ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ЮНИВОК
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются теоретические подходы формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории личности в системе непрерывного образования.
Образование длиною в жизнь - единственное средство адаптации человека к изменяющейся среде и единственный способ сохранения идентичности человека.
П. Джарвис
В качестве основных факторов обновления образования сегодня выступают, с одной стороны, запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, перспективные потребности развития федерального и регионального рынков труда, с другой
- необходимость создания условий для непрерывного образования граждан в течение всей жизни и обеспечения каждому человеку возможности формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории сообразно собственным потребностям и жизненным планам.
Основанием разработки концептуальных основ формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь
- являются особенности современного этапа
Т.Ю. Ломакина
Ключевые слова:
основания, факторы, педагогические условия, индивидуальная образовательная траектория.
(непрерывность, устойчивость, стремительность и информативность) и известные тенденции мирового развития (2):
- ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, что предполагает формирование таких черт, как коммуникабельность и толерантность;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования и молодежи, и взрослого населения.
Эти изменения влияют на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, постоянного обновления своих знаний. Поэтому обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры имеет решающее значение. Это касается целей, доступа, содержания, типа и продолжительности программ; охвата областей деятельности; форм организации учебного процесса; используемых методов, приемов и кадров, привлекаемых к преподавательской работе; способности образовательных учреждений быстро реагировать на возникновение новых потребностей, предугадывать их, создавать гибкие и восприимчивые к переменам структуры, менять критерии доступа к образованию, чтобы учитывать опыт трудовой жизни.
В современной педагогической науке непрерывное образование рассма-
тривают, во-первых, как систему взглядов на образовательную практику, провозглашающую учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте, предусматривающую необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности (1). Во-вторых, непрерывное образование рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. состоящий из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.
Непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения. Эти условия призваны помочь человеку уверенно идти и ориентироваться в профессиональном поле деятельности. При этом системообразующим фактором непрерывного образования выступает целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования (5).
Система непрерывного образования в России является в настоящее время одним из приоритетов государственной политики развития. В программных документах: Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года(4), Национальная образовательная инициатива »Наша новая школа», Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (7) - подчеркивается необходимость перехода на компетентностную парадигму образования, на повышенное внимание к работе с одаренными и мотивированными детьми. Достижение этих целей напрямую связано с индивидуализацией образовательного процесса.
В качестве перспективных моделей индивидуализации предлагаются положительно зарекомендовавшие себя в мировом и отечественном опыте такие модели, как организация обучения учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных планов и образовательных программ; индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных сетях; накопительная кредитно-рейтинговая система, основанная на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютерных технологий.
Индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) можно рассматривать как:
- один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности обучающегося как субъекта собственного образования. В основе этого понятия - собственная роль и ответственность обучающегося в осуществлении познавательной деятельности, которая выявляет его личностный потенциал;
- индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося;
- целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в котором обучающийся выступает как субъект выбора, проектирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке преподавателя;
- непрерывную условную линию, перемещение по которой личность осуществляет в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки (образовательными цензами) и с учетом преемственности ранее приобретенных знаний.
При этом система непрерывного образования должна обеспечивать три главных условия:
• преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;
• возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;
• отсутствие тупиковых образовательных программ, образовательных учреждений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.
Концепция формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь - должна строиться на основе следующих принципов:
базового образования - образовательная стартовая основа для успешного продолжения движения личности в образовательном пространстве (6);
многоуровневости - наличие многих уровней и ступеней образования позволяет личности удовлетворить свои запросы и реализовать возможности, что обеспечит более рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда;
диверсификации - предполагает расширение видов деятельности системы образования и приобретение новых, несвойственных ей ранее форм и функций, что позволит повысить социальный спрос на более высокий
уровень профессионального образования и необходимость удовлетворения потребностей разнообразных слоев населения; разработать широкий спектр альтернативных программ и систем обучения (2);
экономической компетентности - как обязательного компонента обучения, т.к. каждый человек сегодня непроизвольно включается в экономические отношения, являясь либо активным участником (который открывает свое дело и зарабатывает предпринимательской деятельностью), либо пассивным (просто являясь потребителем товаров и услуг, предлагаемых на рынке);
дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования - обеспечивает личности необходимые условия для совершенствования профессионального мастерства в образовательном пространстве;
маневренности и преемственности образовательных программ - позволяет личности профессионально переориентироваться на том или ином этапе жизненного пути;
интеграции образовательных структур - соответствует процессам реструктуризации образовательных систем и позволяет создавать многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые образовательные учреждения на основе социального партнерства;
гибкости организационных форм - отражает необходимость обеспечения не только широкого разнообразия форм обучения, а их гибкость и вариативность с целью создания необходимых условий для перемещения личности в образовательном пространстве.
Сущностью выбора индивидуальной образовательной траектории является принятие обучающимся решения, основанного на системе индивидуальных ценностей и личностных смыслов, общей ориентации в мире образования и труда, выделении важных жизненных ближайших и далеких перспектив как этапов и путей к достижению цели, знании своих достоинств и недостатков, личностных особенностей. Выбор индивидуальной образовательной траектории определяется комплексом факторов:
• особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализмом педагогического коллектива;
• возможностями профессионального образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;
• возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.
Выбор индивидуальной образовательной траектории реализуется на предметном поле, которое включает многообразие углубленного и обогащенного содержания образования, видов и форм предметного материала, рациональных приемов учебной деятельности, форм контроля учебных результатов, форм самостоятельной работы, а также уровней и путей получения образования.
В основе выбора и построения индивидуальной образовательной траектории лежат следующие характеристики личности:
- склонность к определенному виду деятельности: к техническому творчеству и инновационной деятельности в технике и технологиях (креативно-инновационная личность), к научному творчеству (инновационно-креативная личность), к публично-социальной деятельности (публично-инновационная личность), обучающиеся с ярко выраженными способностями лидера (организационно-инновационная личность);
- потребность профессионального самоопределения - формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка и обучение, профессионализация и профессиональная адаптация, мастерство, частичная или полная реализация в профессиональной деятельности;
- готовность к профессиональному самоопределению - мотивация, побуждающая и движущая личность к поставленной цели и способствующая ее развитию.
На развитие образовательных траекторий личности влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: - доступность образования - существуют три типа барьеров, препятствующих выравниванию образовательных шансов (институциональный, социокультурный, экономический, мотивационный и информационный); - создание образовательной среды (институциональной, культурной, экономической), которая обеспечит условия образовательной деятельности, сопоставимые с общеевропейскими. К внутренним факторам относятся: целеполагание процессов проектирования, организации и реализации личностью (при возможном педагогическом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности; мотивация к реализации и самореализации заложенного личностного потенциала.
В качестве критериев оценки качества построения индивидуальной образовательной траектории могут выступать: субъектность в ее построении, логика ее построения и широта этой траектории.
Механизм составления индивидуальной образовательной траектории обучающихся предполагает следующие этапы.
Этап целеполагания предполагает грамотную постановку целей и диагностику базовых личностных качеств (ценностные, мотивационные, нормативные, позиционные, организационно-информационные, контрольно-оценочные), необходимых для «запуска» образовательной траектории и характеризующих два субъекта - преподавателя и обучающегося.
Технологичный этап предусматривает создание индивидуальной образовательной программы как средства реализации образовательной траектории в соответствии с разработанной методикой.
Эффективность разработки индивидуальной образовательной траектории определяется рядом педагогических условий:
• осознание обучающимся необходимости и значимости построения индивидуальной образовательной траектории как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
• осуществление участниками образовательного процесса целенаправленной деятельности по формированию устойчивого интереса к процессу проектирования индивидуальной образовательной траектории;
• осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся и информационной поддержки процесса разработки ИОТ;
• включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);
• организация рефлексии как основы коррекции ИОТ.
При разработке ИОТ важное место отводится педагогическому сопровождению, суть которого заключается не только в превентивном научении обучающегося самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт обучающегося и/или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии.
Направлениями педагогического сопровождения разработки и реализации ИОТ являются:
- аналитически-проектирующее, включающее анализ индивидуальных особенностей и образовательных запросов обучающихся, динамику их развития;
- консультирующее, в рамках которого проводятся индивидуальные и микрогрупповые консультации обучающихся;
- координирующее работу педагогов образовательного учреждения и
учреждений дополнительного образования, психолога, социальных работников и призванное содействовать построению конструктивных позитивных взаимоотношений всех субъектов открытого образовательного пространства, социальной поддержке обучающихся;
- организационное, затрагивающее вопросы организации образовательного процесса.
Реализация ИОТ предполагает использование различных видов сопровождения: содержательно-информационное, модульно-матричное и административно-технологическое.
С целью расширения спектра образовательных услуг и возможностей педагогического сопровождения ИОТ обучающихся целесообразно использовать ресурсы других образовательных организаций. Одним из путей достижения указанной цели является организация системы сетевого взаимодействия.
В последнее десятилетие в разных районах страны начали появляться различные модели образовательных сетей: «простое товарищество» (Красноярский край), «сообщество именных школ» (Пензенская область), «траекторно-сетевая организация образования в сельской местности» (Алтайский край), «модульная организация образования в районе», различные образовательные ассоциации, «сетевой университет», региональные и межрегиональные инновационные сети и др. (3).
Основные достоинства выстраивания индивидуальной образовательной траектории личности в условиях непрерывного образования заключаются:
- для личности- в возможности осуществлять индивидуальный выбор содержания, уровня, пути получения и результативного завершения образования на каждом уровне, удовлетворяющего интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям личности;
- для общества - в возможности получить специалиста с затребованными квалификационными параметрами в различные сроки обучения, что защищает права потребителей, оплачивающих стоимость подготовки работников, которые им необходимы;
- для преподавателей- в возможности наиболее полной реализации своего научно-педагогического потенциала, т.к. эта система дает большую самостоятельность в определении содержания, технологий обучения и защищает право преподавателей работать с учениками, подготовленными к обучению на данном уровне и заинтересованными в получении выбранных образовательных услуг.
Таким образом, с использованием индивидуальных образовательных
траекторий система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям каждой личности.
Литература
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: 1980. - С..9-10
2. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, - 2006.
3. Мастерская интеллектуального развития. 2011. welcome@intellectmir.ru
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Интернет-ресурс http://sinncom.ru/ content/ reforma/ index s.htm
5. Новиков А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. - М.: 1997.
6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е, дополненное. - М.: изд-во «Эгвес», 2011.
7. Российская газета. - № 303. - 2012.