Научная статья на тему 'Концепция дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов'

Концепция дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ МАРШРУТ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / TEACHER / FURTHER EDUCATION / PROFESSIONAL TOURIST AND LOCAL LORE / A PERSONALIZED ITINERARY / CORPORATE TRAINING / PROFESSIONAL CULTURE / SELF DEVELOPMENT / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич

Представлены концептуальные основания дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога в контексте самостро-ительства и саморазвития его профессиональной культуры - принципы и ведущие авторские идеи, практика персонифицированного образовательного маршрута, условия реализации и система оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of additional professional tourist and local lore education

Presented the conceptual basis of additional professional education of tourist lore of the teacher in the context of his own construction and self-development and profession al culture princi ples and guiding ideas of the author, the practice of personalized educational itinerary, conditions for implementation and evaluation.

Текст научной работы на тему «Концепция дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов»

СОВРЕМЕННОЕ ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.13

Д. В. Смирнов

КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Представлены концептуальные основания дополнительного профессионального туристско-краевед-ческого образования педагога в контексте самостроительства и саморазвития его профессиональной культуры - принципы и ведущие авторские идеи, практика персонифицированного образовательного маршрута, условия реализации и система оценки.

Presented the conceptual basis of additional professional education of tourist lore of the teacher in the context of his own construction and self-development and profession al culture - princi ples and guiding ideas of the author, the practice of personalized educational itinerary, conditions for implementation and evaluation.

Ключевые слова: педагог, дополнительное образование, профессиональное туристско-краевед-ческое, персонифицированный маршрут, корпоративное обучение, профессиональная культура, саморазвитие, самореализация.

Keywords:teacher, further education, professional tourist and local lore, a personalized itinerary, corporate training, professional culture, self development, self-actualization.

В настоящее время особую актуальность и значение приобретает эффективное научно-методологическое и кадровое сопровождение проводимых реформ в системе образования Российской Федерации. Трансформации социокультурной действительности в XXI в. предъявляют ко всем категориям специалистов качественно новые требования - коммуникабельность и мобильность, высокая социальная и профессиональная конкурентоспособность, компетентность и профессионализм. Эти личностно важные качества становятся необходимыми сегодня и в профессиональной деятельности педагогов - руководителей детско-юношеских объединений дополнительного туристско-краеведческого образования, в их повседневной образовательной турист-ско-краеведческой деятельности, и особенно в автономных от цивилизации условиях туристского похода или экспедиции. Кроме того, исключительно важной в современном мире «рыночных»

© Смирнов Д. В., 2011

сугубо прагматических отношений становится способность педагога проявить эти личностные качества в периоды профессиональных и возрастных кризисов, когда необходимо мобилизовать личностный потенциал, избежать «застоя» и «застаревания», самостоятельно найти пути профессионального самосовершенствования и обновления, изыскать способы самостроительства, саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности.

Профессиональную педагогическую деятельность сегодня в подсистеме дополнительного ту-ристско-краеведческого образования детей осуществляют разные категории педагогов. Прежде всего, это педагоги дополнительного образования. Во внеучебное и внеурочное время педагогическую деятельность средствами детско-юношеского туризма и краеведения по совместительству (а чаще по зову сердца!) осуществляют не только учителя-предметники, классные руководители, вожатые, педагоги-организаторы, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня, руководители школьных музеев, но и другие специалисты, например врачи, геологи, инженеры, охотоведы и пр. Всех их в концепции мы рассматриваем как категорию «педагог».

Сегодня качественные преобразования российского образования зависят не столько от совершенствования его законодательной и нормативно-правовой базы, поиска и внедрения новых форм обучения и воспитания, появления инновационных типов педагогических практик, введения новых уровней образования, дополнительных специальностей и специализаций, а в большей степени от «качества» ключевого субъекта -«образователя» - педагога в системе дополнительного образования детей. А в системе дополнительного профессионального образования «об-разователем» выступают преподаватель, педагог-наставник, руководитель-наставник, ученый -руководитель экспериментальной площадки и др.

Поиск инновационных форм реализации формального и неформального профессионального образования; развитие и активное использование образовательного, научного и инновационного потенциалов; структурная перестройка и переориентация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и являются сегодня основными задачами модернизации современной системы дополнительного профессиональ-

ного образования педагога. Решение этих задач обеспечивается непрерывным процессом «образования через всю жизнь» - самообразования, самостроительства и саморазвития профессиональной культуры педагога. Во многом от того, кто, и как будет реализовывать образовательные программы, комплексно решающие проблемы обучения, воспитания, развития и оздоровления подрастающего поколения, и зависит будущее России.

Результаты проведенных нами исследований качественных показателей (уровень образования и квалификации) профессионализма педагогов осуществляющих профессиональную деятельность по реализации дополнительного турист-ско-краеведческого образования детей в Московском регионе (Москва и Московская обл.), показывают, что уровень их образования характеризуется следующим образом: 78% имеют высшее, 17% - среднее специальное образование; при этом 61% не имеют базового педагогического образования (!); 64% педагогов не проходили курсы повышения квалификации по профилю (направленности) своей деятельности в детско-юношеском туризме и краеведении; 38% педагогов дополнительного образования - это совместители. По уровню квалификации (результаты аттестации) педагоги характеризуются следующим образом: высшую квалификационную категорию имеют 32% педагогов, первую - 28%, вторую -29%, а 11% педагогов не имеют квалификационной категории [1]. Эти качественные показатели профессионализма педагогов актуализируют необходимость комплексного решения проблемы дополнительного профессионального образования педагогов.

Кроме того, учреждения высшего профессионального образования, готовящие сегодня педагогов (учителей, социальных педагогов), не способны в ближайшее 5-10 лет «поставить» в образовательные учреждения качественно новых педагогов-специалистов, обладающих «профессиональной педагогической компетентностью», так как эта компетентность априори не может формироваться в учебной аудитории или на производственной (педагогической) практике, времени на которую в двухуровневой системе (бакалавриат и магистратура) крайне недостаточно. «Профессиональная педагогическая компетентность» может быть сформирована исключительно непосредственно в самостоятельной профессиональной педагогической деятельности [2]. Более того, «социального заказа» от Ми-нобрнауки России на разработку Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования по специальности «педагог дополнительного образования» за 20 лет (в 1992 г. была включена в классификатор должность педагога дополнительного образования) так и не сформировано.

Функционирующая система формального (институционального) образования, по мнению ряда авторитетных отечественных и зарубежных ученых и практиков (В. И. Андреев, Е. В. Бонда-ревская, А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, В. А. Горский, В. А. Караковский, О. В. Купцов, B. C. Леднев, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, A. M. Новиков, П. И. Пидкасистый, В. А. Сла-стенин, Е. В. Ткаченко, Т. И. Шамова, G. Kneller, V. C. Morris, Y. Pai, К. Howey, N. D. Rust, D. N. Wilson, D. Phillips и др.), не позволяет обеспечить цель образования XXI в. - развитие, формирование и воспитание человека творческого, умеющего компетентно решать самые сложные личностные, общественные и производственные задачи; способного к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, нахождению персонифицированного образовательного маршрута своего развития.

Как отмечает Е. В. Ткаченко, основные преобразования охватывают в современной России «лишь отдельные части профессионального образования и не складываются в четкую модель развития. Некоторые из инициатив органов государственного управления носят в основном декларативный характер и не обеспечены реальными механизмами претворения соответствующих проектов и даже законов в жизнь» [3].

Государство, на федеральном уровне, сегодня практически самоустранилось из сферы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов. Система фактически потеряла связь с заказчиком «образовательного продукта» и рынком образовательных услуг повышения квалификации, замкнулась сама на себя, вплоть до самостоятельной оценки своей эффективности. В результате подготовка педагогов-специалистов в большинстве учреждений ВПО и ДПО (ПК) не отвечает потребностям работодателей, педагогов ни по качеству, ни по содержанию.

Решение названных проблем, как нам видится, возможно обеспечить через интеграцию формального (институционального) и неформального (корпоративного) образования, так как неформальное более обращено к способностям и качествам личности, к ее внутреннему миру как к источнику и механизму устойчивого его развития и самореализации. Поэтому необходимо научно-методологическое обоснование организации дополнительного профессионального образования работников образования, и прежде всего педагога, а существующая в настоящее время система должна быть принципиально пересмотрена. Параметры этих изменений определены Президентом России Д. А. Медведевым в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [4], они заключаются:

- в принципиальном обновлении квалификационных характеристик педагогов, центральное место в которых должны занять профессиональные педагогические компетентности;

- в гибком изменении программ повышения квалификации в зависимости от интересов педагогов и образовательных потребностей детей;

- педагоги должны иметь возможность выбирать и программы, и образовательные учреждения для повышения своей квалификации;

- педагоги и руководители должны иметь представление об инновационном опыте соседей.

Сегодня в регионах России созданы и реализуются ряд концепций дополнительного профессионального образования: развития творческого потенциала педагогов учреждений дополнительного образования (Шетинская А. И., Оренбург, 1998), развития полифункциональной национально-региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов (Чоро-сова О. М., Республика Саха, 2009), развития профессиональной мобильности педагога (Ами-ралова Л. А., Уфа, 2009), становления профессионального образа мира педагога (Фролов-ская М. Н., Новосибирск, 2011), дополнительного туристско-краеведческого образования детей в региональной системе московского образования (Голованов В. П., Слесарева Л. П., Смирнов Д. В. и др., Москва, 2007) и др.

Но в этих концепциях традиционно дополнительное профессиональное образование рассматривается через призму повышения квалификации и переподготовку специалистов системы образования; как расширение и углубление профессиональных базовых психолого-педагогических, нормативно-правовых и предметных (на уровне образовательных областей) знаний, умений и навыков, а также как формирование компетентности. Вместе с тем, по утверждению П. И. Пид-касистого, сегодня от педагога «требуется отнюдь не послушное отсиживание раз в пять лет курсов повышения квалификации, а готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся ориентирах профессиональной деятельности» [5].

В представляемой концепции «дополнительного профессионального туристско-краеведчес-кого образования педагога» решение поставленных задач рассматривается через призму интеграции содержания предметной профессиональной деятельности педагога в подсистеме дополнительного туристско-краеведческого образования детей: походы, соревнования или экспедиции (управление и организация автономной жизнедеятельности; обеспечение безопасности; санитарно-гигиеническое, правовое, финансовое и материально-техническое обеспечение и т. п.);

дополнительного образования детей (обучение за рамками ГОС; воспитание и развитие личности обучающегося; оздоровление духовно-нравственное, функционально-физическое и психическое); имеющегося уровня профессионального (базового) образования и квалификационной подготовленности педагога; психолого-педагогической и предметной профессиональной деятельности (ту-ристско-спортивная, туристско-краеведческая, ту-ристско-оздоровительная, туристско-познава-тельная, самодеятельная песня, исследовательская, проектная, туристско-экологическая, поисково-экспедиционная, военно-патриотическая и др.)

В ходе теоретико-методологического анализа состояния дополнительного профессионального образования педагога в современной России нами были выявлены следующие системные противоречия:

- между нормативно-правовыми требованиями Минобразования России к уровню профессиональной квалификации педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в детско-юношеских объединениях дополнительного туристско-краеведческого образования детей, с одной стороны, и отсутствием в современной России системы подготовки педагогических кадров данной категории специалистов (отсутствует ГОС высшего профессионального образования); а также недостаточным научным, организационно-технологическим и методическим обеспечением программ дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов, раскрывающих специфику и сущность организации дополнительного турист-ско-краеведческого образования детей, с другой стороны;

- между традиционным «креном» законодательных и нормативно-правовых актов российского образования в сторону формального (институционального) образования, формализации его структурных и функциональных параметров; определения цели - всестороннее развитие личности; регламентированности содержания ГОС профессионального образования и заданности форм его реализации; несоответствия запросам практики содержания программ повышения квалификации, с одной стороны, и недостаточной востребованностью потенциала дополнительного профессионального образования, в т. ч. в виде неформального (корпоративного) образования; неразработанностью его научного, правового, методического и технологического обеспечения, а также принципов социального партнерства; проявления консерватизма в поиске и внедрении инновационных форм дополнительного образования педагога, с другой стороны;

- между социальным заказом на создание условий для саморазвития и самореализации личности в процессе образования (в т. ч. педагогов в дополнительном профессиональном образовании); мотивацией педагога на непрерывное самообразование с целью повышения уровня его профессиональной культуры и педагогического (туристского) мастерства, с одной стороны, и отсутствием научного обоснования вариативного содержания, обеспечивающего профессиональное саморазвитие на персонифицированном образовательном маршруте педагога, а также неразработанностью технологического и организационно-методического сопровождения его самореализации, с другой стороны.

Выявленные противоречия также актуализируют необходимость научного поиска и создание концепции дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов.

Таким образом, проблема нашего исследования, заключалась в определении теоретико-методологических оснований проектирования дополнительного профессионального турист-ско-краеведческого образования, обеспечивающего самореализацию педагога.

Результатом теоретико-методологического обоснования процесса проектирования дополнительного профессионального туристско-краевед-ческого образования педагога и стала представляемая концепция.

В основу концепции дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога нами положена система принципов и ведущих авторских идей; система индикаторов и критериев оценки эффективности; методическое и технологическое обеспечение проектирования содержания персонифицированного образовательного маршрута педагога; практика его реализации, создание условий для самообразования, самостроительства и саморазвития профессиональной культуры педагога и в конечном итоге - его самореализации в профессиональной деятельности.

Основными источниками разработки концепции выступили социальный заказ общества; отечественный и зарубежный педагогический опыт; традиции и тенденции развития системы дополнительного образования детей; теоретические концепции, фиксирующие современный уровень развития идей дополнительного профессионального образования педагогов; практический опыт реализации программ повышения квалификации педагогов в учреждениях дополнительного профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей, общественных организациях, а также профессиональных, туристских и краеведческих объединени-

ях (союзах). Правовой основой разработки концепции являются законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие основы дополнительного профессионального образования и организацию физической культуры, спорта и туризма; краеведения в подсистеме дополнительного образования детей.

Концепция опирается на традиции, опыт и фундаментальные теории педагогики, ее составную часть - теорию педагогической деятельности и теорию дополнительного профессионального образования как вида педагогической деятельности. Педагогику дополнительного профессионального образования мы рассматриваем как часть общей педагогики. Дополнительное профессиональное туристско-краеведческое образование педагога рассматриваем как вид деятельности в социальном партнерстве субъектов институциональных и корпоративных форм образования, обеспечивающий самообразование, самостроительство, саморазвитие и самореализацию педагога в процессе непрерывного образования.

Феномен «самореализация», относящийся к междисциплинарному знанию и изучаемый философией, психологией, педагогикой, в нашей концепции рассматривается как интегрированный результат целенаправленной профессиональной деятельности и дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога; как прогрессивно направленный, социально обусловленный целостный процесс развертывания педагогом своего личностного потенциала, позитивных качественных изменений в самом себе, собственном окружении, в результатах (образовательных продуктах) профессиональной деятельности. При этом дополнительное профессиональное туристско-кра-еведческое образование выступает своеобразной интерактивной социокультурной образовательной средой самореализации педагога в профессиональной деятельности.

Мы рассматриваем в концепции педагогические аспекты феномена самореализации педагога, определяемые составляющими: самореализация как цель, самореализация как процесс, самореализация как динамическое взаимодействие, самореализация как компонент профессиональной жизнедеятельности и самореализация как результат дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога.

Концепция представляет собой способ решения проблемы повышения качества дополнительного туристско-краеведческого образования педагога; вовлечения субъектов образовательной практики в проектирование персонифицирован-

ного образовательного маршрута; усиление влияния потребителей (непосредственно педагога и работодателя руководителя образовательного учреждения) образовательного продукта на определение целей; вариативного содержания повышения квалификации; способов трансляции (формальное, неформальное, информальное); форм (институциональное, корпоративное; очное, заочное, очно-заочное, дистанционное; коллективные, групповые, индивидуальные и др.); сроков и уровней освоения программ дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога.

Теоретико-методологические основания представляются единством методологических подходов к процессу дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога, проектированию его содержания, обеспечению саморазвития, самостроительства и самореализации педагога в профессиональной деятельности. Системный подход в концепции выступает как общенаучная основа; принципы многоуровневости, дополнительности, непрерывности, интеграции, социального партнерства - как теоретико-методологическая стратегия; интегративно-вариативный, дея-тельностный и компетентностный подходы - как практико-ориентированная тактика.

В основу ведущих авторских идей в концепции дополнительного профессионального ту-ристско-краеведческого образования педагога нами заложены:

- синхронизация целей субъектов на основе системно-уровневого и системно-функционального подходов;

- интеграция ресурсов институциональных и корпоративных форм организации дополнительного профессионального туристско-краеведчес-кого образования;

- создание образовательных кластеров, обеспечивающих социальное партнерство - учреждений дополнительного профессионального образования, образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей, международных (региональных, муниципальных) общественных объединений педагогов (организаторов туристско-краеведческой деятельности);

- адекватная ориентированность и вариативность содержания программ повышения квалификации в процессе проектирования персонифицированных образовательных маршрутов, отражающих профессиональную деятельность педагога;

- обеспечение процессов самообразования, самостроительства и саморазвития профессиональной культуры педагога через реализацию его продвижения по персонифицированному образовательному маршруту.

Целеполагание концепции определено как инвариантное для целостной системы дополни-

тельного профессионального туристско-краевед-ческого образования педагога и специфически вариативное для каждого ее уровня и представлено вертикально-горизонтальной структурой.

Вертикальная структура процесса дополнительного профессионального туристско-краевед-ческого образования, в нашем видении, основана на преемственности и непрерывности базового (формального) образования педагога, от среднего до последипломного (кандидата, доктора наук); от перворазрядника до мастера спорта по туризму; от начинающего краеведа-исследователя до краеведа-мастера; от начинающего педагога-специалиста до педагога-исследователя; от уровня муниципального образовательного учреждения до федерального (международного) уровня. Вертикальная структура обеспечивает надстраивание верхних уровней на нижележащие (базовые) с обеспечением преемственности между ними.

Горизонтальная структура является вариативным восполнением присвоенного «образовательного продукта» формального и неформального образования самим педагогом (обучающимся) новым содержанием дополнительного образования: знаний, формируемых умений, навыков и профессиональной компетентности - в совокупности обеспечивающих объем и гносеологическую полноту «дополнительности» профессиональной культуры педагога. Горизонтальная структура расширяет горизонты содержания образовательных областей за счет процесса интеграции дополнительного профессионального ту-ристско-краеведческого образования педагога.

В концепции под категорией «дополнительное профессиональное туристско-краеведческое образование педагога» мы рассматриваем непрерывный процесс профессионального самообразования и саморазвития профессиональной культуры педагога, реализуемый проектированием содержания его персонифицированного образовательного маршрута, учитывающего предметное направление деятельности руководимых педагогом объединений дополнительного туристско-кра-еведческого образования детей. Продвижение педагога по маршруту обеспечивает повышение уровня его профессиональной культуры; гносеологическое расширение и углубление (доведение до определенной «полноты») базовых профессионально значимых знаний, умений и навыков, психолого-педагогических и предметных (нормативно-правовых, медко-санитарно-гигиенических, кулинарных, туристско-спортивных, эколого-кра-еведческих, туристско-бытовых, краеведческих, обеспечения безопасности жизнедеятельности в автономных условиях, финансовых, организационно-управленческих и др.); совершенствование его профессиональной компетентности и прак-

тического опыта педагогической деятельности; квалифицированное научно-методологическое, организационное, программно-методическое и технологическое сопровождение образователем; организация процесса дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога в образовательном кластере, обеспечивающем интеграцию формальных (институциональных) и неформальных (корпоративных) форм повышения квалификации педагога.

При этом одной из ключевых категорий в концепции является «профессиональная культура педагога», которую мы рассматриваем как «сущностную полифункциональную характеристику личности педагога, представляющую собой динамическую систему реализуемых им ценностных ориентаций» [6] (нравственных, эстетических, педагогических, правовых, здорового образа жизни, исследовательских, созидательных, экологических, коммуникативных и др.), профессиональной педагогической компетентности, профессиональных знаний и умений, навыков профессиональной деятельности и профессионального поведения, сохраняемых в различных культурных формах, позволяющих самостоятельно разрабатывать оригинальные технологии и авторские программы дополнительного туристско-кра-еведческого образования детей.

Концепция ориентирована на усиление ценностно-смыслового аспекта содержания дополнительного профессионального образования педагога в двух уровнях профессиональной культуры: уровень индивидуальных профессиональных привычек, ценностей, стереотипов поведения и уровень культурного осмысления сообществом основных целей, ценностей, принципов, содержания профессионально-педагогической деятельности [7].

Категорию «образовательный кластер» мы понимаем как подструктуру целостного, само-организованого научно-информационного и образовательно-технологического комплекса, объединяющего на основе социального партнерства субъектов дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога (институциональные: учреждения повышения квалификации и переподготовки; факультеты повышения квалификации учреждений высшего профессионального образования; научные учреждения и др.; и корпоративные: методические объединения; учреждения дополнительного образования детей; общественные научно-педагогические организации; краеведческие и туристские союзы и др.), их ресурсы (кадровые, материально-технические, интеллектуальные, программно-методические, технологические и финансовые) для обеспечения благоприятных условий самообразования, самостроительства, саморазви-

тия, эффективного функционирования и качественного решения определенного уровня задач при проектировании содержания персонифицированного образовательного маршрута педагога, его освоения через повышение профессиональной культуры.

В концепции мы исходим из понимания принципа дополнительности как механизма обеспечения полноты и целостности. В процессе взаимодействия и преемственности дополнительного профессионального образования и базового профессионального образования именно дополнительность обеспечивает педагогу как субъекту личностно значимую полноту и целостность, «при этом и дополнительное, и базовое образование может быть как значимым, так и не значимым элементом дополнительности в зависимости от личностных притязаний субъекта» [8].

Разделяя позицию В. Б. Новичкова в том, что «главная цель дополнительного образования -персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл» [9], мы рассматриваем в концепции категорию «персонифицированный образовательный маршрут педагога» как структурированный замысел реализации идей субъекта - образующегося (педагога) по профессиональному саморазвитию и самостроительству; оформленный и упорядоченный на основе самоопределения и проектирования в фиксированную программу образовательной деятельности (вариативное содержание, формы профессионального образования, темп и последовательность освоения, средства образования, формы и сроки представления результатов, «об-разователи» и т. д.) по продвижению педагога на некотором вертикально-горизонтальном уровне дополнительного профессионального турист-ско-краеведческого образования педагога.

Концепция базируется на том, что продвижение педагога по персонифицированному образовательному маршруту осуществляется самостоятельно в образовательном кластере при соответствующем его потребностям уровне научно-методологического и организационно-технологического квалифицированного сопровождения. Процесс продвижения предполагает рефлексию собственного опыта профессиональной деятельности; осознание возникающих затруднений в профессиональной жизнедеятельности, изыскание возможности их преодоления, преодоление сложившихся стереотипов и стандартов, собственной точки зрения на результативность и продуктивность своей педагогической деятельности; создание нового образа желаемого профессионального будущего; самостоятельное определение цели и формулирование задач, направлений и средств деятельности по достижению этого

нового образа; придание собственному образу дополнительного туристско-краеведческого образования детей нового содержания, другой (инновационной) перспективы; определение индикаторов и критериев достижения результата; осуществление анализа самодеятельности по достижению поставленных образовательных и профессиональных целей, корректирование образа желаемого будущего; изменение цели и средств собственной деятельности, а также критериев оценки ее эффективности; включение механизмов мотивации на повышение уровня профессиональных притязаний и саморазвитие; осмысление и приобретение нового профессионального опыта; изменение смысловой сферы личности; саморазвитие профессиональной культуры и самореализацию педагога.

Результатом реализации персонифицированного образовательного маршрута педагога в дополнительном профессиональном туристско-кра-еведческом образовании должен стать гносеологический переход количества - дополнительности, в качество, т. е. переход с одного вертикального и/или горизонтального уровня личного квалификационного опыта, саморазвития профессиональной культуры к другому более высокому, продвинутому (педагог-специалист - педагог-профессионал - педагог-мастер - педагог-новатор - педагог-наставник - педагог-исследователь). В таких условиях педагог, по сути, проектирует самого себя, становясь «дизайнером своей профессиональной судьбы».

Концепция предполагает, что реализация дополнительного профессионального турист-ско-краеведческого образования педагога должна осуществляться в интеграции институциональных и корпоративных форм организации образования. Корпоративная форма рассматривается нами как управляемый образовательный и опытно-экспериментальный процесс, в т. ч. «самодобывания» знаний, умений и навыков, формирования учебной и прежде всего профессиональной компетентности, организованный непосредственно в социокультурной среде образовательного кластера - учреждение дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля (Центре детско-юношеского туризма и краеведения, Станции юных туристов).

Неформальный характер взаимодействия об-разователя (в том числе и работодателя, выступающего в роли преподавателя) и обучающегося (педагога) в корпоративных формах является преимуществом в организации образовательного процесса позволяющего, прежде всего обучающемуся (педагогу), самостоятельно проектировать свой персонифицированный образовательный маршрут: выбирать содержание дополнительного профессионального образования программ

и курсов с учетом направления (специализации) практической педагогической деятельности в дополнительном туристско-краеведческом образовании детей; определять предметность, темп и тематическую последовательность освоения содержания; отбирать средства, формы и технологии освоения (самообразования); оптимизировать формы представления результатов; осуществлять рефлексию процесса саморазвития и коррекцию содержания дополнительного образования; стимулировать мотивации самообразования и саморазвития. И при этом фактически реализуется «социальный заказ», формируемый работодателем, - развитие профессиональной педагогической компетентности педагога.

Концепция опирается на то, что дополнительное профессиональное туристско-краеведческое образование педагога, реализуемое в корпоративной форме организации, позволяет:

- во-первых, создать интерактивную образовательную социокультурную среду, в которой обеспечиваются условия для проявления активности педагога (обучающегося) и их квалифицированного научно-методического сопровождения. В этом случае педагог не только «знакомится» с инновационными технологиями, но и «проживает» процесс их проектирования и использования в педагогической практике дополнительного турист-ско-краеведческого образования детей;

- во-вторых, обеспечивается конструирование интерактивной социокультурной образовательной среды как «ресурса», «процесса», «пространства активности личности» и «дискурса»;

- в-третьих, в непрерывный процесс дополнительного профессионального туристско-краевед-ческого образования органически включаются жизнедеятельность и профессиональный опыт (педагогический, туристский и/или краеведческий, исследовательский и т. п.) педагога, которые выступают и как ресурс, и как средство самообразования и саморазвития в виде той информации, которую он получает в социокультурной среде от других людей; в виде информации - «образовательного продукта», который он сам создает в процессе своей профессиональной деятельности как педагог - руководитель детско-юношеского объединения дополнительного туристско-краевед-ческого образования детей; в виде информации, которую он, в свою очередь, транслирует - обучающимся, коллегам, родителям и др.;

- в-четвертых, обнаруженный педагогом дефицит информации, которая не позволяет ему успешно решать ту или иную профессиональную задачу, именно в корпоративной форме позволяет ему саморазвиваться через поиск путей и способов, форм и средств решения проблемы «дефицита информации». При этом «дефицит информации» является одной из движущих сил, силь-

нейшим мотивом развития потребности педагога в непрерывном дополнительном профессиональном туристско-краеведческом образовании;

- в-пятых, образователем (преподавателем) в корпоративной системе выступают и сам работодатель (руководитель учреждения дополнительного образования детей), и руководители структурных подразделений, и методисты, опытные туристы, спасатели, врачи, краеведы, музейные работники, и другие специалисты, а не только высококвалифицированные ведущие преподаватели, ученые и руководители органов управления образованием. Это позволяет «образовате-лям» - работодателям самим активно включаться в образовательный процесс, проводить рефлексию и переоценку опыта деятельности своего педагогического коллектива и обновить собственный «информационный багаж» знаний и профессиональной педагогической компетентности;

- в-шестых, педагог независимо от уровня базового образования и квалификации может и должен выступать не только в «роли» обучающегося, но и в роли «образователя»: наставника или мастера, при достаточном уровне профессиональной компетентности в конкретной проблеме (теме, методике, технологии), в которой он достиг профессионального совершенства;

- в-седьмых, и педагог, и работодатель в корпоративной форме организации образования выступают не только «заказчиком» и «потребителем» образовательного продукта дополнительного профессионального туристско-краеведчес-кого образования, но и социальными партнерами, творцами этого «образовательного продукта». Данное обстоятельство интегрирует не только интересы и мотивацию педагога, работодателя, но и содержание дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования, изменяя его вектор с освоения современных достижений фундаментальной психолого-педагогической науки на требования практики (!) дополнительного туристско-краеведческого образования детей. Это сущностно меняет и качество, и эффективность дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога, а также мотивацию саморазвития профессиональной культуры педагога.

При такой организации процесса дополнительного профессионального туристско-краеведческо-го образования в корпоративной форме педагог мотивирован на образовательную деятельность [10]. Проектирование персонифицированного образовательного маршрута осуществляется на каждом вертикальном/горизонтальном уровне в соответствии с достигнутым уровнем профессиональной культуры и имеющимся педагогическим опытом, а совершенствование личностных качеств и способностей к самообразованию, самостроитель-

ству, саморазвитию, в конечном счете, создает условия для успешной самореализации педагога в профессиональной деятельности.

Важную роль при реализации замысла концепции дополнительного профессионального ту-ристско-краеведческого образования педагога должны занять такие формы организации неформального образования педагога, как научно-практические конференции; научно-методические семинары; мастер-класс; наставничество; совещания судейской коллегии с руководителями детско-юношеских туристских команд; съезды научно-педагогических, краеведческих обществ; ту-ристско-спортивного союза; научно-методические советы; спортивные категорийные походы; поисковые экспедиции и др. Эти формы неформального образования при их организации как «образовательного процесса» обеспечивают самообразование (самоподготовку) педагога по определенной проблеме (теме), рефлексию собственного профессионального опыта, обобщение и систематизацию продуктов профессиональной деятельности, поиск инновационного содержания и форм продуктивной деятельности, создание нового создаваемого образовательного продукта с последующим публичным представлением результатов. Организация в профессиональном сообществе процедуры экспертизы, обсуждения и защиты педагогом образовательного продукта предполагает использование зачетно-накопительной схемы повышения квалификации [11], т. е. расчет по имеющимся методикам «трудоемкости» образовательного продукта и оформление сертификата.

Целостность дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов обеспечивается многосторонним непрерывным процессом, объединяющим относительно самостоятельные, но взаимосвязанные и взаимообусловленные направления повышения квалификации педагогов: специальная (ориентированная на освоение предметного содержания дополнительного профессионального турист-ско-краеведческого образования); психолого-педагогическая (нацеленная на мотивацию и развитие проблемного мышления, формирование средств самоопределения, самостроительства и самореализации); учебно-методическая (ориентированная на овладение методикой создания развивающей образовательной среды и проектной деятельностью, технологией проектирования содержания авторских образовательных программ); социокультурная (направленная на развитие восприятия целостной картины мира); оздоровительная (нацеленная на формирование культуры здорового образа жизни, самообеспечение профессионального здоровья) и организационно-технологическая (направленная на овладение комплек-

сами технологий и методов организации образовательной деятельности, способами проектирования персонифицированного образовательного маршрута, успешного взаимодействия субъектов образования, рефлексии).

Концепция предполагает использование системы мониторинга для определения качества дополнительного профессионального туристско-кра-еведческого образования педагога, а также уровня его самореализации в соответствии с разработанным критериально-диагностическим аппаратом, включающим:

- индикаторы качества (продуктивность, востребованность и успешность деятельности педагогов);

- критерии самореализации (мотивационный, эмоционально-волевой, установочно-поведенчес-кий и рефлексивный);

- показатели оценки (низкий, средний, высокий, высший).

Данные индикаторы, критерии и показатели позволяют фиксировать, во-первых, сам образовательный продукт дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога - уровень профессиональной культуры, во-вторых, адекватность востребованности потенциальных возможностей дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога для саморазвития профессиональной культуры педагога, удовлетворение его результатом и самореализацией в профессиональной деятельности.

Для методического сопровождения дополнительного профессионального туристско-краевед-ческого образования педагога разработан и представлен в концепции организационно-технологический инструментарий самопроектирования содержания повышения квалификации и его реализация на персонифицированном образовательном маршруте педагога.

Экспериментальная апробация теоретических и организационно-технологических положений концепции была реализована в практике реализации дополнительного профессионального турист-ско-краеведческого образования педагога в 20052011 гг. в образовательных кластерах, объединивших ресурсы Учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения»; ГОУ ДПО «Московский институт открытого образования»; ГОУ ДПО «Кировский институт повышения квалификации работников образования»; ГОУ «Московская городская станция юных туристов» департамента образования г. Москвы; ГОУ ДОД «Кировский областной центр детско-юношеского туризма и краеведения»; ГОУ Общеобразовательная средняя школа № 443 ВАО департамента образования г. Москвы; МОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Пушкино Московской области; ГОУ Московской обла-

сти «Центр развития творчества детей и молодежи»; НОУ ВПО «Институт технологии туризма»; Международная академия наук педагогического образования; Международная академия дополнительного образования; Московская академия детско-юношеского туризма и краеведения; Союз туристов Москвы; Союз краеведов России и др.

На основе концепции была сконструирована модель процесса дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов. Опытно-экспериментальная апробация модели подтвердила верность теоретико-методологических положений концепции о том, что качественный переход педагога с одного вертикального/горизонтального уровня профессионального туристско-краеведческого образования и личного квалификационно-педагогического развития к другому, более высокому (продвинутому), обеспечивается включением механизмов самообразования, самостроительства и саморазвития профессиональной культуры педагога на персонифицированном образовательном маршруте. Интеграция форм институционального и корпоративного образования, социальное партнерство существенно повышают результативность дополнительного профессионального туристско-крае-ведческого образования педагога, обеспечивая его уверенность в своей конкурентоспособности, востребованности в социокультурной среде, создают условия для самореализации.

Примечания

1. Результаты мониторинга кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования детей ту-ристско-краеведческого профиля: аналитический отчет. М., 2009. 46 с.

2. Ткаченко Е. В. Профессиональное образование: проблемы, поиски и решения // Человек и образование. 2009. № 3(20). С. 25-31.

3. Там же.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04.02.2010 г. Пр-271. М., 2010.

5. Пидкасистый П. И, Фридман Л. М, Гарунов М. Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. о-во России, 1999. 354 с.

6. Дунаева Л. В. Формирование профессиональной культуры педагога в деятельности учреждений дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. С. 9.

7. Фишман Л. И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы. Казань; Самара: СИПКРО, 1997. С. 19.

8. Железнякова О. М. Дополнительно ли дополнительное образование // Дополнительное образование (теория и практика). 2006. № 1. С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. М.: МИРОС, 1997. С. 33.

10. Железнякова О. М. Указ. соч.

11. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.