Научная статья на тему 'Разработка «Концепции формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь»'

Разработка «Концепции формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1001
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG EDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Маргарита Борисовна, Ломакина Татьяна Юрьевна, Сергеева Марина Георгиевна

В статье представлена «Концепция формирования образовательной траектории образование через всю жизнь», выделены ведущие принципы ее построения. Описан комплекс факторов и характеристики личности, определяющие выбор и построение индивидуальной образовательной траектории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Маргарита Борисовна, Ломакина Татьяна Юрьевна, Сергеева Марина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the Concept of formation of educational trajectory

The paper presents the concept of formation of the educational trajectory, the base of which are features of the modern stage (continuity, stability, agility and informative) and well-known global development trends. Highlighted the leading principles of the concept of formation of educational trajectory: basic education, multi-level, diversification of economic competence, additionality (complementarity) undergraduate and postgraduate education, agility and continuity of educational programs, the integration of educational structures, flexible organizational forms. The paper presents a set of factors and personality characteristics that determine the selection and construction of individual educational trajectory.

Текст научной работы на тему «Разработка «Концепции формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь»»

Разработка «Концепции формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь»

ЯКОВЛЕВА

Маргарита Борисовна,

старший научный сотрудник Института стратегии и теории образования РАО, кандидат педагогических наук, Москва

ЛОМАКИНА Татьяна Юрьевна,

заведующая лабораторией теории непрерывного образования Института стратегии и теории образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, Москва

СЕРГЕЕВА

Марина Георгиевна,

заведующая лабораторией теории непрерывного образования Института стратегии и теории образования РАО, доктор педагогических наук, доцент, Москва

Ускорение темпов социально-экономического развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требуют от человека обучения на протяжении всей жизни. Эти изменения, в свою очередь, влияют на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства.

Основанием разработки «Концепции формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь» являются особенности современного этапа (непрерывность, устойчивость, стремительность и информативность) и известные тенденции мирового развития [1]:

• ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

• переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, что предполагает формирование таких черт, как коммуникабельность и толерантность;

• возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

• демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

Аннотация

В статье представлена «Концепция формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь», выделены ведущие принципы ее построения. Описан комплекс факторов и характеристики личности, определяющие выбор и построение индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова:

непрерывное образование, индивидуальная образовательная траектория, педагогическое сопровождение.

• динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

• рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Эти изменения влияют на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства.

Непрерывность образования

Обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития становится насущной задачей нашего времени.

В современной педагогической науке непрерывное образование рассматривают, во-первых, как систему взглядов на образовательную практику, провозглашающую учебную деятельность человека в качестве неотъемлемой и естественной составляющей части его образа жизни во всяком возрасте. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности [2]. Во-вторых, как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

Непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения. При этом системообразующим фактором непрерывного образования выступает целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования [3].

В качестве перспективных моделей индивидуализации предлагаются положительно зарекомендовавшие себя в мировом и отечественном опыте модели — организация обучения учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных планов и образовательных программ; индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных сетях; накопительная кредитно-рейтинговая система, осно-

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ванная на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютерных технологий.

Индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) можно рассматривать как:

- один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, в основе которой — собственная роль и ответственность обучающегося в осуществлении познавательной деятельности;

- индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося;

- целенаправленный процесс проектирования образовательной программы при педагогической поддержке преподавателя;

- непрерывную условную линию, перемещение по которой личность осуществляет в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки и с учетом преемственности ранее приобретенных знаний.

Система непрерывного образования должна обеспечивать три главных условия:

- преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;

- возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д.;

- отсутствие тупиковых образовательных программ, образовательных учреждений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.

«Концепция формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь» должна строиться на основе следующих принципов:

• базового образования — образовательная стартовая основа для успешного продолжения движения личности в образовательном пространстве [6];

• многоуровневости — наличие многих уровней и ступеней образования позволяет личности удовлетворить свои запросы и реализовать возможности, что обеспечит более рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда;

• диверсификации — предполагает расширение видов деятельности системы образования и приобретение новых, не свойственных ей ранее форм и функций, что позволит повысить социальный спрос на более высокий уровень профессионального образования [1];

• экономической компетентности — как обязательного компонента обучения, т.к. каждый человек сегодня непроизвольно включается в экономические отношения в качестве активного либо пассивного участника;

• дополнительности базового и последипломного образования — что обеспечивает личности необходимые условия для совершенствования профессионального мастерства в образовательном пространстве;

• маневренности и преемственности образовательных программ — позволяет личности профессионально переориентироваться на том или ином этапе жизненного пути;

• интеграции образовательных структур — что соответствует процессам реструктуризации образовательных систем, позволяет создавать многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые образовательные учреждения на основе социального партнерства;

• гибкости организационных форм — что отражает необходимость обеспечения широкого разнообразия форм обучения, их гибкости и вариативности.

Сущностью выбора индивидуальной образовательной траектории является принятие обучающимся решения, основанного на системе индивидуальных ценностей и личностных смыслов, общей ориентации в мире образования и труда, выделении важных жизненных ближайших и далеких перспектив как этапов и путей к достижению цели, знании своих достоинств и недостатков, личностных особенностей [7]. Выбор индивидуальной образовательной траектории определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями профессионального образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;

- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.

Индивидуальная образовательная траектория

В основе выбора и построения индивидуальной образовательной траектории лежат следующие характеристики личности:

- склонность к определенному виду деятельности;

- потребность профессионального самоопределения;

- готовность к профессиональному самоопределению.

На развитие образовательных траекторий личности влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся доступность образования, создание образовательной среды, обеспечивающей условия образовательной деятельности, сопоставимые с общеевропейскими. К внутренним факторам относятся: целеполагание процессов проектирования, организации и реализации личностью (при возможном педагогическом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности, мотивация к реализации и самореализации заложенного личностного потенциала.

Критериями оценки качества построения индивидуальной образовательной траектории

Непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения.

В основе выбора и построения индивидуальной образовательной траектории лежит склонность личности к определенному виду деятельности, готовность к профессиональному самоопределению.

С использованием индивидуальных образовательных траекторий система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества.

могут выступать: субъектность в ее построении, логика ее построения и широта этой траектории [9].

Механизм составления индивидуальной образовательной траектории обучающихся предполагает следующие этапы.

Этап целеполагания предполагает грамотную постановку целей и диагностику базовых личностных качеств, необходимых для «запуска» образовательной траектории и характеризующих два субъекта — преподавателя и обучающегося.

Технологичный этап предусматривает создание индивидуальной образовательной программы как средства реализации образовательной траектории в соответствии с разработанной методикой.

Эффективность разработки индивидуальной образовательной траектории определяется рядом педагогических условий:

- осознание обучающимся необходимости и значимости построения индивидуальной образовательной траектории как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;

- осуществление участниками образовательного процесса целенаправленной деятельности по формированию устойчивого интереса к процессу проектирования индивидуальной образовательной траектории;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся и информационной поддержки процесса разработки ИОТ;

- включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);

- организация рефлексии как основы коррекции ИОТ.

Педагогическое сопровождение

При разработке ИОТ важное место отводится педагогическому сопровождению. Направлениями педагогического сопровождения разработки и реализации ИОТ являются:

- аналитически-проектирующее, включающее анализ индивидуальных особенностей и образовательных запросов обучающихся, динамику их развития;

- консультирующее, в рамках которого проводятся индивидуальные и микрогрупповые консультации обучающихся;

- координирующее работу педагогов образовательного учреждения и учреждений дополнительного образования, психолога, социальных работников;

- организационное, затрагивающее вопросы организации образовательного процесса.

Реализация ИОТ предполагает использование различных видов сопровождения: содержательно-информационное, модульно-матричное и административно-технологическое [10].

Для расширения спектра образовательных услуг и возможностей педагогического сопровождения ИОТ обучающихся целесообразно использовать ресурсы других образовательных организаций. Одним из путей достижения указанной цели является организация системы сетевого взаимодействия.

Основные достоинства выстраивания индивидуальной образовательной траектории личности в условиях непрерывного образования заключаются:

- для личности — в возможности осуществлять индивидуальный выбор содержания, уровня, пути получения и результативного завершения образования на каждом уровне;

- для общества — в возможности получить специалиста с затребованными квалификационными параметрами;

- для преподавателей — в возможности наиболее полной реализации своего научно-педагогического потенциала.

Таким образом, с использованием индивидуальных образовательных траекторий система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям каждой личности.

Литература

1. Ломакина Т. Ю., Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: Монография. — М.: Academia, 2011. — 272 с.

2. Сергеев А. А., Сергеева М. Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. — Тверь: ВА ВКО, 2008.

3. Сергеева М. Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства// Alma mater. 2013. № 1. С. 48-55.

4. Сергеева М. Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. — М.: ИТИП РАО, 2007. — 188 с.

5. Сергеева М. Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации российского образования// Alma mater. 2010. № 6. С. 19-24.

6. Сергеева М. Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования: Монография. — Курск: РФЭИ, 2010. — 249 с.

7 Сергеева М. Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. 2009. № 1. С. 26-31.

8. Сергеева М. Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2012. № 3. — С. 3-15.

9. Raven, J., 1994. Managing Education for Effective Schooling. New York: Trillium Press; Oxford, England: Oxford Psychologists Press

10. Dore, R.P. and M. Sako, 1989. How the Japanese Learn to Work. London: Routledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.