и в отношении организационных структур учебных заведений, что обусловливает их многоуровневый, многоступенчатый и многопрофильный характер.

Основоположники концепции непрерывного образования А. Кропли, Р. Даве и К. Кнаппер одним из главных принципов непрерывного образования отмечают именно интеграцию. При этом они выделяют «горизонтальную интеграцию», в основе которой лежит признание ценности знаний, полученных в «спонтанном», неформальном образовании (книги, СМИ, театры и т.д.), их закрепление и интеграция со знаниями, приобретенными в институционализированных учебных заведениях (формальное образование). Ученые полагают, что горизонтальная интеграция обеспечивает эффективность всей системы непрерывного образования [1].

Принцип «вертикальной интеграции» означает, что должна быть скоординирована деятельность разделенных во времени и пространстве отдельных ступеней образования -дошкольного воспитания, начальной и средней школы, учебных заведений СПО, ВПО, структур повышения квалификации. Отдельные ступени или уровни образования должны функционировать как продолжение предшествующих и предполагать подготовку учащихся для возможного перехода на последующие ступени образовательной системы.

В рамках реализации принципа интеграции возникает проблема создания непрерывного образовательного пространства или образовательного кластера. В последнее время, данное понятие все чаще стало использоваться в научной литературе при исследовании проблем непрерывного профессионального образования, подразумевает - совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.

Принцип вертикальной и горизонтальной интеграции системы непрерывного образования концептуально связан с принципом преемственности целей, содержания обучения, организационных структур и педагогических технологий.

С. Филатов и Н. Сухорукова отмечают, что принцип ин-тегративности является наиболее значительным и выполняет роль «...конституирующего фактора системы». При этом сам принцип интегративности системы они декомпозируют на следующие составляющие: осмосиативность, гармоничность, когерентность, прогностичность и динамичность [3].

2. Принцип преемственности образовательных программ и технологий, видов и форм образования обеспечивает переход обучаемого на последующие ступени образования с учетом последовательного усложнения знаний и умений. Образовательные программы согласуются на всех этапах: от начальной подготовки до постдипломного образования. Предполагается, что «выход» из одной программы должен естественным образом состыковываться со «входом» в последующую. Преемственность образовательных программ осуществляется как на общегосударственном уровне, так и самими учебными заведениями. С нашей точки зрения принцип преемственности необходимо обозначить в качестве системообразующего фактора взаимосвязи общего и аграрного образования.

Преемственность в образовательной системе рассматривается на двух уровнях: «горизонтальном»-в условиях одного

и того же учебного заведения или одной подсистемы непрерывного аграрного образования и «вертикальном»-между образовательными учреждениями различного уровня в условиях всей системы непрерывного аграрного образования региона.

Преемственность в обучении находит свое проявление в дальнейшем развитии у учащихся всего положительного, что заложено на предыдущих ступенях воспитания и обучения; в обеспечении системности знаний и дальнейшем развитии содержания, форм и методов обучения; в опережающем воспитании и обучении, что предполагает развитие в будущем; в опережающем использовании содержания, методов и форм обучения, способствующих совершенствованию личности.

Преемственность - понятие достаточно сложное и многоаспектное, рассматриваемое в педагогике как концепция образования, закономерность, общепедагогический принцип, условие, способ, средство, процесс и т. д. Даная дефиниция трактуется различно у разных авторов и в повседневной образовательной практике, однако все сходятся во мнении, что сущность преемственности состоит в сохранении тех форм и методов воспитания, образования и обучения при переходе с одной образовательной ступени (уровня, подсистемы) на другую.

Зачастую в педагогике данный принцип объединяют с другими общепедагогическими принципами: доступности, систематичности, прочности и т.д.

3. Принцип непрерывности является, на наш взгляд, достаточно емким и содержательным. В самом общем случае, применительно к отдельному человеку он подразумевает возможность выбирать траекторию получения образования. Однако выбрать или спроектировать свою траекторию образования человек сможет только в том случае если будут выполнятся следующие принципы:

- принцип многоуровневости (многоступенчатости) -обеспечивает непрерывный рост уровня знаний и умений, и предполагает наличие нескольких уровней или ступеней образования. Чем больше в образовательной системе будет завершенных, подкрепленных соответствующими государственными документами уровней и ступеней, тем больше возможностей предоставляется человеку для выбора приемлемого для него пути познания, изменения при необходимости избранного образовательного направления.

Многоступенчатость непрерывного аграрного образования можно представить в следующем виде (рис. 1).

Начинается обучение в общеобразовательной школе: начальной, неполной средней, средней, затем продолжается в высших учебных заведениях. На уровне среднего образования выделяют две ступени - традиционное среднее образование; среднее образование повышенного типа (лицеи, гимназий, колледжи). На уровне высшего аграрного образования введены ступени четырехлетней программы подготовки бакалавров и шестилетней-магистров. В части вузов введена и двухлетняя программа обучения, отнесенная к неполному высшему образованию. Послевузовское образование включает аспирантуру, докторантуру и учреждения повышения квалификации. Такая организация непрерывности в государственном образовании создает установку на продолжение образования в будущей жизни.

- принцип взаимодополнительности разных образовательных уровней. Их содержание должно быть согласовано между собой и дополнять друг друга. Данный принцип также тесно связан с принципом интеграции.

В условиях реализации концепции непрерывного образования большинство людей должно будет всю жизнь продолжать свое образование. Во всем мире оно называется постдипломным, образованием взрослых и продолжает базовое профобразование. Их содержания должны быть согласованы между собой. К постдипломному относится и система повышения квалификации в традиционном ее понимании.

В рамках данного принципа следует отметить взаимодополняемость формального и неформального (информального) образования. Новые условия требуют иного подхода к нефор-

мальному образованию. До сих пор при разработке политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным категориям уделялось лишь незначительное внимание. В концепции непрерывного аграрного образования эти оба вида образования должны являться равноправными участниками процесса, и следовательно результаты неформального образования, как набор индивидуальных компетенций, должны не только учитываться, но и дополнять друг друга.

4. Принцип технологичности профессиональной подготовки ориентирует на системное применение научнопедагогического знания к практическим задачам формирования готовности специалиста для сельскохозяйственного производства. Данный принцип обуславливает, чтобы содержание и технологии профессиональной подготовки было обусловлены видами деятельности, которыми специалист зани-

мается в процессе своей трудовой деятельности. Основными группами таких видов деятельности являются: программнометодическое обеспечение производственного процесса; управление производственным процессом; управление людьми и коллективом в целом; самообразование и аутокомпетенция.

5. Принцип маневренности (мобильности) образовательных программ подразумевает возможность смены человеком профиля профессиональной деятельности. Особое развитие этот принцип получает в условиях рыночной экономики, расширения гражданских прав и свобод. Имеется ряд вариантов движения по горизонтали в разных профессиональных областях. Например, студент в силу различных обстоятельств может перейти на изучение другой специальности, изменить профиль обучения. Специалист с высшим образованием может получить и второе.

школа — 9 классов

школа — 11 классов

лицеи-’ училищ е

институт

повышения^

квалификации

неполное высшее

4-

бакалавриат —і—

специалитет

*

магистратура

*

аспирантура

докторантура

колледж -техникум

1 уровень

общеобразовательная ш кола

2 уровень

НПО - рабочая профессия

3 уровень

СПО

4 уровень

ВПО - бакалавр

5 уровень

ВПО - специалист

6 уровень

ВПО - магистр

7 уровень

послевузовское

образование

Рис. 1 Уровни непрерывного профессионального образования

6. Принцип гибкости содержания непрерывного образования и его организационных форм необходим для мобильности обучающегося в образовательном пространстве. Он требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями учащихся. Наряду с традиционным очным обучением должно совершенствоваться заочное, получить по-настоящему широкое распространение дистанционное образование. В силу специфических условий системы аграрного образования в целом и в регионе в частности, дистанционному образованию необходимо уделять повышенное внимание, вследствие эффективности его использования в условиях высокой территориальной рассредоточенности аграрных образовательных учреждений в Алтайской крае.

Сложившаяся социально-образовательная ситуация обусловливает особенно интенсивное развитие в регионе непрерывного аграрного образования с особым акцентом на гибкие образовательные услуги, в которых совмещаются возможности общеобразовательной и профессиональной подготовки.

7. Принцип диверсификации (вариативности) подразумевает расширение перечня предоставляемых образовательных услуг, освоение учащимися новых, ранее не существовавших видов деятельности. Его реализация требует разнообразия образовательных программ, разрабатываемых «под потребителя» и основана на многообразии образовательных потребностей личности, путей, способов и средств включения ее в образовательный процесс.

8. Принцип системности подразумевает, что практической реализацией концепции непрерывного образования должно быть не просто дальнейшее совершенствование работы отдельных типов образовательных учреждений, увеличение количества этих типов или размаха их деятельности, а создание именно системы непрерывного аграрного образова-

ния, организационным принципом и основой построения которой должен стать системный подход.

9. Принцип опережающего характера обучения - означает устремленность непрерывного образования в будущее, направленность на решение проблем умственного и научнотехнического развития человека и общества на основе использования полученных знаний [6].

10. Принцип демократизма и всеобщности - означает доступность и многообразие содержания, видов и форм предоставляемых человеку образовательных услуг любого уровня, в любом месте, в любое время в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями [4]. Он предполагает возможность свободного самоутверждения и самовыражения каждого человека в сфере образования, а также равные права и возможности всем образовательным учреждениям одинакового уровня и профиля независимо от их территориального расположения или отраслевой принадлежности.

11. Принцип гуманизма - выражается в ориентации образовательных процессов на присвоение личности общечеловеческих идеалов и ценностей. Наука, культура, искусство -все достижения духовного развития в системе непрерывного образования превращаются из предмета изучения в органичный компонент учебно-познавательной и воспитательной деятельности, который определяет не только цели и содержание образования, но и формирует взаимоотношения между субъектами образовательного процесса.

Данный принцип предполагает создание такого уклада жизни образовательного учреждения, при котором осуществляются совместная творческая деятельность, взаимообучение, взаимообогащение и диалог субъектов образовательного процесса, создаются возможности для проявления и развития

творческой индивидуальности каждого, учитывается менталитет села, его потребности и возможности.

12. Новым принципом непрерывного профессионального образования в современных условиях становится его социальная открытость, что предполагает его органическую включенность в социально-экономические отношения, способность отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребованных профессий, а также на диктуемые обществом социально-культурные приоритеты.

В дополнение ко всему непрерывное образование способно стать средством поддержки человека в кризисных социальных условиях.

Таким образом, выявленные принципы, являющиеся фундаментальной основой функционирования и развития непрерывного образования, позволяют в дальнейшем выделить приоритетные направления развития и проектирования системы непрерывного аграрного профессионального образования.

Библиографический список

1. Маслов, В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Корнилов // Труды ученых ГЦОЛИФКа (75 лет): ежегодник. - 1993.

2. Иванова, Л.А. История возникновения идеи непрерывного образования и современное состояние проблемы / Л.А. Иванова // Образование: исследовано в мире [Электронный ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2001. - Режим доступа: http://www.oim.ru

3. Филатов, С. Оценка качества модели непрерывного образования / С.Филатов, Н. Сухорукова // Высшее образование в России. - 2005. - №8.

4. Новиков, А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / А.М. Новиков // Педагогика. - 1998. - № 3.

Статья поступила в редакцию 8.12.08

УДК 371:351.851

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.И. Валяева, соискатель БГПУ, г. Рубцовск, Е-mail: rpk@rub-rpc.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Социокультурная компетентность предусматривает формирование профессиональных знаний и умений в сочетании с критичностью мышления. Социальная компетентность это совокупность знаний, умений, навыков необходимых личности для успешного взаимодействия с другими людьми в социуме. Компетентность проявляется в успешной профессиональной деятельности специалистов.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, профессиональная деятельность, специалист, профессиональные навыки и умения, требования, подготовка специалистов, система принципов.

В современном обществе образование стало одной из важнейших сфер человеческой деятельности. От его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и способов деятельности, принятию нестандартных решений [1, с. 33].

Известно, что именно темпы развития общества и экономики во многом определяют требования к профессиональным навыкам и умениям будущих специалистов. Экономический подъем России обусловил и необходимость улучшения качества подготовки кадров.

С позиций новых приоритетов, связанных с укреплением человеческого ресурса страны, актуализируется проблема образования в целом, которую следует рассматривать в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста [1, с. 34].

Сегодня потребность в педагогических кадрах высока. В школах нужны знающие и социально подготовленные учителя. Готовность специалиста заключается не только в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности, но и в овладении нормами профессионального поведения, осуществление самоанализа и коррекции собственных профессиональных действий.

Для школы необходим педагог, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисковоисследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Педагог средней школы-это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.

В педагогической деятельности педагог ассоциируется с активным творческим началом, он инициатор и организатор

совместной деятельности, управляющий процессом общения. На каждом занятии преподаватель создает атмосферу духовного общения, учит мыслить, выражать и формулировать собственные суждения.

В настоящее время и в ближайшем будущем на рынке труда, по прогнозам экспертов, будет наблюдаться превышение предложения над спросом. Известно также, что динамика спроса на квалифицированные кадры в России вступила в противоречие с традиционно сложившейся структурой их подготовки [2, с. 72].

Структура подготовки основывается на принципах профессиональной подготовки будущих специалистов. Важным компонентом основной образовательной программы является система принципов обучения, воспитания и развития специалистов и требования к их реализации во взаимоотношениях между субъектами образовательного процесса в колледжах и ВУЗах. В качестве примера мы можем привести следующую систему принципов:

Принцип природосообразности:

- организация образовательного процесса с учетом особенностей возрастного развития обучающихся;

- использование природных и социальных условий жизни человека как фактора его воспитания и обучения;

- организация образовательного процесса, исходя из реальных условий жизнедеятельности обучающихся.

Принцип гуманизма:

- воспитание личности является целью образовательной деятельности;

- гармонизация личности в процессе образовательной деятельности;

- приоритет общечеловеческих ценностей в системе моральных норм и правил;

- актуализация положительных качеств личности с целью превращения их в факторы ее саморазвития.

Принцип демократизации образовательной деятельности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.