ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.22
Е.В.Гончарова
Нижневартовск, Россия Р.М. Чумичева
Ростов-на-Дону, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. В статье отражены методологические и методические проблемы процесса построения индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров, описана модель обучения в условиях асинхронной организации учебного процесса.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальная образовательная траектория; индивидуализация обучения; линейная схема образовательного процесса; асинхронная организация образовательного процесса.
Сведения об авторах: Гончарова Елена Владимировна1, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методик дошкольного и начального образования; Чумичева Раиса Михайловна2, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Института педагогики и психологии.
Место работы: 1 Нижневартовский государственный гуманитарный университет; 2 Южный федеральный университет.
Контактная информация: 628605, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56; тел. (3466)451042. E-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]
К началу XXI в. научно-технический прогресс привел к быстро развивающимся процессам глобализации, что обусловило вхождение в мир высоких технологий и Интернета, понятий «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование» и др. М.Уотерс определил глобализацию как социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают, и в котором люди все больше осознают это ослабление. Американский форум «Глобальное образование» и ЮНЕСКО провели международную конференцию «Bridges to the Future» («Мосты в будущее»), где определили роль и основные направления развития глобального образования в XXI в.
В контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «мегатенденций» (М.Кларин), происходит изменение обучения. К числу этих изменений относятся: массовый характер образования и его непрерывность, уровневость как новое качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность обучающегося, обеспечение возможностей ее самораскрытия.
E.V.Goncharova
Nizhnevartovsk, Russia R.M.Chumicheva
Rostov-on-Don, Russia
DEVELOPMENT OF INDIVUDUAL LEARNING TRAJECTORIES FOR BACHELOR STUDENTS
Abstract. The article deals with methodological and methodical problems within development of individual learning trajectories for bachelor students. It also describes a model of learning in the conditions of asynchronous education.
Key words: individual learning pathway; individual learning trajectory; personalized learning; liner scheme of education; asynchronous education.
About the authors: Goncharova Elena Vladimirovna1, doctor of Pedagogy, professor, head of the department of methods of preschool and primary education; Chumi-cheva Raisa Michailovna2, doctor of Pedagogy, professor, deputy director of the Institute of Pedagogy and Psychology.
Place of employment: 1 Nizhnevartovsk State University of Humanities; 2 Southern Federal University.
В связи с этим идет поиск новых подходов к обучению: развитие нового образа мышления и нового стиля жизни будущих поколений; поиск нестандартных ответов в исследовательской деятельности, которые способствуют развитию творчества, самостоятельности, профессионализма и ответственности — личностных качеств, столь необходимых в современных социокультурных условиях. Педагог в новых условиях становится носителем культуры и ее творцом, преемником и создателем мирового педагогического опыта.
Стремление России занять достойное место в новом глобальном мире не может быть реализовано без радикального повышения внимания государства и общества к сфере образования, без совершенствования всей образовательной системы страны. Признанием этого факта стало отнесение образования к приоритетным сферам развития России, присвоение развитию образовательной системы статуса национального проекта. В рамках важнейших решений руководства страны последних лет, направленных на повышение качества российского образования и конкурентоспособности выпускников российских вузов и университетов на мировом образовательном рынке, особое место занимает решение о присоединении России к единому европейскому образовательному пространству и подписание Болонской декларации. Человек в динамично изменяющемся в социальном, экономическом и политическом планах обществе вынужден самостоятельно разрабатывать индивидуальную стратегию на каждую новую ситуацию. Поэтому бесконфликтное его существование в социуме связано с его умением действовать в условиях внешней регламентации, т. е. самоопределяться в нестабильной незапрограммированной ситуации.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении студентов по индивидуальным образовательным траекториям, маршрутам. Разные аспекты процесса индивидуализации рассматриваются в рамках когнитивной и личностно ориентированной парадигм в педагогике.
В настоящее время существуют два термина индивидуализации обучения студентов: «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория». Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными (С.В.Воробьева,
Н.А.Лабунская, А.П.Тряпицына и др.) как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальная образовательная траектория связана в высшем образовании с введением в учебный процесс кредитно-зачетных единиц (Г.А.Бордовский, Н.Н.Суртаева, И. С.Якиманская и др.). В вузах Российской Федерации внедрение накопительной системы зачетных единиц осуществляется в экспериментальном режиме с начала 2000-х гг.
Результаты внедрения зачетных единиц в университетах, участвующих в эксперименте Минобрнауки России, заключаются в следующем:
— произведены расчеты нормированных значений трудоемкости и реальных величин трудозатрат студентов (см.: А.А.Жученко, Ю.А.Митина. Исследование трудоемкости учебных дисциплин и других элементов содержания профессиональных образовательных программ);
— разработаны образцы учебных планов, адаптированных к БСТБ, а также варианты информационных пакетов структурных подразделений университетов;
— разработаны методики внедрения гибких образовательных программ, необходимых для формирования индивидуальной образовательной траектории, а также системы академического признания результатов обучения европейскими и российскими вузами;
— созданы варианты методик составления индивидуальных учебных планов студентов на период обучения в другом вузе;
— разработаны процедуры академического признания периодов обучения.
Понятие «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ) — сложное общее понятие, пришедшее в педагогику из физики, обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальной образовательный маршрут), деятельностный (специальные педагогические технологии), процессуальный (организационный аспект).
ИОТ может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования. Именно поэтому ИОТ определяют по-разному в зависимости от специфики задачи, которая решается с помощью данного определения.
ИОТ, по мнению А.В.Хуторского, — персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Г.М.Кулешова выделяет совокупность существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия ИОТ в условиях личностной парадигмы: личность (человек), имеющая потенциал, выражающийся в наличии скрытых и личностных качеств, которые при своем множестве и разнообразии способны проявляться лишь будучи встроенными в единую структуру деятельности.
Для организации ИОТ студентов выделяется ряд условий как необходимых и достаточных ресурсов (факторов):
1. субъектные (наличие и готовность всех субъектов обучения);
2. ценностно-нормативные (смысл, мотивы, ответственность, ориентация субъектов обучения);
3. целеполагание субъектов обучения;
4. дидактические (формы, методы, контроль и оценка);
5. технологические (технологии и средства).
Линейная схема образовательного процесса изменяется кардинальным образом. Учитывая опыт РУДН по организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (кредитов) на основе асинхронного (нелинейного) обучения, можно выделить следующие отличительные черты асинхронной схемы: большая свобода выбора студентами дисциплин, перечисленных в учебном плане, личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в выборе образовательной траектории, в частности, в выборе изучаемых дисциплин, введение системы зачетных единиц для оценки трудозатрат студентов и преподавателей по каждой дисциплине, широкие полномочия факультета в организации учебного процесса, в том числе в определении и учете видов педагогической нагрузки преподавателей, обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах, обязательное использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.
Заданный стандартом «шаблонный» образовательный маршрут разбивается на осознанно выбранные и индивидуально сконструированные траектории изучения дисциплин в соответствии с местом данных курсов в итоговом портфолио студента и компетенциях, отразившихся в образовательном результате.
Выделяют следующие компетенции, становление которых происходит в результате реализации ИОТ студента:
— готовность к разрешению проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
— технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, что позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях;
— готовность к самообразованию, т.е. способность выявлять проблемы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи;
— готовность к использованию информационных ресурсов, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
— готовность к социальному взаимодействию, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, что позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач;
— коммуникативная компетентность, т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
ИОТ обучающегося состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей. Обязательная часть включает основные для изучения модули, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и составляют основную, инвариантную часть ИОТ обучающихся. Вариативная часть включает набор модулей и предполагает выбор студентами интересующих их направлений для дальнейшего изучения. Обязательная и вариативная части ИОТ направлены на определение содержания изучаемого материала. Коррекционная часть предусматривает оказание помощи обучающимся в выборе модулей из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также определение организационной части. В организационную часть входят следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания. Эта часть ИОТ также предполагает выбор студентов. При построении ИОТ большая роль отводится выбору, а также определению их индивидуальных особенностей, личностных предпочтений, способностей и интересов.
Под проектированием в общем смысле понимается процесс создания проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Характерной особенностью проектирования является создание и познание чего-либо нового, не существующего в настоящий момент, но могущего возникнуть в результате определенной целенаправленной деятельности. Применительно к учебному процессу проектирование можно определить как способ гибкого построения процесса, ориентированного на самореализацию личности обучающегося путем развития его интеллектуальных возможностей и творческих способностей, на создание инновационной педагогической модели.
Для проектирования ИОТ используется принцип модульности, который реализуется через модуль базового образования и вариативный модуль (предполагающий выбор), модуль коррекции (созданный для учета индивидуальных особенностей участников), модуль организационно-педагогического обеспечения.
А. А.Маскаевой представлен алгоритм проектирования ИОТ обучающихся на основе модульного обучения, включающий шаги преподавателя и студентов (табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм проектирования индивидуальных траекторий студентов
Преподаватель Обучающиеся
1) разбивает курс на обязательные и вариативные модули; 2) разрабатывает обязательные вариативные модули: цель, содержание, методы и технологии, формы, средства и контроль изучения для каждого модуля; 3) координирует изучение вариативных модулей и осуществляет коррекцию продвижения обучающихся по ИОТ; 4) формирует деятельностное портфолио 1) изучают обязательные модули и готовятся к выбору интересующих разделов по курсу для дальнейшего изучения; 2) делают выбор вариативных модулей и определяют способы организации их изучения с помощью преподавателей, родителей, психологов и др.; 3) формируют деятельностное портфолио
Необходимым условием эффективности разработки и реализации ИОТ является специально организованное педагогическое сопровождение как процесс создания педагогом первичных ситуаций, для того чтобы обучающийся смог сознательно и самостоятельно разработать ИОТ, и вторичных ситуаций — чтобы он смог ее реализовать посредством адекватного ответственного выбора стратегии учения, общения, поведения, выхода из конфликтных и проблемных ситуаций, не противоречащего его индивидуальной оценочной системе и социокультурным нормам.
Е.А.Александрова выделяет варианты педагогического сопровождения ИОТ обучающихся, разделенные на следующие блоки:
I блок вариантов — «опека», «забота», «защита» — предполагает деятельность педагогов в ситуациях, когда студент не может самостоятельно разработать траекторию, справиться с затруднением личного плана или же не планирует восполнить явные пробелы в образовании.
II блок — «наставничество». Авторство ИОТ в данном случае принадлежит педагогу. Потребность студента в общении со взрослым зависит от умения педагога создать ситуацию конструктивного творческого взаимодействия. Степень видимой активности педагога преобладает над аналогичной характеристикой деятельности обучающегося и основана на лозунге «делай как Я».
III блок вариантов — «помощь», «поддержка» — характерен для взаимодействия педагогов с обучающимися, способными к большей степени самостоятельности. Авторство ИОТ чаще принадлежит студенту, чем педагогу. Педагогическая поддержка оказывается как по запросу студента, так и по инициативе педагога. Ключевым понятием при определении поддержки является «чувство плеча», т.е. создание атмосферы, благодаря которой обучающийся знает, что у него есть на кого опереться.
На основании анализа подходов к определению понятия ИОТ можно выделить принципы и условия реализации ИОТ студентов (табл. 2).
Таблица 2
Принципы и условия реализации индивидуальной образовательной траектории студентов
Принципы Условия
Новое понимание качества образования — ориентация на результат Ситуация выбора (вариативность содержания, форм участия)
Образование не ограничивается временными и пространственными рамками Студент проявляется многогранно: востребован весь потенциал личности
Движущая сила — самореализация Опора на самостоятельную работу
Цель — развитие индивидуальности человека (субъективность) Многогранное общение в процессе образования
В связи с переходом на кредитно-модульную организацию учебного процесса, многоуровневую подготовку бакалавров и магистров по новым государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования перед вузами встает задача наполнения новой формы новым содержанием. Внедрение индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности неразрывно связано с асинхронной организацией учебного процесса. С учетом сложившейся зарубежной и отечественной терминологии все типы организации учебного процесса предлагается разделить на два класса: синхронные и асинхронные (по признаку наличия или отсутствия общего для студентов и преподавателей расписания учебных занятий).
Анализ литературы позволил нам выявить несколько подходов к понятию «асинхронная организация обучения». Наиболее часто под асинхронным обучением понимают такую форму организации учебного процесса, которая обеспечивает студенту возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время, не устанавливаемое заранее расписанием занятий. В традиционной системе обучения асинхронная организация учебного процесса наиболее характерна для дистанционного заочного обучения, когда студент работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями. При таком подходе асинхронная организация учебного процесса, как правило, не является самодостаточной и на практике применяется в сочетании с синхронной организацией обучения.
Второй подход к понятию асинхронного обучения сложился в связи с развитием информационных технологий. Наиболее известными являются две модели: независимого обучения и, собственно, асинхронного обучения. Модель независимого обучения является примером асинхронной системы подачи знаний, т.к. преподавание и обучение происходят не только в разных местах, но и в разное время. Примером организаций, применяющих первую модель независимого обучения, является Британский открытый университет. При такой организации студенты могут обучаться независимо от обучающего образовательного заведения, в удобном для них месте, используя специально подготовленные учебные пособия. Оценка знаний реализуется путем высылки письменных работ по почте. Задания проходят оценку и возвращаются студентам с подробными комментариями от их лекторов. Более современный вариант рассматриваемой нами модели — это обучение, в котором контакт между преподавателем и обучающимися осуществляется с задержкой во времени, с использованием информационных технологий, например, learning-курсы, рассчитанные на индивидуальную скорость обучения или CD-ROM, онлайн-дискуссии, а также e-mail.
Третий подход к пониманию асинхронного обучения заключается в том, что оно рассматривается как синоним ИОТ, т.е. асинхронность проявляется в разнообразии содержания образования, его индивидуализации в соответствии с интересами конкретных студентов, их личными профессиональными планами и особенностями профессионального самоопределения.
На отделении психологического образования факультета педагогики и практической психологии ПИ ЮФУ в течение шести лет проводился эксперимент по переходу на кредитно-модульную организацию учебного процесса. Обобщение этого опыта работы позволило нам представить его в виде модели организации ИОТ обучения студентов (табл. 3). При разработке данной модели опирались на следующие положения:
— ИОТ обеспечивается через асинхронность учебного процесса;
— асинхронное обучение имеет два аспекта: организационный (асинхронная организация учебного процесса) и содержательный (асинхронное содержание учебного процесса);
— в качестве переходной формы организации учебного процесса используется синхронное обучение с асинхронными формами работы;
— ИОТ обучения студентов предполагает обязательное тьюторское сопровождение (модель тьюторского сопровождения);
— необходимость использования единой системы оценки качества и своевременности выполнения заданий (балльно-рейтинговая система оценок).
Организация ИОТ отличается у разных категорий студентов. В современных условиях выделяются две большие группы студентов очной формы обучения: 1) так называемые «традиционные» студенты стационара, регулярно посещающие занятия; 2) студенты с особыми образовательными ситуациями, которые в силу разных обстоятельств (личных, семейных, экономических и пр.) не всегда могут присутствовать на занятиях. Это студенты, имеющие проблемы со здоровьем, работающие студенты, студенты с особыми семейными ситуациями. Данная группа студентов не является постоянной: студент может выбрать ее только на один семестр, а затем (при изменении его личной ситуации) вернуться к традиционной форме обучения.
Асинхронность в организации обучения первой и второй групп проявляется по-разному. Студенты, обучающиеся по «традиционной форме», реализуют ее через специально организованную самостоятельную работу при изучении отдельных учебных дисциплин. Современные образовательные стандарты требуют, чтобы больше половины трудозатрат любой учебной дисциплины отводилось на самостоятельную работу студентов.
Таблица 3
Модель организации ИОТ на ФпиПП ПИ ЮФУ
А Организационный компонент ИОТ обучения
Категории студентов Элементы асинхронности Обеспечение асинхронности обучения Средства, обеспечивающие асинхронность
Студенты стационара 1. Самостоятельная работа студентов: подготовка к лекциям, семинарам, тестированию, экзаменам; выполнение курсовых работ; ВКР; 2. Выбор дисциплин группы В Деканат рабочий учебный план; расписание занятий; расписание консультаций преподавателей; контроль за выполнением учебного плана
Тьюторы индивидуальный учебный план студента
Преподаватели УМК; технологические карты дисциплин
Студенты цифровой информационный кампус; методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы
Студенты с особыми образовательными ситуациями: проблемы со здоровьем; работающие; особые семейные ситуации; одаренные 1.Индивидуальный график освоения дисциплины. 2. Самостоятельная работа студентов: самостоятельное изучение материалов курса; выполнение индивидуальных заданий; самопроверка освоения материала. 3. Выбор дисциплин группы В. 4. Индивидуальные консультации с преподавателями. Тьюторы график освоения образовательной программы; цифровой информационный кампус; индивидуальный учебный план студента
Преподаватели УМК; технологические карты дисциплин; цифровой информационный кампус
Деканат расписание консультаций преподавателей; контроль за выполнением индивидуального учебного плана; индивидуальный график сессий; сайт факультета
Студенты цифровой информационный кампус
Б Содержательный компонент ИОТ обучения
Элементы асинхронности обучения (варианты ИОТ) Обеспечение асинхронности обучения Средства, обе спечивающие асинхронность
Индивидуальный набор компетенций (дисциплины группы С) Тьюторы Студенты индивидуальный учебный план студента
Кафедры набор вариативных дисциплин
Деканат нелинейное расписание; рабочий учебный план
Конкретизация профиля подготовки (курсовые работы, ВКР, научноисследовательская деятельность) Студенты Тьюторы индивидуальный учебный план студента
Кафедры примерная тематика курсовых работ; технологические карты курсовых работ; технологическая карта ВКР
Индивидуальный уровень освоения дисциплин (высокий, средний, низкий) Студенты Тьюторы Преподаватели технологические карты дисциплин; положение о балльно-рейтинговой системе оценивания
Профессиональная адаптация к профессиональной деятельности в ходе практик Студенты Тьюторы Деканат технологические карты практик; договоры с работодателями
Расширенный набор профессиональных компетенций (выбор дополнительного профиля подготовки) Студенты Тьюторы индивидуальный план студента
Деканат нелинейное расписание; основная образовательная программа дополнительного профиля подготовки
Как показывает опыт, сложность заключается не столько в методическом обеспечении этой самостоятельной работы, сколько в методичном контроле за ее выполнением. Каждый из выделенных участников образовательного процесса обеспечивает свою «зону ответственности»: деканат составляет рабочий учебный план, расписание занятий и кон -сультаций преподавателя, контролирует выполнение учебного плана. Преподаватели разрабатывают задания для самостоятельной работы, определяют последовательность и правильность освоения конкретных компетенций. Студент готовится к занятиям, тестированию, выполняет курсовые работы и ВКР, проходит практику.
Асинхронность в организации обучения студентов с особыми образовательными ситуациями все больше носит дистанционный характер, поскольку взаимодействие с преподавателями и деканатом проходит с использованием информационных технологий и электронной почты. Здесь особую роль играет помощь тьютора при составлении индивидуального учебного плана на семестр, контроле за его выполнением, контроле результатов самопроверки.
Содержательный компонент ИОТ обеспечивается благодаря уникальному для каждого студента набору компетенций, индивидуализации профиля подготовки, самостоятельному выбору уровня освоения дисциплины.
Предлагаемая модель организации обучения позволяет выделить возможные преимущества асинхронной организации учебного процесса:
— повышение персональной ответственности студента за свое обучение;
— обеспечение объективного отношения к студентам и более объективной, прозрачной системы оценивания их результатов за счет использования технологических карт;
— повышение взаимной дисциплинированности и ответственности участников образовательного процесса;
— обеспечение равных возможностей обучения для студентов с разными образовательными ситуациями.
Для внедрения предлагаемой нами модели необходимо:
— обеспечение компетентных консультаций тьюторов;
— нормирование самостоятельной работы студентов (разработка и внедрение единой балльно-рейтинговой системы оценок и технологических карт);
— оперативный, объективный, прозрачный и постоянный учет результатов обучения.
Индивидуальный учебный план студента на______________________учебный год
1 Направление
2 ФИО
3 Номер студенческого билета
4 Учебная группа
5 Курс (в новом учебном году)
Группа Наименование дисциплины (семестр) Кафедра Число кредитов Отметка преподавателя
1 сем. 2 сем. 1 сем. 2 сем.
а Математика
Философия
Всего по
Ь
с Всего по
Всего по
Итого за семестр
Итого за год
Дата_________________________Личная подпись студента
Согласовано:
Подпись тьютора___________________________
ЛИТЕРАТУРА
1. Виландерберг А.А., Шубина Н.Л. Новый учебный процесс: коротко о главном. СПб., 2007.
2. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. СПб., 2005.