Научная статья на тему 'Концептуальные подходы формирования образовательной траектории личности в системе непрерывного образования'

Концептуальные подходы формирования образовательной траектории личности в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВАНИЯ / ФАКТОРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / GROUNDS / FACTORS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломакина Татьяна Юрьевна

В статье рассматриваются теоретические подходы формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории личности в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломакина Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Approaches to Formation of the Educational Path of the Personality in the System of Continuing Education

The theoretical aspects of the formation and implementation of individual educational trajectory of a personality in the system of continuing education are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы формирования образовательной траектории личности в системе непрерывного образования»

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ЮНИВОК

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются теоретические подходы формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории личности в системе непрерывного образования.

Образование длиною в жизнь - единственное средство адаптации человека к изменяющейся среде и единственный способ сохранения идентичности человека.

П. Джарвис

В качестве основных факторов обновления образования сегодня выступают, с одной стороны, запросы экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, перспективные потребности развития федерального и регионального рынков труда, с другой

- необходимость создания условий для непрерывного образования граждан в течение всей жизни и обеспечения каждому человеку возможности формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории сообразно собственным потребностям и жизненным планам.

Основанием разработки концептуальных основ формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь

- являются особенности современного этапа

Т.Ю. Ломакина

Ключевые слова:

основания, факторы, педагогические условия, индивидуальная образовательная траектория.

(непрерывность, устойчивость, стремительность и информативность) и известные тенденции мирового развития (2):

- ускорение темпов развития общества и как следствие - необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

- переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, что предполагает формирование таких черт, как коммуникабельность и толерантность;

- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования и молодежи, и взрослого населения.

Эти изменения влияют на квалификационную структуру профессиональных кадров, требуя от них профессиональной мобильности и совершенства, постоянного обновления своих знаний. Поэтому обучение на протяжении всей жизни в целях личного и профессионального развития, смены рода занятий, овладения широкопрофильной квалификацией в соответствии с предложением и спросом на высококвалифицированные кадры имеет решающее значение. Это касается целей, доступа, содержания, типа и продолжительности программ; охвата областей деятельности; форм организации учебного процесса; используемых методов, приемов и кадров, привлекаемых к преподавательской работе; способности образовательных учреждений быстро реагировать на возникновение новых потребностей, предугадывать их, создавать гибкие и восприимчивые к переменам структуры, менять критерии доступа к образованию, чтобы учитывать опыт трудовой жизни.

В современной педагогической науке непрерывное образование рассма-

тривают, во-первых, как систему взглядов на образовательную практику, провозглашающую учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте, предусматривающую необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности (1). Во-вторых, непрерывное образование рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. состоящий из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.

Непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий для такого движения. Эти условия призваны помочь человеку уверенно идти и ориентироваться в профессиональном поле деятельности. При этом системообразующим фактором непрерывного образования выступает целостность, т.е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов образования (5).

Система непрерывного образования в России является в настоящее время одним из приоритетов государственной политики развития. В программных документах: Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года(4), Национальная образовательная инициатива »Наша новая школа», Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (7) - подчеркивается необходимость перехода на компетентностную парадигму образования, на повышенное внимание к работе с одаренными и мотивированными детьми. Достижение этих целей напрямую связано с индивидуализацией образовательного процесса.

В качестве перспективных моделей индивидуализации предлагаются положительно зарекомендовавшие себя в мировом и отечественном опыте такие модели, как организация обучения учащихся III ступени на основе индивидуальных учебных планов и образовательных программ; индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных сетях; накопительная кредитно-рейтинговая система, основанная на технологии модульного обучения; дистанционное обучение на основе компьютерных технологий.

Индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) можно рассматривать как:

- один из способов осуществления индивидуализации в условиях новой парадигмы, которая относится в первую очередь к деятельности обучающегося как субъекта собственного образования. В основе этого понятия - собственная роль и ответственность обучающегося в осуществлении познавательной деятельности, которая выявляет его личностный потенциал;

- индивидуальный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося;

- целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в котором обучающийся выступает как субъект выбора, проектирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке преподавателя;

- непрерывную условную линию, перемещение по которой личность осуществляет в образовательном пространстве в соответствии с уровнями подготовки (образовательными цензами) и с учетом преемственности ранее приобретенных знаний.

При этом система непрерывного образования должна обеспечивать три главных условия:

• преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;

• возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т.д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;

• отсутствие тупиковых образовательных программ, образовательных учреждений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.

Концепция формирования образовательной траектории - образование через всю жизнь - должна строиться на основе следующих принципов:

базового образования - образовательная стартовая основа для успешного продолжения движения личности в образовательном пространстве (6);

многоуровневости - наличие многих уровней и ступеней образования позволяет личности удовлетворить свои запросы и реализовать возможности, что обеспечит более рациональное заполнение профессиональных ниш на рынке труда;

диверсификации - предполагает расширение видов деятельности системы образования и приобретение новых, несвойственных ей ранее форм и функций, что позволит повысить социальный спрос на более высокий

уровень профессионального образования и необходимость удовлетворения потребностей разнообразных слоев населения; разработать широкий спектр альтернативных программ и систем обучения (2);

экономической компетентности - как обязательного компонента обучения, т.к. каждый человек сегодня непроизвольно включается в экономические отношения, являясь либо активным участником (который открывает свое дело и зарабатывает предпринимательской деятельностью), либо пассивным (просто являясь потребителем товаров и услуг, предлагаемых на рынке);

дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования - обеспечивает личности необходимые условия для совершенствования профессионального мастерства в образовательном пространстве;

маневренности и преемственности образовательных программ - позволяет личности профессионально переориентироваться на том или ином этапе жизненного пути;

интеграции образовательных структур - соответствует процессам реструктуризации образовательных систем и позволяет создавать многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые образовательные учреждения на основе социального партнерства;

гибкости организационных форм - отражает необходимость обеспечения не только широкого разнообразия форм обучения, а их гибкость и вариативность с целью создания необходимых условий для перемещения личности в образовательном пространстве.

Сущностью выбора индивидуальной образовательной траектории является принятие обучающимся решения, основанного на системе индивидуальных ценностей и личностных смыслов, общей ориентации в мире образования и труда, выделении важных жизненных ближайших и далеких перспектив как этапов и путей к достижению цели, знании своих достоинств и недостатков, личностных особенностей. Выбор индивидуальной образовательной траектории определяется комплексом факторов:

• особенностями, интересами и потребностями самого обучающегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

• профессионализмом педагогического коллектива;

• возможностями профессионального образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;

• возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.

Выбор индивидуальной образовательной траектории реализуется на предметном поле, которое включает многообразие углубленного и обогащенного содержания образования, видов и форм предметного материала, рациональных приемов учебной деятельности, форм контроля учебных результатов, форм самостоятельной работы, а также уровней и путей получения образования.

В основе выбора и построения индивидуальной образовательной траектории лежат следующие характеристики личности:

- склонность к определенному виду деятельности: к техническому творчеству и инновационной деятельности в технике и технологиях (креативно-инновационная личность), к научному творчеству (инновационно-креативная личность), к публично-социальной деятельности (публично-инновационная личность), обучающиеся с ярко выраженными способностями лидера (организационно-инновационная личность);

- потребность профессионального самоопределения - формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка и обучение, профессионализация и профессиональная адаптация, мастерство, частичная или полная реализация в профессиональной деятельности;

- готовность к профессиональному самоопределению - мотивация, побуждающая и движущая личность к поставленной цели и способствующая ее развитию.

На развитие образовательных траекторий личности влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся: - доступность образования - существуют три типа барьеров, препятствующих выравниванию образовательных шансов (институциональный, социокультурный, экономический, мотивационный и информационный); - создание образовательной среды (институциональной, культурной, экономической), которая обеспечит условия образовательной деятельности, сопоставимые с общеевропейскими. К внутренним факторам относятся: целеполагание процессов проектирования, организации и реализации личностью (при возможном педагогическом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности; мотивация к реализации и самореализации заложенного личностного потенциала.

В качестве критериев оценки качества построения индивидуальной образовательной траектории могут выступать: субъектность в ее построении, логика ее построения и широта этой траектории.

Механизм составления индивидуальной образовательной траектории обучающихся предполагает следующие этапы.

Этап целеполагания предполагает грамотную постановку целей и диагностику базовых личностных качеств (ценностные, мотивационные, нормативные, позиционные, организационно-информационные, контрольно-оценочные), необходимых для «запуска» образовательной траектории и характеризующих два субъекта - преподавателя и обучающегося.

Технологичный этап предусматривает создание индивидуальной образовательной программы как средства реализации образовательной траектории в соответствии с разработанной методикой.

Эффективность разработки индивидуальной образовательной траектории определяется рядом педагогических условий:

• осознание обучающимся необходимости и значимости построения индивидуальной образовательной траектории как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;

• осуществление участниками образовательного процесса целенаправленной деятельности по формированию устойчивого интереса к процессу проектирования индивидуальной образовательной траектории;

• осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся и информационной поддержки процесса разработки ИОТ;

• включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);

• организация рефлексии как основы коррекции ИОТ.

При разработке ИОТ важное место отводится педагогическому сопровождению, суть которого заключается не только в превентивном научении обучающегося самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт обучающегося и/или окружающих его людей, на его запрос о взаимодействии.

Направлениями педагогического сопровождения разработки и реализации ИОТ являются:

- аналитически-проектирующее, включающее анализ индивидуальных особенностей и образовательных запросов обучающихся, динамику их развития;

- консультирующее, в рамках которого проводятся индивидуальные и микрогрупповые консультации обучающихся;

- координирующее работу педагогов образовательного учреждения и

учреждений дополнительного образования, психолога, социальных работников и призванное содействовать построению конструктивных позитивных взаимоотношений всех субъектов открытого образовательного пространства, социальной поддержке обучающихся;

- организационное, затрагивающее вопросы организации образовательного процесса.

Реализация ИОТ предполагает использование различных видов сопровождения: содержательно-информационное, модульно-матричное и административно-технологическое.

С целью расширения спектра образовательных услуг и возможностей педагогического сопровождения ИОТ обучающихся целесообразно использовать ресурсы других образовательных организаций. Одним из путей достижения указанной цели является организация системы сетевого взаимодействия.

В последнее десятилетие в разных районах страны начали появляться различные модели образовательных сетей: «простое товарищество» (Красноярский край), «сообщество именных школ» (Пензенская область), «траекторно-сетевая организация образования в сельской местности» (Алтайский край), «модульная организация образования в районе», различные образовательные ассоциации, «сетевой университет», региональные и межрегиональные инновационные сети и др. (3).

Основные достоинства выстраивания индивидуальной образовательной траектории личности в условиях непрерывного образования заключаются:

- для личности- в возможности осуществлять индивидуальный выбор содержания, уровня, пути получения и результативного завершения образования на каждом уровне, удовлетворяющего интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям личности;

- для общества - в возможности получить специалиста с затребованными квалификационными параметрами в различные сроки обучения, что защищает права потребителей, оплачивающих стоимость подготовки работников, которые им необходимы;

- для преподавателей- в возможности наиболее полной реализации своего научно-педагогического потенциала, т.к. эта система дает большую самостоятельность в определении содержания, технологий обучения и защищает право преподавателей работать с учениками, подготовленными к обучению на данном уровне и заинтересованными в получении выбранных образовательных услуг.

Таким образом, с использованием индивидуальных образовательных

траекторий система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям каждой личности.

Литература

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: 1980. - С..9-10

2. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. - М.: Наука, - 2006.

3. Мастерская интеллектуального развития. 2011. welcome@intellectmir.ru

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Интернет-ресурс http://sinncom.ru/ content/ reforma/ index s.htm

5. Новиков А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. - М.: 1997.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е, дополненное. - М.: изд-во «Эгвес», 2011.

7. Российская газета. - № 303. - 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.