Научная статья на тему 'ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС СУТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 7—9 ЛЕТ'

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС СУТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 7—9 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС СУТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ 7—9 ЛЕТ»

Таблица 2

Количество школьников (в %) с разным типом реакции ферментов после различных велоэргометрических нагрузок

Группа обследуемых 1 Вт/кг 1,5 Вт/кг 2 Вт/кг

тип реакции

1 II 1 II I II

1-я 46 54 58 42 50 50

2-я 67 33 80 20 50 50

3-я 84 16 69 31 67 33

ции: у них в равном количестве зафиксировано повышение и понижение активности МП. Только у школьников-пловцов количество благоприятных реакций увеличилось на 13 % по сравнению с таковым у школьников других групп. Следует заметить, что как в контроле, так и у школьников 2-й группы не произошло восстановление показателей к 30-й минуте отдыха (кроме школьников 1-й группы при I типе реакции). У школьников-пловцов оно наблюдалось как после благоприятных, так и после неблагоприятных реакций.

Таким образом, первая нагрузка для школьников-пловцов явилась самой легкой; вторая оказалась более легкой для школьников-пловцов и школьников 2-й группы; третья была более легкой также для школьников-пловцов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у школьников-пловцов функциональные возможности мие-лоидной ткани выше, чем у школьников 1-й и 2-й групп. Однако у обследуемых 2-й группы по сравнению с контролем после выполнения первой и второй нагрузок было больше благоприятных реакций, что указывает на более высокие функциональные возможности организма.

При исследовании активности лизоцима отме-

чены 3 варианта ее изменения: повышение (благоприятный вариант), понижение (неблагоприятный вариант), отсутствие изменений (также неблагоприятный вариант). У школьников 2-й группы повышение активности лизоцима отмечено лишь в 28 % случаев, в 58 % случаев наблюдалось снижение и в 14 % —отсутствие изменений.

У школьников-пловцов после велоэргометрических нагрузок в 82 % случаев зарегистрировано повышение активности лизоцима (лишь в 18 % случаев имел место неблагоприятный тип реакции), свидетельствующее о высокой резистентности организма школьников.

При изучении заболеваемости школьников с разным ДР установлено, что у школьников-плов-цов он ниже (4—5 пропущенных дней за год), чем у школьников контрольной и опытной (2-й) групп (14 пропущенных дней за год).

Отмеченное улучшение функционального состояния и повышение резистентности организма пловцов, на наш взгляд, можно объяснить условиями их тренировки, способствующими закаливанию.

Таким образом, оценивая степень напряжения системы энергетического обеспечения мышечной работы, а также функциональные возможности лейкоцитов периферической крови и неспецифическую резистентность организма школьников с разными ДР, можно прийти к выводу, что школьники-пловцы имеют более высокие функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ферментативной системы лейкоцитов крови и более высокую резистентность организма, чем школьники, не занимающиеся спортом.

Поступила 29.05.90

© Н. Т. ЛЕБЕДЕВА. 19Я

УДК 613.71-053.2«42»+612.766.1-053.2«42>

#

И. Т. Лебедева

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС СУТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ для ЗДОРОВЫХ

ДЕТЕЙ 7—9 ЛЕТ

Минский медицинский институт

Понятие «здоровье» включает целый комплекс показателей [6, 7], каждый из которых способен изменяться при воздействии физических упражнений. Двигательная деятельность, активный отдых повышают уровень физиологических функций [1, 10, 15], умственную и физическую работоспособность [4, 8, 13], иммунный статус [2], облегчают адаптацию к меняющимся условиям внешней среды [16, 17].

Данные литературы [1,3, 14, 18, 19], результаты исследований, выполненных в Минском медицинском институте [5, 9, 10, 12, 13], позволили составить и внедрить в школах Белоруссии оригиналь-

ную программу физического воспитания для начальной школы. Она учитывает биологические ритмы двигательной активности и включает ежедневное применение малых форм (вводная гимнастика перед уроками, физкультминутка на уроках, подвижные, или динамические, перемены, подвижные игры на прогулках, домашнее задание по физкультуре) и 2 урока физической культуры в неделю. Общее время двигательной актишшети ~в~-дн«< без урока физкуль^ры-еостагВляет2 ч 50 мин, с1 уроком физкультуры — 3 ч 25 мин. Разработанная программа качественно отличается от общепринятой [17].

Примерный суточный набор движений для детей 7—9 лет (2—4-й класс)

Формируемое Набор движений 7 лет 8 лет 9 лет

качество девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики

Выносливость

Сила

Скоростно-силовые

Ловкость

Гибкость

Непрерывный бег-ходьба, м Передвижение на лыжах, м Езда на велосипеде, м Плавание (кроль) на спине, м Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа Подтягивание на высокой перекладине

Поднимание прямых ног в висе до угла 90°

Попеременное движение ногами вверх-вниз в положении упора сидя, с

Поднимание прямых ног лежа на спине

Прыжки через скакалку в минуту Подбрасывание и ловля мяча разными руками Вращение указательных и других пальцев друг около друга по и против часовой стрелки Сгибание выпрямленных пальцев обеих кистей последовательно, начиная с мизинца в кулак и в обратном порядке Круговые попеременные, одновременные и разноименные движения рук Рывковые движения рук Наклоны

Переходы из положения сидя на паду в положение стоя (ноги врозь, не сдвигая ступней)

600—1300 1200—1300 1000—1500 250-300

8-10

2—3 с поддержкой

800—1500 1500—1800 1500—2000 250—350

10—12

15-20

6-70-

-80

15

2—4

20—30

900—1400 1200—1500 1500—2000 300—500

10—12

2—4

с поддержкой

3-5

25-30

1000-1600 1800—2000 2000—2500 350-600

12—15

3—4

4-6

30—40

1200—1700 1500—1700

1500—2000 2000—2500 2500—3000 500—700 500— 700

12—15

3—4

15—20

4—5

с поддержкой

4-6

40-60

5—7

Более 60

8—10 8—10 10—12 10—12 50-60 80-100 60-80 100

10—20 раз 2—3 раза в день, меняя размер мяча

2—3 раза в день По 5—10 с каждым пальцем

12-80-

■15 100

4—6 раз -3 раза в день

8—9 раз -3 раза в день

15

8—10 раз 3 раза в день

10

По 15 раз каждого вида

20 20 30

10—15 раз 3—-4 раза в день

10

12

12

30

15

Примечание. По выбору детей можно использовать один из видов движений, направленных на формирование выносливости; для движений, формирующих силу, скоростно-силовые качество и гибкость, указана кратность их выполнения.

В ранее проведенных исследованиях [12, 17] было изучено функциональное состояние организма детей в возрасте 6—9 лет, у которых 2 раза в год определяли 27 показателей, характеризующих морфофункциональное развитие, заболеваемость, умственную и физическую работоспособность, двигательные качества.

Проведенные исследования выявили существенно лучшие показатели физического развития и здоровья у детей, занимающихся по экспериментальным программам по сравнению с контролем [12, 13]. Дальнейший анализ (межгрупповой, индивидуальный) позволил выделить «модельных» детей, т. е. детей с оптимальным уровнем изучаемых показателей. В группу «модельных» вошли школьники I группы здоровья, достигшие гармоничного физического развития, биологической, школьной, моторной зрелости, физической подготовленности в соответствии с возрастом, владеющие к окончанию 4-го класса навыкам ходьбы на лыжах, плаванием, ездой на велосипеде. У «модельных» детей была сформирована потребность систематически использовать движения в режиме как учебного, так и неучебного времени. Для каждой возрастно-половой группы «модельных» школьников 1—4-х

классов были рассчитаны значения таких морфо-функциональных показателей, как работоспособность физическая и умственная, физическое развитие, заболеваемость, физическая подготовленность и двигательные умения,— всего 34.

Ретроспективный анализ позволил оценить получаемые «модельными» детьми физические нагрузки, установить значимость каждой из них, составить набор движений для ежедневного использования. Перечень ежедневных движений сгруппирован по признаку формирования физических качеств: скоростно-силовых, выносливости, ловкости, гибкости.

Рекомендуемые примерным суточным набором движения (см. таблицу) в отдельные дни могут быть заменены плаванием, играми с мячом, катанием на велосипеде, коньках, лыжах, туристским походом, оказывающими стимулирующее влияние на формирование почти всех двигательных качеств. Замена суточного набора движений обеспечивается ходьбой на лыжах в течение 1,5 ч или катанием на велосипеде продолжительностью 2— 2,5 ч, играми с мячом, 2—3-часовым походом. Следует учесть, что замена одних движений другими не может полностью компенсировать рекомендуе-

мый суточный набор. Поэтому необходимо использовать дополнительные упражнения в счет комплекса утренней гимнастики, подвижной (динамической) перемены, прогулки.

При составлении набора движений определены не только их перечень, кратность выполнения, но и интенсивность. Не менее '/4—1 /з из них должны выполняться при нагрузке, вызывающей увеличение частоты сердечных сокращений до 140—160 в минуту. Целесообразно также ежедневно в течение 5—15 мин выполнять упражнения, приводящие к повышению этого показателя до 160—180 в минуту.

Приведенный в таблице суточный набор движений, взятый на вооружение медицинскими работниками школ, врачами отделений гигиены детей и подростков СЭС, а также учителями расширяет диапазон мероприятий, направленных на оптимизацию физического воспитания школьников, так как он дополняет раздел медико-педагогического контроля возможностью прописывать «физкульт-рецепты» здоровым детям, добиваться внедрения двигательного отдыха в каждодневную жизнь и тем самым управлять двигательным поведением детей, а не следить за ним (как это определено положением о работе врача в школе), прививать физическую культуру, укреплять здоровье школьников. Недооценка управления двигательным поведением учащихся вызывает задержку формирования [9, 18], а затем и снижение жизненно важных двигательных качеств, физической и умственной работоспособности, ухудшение здоровья учащихся. Об этом свидетельствуют результаты наших наблюдений за детьми контрольных групп как в ближайшие [13, 14], так и в отдаленные периоды исследования [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература 1. Абросимова Л. И. // Научные основы гигиенического

нормирования физических нагрузок для детей и подростков,—М„ 1980,— С. 7—15.

2. Антропова М. В., Полянская Н. В., Сальникова Г. П. // Актуальные вопросы гигиены физических упражнений и спорта.— М., 1968.— С. 77—78.

3. Антропова М. В., Безруких М. М., Ефимова С. П. и др. // Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста.— М„ 1983.— С. 78-100.

4. Болдина Н. А., Лабодаева Ж. П., Фарино Н. Ф., Мике-вич Л. А. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков,—М„ 1984,—С. 172—174.

5. Глейзеров В И. Гигиеническая характеристика двигательного режима учащихся младших классов сельских школ: Автореф. дис.... канд. мед. наук,—Минск, 1981.

6. Громбах С. М. II Гигиена детей и подростков.— М„ 1965,- С. 5-29.

7. Громбах С. М. Ц Вопр. охр. мат.— 1973,— № 12.— С. 3— 7.

8. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.— М., 1973.

9. Лабодаева Ж. П. Гигиеническая характеристика общей двигательной активности детей с ожирением: Автореф. дис. ... канд. мед. наук.— Минск, 1975.

10. Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.— Минск, 1973.

11. Лебедева Н. Г. // Гиг. и" сан,— 1981.— № 8.—С. 24—28.

12. Лебедева Н. Т., Болдина Н. А., Глейзеров В. И., Мике-вич Л. А. // Теор. и практ. физ. культуэы.— 1986.— № ] _£ 29_33.

13. Лебедева Н. Т. // Педиатрия.— 1987,— № 11.— С. 71—78.

14. Матов В. В. II Теор. и практ. физ. культуры,— 1987.— № 2,— С. 43-46.

15. Мотылянская Р. Е., Ерусалимский Л. А. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе,— М„ 1980.

16. Силла Р. В., Теосте М. Э., Салиева К. И., Тариен X. Е. Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков.— М., 1980.— С. 22—28.

17. Фарино Н. Ф. II Вопросы первичной профилактики заболеваний у детей.—Минск, 1986,—С. 156—163.

18. Фарфель В. С. Развитие движений у детей школьного возраста.— М., 1952.

19. Юрко Г. П. II Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков.— М„ 1980.— О. 22—28.

Поступили 14.03.90

#

© И. H. САХАРОВА, Г. Н. АТРОЩЕНКО. 1991 УДК 371.7:572.087-053.5

И. Н. Сахарова, Г. Н. Атрощенко

ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СРОКОВ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пензенский педагогический институт

Одним из объективных показателей здоровья детей является физическое развитие. Данные о физическом развитии широко используются не только в здравоохранении для разработки рекомендаций по охране здоровья детей и подростков, профилактики различных заболеваний, но и в школьной практике для создания научно обоснованных методов обучения и воспитания. В настоящее время в связи с переходом на массо-

вое обучение детей с 6 лет изучение физического развития особенно актуально, тем более что в литературе по вопросу о влиянии ранних сроков начала обучения на физическое развитие и здоровье школьников нет единого мнения.

Ряд авторов отмечают, что подавляющее большинство детей 6-летнего возраста обладают «школьной зрелостью» [1]. Они имеют гармоничное физическое развитие и готовы к система-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.