Научная статья на тему 'Концептуальные основы акмеологической стратегии развития системы непрерывного образования'

Концептуальные основы акмеологической стратегии развития системы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРОСОЗИДАТЕЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Алексей Владимирович

В статье представлены концептуальные основы, совокупность принципов, определяющих раз2 витие системы непрерывного образования. Раскрыт принцип акмеологической направленности, ориентированный на постоянное развитие мотивации достижений, стремление к творчеству, ак2 меологическую позицию, акмеологическую культуру личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы акмеологической стратегии развития системы непрерывного образования»

Смирнов А.В.

Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики E-mail: AlexeySmirnov1@yandex.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены концептуальные основы, совокупность принципов, определяющих развитие системы непрерывного образования. Раскрыт принцип акмеологической направленности, ориентированный на постоянное развитие мотивации достижений, стремление к творчеству, ак-меологическую позицию, акмеологическую культуру личности.

Ключевые слова: акмеологическая стратегия развития, культуросозидательная креативность, опережающее развитие субъектности, акмеологическая позиция.

Интенсивное развитие социально-экономического и научно-технического прогресса оказывает революционизирующее воздействие на все стороны материального и духовного производства, систему общественных отношений, условия жизни людей, на самого человека и его образование.

Подвижность и изменчивость технологий, средств производства, видов и способов профессиональной деятельности, служебных функций предъявляют принципиально новые требования к характеру и содержанию квалификации работника, уровню его интеллектуального, культурного и нравственного развития, требуют изменения традиционных представлений о способах и сущности социокультурного наследования.

В условиях относительно медленной эволюции материального и духовного производства, социальной организации общества, практической неизменности структуры и содержания труда, средств и методов профессиональной деятельности устойчивость целей и содержания профессионального и общего образования обеспечивала сохранение его практической ценности и значимости на протяжении всего периода профессиональной жизнедеятельности работника.

В предыдущую эпоху развитие общества многократно ускорило темпы обновления совокупности средств и методов общественного производства, форм его организации, характера условий и содержания труда, обусловив их систематическое изменение на протяжении периода трудовой деятельности работника, определила быстроту морального старения знаний.

Характерное для эпохи превращение науки в непосредственную производительную силу усиливало эффект положительной обратной связи между процессами развития общественного производства и научного познания, лишая эти два основных источника формирования содержания образования традиционно присущего ему свойства стабильности. В этих условиях «подготовительная к жизни», профессиональной и общественной деятельности роль образования утрачивает свой социальный и содержательный смысл. В условиях современной социальной ситуации ведущую роль начинают играть функции прогностического, опережающего развития.

Приоритет развивающих функций непрерывного образования в современных условиях ставит актуальную научно-практическую задачу разработки концептуальных основ, совокупности принципов, на которых может быть построена стратегия развития системы непрерывного образования. Очевидно, что ведущими в этой стратегии будут принципы системности и непрерывности, которые и определяют сущность данной сферы образования как самостоятельного феномена и структуры.

Рассматривая стратегическое планирование и управление в контексте непрерывного образования, В.Н. Скворцов выделяет ряд стратегических задач, обеспечивающих качество образования [4, с.24]:

- последовательный переход от традиционной системы к системе непрерывного образования;

- ориентация вуза на средне- и долгосрочные нужды экономики и социальной сферы региона;

- расширение образовательного пространства и обеспечение доступности образования независимо от места проживания;

- повышение качества профессиональной подготовки студентов;

- развитие вузов как центров межотраслевой науки;

- конкурентная политика на региональном, национальном и международном образовательных рынках и рынках труда; и другие.

Совокупность названных стратегических задач развития системы непрерывного образования направлена на обеспечение устойчивости данной системы и реализацию принципа устойчивости развития и функционирования системы непрерывного образования.

Неизменность характера традиционного, «конечного», ограниченного определенными возрастными рамками образования приводит его к отрыву от реальностей и запросов общественной практики, фактическому противоречию нуждам человека и производства, народного хозяйства и личности, обусловливает его девальвацию в общественном сознании и жизни людей. Как следствие такого отрыва возникают проблемы функциональной неграмотности, технологической безработицы, дефицит политических, экономических, методологических, технических, правовых, экологических, социально-психологических знаний, усиливаются процессы отчуждения человека от общества, природы, от самого человека.

В XXI веке, в условиях развития интел-лектно-информационной цивилизации (А.И.Субетто), резко усложнилось или стало практически невозможным эффективное осуществление профессиональных функций представителями целого ряда высококвалифицированных видов деятельности. Увеличился разрыв между требуемыми современными условиями и достигнутым уровнем культуры у значительной части населения. Возможности образования, дающего знания один раз и на всю жизнь, оказались практически исчерпанными. В связи с этим, стратегия развития непрерывного образования должна опираться на принцип опережающего развития, ориентированного на долгострочную перспективу самореализации личности в новых социально-экономических условиях ее жизнедеятельности, на социально-професси-

ональную адаптацию в инновационно развивающемся обществе. Система непрерывного образования формирует общественный интеллект и общественное сознание как механизмы обеспечения устойчивости исторического развития общества. Эти механизмы реализуются «только при действии закона, опережающего развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе» (А.И. Су-бетто), [5, с.15].

Сформировалось и по мере бурного развития научно-технического прогресса все более углубляется объективное противоречие между неуклонно возрастающим объемом необходимых работникам для осуществления компетентной профессиональной деятельности знаний и умений, представлений и ориентаций, с одной стороны, и ограниченными в любых «конечных» образовательных системах возможностями для овладения ими, - с другой. Все это обусловило потребность в постоянном обновлении прикладных знаний, необходимость поддерживать на нужном уровне способность выполнять усложняющиеся социальные и профессиональные функции, оперативно учитывать изменения социальной практики. Усилилась значимость и роль дополнительного, параллельного образования, его инициативных форм, самообразования, обогащающих базовое образование либо компенсирующих его недостатки.

Для перехода к непрерывному образованию создались объективные предпосылки, получившие свое воплощение, прежде всего, в образовании взрослых: системе повышения квалификации рабочих и специалистов, переподготовке кадров, различных формах дополнительного образования. Однако остались неизменными традиционные звенья общего и профессионального образования, сохранились ориентация на конечность этих базовых структур, автономность функционирования элементов традиционных и новых образовательных систем. Дополнительное, компенсаторное, возобновляющееся образование взрослых не привело к достижению их взаимосвязанности и единства, к созданию целостной системы образования, в то время как присущие современному развитию цивилизации динамизм, наращивание ее культурного слоя, усиление соци-

альной роли личности, возвышение ее потребностей, возрастающие гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии определяют необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь».

Потребовалось переосмысление и преобразование целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотр традиционных представлений о социальной сущности образования, его отношений с другими видами и формами общественной практики, места и роли образования как социального института в жизни человека и общества. Превратился в необходимость качественный сдвиг в общественном сознании, проявление нового политического и педагогического мышления в области образования как непременное условие эффективности намечаемых в общественной практике перемен.

Назначение и сущность традиционного образования как социального института определяются, как известно, тем, что оно служит инструментом наследования культуры, совокупного социального опыта, их трансляции от одних поколений к другим. Принципиальное различие между традиционным образованием и тем, которое диктуется требованиями современности, заключается в том, что первое выступает как институт наследования для использования, а второе - институт наследования для преобразования и развития ради последующего использования.

Этим определяются значимость и преимущества образования, называемого непрерывным, его соответствие современным и прогнозируемым потребностям общественной практики, а вследствие этого необходимость перестройки традиционного образования. Преодолеть разрыв между сущим и должным, обеспечить согласованность между инерционным по своему характеру, стабильным по направленности и содержанию, ограниченным фиксированными возрастными рамками традиционным образованием и динамично меняющимися потребностями развивающейся общественной практики без изменения самого подхода к образованию оказалось невозможным ни теоретически, ни практически.

Необходимое соответствие между ними становится достижимым на основе превращения стабильного образования в изменяющееся. Такое превращение требует отказа от взгляда на образование только как на процесс (и результат) усвоения фиксированной суммы предметных знаний, умений и навыков, придающий подобному образованию односторонний, просветительски-ориенти-рованный, лишенный подлинно человеческой сущности и направленности, роботоориентированный характер.

В отличие от традиционного, непрерывное образование - это образование, на деле обращенное к человеку, его запросам и познавательным потребностям, возможностям и интересам, условиям жизнедеятельности и трудностям. Трансформация существующего образования в непрерывное означает поворот от сциентизма к гуманизму, от школоцентризма и авторитаризма к единству образования и самообразования, к демократизму; от складирования информации и описательности к осмыслению связей и отношений действительности, от цитатничества к размышлению и действию, от фактологии и фрагментарности к методологии и системности, от эклектики к диалектике, к фундаментальности.

Такое образование выступает в социальном плане как непрерывное, поскольку является всеохватывающим по направленности и назначению, содержанию и уровням, всеобщим - по социальным слоям, категориям и группам населения, возрастным градациям и формам реализации, включающим как систематизированные, так и несистематизированные образовательные процессы. С переходом к нему каждый человек получает возможность выстраивать собственную систему пролонгированного образования, к которой он обращается по мере надобности на протяжении всего своего жизненного пути. В личностном плане непрерывное образование выступает как сопровождающее и вместе с тем как опережающее текущие нужды и потребности в соответствии с жизненными планами человека, его интересами и намерениями.

Центральной категорией непрерывного образования является категория развития личности, человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности, от-

ветственности и гражданственности. Вместе с тем постоянное развитие личности как субъекта жизнедеятельности в интересах человека и общества является целью непрерывного образования. Поэтому значительную роль в разработке современной стратегии развития системы непрерывного образования играет принцип субъективности, ориентированный на актуализацию внутренних ресурсов человека, его субъектной сущности в процессе социокультурного развития в условиях непрерывного образования.

Как механизм расширенного духовного производства непрерывное образование обеспечивает обогащение и увеличение совокупного интеллектуального, нравственного и культурного потенциала общества на основе всемерного использования потенциала каждого человека путем освоения им всей актуально необходимой традиционной и новой экономической, общественно-политической, научной, технической информации, расширения общего кругозора, роста интеллектуального и культурного уровня.

Для общественного индивида непрерывное образование - это целостный комплекс процессов и средств формирования и удовлетворения его многообразных познавательных и духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил. Оно выступает как значимая составляющая личностного развития, обогащения его все новым и новейшим содержанием, как гарантия сохранения профессионала и личности в динамично меняющихся условиях общественной практики.

Для общества в целом непрерывное образование является специфической сферой государственной политики по обеспечению благоприятных, а в идеале - оптимальных условий общекультурного и профессионального развития личности каждого человека.

В процессе дополнительного по отношению к основному образованию детей и дополнительного профессионального образования человек включается в практическую творческую самостоятельную деятельность. Он создает объективно и субъективно значимые оригинальные продукты, новые образцы продуктивной деятельности, которые могут быть внедрены в практику. Образова-

ние сопровождается творчеством, научно-исследовательской инновационной работой, конструированием новых, более рациональных алгоритмов действий, проектированием инновационных систем и моделей деятельности и поведения человека в социально-экономической практике. Такая функция непрерывного образования может быть названа культурообразующей, когда субъект образовательной деятельности одновременно становится и субъектом культуротворческой деятельности. Наиболее ярко эта функция выражена в последипломном образовании, в аспирантуре и докторантуре. Соответствующий принцип развития непрерывного образования мы называем принципом культуросозидающей креативности, когда человек реализует свои креативные способности для созидания новых образов культуры.

Непрерывное образование создает реальные условия для преодоления технократического и авторитарного подходов к общественным явлениям, исключает взгляд на человека как на программируемый элемент социальной системы, не имеющий свободы выбора, лишенный реальных возможностей целепола-гания и целеосуществления, пассивный объект произвольных манипуляций.

Принципиальные особенности непрерывного образования определяют многообразие и гибкость используемых для его осуществления способов, средств и организационных форм, его гуманизм и демократичность, дифференциацию образовательных процессов по направленности и содержанию.

Гибкость и вариативность содержания, форм и методов непрерывного образования является следствием многообразия и изменчивости образовательно-познавательных потребностей человека и общества, разнообразия и мобильности условий и средств их удовлетворения. Гибкость образовательных процессов обеспечивается их перестраиваемостью, оперативным преобразованием направленности и содержания на решение новых, диктуемых динамично меняющимися потребностями общественной практики задач, приспособляемостью к конкретным региональным, местным, отраслевым к другим условиям.

В качестве средств обеспечения гибкости в системе непрерывного образования выступа-

ют гибкие образовательные структуры, инициативные формы образования, экстернат.

Этот аспект развития системы непрерывного образования выражен в принципе диверсификации. Обосновывая диверсификацию как принцип развития непрерывного образования, Т.Ю. Ломакина отмечает: «Под диверсификацией мы понимаем принцип развития системы непрерывного образования в современных социально-экономических условиях, реализация которого создает условия для многообразия образовательных траекторий, обеспеченных неограниченным вариантом образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и способностей личности, и сформирует новую топологию образовательных учреждений» [2, с.170]. Диверсификация педагогической системы непрерывного образования включает три компонента: личностные, содержательные и организационные.

Гуманизм непрерывного образования определяется его обращенностью к нуждам и стремлениям человека, его заботам и чаяниям. Он выражается в ориентации образовательных процессов на присвоение личностью общечеловеческих идеалов и ценностей. Наука, культура, искусство - все достижения духовного развития человечества в системе непрерывного образования превращаются из предмета изучения в органичный компонент учебно-познавательной и воспитательной деятельности, который определяет не только цели и содержание образования, но и формы взаимоотношений между теми, кто учится и теми, кто учит.

Содержательную основу этого процесса составляет гуманизация и гуманитаризация образования, предполагающая обращенность к человеку не только общего, но и любого по направленности и уровню профессионального образования - подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников любого уровня и профиля. В этом выражен принцип гуманизации в развитии непрерывного образования. С ним связан демократизм непрерывного образования, который определяется его открытостью, доступностью для каждого, индивидуализированным характером, возможностью включения в образовательные процессы либо временного

отхода от них в зависимости от конкретных условий и обстоятельств жизнедеятельности человека. Такой демократизм означает вместе с тем предоставление равных возможностей для образования всем членам общества независимо от социальной, национальной или этнической принадлежности, возрастных, языковых, территориальных или идах различий. Он предполагает также равные права и возможности всем учебным и образовательным учреждениям одинакового уровня и профиля независимо от их территориального расположения или отраслевой принадлежности.

Демократизм образования предполагает возможность свободного самоутверждения и самовыражения каждого человека в сфере образования. Его неотъемлемой стороной является демократизация всего уклада жизни образовательных учреждений, их функционирование на основе самоуправления, привлечение к решению всех проблем их жизнедеятельности самих обучающихся, общественности, всех заинтересованных групп населения.

Открытость непрерывного образования как социального института определяется возможностью вводить в него в случае необходимости новые звенья и элементы, допустимостью внесения изменений в функционирование существующих звеньев. Такая открытость означает гласность, доступ ко всей информации о состоянии дел в образовательном комплексе страны в интересах совершенствования всех аспектов его функционирования и развития.

Принцип преемственности и единства непрерывного образования как системы обеспечивается как общей для всех ее составляющих структур, ступеней и форм организации, целевой направленностью на достижение перманентного развития личности, так и достижением отношений взаимосодействия, определяющих взаимосвязь, взаимосогласованность и взаимную субординацию входящих в нее компонентов, координацию протекающих в них образовательных процессов по их направленности и назначению.

При этом системообразующим фактором, придающим единство и целостность всей системе, служит вполне осознанная необходимость в постоянном и разностороннем развитии личности каждого человека.

Непрерывное образование как функциональная система - это целостная совокупность путей, способов, средств и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, социальной зрелости и профессиональной компетентности, обогащения культуры людей в сети государственно-общественных учебных заведений и в процессе самообразования. Как педагогическая система она выступает как система целенаправленного, разностороннего развития личности.

Создание системы непрерывного образования как целостного комплекса удовлетворения образовательно-познавательных запросов и потребностей людей, формирования и обогащения интеллектуального, нравственного, профессионального и культурного потенциала личности и общества требует для раскрытия и воплощения своей гуманистической сущности использования всего многообразия соответствующих организационных форм.

В педагогической системе непрерывного образования как общекультурные, так и профессионально - и функционально-направленные компоненты подразделяются на основные, параллельные и дополнительные формы организации образования. Их дифференциация основывается на типологизации познавательных потребностей личности, возможностей и условий их удовлетворения.

Среди всего многообразия человеческих потребностей могут быть выделены те, которыми определяется существование человека как работника, как гражданина, как семьянина и как личности. Ими, в конечном счете, характеризуются потребности в образовании -общем и профессиональном. Рассматриваемые в данных конкретно-исторических условиях общественно необходимые уровни удовлетворения подобных жизненно важных образовательных потребностей обеспечиваются в организационных формах образования, выступающих в качестве основных (например, институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров).

Образовательные потребности, превосходящие соответствующий общественно необходимый уровень по составу или глубине, удовлетворяются в организационных формах, которые могут быть определены как дополнительные (различные учебные центры).

Удовлетворение тех же потребностей, которое осуществляется в основных системах, но в особых, специфических условиях реализации, достигается в организационных формах, выступающих в качестве параллельных (например, платные образовательные услуги).

Образовательные потребности человека не остаются неизменными на протяжении его жизненного пути. Со временем расширяется их масштаб и усложняется структура. Они охватывают все более широкие области духовной сферы, культуры и творчества, требуя продолжения образования, восхождения к его более высоким уровням, что и должно обеспечивать педагогическая система непрерывного образования.

При этом все большую роль играет использование возможностей различных видов функционального (аспектного) образования, как и многообразных разновидностей его инициативных форм (например, курсы по компьютерной грамотности или иностранному языку).

Используя предоставляемые обществом или конструируя новые возможности для профессионального совершенствования, расширения общего кругозора, разностороннего духовного развития, человек не только приобретает дополнительные ресурсы для увеличения своего вклада в обогащение совокупного экономического и социокультурного потенциала страны, но и получает неиспользованные средства для целостного развития и раскрытия своих сущностных сил. Чем полнее при этом реализуются его потенциальные возможности и способности, тем разнообразнее, богаче и динамичнее становится общество в целом.

В связи с этим необходимо выделить принцип акмеологической направленности развития системы непрерывного образования. Этот принцип ориентирует на:

- постоянное развитие и обогащение творческого потенциала личности человека на протяжении всей его жизни;

- целостное развитие человека как субъекта жизнедеятельности, как личность, как индивидуальность, как профессионала и гражданина, как семьянина и здорового человека;

- развитие мотивации достижений, стремления к творчеству, к успеху, к высоко-

му качеству результатов выполняемой деятельности, акмеологической позиции и акме-ологической культуре личности;

- создание акмеологической образовательной среды в системе непрерывного образования с использованием наукоемких образовательных технологий, обеспечивающих творческое саморазвитие как преподавателей, так и обучающихся;

- многофункциональную деятельность педагога непрерывного образования как преподавателя, консультанта, фасилитатора,

организатора, менеджера, ученого, и, прежде всего, как творческой личности.

Таким образом, концептуальные основы стратегии развития системы непрерывного образования составляет совокупность принципов развития: системности, непрерывности, устойчивости, опережающего развития субъектности, культуросозидающей креативности, диверсификации, гуманизации, преемственности и единства, акмеологической направленности.

18.01.2011

Список литературы:

1. Горшкова, В.В. Образование взрослых: формат опережения / В.В. Горшкова // Педагогика. - 2007. - №10 - С. 25-30.

2. Ломакина, Т.Ю. Диверсификация как принцип развития непрерывного образования / Т.Ю.Ломакина // Образование через всю жизнь: проблемы образования / Под ред. Н.А.Лобанова, В.Н.Скворцова- СПб.: Файндер, 2003. - С. 170-174.

3. Максимова, В.Н. Акмеологический подход в педагогике: Монография / В.Н.Максимова. - СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2007. - 196 с.

4. Скворцов, В.Н. Некоторые вопросы стратегического планирования и управления высшим учебным заведением в контексте непрерывного образования / В.Н. Скворцов // Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования / Под ред. Н.А.Лобанова. - СПб.: Файндер, 2003. - с.206-222.

5. Субетто, А.И. Проблемы качества высшего образования в контексте глобальных и национальных проблем общественного развития / А.И. Субетто. - СПб. - Кострома: Изд-во Костромского гос. Ун-та, 2000. - 124 с.

Сведения об авторе: Смирнов Алексей Владимирович, заведующий кафедрой иностранных языков и делового перевода Академии методов и техники управления Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат ф. наук, тел. 89118497505,

е-шаИ: AlexeySmimov1@yandex.ru

UDC 378 Smirnov A.V.

CONCEPTUAL BASES OF ACMEOLOGICAL STRATEGY OF UNINTERRUPTED EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT

Annotation: The main concepts of development approach of the continuous educational system are reflected in the article. The principle of acmeological approach, focused on the constant development of motivation, creation, acmeological attitude, acmeological individual culture, is revealed.

Key words: acmeological development approach, cultural creation, priority development of the individual, ac-meological attitude.

Bibliography

1. Gorshkova, V. Adult education / V. Gorshkova // Pedagogics. - 2007. - №10. - P. 25-30.

2. Lomakina, T. Diverse as a development concept of constant education / T. Lomakina // Education through life: problems of education / Ed. by N.A. Lobanov, V.N. Skvortsov. - St-Petersburg, Finder, 2003. - P170-174.

3. Maksimova, V. Akmeological approach in pedagogics / Maksimova. - St-Petersburg, 2007. - 196 p.

4. Skvortsov, V. Some questions concerning college management in constant developing system / V. Skvortsov // Education through life: the problems of formation and development of education; ed. by N.A. Lobanov. - St-Petersburg, Finder, 2003. -P. 206-222.

5. Subetto, A. Problems of the quality of the high education in the field of global and national development / A. Subetto. - St-Petersburg-Kostroma: KSU. - 2000 - 124 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.