Научная статья на тему 'Концептуальные основания дополнительного профессионального образования педагога-музыканта'

Концептуальные основания дополнительного профессионального образования педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование / педагог-музыкант: концепция

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О В. Дедюхина

В статье охарактеризованы концептуальные основания реализации дополнительного профессионального образования педагога-музыканта учреждений дополнительного образования детей, определяющие особые возможности для совершенствования образования в целом. Оно рассматривается в качестве инновационной площадки для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация системы дополнительного профессионального образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О В. Дедюхина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания дополнительного профессионального образования педагога-музыканта»

индивидуальные задания для тех, кто отстает по программе или пропустил занятия по болезни; решение организационных вопросов.

В таком режиме общения педагог выступает не только в роли консультанта, но и в роли старшего товарища. Он находится в состоянии постоянной готовности не только преподать «мастер-класс», провести консультацию, но и поделиться жизненным опытом. В то же время обучающийся становится не только получателем информации, но и её создателем. Повышается его способность к самооценке, развиваются творческие навыки. Все это способствует самоопределению обучающихся.

Таким образом, поддержка образовательной деятельности творческого объединения в социальной сети, с одной стороны, позволяет более детально планировать образовательную деятельность, повышать уровень коммуникативных компетенций участников образовательного процесса; с другой стороны, открывает новые возможности для проведения воспитательных мероприятий, раскрытия творческих возможностей учащихся.

Использование потенциала ИКТ в образовательном процессе учреждения дополнительного образования необходимо и функционально. Применение информационных и коммуникационных технологий как средства социального воспитания учащихся дополнительного образования способствует созданию личностно-ориентированной социокультурной образовательной среды и способствует саморазвитию личности ребенка.

Примечания

1. Мудрик А. В. Социализация человека. М. : Академия, 2006. 304 с.

2. Чванова М. С., Храмова М. В. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования Россия // Образовательные технологии и общество. 2014. № 3. Т. 17. С. 472- 493.

3. Несмеянова Н. А. Интернет ресурсы - инструмент повышения эффективности занятий по декоративно-прикладному творчеству // Материалы I заочной научной объединенной сессии молодых ученых, аспирантов, студентов «Трибуна ученого: актуальные проблемы современного образования». Шадринск ; Шуя : 2011. С. 104106.

О. В. Дедюхина

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

В статье охарактеризованы концептуальные основания реализации дополнительного профессионального образования педагога-музыканта учреждений дополнительного образования детей, определяющие особые возможности для совершенствования образования в целом. Оно рассматривается в качестве инновационной площадки для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация системы дополнительного профессионального образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI в.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; педагог-музыкант: концепция.

В современном научном сообществе еще не сложилась исходная концептуальная схема постановки и решения проблем развития дополнительного профессионального образования педагога-музыканта учреждений дополнительного образования детей. В современной науке, в практике и внутренней логике действительности

нет адекватной парадигмы, нет единства использовании понятийного аппарата, образца решения образовательных или исследовательских задач в дополнительном профессиональном образовании педагога-музыканта сферы ДОД.

Мы предлагаем собственную, научно обоснованную Концепцию дополнительного профессионального образования педагога-музыканта учреждений дополнительного образования детей.

Под концепцией мы понимаем ведущий замысел в структуре теории дополнительного профессионального образования, комплекс научных положений, рассматривающих его как многоуровневую музыкально-педагогическую образовательную систему, а также основные прогнозируемые элементы и нормы профессиональных образовательных стандартов, реализуемых педагогом-музыкантом в учреждении ДОД в процессе профессионального самосовершенствования (или дополнительного профессионального образования), модель и механизм ее реализации, ожидаемым результатом которой будет являться профессиональная компетентность.

Теоретической базой для реализации концепции дополнительного профессионального музыкально-педагогического образования педагога-музыканта выступают методологические подходы, обеспечивающие взаимосвязь и целостность процесса.

Для обеспечения профессиональной компетентности педагога-музыканта, которая является ожидаемым результатом дополнительного профессионального образования, важно выделить взаимосвязанные компоненты, позволяющие систематизировать процесс и создать эффективную модель дополнительного профессионального образования педагога-музыканта. Для этого мы используем системный подход.

Использование в концепции системного подхода позволяет исследовать объект - систему дополнительного профессионального образования - как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования, он являлся не столько методом решения задач дополнительного профессионального образования педагогов-музыкантов ДОД, сколько методом их постановки. Системный подход в концепции позволяет осуществить нам основные направления системно-компонентного, системно-структурного, системно-функционального и системно-исторического анализа. При этом система для педагога-музыканта была ориентирована на создание условий для профессионального становления, развития, непрерывного совершенствования педагогического мастерства. Педагог -музыкант, выступая в роли обучающегося, использовал элементы (компоненты) социокультурной среды, свой опыт профессиональной музыкальной и педагогической деятельности. Это, в свою очередь, вело к гносеологическим изменениям в его сознании, личностном, субъектном и индивидуальном становлении. Индивидуальность облика педагога-музыканта задавалась системно - целями, содержанием и характером образовательного процесса, субъектами которого выступал он сам и обучающие его преподаватели.

В проектировании системы ДПО педагога-музыканта сферы ДОД личностно-ориентированный подход обеспечивает организацию дополнительного образования как индивидуально ценной деятельности отдельного педагога-музыканта в его профессионально-квалификационном росте и формировании профессиональной компетентности, с использованием личностно значимых способов учебной, научно-исследовательской, творческой и проектной профессиональной музыкальной и педагогической деятельности.

Научно-методическое сопровождение в профессиональном развитии педагога-музыканта предусматривало содержание, формы, методы, приемы, используемые в системе, на основе направленности на раскрытие и использование субъективного опыта профессиональной деятельности в музыкальной и педагогической работе каждого обучающегося. Адекватно требованиям личностно-ориентированного подхода в решении проблемы профессиональная компетентность как личностное интегра-тивное качество выступала как результат и главный критерий эффективности дополнительного профессионального образования. Основу деятельности участников образовательного процесса составляли уважение к личности, доверие к ней, концентрация внимания на удовлетворении ее образовательных потребностей, создание ситуации успеха для всех участников образовательного процесса; процессу дополнительного профессионального образования педагога-музыканта был присущ координирующий и мотивирующий характер. В результате личностно-ориентированный подход предполагал помощь педагогу-музыканту в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии собственных возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых функций эмоционального самовыражения.

В концепции на основе деятельностного подхода используются конкретно-научные способы исследования ведущих видов деятельности педагогов-музыкантов, механизмов формирования, совершенствования и становления профессионализма и мастерства в рамках динамической системы отношений взаимодействия субъекта с миром.

Акцентировалось внимание на важнейших аспектах дополнительного профессионального образования педагога-музыканта учреждений ДОД: поиск такого построения внешне задаваемой деятельности, которое поможет изменить «внутреннюю деятельность» обучающегося педагога, мотивацию этой деятельности, иерархию мотивов профессиональной деятельности, ценностных ориентаций в сфере музыкально-педагогической работы, проявляющихся изменений в жизненных стратегиях и приоритетах в ходе непрерывного профессионального образования педагога.

В контексте данного подхода профессиональное становление и развитие личности педагога-музыканта предполагало этапы осознания, планирования, организации, рефлексии (оценки результатов и самоанализ), а собственно образовательная деятельность конструировалась вариативным технологическим путем -персонализированной образовательной траекторией на основе самореализации, самоактуализации, самосовершенствования неповторимых индивидуально-личностных особенностей его личности. Деятельность при этом трактовалась как основа музыкально-педагогической профессии, а педагог как субъект - деятель, творец и созидатель, - независимо от того, каким видом музыкальной или педагогической деятельности он занимается.

Именно в деятельности раскрывалось богатство духовного мира личности педагога-музыканта: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и другие черты характера. В основе деятельности педагога-музыканта лежали сложные комплексные умения, которые формировались в процессе непрерывного образования. Профессиональная компетентность педагога-музыканта, являясь ожидаемым результатом системы ДПО, формировалась в деятельности и всегда проявлялась в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигался высокий профессиональный результат [1].

В рамках компетентностного подхода определяются целевые ориентиры профессионально-личностного роста и самообразования педагога-музыканта в сис-

теме ДПО, обеспечивающего развитие компетенций, профессионально необходимых качеств, способностей, необходимых для результативного решения задач в профессиональной деятельности. На его основе осуществлялось моделирование целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата ДПО в целостном виде как системы. В рамках компетентностного подхода определялся перечень необходимых компетенций, на развитие которых должно быть нацелено содержание ДПО педагогов-музыкантов в соответствии с запросами работодателей (руководителей образовательных учреждений), требованиями со стороны квалифицированного сообщества педагогов и широкой общественности.

В концепции объективную связь человека с культурой как системой ценностей отражает культурологический подход. Педагог-музыкант не только развивался на основе освоенной им в профессии компонента общечеловеческой культуры, но и вносил в нее нечто новое, т. е. он становился творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляло собой, во-первых, развитие самого человека, во-вторых, становление его как творческой личности. Следовательно, развитие нравственно-духовной, эстетически образованной, культурной, творческой, инициативной личности педагога-музыканта, способного к музыкально-педагогическому совершенствованию на основе культурологического подхода, особо актуально. Знание обучающихся о музыкальных традициях, идеях музыкальной педагогики, философии и эстетики, общей педагогики и психологии, культурологии и искусствознания, социологии с позиции культуры; умение творчески применять полученные знания в повседневной жизни, аргументировать собственную позицию, включая аналогии с известными фактами, событиями, датами, историческими личностями, использование образцов классики и культурных явлений, «погружение» в музыкальную культуру с целью пополнения багажа знаний о культурных шедеврах, становились залогом успешности.

Представленные подходы: системный, личностно-ориентированный, дея-тельностный, компетентностный, культурологический - выступают, таким образом, в качестве методологического обеспечения системы дополнительного профессионального образования педагога-музыканта.

Охарактеризованные общенаучные подходы способствуют целевому развитию личности педагога-музыканта, поддержке его индивидуальности, формированию профессиональной компетентности как результату ДПО. Во взаимосвязи обозначенные подходы обеспечивают целостное профессиональное становление педагога-музыканта на основе заявленных в концепции целей и персонифицированного образовательного маршрута в условиях эффективного функционирования всей системы дополнительного профессионального образования педагога-музыканта.

Ведущей идеей авторской концепции является признание того, что дополнительное профессиональное музыкально-педагогическое образование - это открытая система, которая нацелена на реализацию личностной ориентации педагога-музыканта учреждения дополнительного образования детей в образовании и формировании профессиональной компетентности как ожидаемого результата освоения системы ДПО. Дополнительное профессиональное музыкально-педагогическое образование предоставляет обучающемуся (педагогу-музыканту) различные образовательные траектории, из которых он осуществляет выбор в соответствии со своими потребностями, интересами и творческими особенностями, а также потребностями рынка труда в социокультурной сфере и перспективами развития общества.

Идеями авторской концепции являются: оптимизация, взаимодействие и преемственность, социальное партнерство и интеграция ресурсов.

Под оптимизацией образовательного процесса ДПО нами понимается идея синхронизации целей, содержания запросов общества и потенциала социокультурной среды.

Содержательное наполнение данной идеи раскрывается посредством категории «синхронизация» (др. греч. «син» - сближение, соединение; «хронос» - время; т. е. процессы сближения, соединения, с точки зрения наблюдателя, происходящие одновременно), описывающей отношения и связи социума (исторически сложившаяся социокультурная форма существования общественных образований и социальных взаимодействий) и социокультурной среды (как подсистемы ДПО), интеграция компонентов «музыка», «педагогика» и «исполнительство» в едином методологическом и смысловом поле.

В социальном плане ДПО - важный механизм, поддерживающий как производство социальной структуры, так и социальную мобильность педагогов-музыкантов. Накопленный в рамках институционального ДПО потенциал знаний и личностных ориентаций педагогов-музыкантов совершенствуется и дополняется во внутрифирменном ДПО, обеспечивая возможность перехода с одного уровня на другой, более высокий.

Социокультурная среда оказывает воздействие на систему дополнительного профессионального образования. В свою очередь, ДПО является одним из важнейших способов трансляции новым поколениям педагогов-музыкантов накопленных знаний и технологий музыкально-педагогического опыта в учреждении дополнительного образования детей.

Мы считаем, что в основе идеи синхронизации целей, содержания, запросов социума к профессиональной квалификации и компетентности педагогов-музыкантов лежит положение о том, что этот субъектно-развивающий процесс имеет детерминацию, определяющую цели-задачи ДПО (устойчивый социальный спрос на базовую профессиональную и специальную подготовку педагогов-музыкантов, современное качество образования, адекватное меняющимся социально-экономическим условиям общества; формирование инновационных социально-педагогических навыков, практических умений в области музыкальной педагогики ДПО).

Идея взаимодействия и преемственности предполагает обеспечение взаимосвязи институционального и внутрифирменного ДПО педагогов-музыкантов как средства их самообразования, саморазвития, профессиональной компетентности в направлении музыкально-педагогической деятельности, способствующей его профессиональному развитию и самосовершенствованию. Это усиливает конкурентные преимущества субъектов - за счет оптимизации объема, содержания и структуры ДПО на основе создания единого ресурсного центра, ориентации на приобретение основных компетенций, повышения качества образования, внедрения новейших технологий профессионального музыкально-педагогического образования.

Преемственность сквозных образовательных программ в системе подготовки высококвалифицированных кадров в контексте модели устойчивого развития обеспечиваются учреждением (организацией).

Важным в концепции является понимание музыкально-педагогической деятельности как процесса познания и изучения музыкальной педагогики и музыкально-исполнительской культуры, которая обеспечивает преемственность связей поколений; общественное движение, оказывающее воздействие на создание новых форм социально-культурно-музыкальной жизни, новых психологический типов культурного человека.

Идея социального партнерства рассматривается нами на «внутреннем» уровне ДПО и предполагает взаимодействие педагогов-музыкантов.

На внутреннем уровне это комплексное взаимодействие учреждений в системе отношений по реализации совместных программ ДПО. При этом каждое учреждение выполняет свою функцию (финансирования, подготовку учебных планов и состава преподавателей, организацию процесса обучения, материально-техническое оснащение определенной программы, организацию научно-методического сопровождения проектирования и реализации персонифицированного образовательного маршрута педагогом-музыкантом и др.).

Обладая широкими возможностями для моделирования социального опыта включения в него педагогов-музыкантов, система ДПО, являясь открытой, непосредственно в учреждении предполагает создание социокультурной образовательной среды - «ситуации» накопления педагогом-музыкантом практического опыта профессиональной музыкальной деятельности. Это предполагает, что в ходе реализации вариативных программ в музыкальной практике каждый субъект относительно свободен в моделировании специфических условий (содержания, форм, видов, ситуаций) своего профессионально-квалификационного развития, наполнения новым содержанием «алгоритма» своего персонифицированного образовательного маршрута.

Взаимосвязь учреждений осуществляется при формировании социального заказа, поиске социальных партнеров, организационно-технологическом обеспечении системы ДПО, направленных на решения конкретных проблем, разработку и внедрение музыкально-педагогических инноваций, совершенствование профессионального мастерства педагогов-музыкантов (педагогического и исполнительского), квалификационный рост и профессиональное становление педагогов-музыкантов. Руководители учреждений - социальных партнеров - выступают носителями педагогических функций, включаясь в решение задач ДПО, творчески дополняют, корректируют содержание, формы и методы внутрифирменного ДПО, обеспечивающие развитие и становление, формирование педагога-музыканта в профессиональной деятельности.

Идея интеграции, форм внутрифирменного профессионального самосовершенствования средств и методов непрерывного развития и самообразования педагогов-музыкантов реализуется на персонифицированном образовательном маршруте. Интеграция обеспечивает разнообразие содержания методического сопровождения (учебных планов, программ профессионального обучения и др.) с учетом персонификации, непрерывности, преемственности, новейших технологий, а также направлениями профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в учреждении дополнительного образования детей.

Если стратегией нашего исследования является совокупность подходов, то тактикой практической их реализации выступает совокупность принципов:

принцип непрерывности как методологический базис, благодаря которому из частей, отдельных инвариантных и вариативных программ, отдельных видов и форм профессиональных музыкально-педагогических стажировок, семинаров, конференций, мастер-классов и т. п. образуется целостность профессиональной компетентности (профессионализм и мастерство) педагога-музыканта. В процессе ДПО развитие педагога-музыканта в непрерывности обусловливается возможностью его перехода как развивающегося субъекта с одного профессионально-квалификационного уровня на другой без разрушения его индивидуальности, с большим или меньшим сохранением его основных персонифицированных (личностных) профессиональных характеристик как личности, педагога-мастера, творца;

принцип дополнительности в целях движения педагога-музыканта вперед к «идеалу» (образцу) в образовательном пространстве позволяет компенсировать не-

достающие знания, умения, навыки на основе теоретического и практического освоения обучающимися (педагогами) программ дополнительного профессионального музыкально-педагогического образования, содержащих дополнительные (расширенные и/или углубленные) профессиональные (общепедагогические, специальные музыкально-исполнительские, исследовательские) знания;

принцип взаимодействия и преемственности в целях обеспечения и усиления взаимосвязи институционального и внутрифирменного профессионального образования педагогов-музыкантов как средства их самообразования, саморазвития способствует ориентации на приобретение набора ключевых компетенций, повышение качества образования, внедрение новейших технологий;

преемственность в целях постепенного перехода от одной ступени музыкально-образовательной лестницы к другой требует на каждой следующей ступени учитывать предыдущий багаж опыта обучающегося, его содержание, обеспечивая последовательность смены уровня требований к объёму знаний, умений, навыков и глубины их усвоения в виде сформированной общей музыкально-педагогической культуры личности педагогов-музыкантов; органической взаимосвязи содержания, форм и методов музыкально-образовательного процесса на разных ступенях ДПО;

принцип многоуровневости в целях соответствия запросам, способностям и потребностям каждого конкретного педагога с разными уровнями базового профессионального образования и квалификацией, создает возможности обеспечения и продвижения в структуре профессионального развития и самосовершенствования педагога-музыканта на базе усложняющихся целей в ситуациях образовательно-развивающего характера;

принцип гуманизации используется для ориентации на самоценность личности обучающегося, на реализацию общечеловеческих целей и ценностей, на создание условий для расцвета и реализации сущностных сил каждого конкретного педагога-музыканта, с учётом интересов в области музыкального искусства, смыслов общения в музыкально-образовательном пространстве.

Дополнительное профессиональное образование педагогов-музыкантов представляет собой целостный образовательный процесс, характеризующийся последовательными переходами обучающихся педагогов-музыкантов на следующую образовательную ступень. Целеполагание является в концепции как инвариантное для системы ДПО и вариативное для последующего уровня развития педагога-музыканта (адаптивно-репродуктивного - конструктивного - творческого) и отражено вертикально-горизонтальной структурой.

Вертикаль является основой непрерывности и дополнительности, осуществляемая в переходе с одной ступени на другую в музыкально-педагогической квалификации. Мотивацией к профессиональному совершенствованию педагога-музыканта является освоение дополнительных образовательных программ профессионального развития в учреждениях дополнительного образования детей, профессиональное развитие на курсах ПК, а также образовательная среда учреждения дополнительного образования детей.

Уровни в вертикальной структуре являются основой для проектирования содержания, форм и средств персонифицированного образовательного маршрута, выступающего как процесс самообразования и профессионального совершенствования, квалификационного роста педагога-музыканта от базового образования до профессионально-компетентного специалиста. Вертикальная структура в данном случае основана на переходе с одного уровня профессионального развития на другой, который осуществляется только при дополнении предыдущей новым содержа-

нием профессиональных знаний и умений, практическим опытом и компетентностью.

Каждый уровень образовательного процесса имеет свое содержание, методы и формы организации обучения.

Горизонталь обеспечивает непрерывность и дополнительность расширением объема базовых профессиональных знаний, формируемыми умениями и навыками, приобретаемого опыта и компетентности педагогов-музыкантов в содержании, формах и методах музыкально-педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей.

Горизонтальная структура является вариативным (дополнительным) содержанием ДПО на основе социального заказа и определяет содержание модулей инвариантных и вариативных программ дополнительного профессионального музыкально-педагогического образования самим обучающимся педагогом или квалифицированным преподавателем.

Вертикально-горизонтальная структура системы ДПО педагога-музыканта обеспечивает в процессе моделирования их профессионального самосовершенствования на персонифицированном образовательном маршруте реализацию «продвижения» в различных траекториях музыкально-педагогической деятельности в соответствии с изменившимися требованиями и запросами личности педагога-музыканта, квалификационными требованиями, а также изменениями социального заказа.

Организационно-технологическое обеспечение (формы, методы и средства) социального партнерства учреждений науки, образования определяет конкретные механизмы взаимодействия и преемственности институционального и внутрифирменного ДПО педагогов, интеграции их ресурсов и потенциалов (кадровых, научных, управленческих и др.).

Цели обучения в ДПО у каждого педагога-музыканта как субъекта своей деятельности индивидуальны. Институциональная система ДПО ориентирована на реализацию, как правило, программ инвариантного содержания. Внутрифирменные формы организации ДПО, реализуемые непосредственно на рабочих местах, в учреждениях, более вариативны и направлены на решение персонифицированных задач.

Для формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта необходимы специально организованные условия:

- создание инновационной образовательной среды;

- содержание научно-методической деятельности учреждения дополнительного образования детей;

- реализация музыкально-исполнительского потенциала педагога-музыканта в учреждении дополнительного образования детей;

- персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта.

Реализация системы дополнительного профессионального образования предполагает активное включение обучающихся педагогов-музыкантов в музыкально-педагогическую деятельность в творческой среде, развивающей профессиональные умения и навыки, способности, интересы, склонности в соответствии с запросами личности и требованиями к профессионалу со стороны общества. Таким образом, высвечивается одна из важнейших составляющих, которую мы определяем как музыкально-педагогическую среду образовательного учреждения, внутри которого и происходит в основном становление педагога-музыканта и формирование его персонифицированного образовательного маршрута.

Проецирование персонифицированного образовательного маршрута создает возможность для создания новых форм профессиональной деятельности педагогов. Формируя персонифицированный образовательный маршрут, педагог имеет право выбора образовательных программ, образовательных услуг, осуществляет обучение, опираясь на внутренние потребности, ресурсы, запросы и желания личности на пути квалификационного роста, профессионального становления и самосовершенствования.

Персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта,

который в нашем исследовании рассматривается как способ реализации дополнительного профессионального образования его становления и развития, спроектированный на основе самоопределения в фиксированную матрицу видов и форм самообразовательной деятельности, вариативных программ самосовершенствования педагогической и музыкально-исполнительской квалификации, компетенции в сфере музыкально-педагогической деятельности, результат освоения содержания которого проявляется в качественном переходе с одного уровня профессионального становления и личного квалификационного опыта к другому, более высокому, преодоление сложившихся стереотипов собственной точки зрения на успешность и продуктивность профессиональной музыкально-педагогической деятельности, насыщения новым содержанием, инновационной перспективой, мотивацией на приобретение профессионального опыта, изменением смысловой сферы личности.

В нашем исследовании персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта рассматривается в ряду инновационной деятельности в системе дополнительного профессионального образования как совокупность ценностно-ориентированных действий педагогов-музыкантов:

- выбор цели преобразований своей профессиональной деятельности и обоснования реальных возможностей ее достижения;

- проектирование содержания персонифицированного образовательного маршрута, реализация и корреляция, т. е. решение задач перехода модели педагогической системы персонализированного ДПО педагога-музыканта в технологии деятельности - профессионального совершенствования и становления;

- определение критериев эффективности инновационного процесса ДПО педагога-музыканта и параметров качества результата и эффективности ДПО, анализ инновационного процесса;

- фиксация опыта индивидуальной деятельности для определения векторов развития технологий и системы.

При проектировании персонифицированного образовательного маршрута как образовательного пространства педагога-музыканта предполагается его взаимодействие с социокультурной средой. Этот процесс включает в себя необходимость учета личностных качеств педагога-музыканта, а также социального заказа в виде профессионально-квалификационных требований к педагогу, разрабатываемых Минобр-науки России и педагогическим сообществом, конкретизируемых работодателем, запросами обучающихся и/или их родителями.

При разработке содержания персонифицированного образовательного маршрута педагога-музыканта обеспечивается смысловое единство и развитие, взаимодополнение внутрифирменных форм дополнительного профессионального образования.

Формируя персонифицированный образовательный маршрут как программу системы дополнительного профессионального образования, педагог-музыкант соз-

дает самого себя, становясь «архитектором своей профессиональной и творческой жизни».

Персонифицированный образовательный маршрут, создаваемый непосредственно в ходе деятельностного освоения педагогом-музыкантом социокультурного пространства, является матрицей образовательного процесса. Маршрут объединяет совокупность особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта, отображает созданную им индивидуальную модель той «культуры», в обрамлении которой он проектирует свою профессиональную деятельность, творчески самореализуется в системе дополнительного профессионального музыкально-педагогического образования [2].

Для создания персонифицированного образовательного маршрута педагога-музыканта в процессе дополнительного профессионального образования необходимы специально организованные условия руководством учреждения, его методической службой.

В процессе реализации творческой идеи - персонифицированного образовательного маршрута - проявляются представления педагога-музыканта о его профессиональной деятельности, которая осуществляется в двух направлениях: научно-методической работе и музыкально-исполнительском самосовершенствовании.

На основе выработанной концепции была выстроена модель системы дополнительного профессионального образования педагога-музыканта сферы ДОД, выступающая проектной теоретически обоснованной базой, способной обеспечить прогнозируемый результат в совершенствовании системы ДПО. Модель включает в себя социальный заказ государства, потребности педагога-музыканта в профессиональном становлении и развитии, структурные компоненты: теоретико-методологические основы, целевой, содержательный, оценочно-результативный. Ожидаемым результатом будет являться профессиональная компетентность педагога-музыканта, благодаря которой он сможет успешно совмещать музыкально-исполнительскую и педагогическую деятельность.

Примечания

1. Дедюхина О. В. Методологические подходы к обеспечению непрерывного профессионального образования педагога-музыканта // Вестник МГУКИ / под ред. Т. В. Кузнецовой. 2012. № 4. С. 139-144.

2. Дедюхина О. В. Персонифицированный образовательный маршрут педагога-музыканта // Дискуссия / под ред. О. В. Суховой. Екатеринбург, 2015. № 1. С. 101107.

Р. В. Бараева

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В статье обсуждаются формы и приемы формирования у детей дошкольного возраста мета-предметных качеств, умений и навыков в процессе освоения дополнительных общеразвивающих образовательных программ. Приводятся примеры практической реализации дополнительных общеразвивающих программ в МАУДО Центр «Романтик», материалы измерения результативности усвоения программного материала и мониторинговых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.