Разработка «Концепции формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь»
ЯКОВЛЕВА
Маргарита Борисовна,
старший научный сотрудник Института стратегии и теории образования РАО, кандидат педагогических наук, Москва
ЛОМАКИНА Татьяна Юрьевна,
заведующая лабораторией теории непрерывного образования Института стратегии и теории образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, Москва
СЕРГЕЕВА
Марина Георгиевна,
заведующая лабораторией теории непрерывного образования Института стратегии и теории образования РАО, доктор педагогических наук, доцент, Москва
Ускорение темпов социально-экономического развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требуют от человека обучения на протяжении всей жизни. Эти изменения, в свою очередь, влияют на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства.
Основанием разработки «Концепции формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь» являются особенности современного этапа (непрерывность, устойчивость, стремительность и информативность) и известные тенденции мирового развития [1]:
• ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
• переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, что предполагает формирование таких черт, как коммуникабельность и толерантность;
• возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
• демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
Аннотация
В статье представлена «Концепция формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь», выделены ведущие принципы ее построения. Описан комплекс факторов и характеристики личности, определяющие выбор и построение индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова:
непрерывное образование, индивидуальная образовательная траектория, педагогическое сопровождение.
• динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
• рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.
Эти изменения влияют на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства.
Непрерывность образования
Обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития становится насущной задачей нашего времени.
В современной педагогической науке непрерывное образование рассматривают, во-первых, как систему взглядов на образовательную практику, провозглашающую учебную деятельность человека в качестве неотъемлемой и естественной составляющей части его образа жизни во всяком возрасте. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности [2]. Во-вторых, как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.
Непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения. При этом системообразующим фактором непрерывного образования выступает целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования [3].
В качестве перспективных моделей индивидуализации предлагаются положительно зарекомендовавшие себя в мировом и отечественном опыте модели — организация обучения учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных планов и образовательных программ; индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных сетях; накопительная кредитно-рейтинговая система, осно-
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ванная на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютерных технологий.
Индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) можно рассматривать как:
- один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, в основе которой — собственная роль и ответственность обучающегося в осуществлении познавательной деятельности;
- индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося;
- целенаправленный процесс проектирования образовательной программы при педагогической поддержке преподавателя;
- непрерывную условную линию, перемещение по которой личность осуществляет в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки и с учетом преемственности ранее приобретенных знаний.
Система непрерывного образования должна обеспечивать три главных условия:
- преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
- возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д.;
- отсутствие тупиковых образовательных программ, образовательных учреждений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.
«Концепция формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь» должна строиться на основе следующих принципов:
• базового образования — образовательная стартовая основа для успешного продолжения движения личности в образовательном пространстве [6];
• многоуровневости — наличие многих уровней и ступеней образования позволяет личности удовлетворить свои запросы и реализовать возможности, что обеспечит более рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда;
• диверсификации — предполагает расширение видов деятельности системы образования и приобретение новых, не свойственных ей ранее форм и функций, что позволит повысить социальный спрос на более высокий уровень профессионального образования [1];
• экономической компетентности — как обязательного компонента обучения, т.к. каждый человек сегодня непроизвольно включается в экономические отношения в качестве активного либо пассивного участника;
• дополнительности базового и последипломного образования — что обеспечивает личности необходимые условия для совершенствования профессионального мастерства в образовательном пространстве;
• маневренности и преемственности образовательных программ — позволяет личности профессионально переориентироваться на том или ином этапе жизненного пути;
• интеграции образовательных структур — что соответствует процессам реструктуризации образовательных систем, позволяет создавать многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые образовательные учреждения на основе социального партнерства;
• гибкости организационных форм — что отражает необходимость обеспечения широкого разнообразия форм обучения, их гибкости и вариативности.
Сущностью выбора индивидуальной образовательной траектории является принятие обучающимся решения, основанного на системе индивидуальных ценностей и личностных смыслов, общей ориентации в мире образования и труда, выделении важных жизненных ближайших и далеких перспектив как этапов и путей к достижению цели, знании своих достоинств и недостатков, личностных особенностей [7]. Выбор индивидуальной образовательной траектории определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями профессионального образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;
- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.
Индивидуальная образовательная траектория
В основе выбора и построения индивидуальной образовательной траектории лежат следующие характеристики личности:
- склонность к определенному виду деятельности;
- потребность профессионального самоопределения;
- готовность к профессиональному самоопределению.
На развитие образовательных траекторий личности влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся доступность образования, создание образовательной среды, обеспечивающей условия образовательной деятельности, сопоставимые с общеевропейскими. К внутренним факторам относятся: целеполагание процессов проектирования, организации и реализации личностью (при возможном педагогическом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности, мотивация к реализации и самореализации заложенного личностного потенциала.
Критериями оценки качества построения индивидуальной образовательной траектории
Непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения.
В основе выбора и построения индивидуальной образовательной траектории лежит склонность личности к определенному виду деятельности, готовность к профессиональному самоопределению.
С использованием индивидуальных образовательных траекторий система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества.
могут выступать: субъектность в ее построении, логика ее построения и широта этой траектории [9].
Механизм составления индивидуальной образовательной траектории обучающихся предполагает следующие этапы.
Этап целеполагания предполагает грамотную постановку целей и диагностику базовых личностных качеств, необходимых для «запуска» образовательной траектории и характеризующих два субъекта — преподавателя и обучающегося.
Технологичный этап предусматривает создание индивидуальной образовательной программы как средства реализации образовательной траектории в соответствии с разработанной методикой.
Эффективность разработки индивидуальной образовательной траектории определяется рядом педагогических условий:
- осознание обучающимся необходимости и значимости построения индивидуальной образовательной траектории как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
- осуществление участниками образовательного процесса целенаправленной деятельности по формированию устойчивого интереса к процессу проектирования индивидуальной образовательной траектории;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся и информационной поддержки процесса разработки ИОТ;
- включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);
- организация рефлексии как основы коррекции ИОТ.
Педагогическое сопровождение
При разработке ИОТ важное место отводится педагогическому сопровождению. Направлениями педагогического сопровождения разработки и реализации ИОТ являются:
- аналитически-проектирующее, включающее анализ индивидуальных особенностей и образовательных запросов обучающихся, динамику их развития;
- консультирующее, в рамках которого проводятся индивидуальные и микрогрупповые консультации обучающихся;
- координирующее работу педагогов образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования, психолога, социальных работников;
- организационное, затрагивающее вопросы организации образовательного процесса.
Реализация ИОТ предполагает использование различных видов сопровождения: содержательно-информационное, модульно-матричное и административно-технологическое [10].
Для расширения спектра образовательных услуг и возможностей педагогического сопровождения ИОТ обучающихся целесообразно использовать ресурсы других образовательных организаций. Одним из путей достижения указанной цели является организация системы сетевого взаимодействия.
Основные достоинства выстраивания индивидуальной образовательной траектории личности в условиях непрерывного образования заключаются:
- для личности — в возможности осуществлять индивидуальный выбор содержания, уровня, пути получения и результативного завершения образования на каждом уровне;
- для общества — в возможности получить специалиста с затребованными квалификационными параметрами;
- для преподавателей — в возможности наиболее полной реализации своего научно-педагогического потенциала.
Таким образом, с использованием индивидуальных образовательных траекторий система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям каждой личности.
Литература
1. Ломакина Т. Ю., Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: Монография. — М.: Academia, 2011. — 272 с.
2. Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. — Тверь: ВА ВКО, 2008.
3. Сергеева М. Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства// Alma mater. 2013. № 1. С. 48-55.
4. Сергеева М. Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. — М.: ИТИП РАО, 2007. — 188 с.
5. Сергеева М. Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации российского образования// Alma mater. 2010. № 6. С. 19-24.
6. Сергеева М. Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования: Монография. — Курск: РФЭИ, 2010. — 249 с.
7 Сергеева М. Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. 2009. № 1. С. 26-31.
8. Сергеева М. Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. — С. 3-15.
9. Raven, J., 1994. Managing Education for Effective Schooling. New York: Trillium Press; Oxford, England: Oxford Psychologists Press
10. Dore, R.P. and M. Sako, 1989. How the Japanese Learn to Work. London: Routledge.