Научная статья на тему 'Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ'

Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ АСИНХРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / КРЕДИТ / ТЬЮТОР / TECHNOLOGY OF ASYNCHRONOUS TRAINING / CREDIT / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерусалимский Яков Михайлович, Узнародов Игорь Миронович

В статье изложен опыт Южного федерального университета по внедрению технологии асинхронного обучения, обсуждаются проблемы, связанные с внедрением этой технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of asynchronous training at southern federal university

The article is devoted to the technology of asynchronous training at SFU. Some problems connected with this technology are discussed.

Текст научной работы на тему «Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ»

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

Я.М. ЕРУСАЛИМСКИЙ, профессор И.М. УЗНАРОДОВ, профессор, первый проректор по учебной работе

Южный федеральный университет

Технология асинхронного обучения: опыт ЮФУ

В статье изложен опыт Южного федерального университета по внедрению технологии асинхронного обучения, обсуждаются проблемы, связанные с внедрением этой технологии.

Ключевые слова: технология асинхронного обучения, кредит, тьютор.

Стратегической целью создания Южного федерального университета является формирование современного и конкурентоспособного на мировых рынках труда и знаний научно-образовательного центра, органично встроенного в социально-экономическое развитие региона, обеспечивающего устойчивое воспроизводство компетентных специалистов, способного отработать механизмы модернизации отечественного высшего профессионального образования на основе его интеграции с наукой и практикой. Федеральный университет на Юге России формируется как вуз будущего, способный стать кадровым и технологическим лидером в регионе, а по отдельным актуальным направлениям - и в России в целом.

За сравнительно небольшой промежуток времени, прошедший со времени создания ЮФУ (ноябрь 2006 г.), сделано уже немало: существенно модернизирована материальная база учебного процесса и научных исследований, реализуется программа повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и научных работников, ориентированная на освоение современных образовательных технологий, осуществляется внедрение этих технологий в учебный про-

цесс. Одним из инновационных начинаний стало применение на факультете математики, механики и компьютерных наук технологии асинхронного обучения, предоставляющей возможность каждому студенту строить свою собственную образовательную траекторию.

Иногда эту технологию называют «американской ». В основе расчета трудоемкости учебных курсов здесь лежит кредитная система [1], а целью обучения студента на уровне бакалавра является сумма набранных кредитов. При этом учебные курсы делятся на обязательные, рекомендуемые и факультативные. Для обязательных дисциплин устанавливается их перечень и минимальный суммарный объем в кредитах. Для рекомендуемых определен список, из которого студент может выбрать нужные ему предметы, и минимальный объем в кредитах этого блока дисциплин. Факультативные курсы студент имеет право выбирать из общего списка предметов, преподаваемых в вузе, не привязываясь к избранному направлению подготовки. Ясно, что в таком случае на уровне бакалавра нельзя говорить о четкой профессиональной ориентации. Американская система образования на уровне бакалавра такой задачи и не ставит. В ней предусмотрена

подготовка бакалавров широкого профиля: бакалавр наук (бакалавр естественных наук), бакалавр гуманитарных наук, бакалавр социальных наук и экономики [2, 3].

Такой подход по своей ориентации противоположен приоритетам традиционной советской, а теперь и российской образовательной системы с имеющимися у нас довольно жесткими образовательными стандартами бакалавров, магистров и специалистов. Каждый из этих стандартов имеет четкую профессиональную направленность. Вводимые в настоящее время ГОС ВПО-3 будут иметь не такую жесткую конструкцию, как действующие сейчас ГОС ВПО-2, но нет и речи о потере на уровне бакалавра профессиональной направленности образовательных стандартов. Т аким образом, американская модель не может быть перенесена на российскую почву в полном объеме, однако её отдельные элементы могут быть внедрены. Это будет способствовать индивидуализации образования, усилению его ориентации на потребности рынка труда, а также повышению самостоятельности и ответственности студентов в процессе принятия решений относительно содержания своей подготовки.

На факультете математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета в 2008/09 учебном году начат эксперимент по разработке и внедрению асинхронной системы обучения, адаптированной к нашим российским реалиям.

В соответствии с приказом ректора процесс стартовал первого сентября. Что предшествовало этому? Тщательная подготовка на кафедрах и в деканате. Для управления экспериментом введена новая должность - заместитель декана по асинхронному обучению, менеджер этого процесса. На Совете факультета было принято положение

«Об асинхронном обучении на факультете математики, механики и компьютерных наук». Ключевым в нем является тезис: «Студенту предоставляется свобода выбора отдельных учебных дисциплин образовательной программы и последовательности их изучения». Имеются в виду дисциплины специализации, если мы говорим о специальности, или дисциплины профилизации, если речь идет о бакалаврах и магистрах, а также дисциплины по выбору из блока гуманитарных дисциплин.

На первом этапе эксперимента в него включены только студенты третьего курса отделения «Математика», поскольку данное отделение - основное для факультета математики, механики и компьютерных наук - давно переживало не лучшие времена. Поэтому переход к асинхронному обучению оказался здесь совершенно естественным и необходимым. Для кафедр - это отказ от полного пакета спецкурсов и переход к основным, которые должны хорошо комбинироваться с курсами других кафедр. В лучшем случае (с точки зрения кафедры) из каждых трех необходимых курсов студент возьмет два кафедральных и дополнит этот пакет хотя бы одним курсом другой кафедры. Кто (или что) определяет выбор студента? В первую очередь - сам студент со своим научным руководителем, который выполняет роль тьютора. Во вторую очередь - государственный образовательный стандарт. Выбор курсов не может быть абсолютно случайным, ибо курсы должны соответствовать существующему перечню специализаций. Заметим, что этот перечень содержит не пять специализаций, как раньше (по числу кафедр), а более двадцати, в том числе финансовую математику, информационные технологии в образовании и многие другие, не менее привлекательные, но ранее не реализуемые.

Подготовительная работа потребо-

вала от нас пересмотра всего, к чему мы привыкли. Выбор студента при прежней системе образования был весьма ограничен и состоял из двух шагов. Первый шаг - выбор специальности (направления подготовки) при поступлении на первый курс, второй - выбор специализирующей кафедры после второго курса. Все остальное за студента решал «кто-то» или «что-то». Теперь студент находится в ситуации, когда ему в каждом семестре ряд кафедр предлагают свои курсы и он со своим тьютором осуществляет выбор из предложенного списка. В каждом семестре определен минимальный объем (не перечень) дисциплин, но студент имеет право на асинхронность. Он может превысить этот минимум, и тогда в следующих семестрах степень его свободы увеличится (важна итоговая сумма в зачетных единицах: она должна быть не меньше, чем определено стандартом). Так мы переходим к тому, что называется кредитно-модульной системой обучения. Кредитно-модульным и асинхронным у нас стал блок дисциплин специализации.

Что необходимо для того, чтобы система заработала? Перечислим основное:

• тщательная «идеологическая» подготовка - положение об асинхронной организации учебного процесса и готовность кафедр и преподавателей к его реализации;

• мощная информационная поддержка. На сайте факультета заведена специальная страница «Асинхронное обучение», на которой содержатся аннотации курсов, предлагаемых кафедрами, положение об асинхронном обучении, форма индивидуального плана студента и т.п.;

• менеджер процесса. Им стал заместитель декана по асинхронному обучению, прошедший соответствующую подготовку;

• материальная база, т.е. достаточное количество аудиторий для составления такого расписания занятий, при котором каждый студент мог бы реализовать свой выбор;

• высокая квалификация основных менеджеров учебного процесса факультета - заместителей декана по учебной работе, которые должны не только составить расписание, позволяющее студентам осуществлять выбор дисциплин и курсов, но и проконтролировать, чтобы индивидуальные траектории обучающихся соответствовали ГОСам.

Прошло два семестра. В экспериментальном потоке успеваемость и её качество (процент отличных и хороших оценок) оказались самыми высокими на факультете, чего на третьем курсе отделения математики не наблюдалось более двадцати лет. В чем причины такого эффекта? Представляется, что их три и все они психологические. Первая причина: каждый студент составил индивидуальный план и поставил под ним свою подпись. Впервые в жизни им взято на себя некое письменное обязательство. Вторая причина: студенту была предоставлена свобода выбора, а значит, возникла ответственность за свой выбор. Третья причина: впервые каждый преподаватель оказывается в ситуации, когда он разработал и объявил курс, составил его аннотацию, но не уверен, придут ли к нему студенты. Более того, каждый из нас знает, что «слухами земля полнится», а потому нужно думать не только о тех, кто пришел в этом году, но и о тех, кто придет в следующем. Это означает, что не только название курса и его аннотация должны быть привлекательными, важно чтобы сам курс (и преподаватель) оправдал надежды студентов.

Сколько же различных траекторий получилось у 38 студентов? Пятнадцать, при этом многие студенты доб-

ровольно «загрузили» себя в большем объеме, чем этого требовал рабочий план. То есть возникла реальная асин-хронность! Вместе с тем в процессе эксперимента выявился ряд проблем. Среди них:

• организационные: вся тяжесть по его организации легла на заместителя декана по асинхронному обучению и заместителей декана по учебной работе, а для них это новые дополнительные обязанности, которые будут нарастать как снежный ком по мере расширения процесса;

• материальные: необходимо значительно большее количество аудиторий и более свободное, с большими «окнами», расписание. Студент должен больше находиться на факультете, чередуя аудиторные занятия по выбранным курсам с неизбежными «простоями». Следовательно, нужны просторные читальные залы, помещения для самостоятельной работы, должна быть возможность поработать с ноутбуком в Интернете и Интранете (учебной среде университета);

• структурные: нынешняя структура управления учебно-методической работой «сверху вниз» не соответствует идее, заложенной в основу организации асинхронного обучения;

• организационно-плановые:сло-жившаяся система показателей планирования будущей работы (часы, студенты и виды работ) не стыкуется и не может стыковаться с асинхронной системой организации учебного процесса, поскольку многое в ней становится ясным апостериори.

Указанные проблемы возникли как следствие наполнения старой оболочки новым содержанием. Невозможно обойтись пересчетом академических часов в кредиты, заменой разделов курсов на модули, традиционных коллоквиумов и контрольных работ тестами, устных экзаменов письменными,

оценок «пять» на «АА», «четыре» на «А», «три» на «В», «два» на «С». Нужны принципиальные изменения всей системы. Планирование работы преподавателей должно стать нормативным: на десять студентов один преподаватель. Неважно, сколько часов преподаватель стоит у доски или сколько часов он работает со студентами, руководя их самостоятельной работой или работой в блоге, сколько часов затратил он на написание научной статьи или на подготовку к занятиям. Важен конечный результат: что умеет и на что способен студент по завершении учебы. Сегодня мы говорим о качественном образовании, если выпускник осведомлен о результатах научных исследований в избранной сфере деятельности, умеет добывать и анализировать информацию, самостоятельно и осознанно принимать решения, добиваясь поставленной цели. В дополнение к профессиональным компетенциям требуется развивать личность студента, помогать ему раскрывать свои способности; студент должен быть готов не только к своей будущей профессиональной деятельности, но и к жизни в современном обществе с его конкуренцией, борьбой за рабочие места, стремлением к профессиональному успеху.

Серьезные изменения должен претерпеть и менеджмент учебного процесса. Заказчиком содержания образования и его формы должны стать студенты, преподаватели и кафедры. Но главным звеном управления учебным процессом (точнее, его организации и фиксации результатов) должны оставаться деканаты факультетов, а это потребует увеличения количества технических работников (менеджеров среднего звена). Что касается верхнего уровня управления, то главными его задачами будут трансляция результатов инновационной деятельности с

факультета на факультет, организация повышения квалификации преподавателей и менеджеров, а также постоянная забота об улучшении условий реализации учебного процесса (развитие его материальной базы, обеспечение новыми техническими средствами обучения и т.п.).

О тьюторах следует сказать отдельно. Отдадим должное научным руководителям студентов - они восприняли расширение своих обязанностей как совершенно естественное. Наше отечественное представление о научном руководстве работой студента значительно шире английского или американского. Поэтому слово тьюторство применять здесь нет особой нужды. Американский бакалавр имеет не систему знаний, а достаточно случайный их набор: систему знаний строят в США только на магистерском уровне. Поэтому точное копирование американского опыта здесь скорее вредно, чем полезно.

Следует также отметить, что асинхронная система обучения увеличивает долю самостоятельной работы студента и меняет её характер. Сегодня основной формой самостоятельной работы студента является работа под руководством преподавателя. При асинхронной организации учебного процесса возрастает значение по-на-

стоящему самостоятельной работы студентов (без чьей-либо помощи). Это связано с тем, что при построении индивидуальной траектории возникают неизбежные нестыковки курсов, требующие «самостоятельного заполнения». Такое заполнение можно осуществить, имея соответствующие учебники. Более того, описание каждого курса должно включать в себя не только программу курса, но и указание на его место в системе курсов учебного заведения. Это ставит перед нами новую задачу - издание ежегодных справочников учебных курсов университета.

Положительные результаты, полученные в ходе эксперимента, позволяют сделать вывод о необходимости его расширения и переходе к технологии асинхронного обучения на других специальностях и направлениях подготовки.

Литература

1. См.: Баум В.В. Система зачетных единиц

(кредитов) как один из инструментов признания квалификаций. М.: РУДН, 2007. С. 12.

2. См.: Кузьминов Я., Юдкевич М. Высшее об-

разование: Сладкое слово «свобода»// Ведомости. 2007. 8 августа. №146 (1920).

3. См.: Смелзер Н. Социология / Пер. с англ.

М.: Феникс, 1994. 668 с.

ERUSALIMSKIY YA.M, UZNARODOVI.M. TECHNOLOGY OF ASYNCHRONOUS TRAINING AT SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY

The article is devoted to the technology of asynchronous training at SFU. Some problems connected with this technology are discussed.

Keywords: technology of asynchronous training, credit, tutor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.